Статья Консультация "Развитие речевого слуха и внимания у детей дошкольного возраста". Автор: Жданова Ольга Алексеевна

Автор: Жданова Ольга Алексеевна
В консультации рассказывается о том как можно раввивать речевой слух а внимание у детей.


Автор: Жданова Ольга Алексеевна

Консультация «Развитие речевого слуха, внимания у детей».

Жданова О.А.

Речь - одна из важных линий развития ребенка. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка.

Развитие речевого слуха, внимания, особенно важно для успешного развития речевого развития. Уметь сосредотачиваться, внимательно слушать – это одна из важных особенностей человека. Без этой особенности нельзя научиться понимать речь – это основное средство общения между людьми. Ведь если ребенок умеет слушать, то он и научится правильно говорить.

Что такое речевой слух?

Речевой слух – это способность человека воспринимать и различать все нюансы звучащей речи.

Речевой слух подразделяется на:

-фонематический слух – способность различать и воспроизводить звуки речи;

-физический слух – способность улавливать звучащую речь различной громкости и высоты;

-звуковысотный слух – способность слышать, улавливать мелодику речи;

-тональный слух – способность слышать и воспроизводить изменения тембра голоса;

-ритмический слух – способность ощущать внутренний темп речи и воспроизводить её.

При помощи речевого слуха осуществляется контроль произносимого текста, приспособление к тону партнёраслуховые восприятия речи, контроль над звучанием своего голоса. Эту способность надо развивать у ребенка с первых дней жизни.

Воспитание речевого слуха должно быть направленно на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости её звучания:

-правильность произношения звуков;

-чёткость, ясность произношения слов;

-повышение и понижение голоса;

-усиление или ослабление громкости;

- ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи;

-термальную окраску речи, когда ребёнок различает, с просьбой ли к нему обращаются или с повелением.

При развитии речевого слуха работа продвигается от различения (слышу - не слышу) к восприятию (что слышу).

Формирование речевого слуха начинается на материале неречевых звуков. Неречевой слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки и так далее.

На этом этапе важно научить ребёнка различать неречевые звуки по характеру звучаний (разнообразные шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки), акустическим свойствам (громкость, высота, длительность), количеству звучаний, тембру, направлению появлению звука.

Для формирования неречевого слуха существуют очень много специальных упражнений, игр.

- Игра «Молчанка»

Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки….

Послушать звуки за окном.

Что шумит?              (деревья)

Что гудит?                (машина)

Кто кричит?             (мальчик)

Кто смеется?          (девочка)

 

- Внимательно послушайте и определите, какие звуки доносятся:

- из коридора?

- из помещения соседней группы?

- из музыкального зала?

 

- Игра «Найди игрушку»

Выбираем водящего, предлагаем закрыть глаза. Прячем игрушку (за штору, за спину ребенка, в шкаф) и предлагаем найти ее, ориентируясь на силу ударов в бубен (барабан). Если водящий подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка – барабан бьет громко, если удаляется – тихо. Сила звука должна меняться плавно – от сильного к среднему и тихому

- Игра «Найди погремушку»

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга погремушку. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел погремушку.

 

- Игра «Что ты слышишь?»

Познакомить детей со звуками, которые издают различные предметы:

- кубик, ударяясь о пол

- шарик, перекатываясь в стеклянной банке

- газета, если ее разрывать

- перелистывание книги

- резание ножницами и т.д.

Затем эти же действия, но в другой последовательности, педагог производит за напольной ширмой.

Предложить прослушать звуки живой природы в звукозаписи: «Узнай, кто кричит?» (голоса животных); 

«Догадайся, что звучит?» (звуки природы – шум ветра, дождя, моря)

 

Следующий этап - различение высоты, силы, тембра голоса.

На этом этапе дети учатся различать высоту, силу и тембр голоса, слова могут звучать по-разному (тихо – громко, быстро – медленно)

- Игра «Далеко - близко». Попросите ребёнка отвернуться, а сами на разном от него расстоянии попытайтесь произнести какой-либо звук. Это может быть как звучащая игрушка, так и звук вашего голоса или какого-либо музыкального инструмента, к примеру, барабана, колокольчика или дудочки. Ребёнок должен отгадать, далеко или близко находится источник звучания.

 

- «Слова могут звучать громко и тихо». Предложите ребёнку заучить чистоговорку, стихотворение, потешку или считалку. Затем произнести текст сначала шёпотом, затем тихим голосом, а потом громче обычного.

 

- «Слова могут звучать быстро и медленно». Предложите ребёнку произнести текст любой скороговорки сначала быстро, потом медленно и наоборот. К примеру: От топота копыт пыль по полю летит. «Шапка и шубка вот и весь Мишутка».

 

- .Игра «В лесу»

Дети по очереди называют имя водящего (водящий стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал.

Затем игра усложняется: все дети зовут водящего (Ау!), а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры в том, что водящий произносит (Ау!), то тихо, то громко, а дети определяют, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит (Ау!), то громко, то тихо – в зависимости от того, что скажет педагог: «Далеко ушел в лес»

«близко зовет, от самой опушки».

