Консультация «Самостоятельная музыкальная деятельность как форма организации музыкального воспитания в ДОУ» | Елена Геннадьевна Смурова. Работа №264667
Автор: Елена Геннадьевна Смурова
Консультация поможет правильно выстроить работу педагога при организации самостоятельной музыкальной деятельности детей.
Консультация «Самостоятельная музыкальная деятельность как форма организации музыкального воспитания в ДОУ»
Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду - один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей - деятельность по инициативе самих детей.
Самостоятельная деятельность детей ярко проявляется в музицировании. Детское музицирование включает пение, ритмические движения и игру на музыкальных инструментах.
Музицируя самостоятельно, дети поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах по собственной инициативе.
Ветлугина определила формы проявления самостоятельной музыкальной деятельности детей:
- сюжетно-ролевые игры (напевание);
- самообучающие упражнения (один ребенок показывает другому как надо играть на музыкальных инструментах);
- в виде художественной самодеятельности, когда дети демонстрируют свои умения в исполнении знакомых попевочек.
В самостоятельной деятельности качество исполнения произведений, как правило, несколько хуже, чем на занятии (ребенок поет без сопровождения), но ценность ее велика, так как она свидетельствует о сформировавшемся интересе к музыке, о состоявшемся развитии музыкальных способностей.
Самостоятельные музыкальные проявления у детей в некоторой степени могут быть показателем работы музыкального руководителя на занятиях.
К основным источникам самостоятельной музыкальной деятельности детей могут быть отнесены:
- музыкальные занятия;
- праздники и вечера развлечений;
- театральные постановки и концерты;
- телевидение, видео, мультфильмы;
- окружение (семья).
Ребенок должен, прежде всего, иметь желание выразить свое отношение к близким людям, окружающей действительности с помощью музыки: напевая, танцуя или подбирая простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах. Но подобное про исходит только тогда, когда у детей воспитан интерес к музыке, желание музицировать и когда они владеют необходимыми музыкальными умениями и навыками.
И, конечно же, ребенок должен иметь необходимые условия для реализации своих замыслов: ему могут понадобиться инструменты, игрушки, различные пособия и, безусловно, помощь - руководство взрослого, педагога. Иначе появившиеся желания тут же могут погаснуть, если малыш забыл слова или мелодию, а их некому напомнить, или под рукой не оказалось нужного музыкального инструмента, или нет желающих его послушать (т. е. нет соответствующей ситуации для выполнения замысла).
Руководство педагога (или родителей) здесь носит косвенный характер. Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удастся самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.
Одним из условий, которые обеспечивают самостоятельные музыкальные проявления детей, также является умение педагога использовать музыкальный репертуар в повседневной жизни детского сада. Ведь этот материал по тематике, технике исполнения должен быть доступен и привлекателен для ребенка.
Взрослые обязаны поддержать ребенка, создать ему условия для творчества. Музыкальный руководитель, воспитатели должны не только продумывать репертуар и предоставлять детям музыкальные инструменты, игрушки, пособия, но и научить способам самостоятельных действий, чтобы они смогли применить их в дальнейшем. Уже на занятиях необходимо приучать дошкольников к самостоятельности, предлагая спеть песенку, придумать, как пляшут трусливый заяц, косолапый медведь и т. д.
Создание определенной материальной среды - «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др. является условием самостоятельной музыкальной деятельности детей.
Структура самостоятельной деятельности (по Н.А. Ветлугиной):
1.Возникновение художественного замысла, продиктованного мотивами и художественным опытом ребенка. На этом этапе осуществляется выбор вида деятельности, привлечение участников, распределение ролей, подготовка материалов.
2.Самостоятельные действия по реализации замысла, определяемые уровнем владения способами переноса имеющегося опыта в новые условия.
3.Совершенствование и коррекция замысла и способов реализации.
4.Формы самостоятельной музыкальной деятельности. Факторы, влияющие на ее возникновение и протекание.
Для самостоятельного музицирования дети используют различные виды музыкальной деятельности.
Музыкальные игры и танцы имеют наибольшие возможности для самостоятельных действий детей. Часто они включаются в сюжетно- ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место.
