Консультация "Развитие речевого слуха и внимания у детей дошкольного возраста" | Жданова Ольга Алексеевна. Работа №206963
Автор: Жданова Ольга Алексеевна
В консультации рассказывается о том как можно раввивать речевой слух а внимание у детей.
Консультация «Развитие речевого слуха, внимания у детей».
Жданова О.А.
Речь - одна из важных линий развития ребенка. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка.
Развитие речевого слуха, внимания, особенно важно для успешного развития речевого развития. Уметь сосредотачиваться, внимательно слушать – это одна из важных особенностей человека. Без этой особенности нельзя научиться понимать речь – это основное средство общения между людьми. Ведь если ребенок умеет слушать, то он и научится правильно говорить.
Что такое речевой слух?
Речевой слух – это способность человека воспринимать и различать все нюансы звучащей речи.
Речевой слух подразделяется на:
-фонематический слух – способность различать и воспроизводить звуки речи;
-физический слух – способность улавливать звучащую речь различной громкости и высоты;
-звуковысотный слух – способность слышать, улавливать мелодику речи;
-тональный слух – способность слышать и воспроизводить изменения тембра голоса;
-ритмический слух – способность ощущать внутренний темп речи и воспроизводить её.
При помощи речевого слуха осуществляется контроль произносимого текста, приспособление к тону партнёра, слуховые восприятия речи, контроль над звучанием своего голоса. Эту способность надо развивать у ребенка с первых дней жизни.
Воспитание речевого слуха должно быть направленно на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости её звучания:
-правильность произношения звуков;
-чёткость, ясность произношения слов;
-повышение и понижение голоса;
-усиление или ослабление громкости;
- ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи;
-термальную окраску речи, когда ребёнок различает, с просьбой ли к нему обращаются или с повелением.
При развитии речевого слуха работа продвигается от различения (слышу - не слышу) к восприятию (что слышу).
Формирование речевого слуха начинается на материале неречевых звуков. Неречевой слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки и так далее.
На этом этапе важно научить ребёнка различать неречевые звуки по характеру звучаний (разнообразные шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки), акустическим свойствам (громкость, высота, длительность), количеству звучаний, тембру, направлению появлению звука.
Для формирования неречевого слуха существуют очень много специальных упражнений, игр.
- Игра «Молчанка»
Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки….
Послушать звуки за окном.
Что шумит? (деревья)
Что гудит? (машина)
Кто кричит? (мальчик)
Кто смеется? (девочка)
- Внимательно послушайте и определите, какие звуки доносятся:
- из коридора?
- из помещения соседней группы?
- из музыкального зала?
- Игра «Найди игрушку»
Выбираем водящего, предлагаем закрыть глаза. Прячем игрушку (за штору, за спину ребенка, в шкаф) и предлагаем найти ее, ориентируясь на силу ударов в бубен (барабан). Если водящий подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка – барабан бьет громко, если удаляется – тихо. Сила звука должна меняться плавно – от сильного к среднему и тихому
- Игра «Найди погремушку»
Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга погремушку. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел погремушку.
- Игра «Что ты слышишь?»
Познакомить детей со звуками, которые издают различные предметы:
- кубик, ударяясь о пол
- шарик, перекатываясь в стеклянной банке
- газета, если ее разрывать
- перелистывание книги
- резание ножницами и т.д.
Затем эти же действия, но в другой последовательности, педагог производит за напольной ширмой.
Предложить прослушать звуки живой природы в звукозаписи: «Узнай, кто кричит?» (голоса животных);
«Догадайся, что звучит?» (звуки природы – шум ветра, дождя, моря)
Следующий этап - различение высоты, силы, тембра голоса.
На этом этапе дети учатся различать высоту, силу и тембр голоса, слова могут звучать по-разному (тихо – громко, быстро – медленно)
- Игра «Далеко - близко». Попросите ребёнка отвернуться, а сами на разном от него расстоянии попытайтесь произнести какой-либо звук. Это может быть как звучащая игрушка, так и звук вашего голоса или какого-либо музыкального инструмента, к примеру, барабана, колокольчика или дудочки. Ребёнок должен отгадать, далеко или близко находится источник звучания.
- «Слова могут звучать громко и тихо». Предложите ребёнку заучить чистоговорку, стихотворение, потешку или считалку. Затем произнести текст сначала шёпотом, затем тихим голосом, а потом громче обычного.
- «Слова могут звучать быстро и медленно». Предложите ребёнку произнести текст любой скороговорки сначала быстро, потом медленно и наоборот. К примеру: От топота копыт пыль по полю летит. «Шапка и шубка вот и весь Мишутка».
- .Игра «В лесу»
Дети по очереди называют имя водящего (водящий стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал.
Затем игра усложняется: все дети зовут водящего (Ау!), а тот отгадывает, кто его звал.
Последний вариант усложнения этой игры в том, что водящий произносит (Ау!), то тихо, то громко, а дети определяют, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит (Ау!), то громко, то тихо – в зависимости от того, что скажет педагог: «Далеко ушел в лес»
«близко зовет, от самой опушки».