 

- .Игровые задания можно усложнить, например: «Какая собака лает, взрослая или щенок? Какой дождь на улице, проливной, сильный или мелкий, моросящий? И т. д.».

 

- Можно провести такие игры - различать, где гудит пароход (у-у-у) – далеко (тихо), или близко (громко);

Какая дудочка играет, большая (у-у-у) – произносится низким голосом) или маленькая (у-у-у) – высоким голосом.

Кто плачет? – мальчик (а-а-а) – низким голосом, или девочка (а-а-а) – высоким голосом и т.д.

  - Предложите ребенку трех медведей (игрушку или картинку) - большого, среднего и маленького. Расскажите сказку про трех медведей или предложите ему вспомнить ее вместе с вами. Подражайте голосам медведей. Голоса должны быть разной высоты, низкой, средней и высокой. Ребенок должен угадать, какому медведю принадлежит тот или иной голос..

 

- Игра «Колобок» (игра для развития высоты и тембра голоса) »Угадай, кто это говорит». (Взрослый говорит за зайца, медведя и лису разными голосами, дети должны узнать и назвать животных)

- Игра «Лягушачья семейка»

На болоте жили лягушки: лягушка-папа, лягушка-мама и маленький лягушонок. Лягушка-мама квакала вот так: вот так: ква-ква. Лягушка-папа квакал - ква-ква. А лягушонок песенки вот так: ква-ква; ква-ква-ква.

Задание - Угадай, кто квакает: папа, мама или лягушонок? (Взрослый изображает лягушку-маму, лягушонка и лягушку - папа). А теперь ты сам проквакай: как лягушка-папа, как лягушка-мама, как лягушонок.

Очень важно, чтобы развитие речевого слуха, внимания проходило в интересной и занимательной форме с этой целью проводим дидактические игры.

- Игра «Съедобное - несъедобное», »Летает, не летает»;

- Игра «Правильно – неправильно» ( если назову слово не правильно хлопни в ладоши);

- Игра «Горячий – холодный» (на слово горячий дети вытягивают руки вперед);

- Игра «Повтори» (детям называют несколько слов ,они должны их повторить).

Игра »Слушай, повторяй» (дети выполняют движение по словесному указанию педагога)

Рифмы-миниатюры очень богатый материал для развития у детей слухового внимания. Играя и составляя рифмы, дети учатся правильно согласовывать слова в предложениях, верно употреблять лексика - грамматические конструкции,развивают память и связную речь.

В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала -…(шишка)

Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий…(шарик).

Я взял муку и взял творог,

Испёк рассыпчатый… (пирог).

Ты не бойся - это гусь,
Я сама его... (боюсь).

 

Всем известно, что дети любят играть в подвижные игры. Игры со словом имеют большое значение для развития речи и мышления детей. Вот несколько игр, которые может использовать с целью развития слухового внимания.

 

- Игра «Слушай музыку»

Пока звучит музыка, дети могут бегать, прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, нужно остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит вновь.

 

   - Игра «Ветер и птицы»

Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.

Оборудование. Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).

Описание игры. Педагог делит детей на две группы: одна группа – птички, другая – ветер, и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет «дуть ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать

Игра  «Солнце или дождик»

Цель. Развитие слухового внимания,  координации и темпа движений.

Оборудование. Тамбурин или бубен.

Описание игры. Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю».

Педагог проводит игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза.

 

  Игра   «Сделай правильно»

Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.

Оборудование. По два ленточки каждому ребенку, тамбурин или бубен.

Описание игры. Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по две ленточки. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают ленточки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают ленточки.

Можно использовать такие игры как «Великаны и гномы», «Карусель», «Жмурки с колокольчиком" «Гуси и волк», «День и ночь» и другие.

 

Следующим этапом развития речевого (фонематического) слуха ребенка является звуковой анализ слова — придумывание слов на заданный звук, определение места звука в слове (в начале, в конце или в середине слова), различение на слух слов, которые различаются одним звуком, определение на слух звукового состава слов и пр.

 

- Игра, «Какой звук есть в этих словах?» Произнесите три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь – и спросите у ребёнка, какой звук есть во всех этих словах.

- Игра «Назови первый звук в слове». Покажите ребёнку игрушку, например Буратино, и предложите определить, с какого звука начинается его имя. Потом спросите, с какого звука начинаются названия тех или иных животных, предметов, изображения которых есть у вас, или других игрушек.

 

- Игра «Назови последний звук в слове». Покажите ребёнку картинку и попросите назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук.

Последующая работа должна проходить в следующем направлении: деление слов на слоги, различение звуков, работа над предложением звуковой анализ слов с использованием игр, заданий.

Дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи.

Успешное выполнение ребёнком вышеуказанных заданий позволяет значительно улучшить слуховое восприятие речи.

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация

«Развитие речевого слуха, внимания у детей».

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Жданова О.А.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x