Среди игр основное место занимают «музыкальное занятие» и «концерт», основанные на опыте, приобретённом детьми, главным образом на музыкальных занятиях.
Играя в «музыкальное занятие», дети распределяют между собой роли взрослых: музыкального руководителя, воспитателя. В процессе игры копируют не только поведение и интонации взрослых, но и структуру самого занятия.
«Музыкальное занятие» в детской игре может иметь и более сложную форму, объединяя несколько видов музыкальной деятельности.
В игре «Концерт» дети организуют чередование различных «номеров» , исполняемых группой детей – «артистов», для своих друзей, играющих роль «зрителей». Здесь непременно участие ребёнка – «ведущего».
Ещё одним из вариантов музыкальной игры детей можно назвать «оркестр». Выбирается «Дирижёр», назначаются «Оркестранты» и дети выбирают несложную мелодию, исполняя её, они беспрекословно подчиняются управлению «Дирижёра».
Очень значимыми для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Дети сами сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения.
В других сюжетно – ролевых играх они используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в «парад» дети просят воспитателя поставить «Марш», который звучал на празднике, посвящённом «Дню Победы» или «Дню защитника Отечества». Или девочки, укладывая кукол спать, поют им колыбельные.
В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Угадай, на чём играю?», «Узнай песню по картинке» и другие. Например в игре «Два барабана» один ребёнок отстукивает ритмический рисунок, а второй должен точно его воспроизвести на другом барабане или выложить на фланелеграф.
В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на различных детских музыкальных инструментах, исполняя разученные на музыкальных занятиях попевки, песенки, услышанные где-то мелодии, или сочиняют свои. Интересно у старших дошкольников проходят инсценировки с использованием музыкальных инструментов. Инструменты в этом случае характеризуют какого-то персонажа или говорят за него. Музыкальные инструменты дети могут использовать индивидуально, объединяясь по 2-3 человека или, по своей инициативе, объединяется в оркестр вся группа.
Так же в самостоятельной практике детей может иметь место и слушанье. Когда воспитатель, по просьбе детей, ставит кассету или диск, и вся группа слушает вокальную, инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств.
Форма протекания самостоятельной музыкально-игровой деятельности ребенка определяется ее типом (воспроизводящая или творческая деятельность). Воспроизводящая деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети упражняются в каком-либо умении — например, в игре на детских музыкальных инструментах. В творческой деятельности дети сочиняют, подбирают по слуху мелодии, наигрывая их на металлофоне, придумывают новые танцевальные движения, варианты игры или театрально-игровую сценку, т.е. они ищут свои варианты и способы действия.
Для творческой деятельности характерны такие организационные формы, как:
а) сюжетно-ролевые игры;
б) игра-импровизирование на детских музыкальных инструментах;
в) песенные и танцевальные импровизации;
г) театрализованные представления импровизационного характера.
Однако в исполнительской деятельности дети зачастую комбинируют элементы воспроизводящих и творческих действий и используют такие формы, как:
а) игра с пением;
б) музыкально-дидактические игры, дополненные собственными вариантами;
в) сюжетно-ролевые игры (музыкальные игры-сказки, истории, концерт и прочее);
г) театрализованные представления с включением элементов импровизации (спектакль-игра);
д) импровизированные развлечения, построенные детьми на основе известных вариантов телепередач, мультфильмов и прочего;
е) импровизированные ансамбли и оркестры.
Наличие богатой по содержанию и формам ее организации самостоятельной музыкально-игровой деятельности свидетельствует о достаточно высоком уровне развития детей, о наличии глубоких внутренних переживаний и способности актуализировать их в своем опыте. Самостоятельность ребенка, характер его музыкальных интересов, потребностей, предпочтений является показателем личностного отношения к тому, что он усваивает в процессе музыкального опыта. Весь комплекс характеристик самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей можно рассматривать в качестве свидетельства успешности музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Деятельность может выражаться в форме «художественной самодеятельности» (с демонстрацией песен и танцев), в форме взаимообучающих упражнений, похожих по характеру на индивидуальные занятия (но возникающие исключительно по инициативе самих детей), или в форме сюжетной игры, в которой роли распределены на музыкантов и слушателей. Были случаи, когда ребята просто напевали, выходя на прогулку, рассматривая книжку и т.п.
