Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Консультация "Использование разнообразных методов и приемов в развитии познавательной деятельности старших дошкольников со свойствами воды" | Псарева Ирина Валентиновна. Работа №144784

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Псарева Ирина Валентиновна
В этой консультации педагоги могут узнать, какие интересные методы. приемы, занимательные опыты можно использовать с детьми 5-7 лет в познавательной деятельности в детском саду.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 142 города Пензы
Консультация для педагогов на тему:
Использование разнообразных методов и приемов в развитии познавательной деятельности старших дошкольников (ознакомление со свойствами воды)
Воспитатель: И. В. Псарева
Познавательная деятельность активно развивается на протяжении всего дошкольного детства и отличается разнообразием методов и приемов, варьирующихся в зависимости от возраста детей.
Со свойствами воды дети знакомятся на протяжении всего дошкольного возраста: в бытовой деятельности, на прогулке, на специально-организованных занятиях. В продуктивной деятельности.
Для ознакомления со свойствами воды мною были подобраны опыты, позволяющие детям старшего возраста самостоятельно сделать выводы о том, что вода бывает прозрачной, не имеет вкуса и запаха и т.п. Оборудования для опытов с водой очень простое, доступное, практически имеющееся у всех под рукой:
- емкости для воды (желательно прозрачные: пластиковые контейнеры, обрезанные 5-литровые бутылки, одноразовые стаканчики и т.п.);
- пластмассовые одноразовые соломинки (во время опытов находятся у каждого ребенка на индивидуальной салфетке или в стаканчике);
- предметы различного веса (для демонстрации тонут – не тонут);
- пульверизатор;
- тряпочки;
- бумажные, пенопластовые кораблики;
- краски, кисточки, палочки;
- соль, сахар;
- воронки, лейки.
Многие свойства воды дети узнают во время мытья рук, ухода за растениями, наблюдениями на прогулке, во время рисования красками, трудовой деятельности. Задача взрослого: обратить внимание на изменения, происходящие с водой, на ее состояние и попросить ребенка подумать и объяснить, что происходит.
Для активизации любознательности детей можно использовать стихи, потешки, загадки о воде.
Для работы с детьми старшего возраста было составлено перспективное планирование, позволяющее представить материал по теме систематично, во всех видах деятельности. Основной принцип усвоения материала заключался в том, что знания, усвоенные на занятии, закреплялись во всех видах деятельности:
- чтение, рассматривание книг, иллюстраций на выставке в книжном уголке;
- на других занятиях, в различных видах деятельности;
- на прогулке.
Материал в планировании изложен от простого к сложному, знания детей уточняются, обогащаются. Все занятия проводятся с опорой на личный опыт ребенка.
При проведении занятий имеет большое значение подбор иллюстративного материала. Удобно пользоваться иллюстрациями из серии Наглядно-дидактическое пособия, Тематически словарь в картинках.
Разнообразные книги природоведческого содержания так же помогают ребенку получить представление о том, что не входит в его ближайшее окружение. Подбор литературы зависит от возраста и знаний детей.
Большое значение в закреплении и уточнении знаний детей имеет изобразительная деятельность. В процессе рисования дети знакомятся со свойствами воды, уточняют знания в новой ситуации:
- вода смачивает бумагу (смачивание губкой, кистью и пульверизатором происходит по-разному, в зависимости от используемого материала);
- вода не смачивает поверхности, покрытые восковыми мелками;
- вода окрашивается красками, растворенными в ней;
- акварельные краски по-разному окрашивают сухую и мокрую бумагу: на сухую бумагу ложатся достаточно плотно, однородно, а на бумаге, смоченной водой, растекаются.
- вода по-разному задерживается на поверхности кисти и губки;
- вода неодинаково впитывается в бумагу различной степени плотности (акварельная бумага, обычная бумага для рисования, салфетки);
На свойствах воды основаны различные техники рисования: набрызгом, по-мокрому, печатание, батик и др.
Освоение этих техник, основанных на знании различных свойств воды, делает детскую изобразительную деятельность разнообразной и выразительной.
Знания о состояниях воды в природе, использование ее в жизни человека находят свое отражение в детских рисунках на темы:
- Дождливый день, Радуга, Снег идет, Снеговик, Морозные узоры, Деревья в инее, Зима в лесу, Ранняя весна и т.п.
