Статья Консультация "Требования к предметно-развивающей среде ДОУ". Автор: Емельяненкова Ольга Борисовна

Автор: Емельяненкова Ольга Борисовна
С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами стандарта и направлены на познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно–эстетическое, физическое развитие воспитанников. 

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная  среда в дошкольной организации предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.


Автор: Емельяненкова Ольга Борисовна

 

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка-детский сад № 123 «Планета детства»

 

Утверждаю:

Заведующая МАДОУ

«ЦРР-детский сад №123

«Планета детства»

_____________ Е.В.Иванова

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей: «Требования к организации пространственно азвивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

 

 

Составила: воспитатель Емельяненкова О.Б.

 

 

 

 

 

 

 

г. Саратов

2017 год

 

 

 

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами стандарта и направлены на познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно–эстетическое, физическое развитие воспитанников. 

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная  среда в дошкольной организации предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников.

I. Принцип безопасности:

1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).

2. Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.

3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.

4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.

II. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.

III. Принцип соответствия

- возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,

- индивидуальным особенностям,

- специальным особенностям ребенка.

Игровая продукция, которая должна категорически отсутствовать, т.к. она оказывает негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребѐнка.

 Игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребенка:

 - оправдывающие или провоцирующие причинение себе каких-либо телесных повреждений или совершение самоубийства;

- содержащие в себе скрытые побуждения, пропаганду или рекламу употребления наркотических и веществ, а также алкогольных напитков, пива, и табачных изделий.

Игрушки устрашающего характера:

- способные сильно испугать ребенка, вызвать появление у детей устойчивых страхов, тревоги;

- детально изображающие или моделирующие последствия смерти, тяжелых заболеваний, травм, увечий, следов обильного кровотечения.

Игрушки, оправдывающие или провоцирующие на жестокость и агрессию, либо формирующие наклонности детей как поведение жертвы:

- побуждающие к жестокому обращению в отношении людей или животных;

- провоцирующие у ребенка агрессию по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры или сама сюжетная игрушка;

- изображающие или моделирующие бесчеловечное обращение, включая пытки, а также иные деяния, причиняющие особые физические или психические страдания человеку или животному.

Игрушки, основанные на сочетании психологически несочетаемого – например, сладкого и смертельного.

Игрушки, натуралистически изображающие или моделирующие выделительные процессы человеческого организма или организма животного

Игрушки, изображающие или моделирующие гениталии человека или животных.  

Игрушки, доминантой игрового замысла которых является активное манипулирование ребенком; вызывая игровую ситуацию, навязывающую ребенку зависимость его игрового поведения от электронной программы, заложенной в игру.

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям. Предметное содержание должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям.

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с ФГОС, что соответствует гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиями.

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x