- .Игровые задания можно усложнить, например: «Какая собака лает, взрослая или щенок? Какой дождь на улице, проливной, сильный или мелкий, моросящий? И т. д.».
- Можно провести такие игры - различать, где гудит пароход (у-у-у) – далеко (тихо), или близко (громко);
Какая дудочка играет, большая (у-у-у) – произносится низким голосом) или маленькая (у-у-у) – высоким голосом.
Кто плачет? – мальчик (а-а-а) – низким голосом, или девочка (а-а-а) – высоким голосом и т.д.
- Предложите ребенку трех медведей (игрушку или картинку) - большого, среднего и маленького. Расскажите сказку про трех медведей или предложите ему вспомнить ее вместе с вами. Подражайте голосам медведей. Голоса должны быть разной высоты, низкой, средней и высокой. Ребенок должен угадать, какому медведю принадлежит тот или иной голос..
- Игра «Колобок» (игра для развития высоты и тембра голоса) »Угадай, кто это говорит». (Взрослый говорит за зайца, медведя и лису разными голосами, дети должны узнать и назвать животных)
- Игра «Лягушачья семейка»
На болоте жили лягушки: лягушка-папа, лягушка-мама и маленький лягушонок. Лягушка-мама квакала вот так: вот так: ква-ква. Лягушка-папа квакал - ква-ква. А лягушонок песенки вот так: ква-ква; ква-ква-ква.
Задание - Угадай, кто квакает: папа, мама или лягушонок? (Взрослый изображает лягушку-маму, лягушонка и лягушку - папа). А теперь ты сам проквакай: как лягушка-папа, как лягушка-мама, как лягушонок.
Очень важно, чтобы развитие речевого слуха, внимания проходило в интересной и занимательной форме с этой целью проводим дидактические игры.
- Игра «Съедобное - несъедобное», »Летает, не летает»;
- Игра «Правильно – неправильно» ( если назову слово не правильно хлопни в ладоши);
- Игра «Горячий – холодный» (на слово горячий дети вытягивают руки вперед);
- Игра «Повтори» (детям называют несколько слов ,они должны их повторить).
Игра »Слушай, повторяй» (дети выполняют движение по словесному указанию педагога)
Рифмы-миниатюры очень богатый материал для развития у детей слухового внимания. Играя и составляя рифмы, дети учатся правильно согласовывать слова в предложениях, верно употреблять лексика - грамматические конструкции,развивают память и связную речь.
В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала -…(шишка)
Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий…(шарик).
Я взял муку и взял творог,
Испёк рассыпчатый… (пирог).
Ты не бойся - это гусь,
Я сама его... (боюсь).
Всем известно, что дети любят играть в подвижные игры. Игры со словом имеют большое значение для развития речи и мышления детей. Вот несколько игр, которые может использовать с целью развития слухового внимания.
- Игра «Слушай музыку»
Пока звучит музыка, дети могут бегать, прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, нужно остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит вновь.
- Игра «Ветер и птицы»
Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.
Оборудование. Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).
Описание игры. Педагог делит детей на две группы: одна группа – птички, другая – ветер, и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет «дуть ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать
Игра «Солнце или дождик»
Цель. Развитие слухового внимания, координации и темпа движений.
Оборудование. Тамбурин или бубен.
Описание игры. Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю».
Педагог проводит игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза.
Игра «Сделай правильно»
Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.
Оборудование. По два ленточки каждому ребенку, тамбурин или бубен.
Описание игры. Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по две ленточки. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают ленточки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают ленточки.
Можно использовать такие игры как «Великаны и гномы», «Карусель», «Жмурки с колокольчиком" «Гуси и волк», «День и ночь» и другие.
Следующим этапом развития речевого (фонематического) слуха ребенка является звуковой анализ слова — придумывание слов на заданный звук, определение места звука в слове (в начале, в конце или в середине слова), различение на слух слов, которые различаются одним звуком, определение на слух звукового состава слов и пр.
- Игра, «Какой звук есть в этих словах?» Произнесите три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь – и спросите у ребёнка, какой звук есть во всех этих словах.
- Игра «Назови первый звук в слове». Покажите ребёнку игрушку, например Буратино, и предложите определить, с какого звука начинается его имя. Потом спросите, с какого звука начинаются названия тех или иных животных, предметов, изображения которых есть у вас, или других игрушек.
- Игра «Назови последний звук в слове». Покажите ребёнку картинку и попросите назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук.
Последующая работа должна проходить в следующем направлении: деление слов на слоги, различение звуков, работа над предложением звуковой анализ слов с использованием игр, заданий.
Дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи.
Успешное выполнение ребёнком вышеуказанных заданий позволяет значительно улучшить слуховое восприятие речи.
.
Консультация
«Развитие речевого слуха, внимания у детей».
Воспитатель:
Жданова О.А.