- Кто в море живет, Осьминоги, Аквариум, Корабли в море, Рыбаки, Как я отдыхал летом, Купаем куклу, Катаемся на коньках.
- По мотивам литературных произведений: Золотая рыбка, Деде Мазай и зайцы, Заюшкина избушка, Дворец Снежной королевы, Морозко, Подводное царство, Сказка о царе Салтане.
В аппликации, оригами (Лебеди на озере, Рыбки в аквариуме, Корабли в море, Лодка с парусом) вода может изображаться различными способами: тонированием, обрыванием, печатанием, техникой сухой кисти, акварелью по-мокрому.
В лепке (Рыбки, Морское дно) создают различные пластины с водной тематикой. Фактуру воды можно передавать стекой, сочетанием различных цветов пластилина, нанесенного на рабочую поверхность, печатанием. В работах можно использовать природный материал: ракушки, камешки.
Выставки в книжном уголке на темы ознакомления с водой могут включать в себя не только книги, но и рисунки детей, иллюстрации о профессиях моряка, рыбака, повара, о водных видах спорта (плавание, подводное плавание, синхронное плавание, водный туризм, водное поло, парусный спорт, гребля и т.д.), семейные фотографии отдыха на воде и т.п. Вместе с детьми и родителями можно оформить фотоальбом на водную тематику, используя фотографии, вырезки из журналов, детские работы.
Важными аспектами темы являются разделы Безопасность на воде, Бережем воду.
В работе по разделу Безопасность на воде можно использовать иллюстративный материал Тематический словарь в картинках из серии Я и моя безопасность, Дидактический материал в картинках - Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка. В этих пособиях четко сформулированы правила безопасного поведения на воде и обращения с водой в бытовых условиях. В закреплении этих знаний можно опираться на личный опыт ребенка, созданные проблемные ситуации, его деятельность в повседневной жизни.
Формирование бережного отношения к воде является неотъемлемой частью экологического воспитания. Данный материал широко и системно изложен в программе С.Н. Николаевой Юный эколог. Там же даны иллюстрации на темы: Вода в природе, Вода на службе у человека, Круговорот воды в природе, Вода в различных биосистемах, Состояние воды и др. Опираясь на эти иллюстрации, можно проверить знания детей, предлагая им объяснить содержание рисунков.
Детям и родителям можно предложить разработку и защиту проектов, например:
- Водные обитатели наших рек и озер;
- Жители жарких морей;
- Как мы можем беречь воду;
- Какой бывает вода и др.
Взаимодействие с семьей делает эту работу для детей более значимой, интересной, разнообразной в средствах выражения.
Закрепление и отражение полученных знаний проходит в игровой деятельности, например:
- Подвижные игры: Караси и щука, Море волнуется, Не намочи ноги.
- Сюжетно-ролевые игры: Искупаем куклу, Напоим куклу чаем, Корабль, Моряки, Рыбаки, Путешествие, Пожарные и др.
- Дидактические игры: лото Зеленый друг (водные растения), Золото, Поймай рыбку, Чьи домики и другие игры, в которых присутствует тема воды.
В этих играх уточняется, расширяется, активизируется словарь детей, особенно – глаголы и прилагательные, использование которых наиболее сложно для детей.
Аналогично можно построить работу и по другим темам по ознакомлению с неживой природой.
Список литературы:
Программа воспитания и обучения в детском саду, М. Мозаика-Синтез, 2008.
С.Н. Николаева Юный эколог - программа, М. Мозаика-Синтез, 1999.
И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова Прогулки в детском саду, М., Творческий центр, 2009.
Т.С. Комарова Как научить ребенка рисовать, М., Столетие, 1998.
О.А. Скоролупова Занятия с детьми старшего возраста по теме Вода, М., Скрипторий, 2003.
Наглядно-дидактическое пособие Мир в картинках, Морские животные, М. Мозаика-Синтез, 2009.
Тематический словарь в картинках - Насекомые, животные, пресмыкающиеся, рыбы, М. Школьная пресса, 2007.
Дидактический материал в картинках - Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка, М. Школьная пресса, 2007.
Что ты знаешь о рыбах, Киев, Полиграфкнига, 1994.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×