Наиболее распространенные формы детского музицирования– действия небольшой группой участников или индивидуальные. Если эта деятельность яркая, интересная, с элементами нового, неожиданного, она способна на некоторое время привлечь внимание остальных ребят.
Обобщая формы организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников, можно отметить две, наиболее часто встречающиеся. Это сюжетно-ролевая игра, когда дети выбирают тему под влиянием различных музыкальных заданий («ищем таланты», «концерт», «игра в оркестр», «музыкальные занятия» и т.д.), распределяют роли, и сюжет получает свое развитие. Другую форму можно отнести к играм-упражнениям, преимущественно самообучающего характера, во время которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте или разучивая танцевальное движение. Но такая самоорганизация, конечно, не исключает и других индивидуальных проявлений детского творчества.
Не редко, просят ребят придумать движение, для какого-либо танца. Такие творческие эксперименты проходят довольно удачно. Так же, используют самостоятельность одаренных детей в своих целях. Просят поработать в группе с детьми, у которых не получается то или иное движение. Этот опыт оказывает огромную помощь в работе над тем или иным танцем.
Самостоятельная деятельность является одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду. Научная педагогика рассматривает термин «самостоятельная деятельность» следующим образом:
свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Самостоятельная музыкальная деятельность является одной из сложных форм организации музыкальной деятельности детей, поскольку возникает она при наличии следующих условий:
-интереса ребенка к музыки;
-наличия устойчивых умений, навыков детей, полученных на музыкальных занятиях;
-запаса музыкальных впечатлений;
-создания условий в групповом музыкальном центре;
-создания условий в семье.
Музыкальный руководитель открывает ребенку дверь в мир музыки, учит его правильно воспринимать язык музыкальных образов, вызывает и поддерживает интерес к музыкальному искусству. Разнообразие используемых педагогом методов и приемов, включение детей в разные виды музыкальной деятельности способствуют тому, что музыкальные занятия становятся источником для творческого вдохновения детей. Навыки и умения, полученные детьми на занятиях, переносятся в самостоятельную деятельность.
Для того чтобы самостоятельная музыкальная деятельность детей была активной, важно, как отмечает С.И.Мерзлякова, уделять огромное внимание воспитанию инициативы, самостоятельности детей на музыкальных занятиях.
В процессе слушания музыки важно создание «поисковых ситуаций», в которых дети самостоятельно ищут ответ на поставленный вопрос, совместно с педагогом анализируют прослушанное произведение, высказывают свое отношение к музыке.
В пении педагогу следует обратить внимание на самостоятельное исполнение песен дошкольниками в сопровождении и без сопровождения инструмента, а также на включение в музыкальное занятие заданий на развитие песенного творчества.
В музыкально-ритмической деятельности дети учатся самостоятельно двигаться в пляске, хороводе. Используя знакомые элементы танцев, комбинируют их по-новому, придумывают новые движения, построения. Музыкальные игры, задания на развитие танцевального творчества, инсценировки песен развивают креативность, воображение, фантазию, т.е. качества, которые так необходимы для развития активной самостоятельной деятельности дошкольников.
Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у детей большой интерес. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать, подбирать мелодии по слуху. Разученный репертуар, не представляющий уже трудности, дети переносят в быт, используют в своих играх.
Таким образом, музыкальный руководитель, грамотно организуя музыкальное занятие, способствует приобретению форм самостоятельного поведения дошкольников.
Источником вдохновения для детского творчества являются не только музыкальные занятия, но и праздники, различные виды развлечений (тематические концерты, театральные постановки, музыкальные вечера, игры, хороводы и т.д.). Они обогащают детей положительными эмоциями, расширяют представления об окружающем мире, развивают инициативу, творческую выдумку.
Для успешной адаптации ребенка в современных условиях, развития его музыкальных способностей, творчества и полноценной самореализации необходима гармонично-развивающая среда пребывания.
Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей. Её содержание следует системно усложнять по возрастам, наполняя проблемностью, что позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.