консультация "В мире сказок с музыкальными и шумовыми инструментами" | Гнездилова Татьяна Петровна. Работа №275886
Автор: Гнездилова Татьяна Петровна
Одной их самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Их так много, и они такие разные.И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Нам, взрослым, только кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или симфоническом оркестре. На самом деле это не так - фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки.
И в этих сказках вы в этом убедитесь.
Одной из самых увлекательных доступных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок - шумелок. Забавное и шумовое оформление музыкальными инструментами обеспечат интерес при рассказывании даже самой простой, давно известной ребёнку сказки, откроет увлекательный мир музыкального творчества.
Исполнение детьми сказок – шумелок способствует развитию у детей творческой фантазии, умение различать громкость и звуковые оттенки музыкальных шумовых инструментов, обучают способам и приемам игры на них, навыкам общения.
Слушая сказки, дети учатся ждать, пока начнет играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки, умения управлять своим поведением. Они дают возможность ребенку экспериментировать, возможность выразить себя, а нам нетрадиционно организовывать взаимодействия с ребёнком.
Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.
Но все-таки, выбирая текст для сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
Первое время ребёнку лучше предлагать инструмент, если он затрудняется, а затем дать возможность самому выбирать и исполнят, так как он это представляет.
Это очень увлекательный и интересный процесс. После прослушивания сказки сначала вместе с детьми импровизируйте различными звуками, в соответствии с ситуацией сказки (шум дождя, полёт бабочки, голос лягушки, появление медведя, зайчика, мышки и т.д.). Затем ребенок к каждому герою пусть подберет похожие по звучанию инструменты, передавая ритм (бежит лиса, скачет лошадка, прыгает заяц). Данные игровые упражнения помогли озвучить тексты не только русские народные, но и авторские сказки. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы. Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированную творческую инициативу ребёнка.
Совместно с детьми можно сочинять свои сказки с полюбившимися героями из мультфильмов, но и придуманными самими детьми.
А когда сказка готова её можно показать близким.
Сказки – шумелки:
Колокольчик ослика
Ослик очень любил гулять (стук по баночке).
Но он был маленьким и потому всё время терялся. Выйдет на улицу (стук по баночке).
а там так интересно. Вот дерево шуршит листочками (шуршание бумагой). Ослик много раз его видел, но прилетели бабочки (листик бумаг слегка шуршит)
и дерево вдруг расцвело удивительными цветами.
Или солнечные зайчики скачут, а Ослик с ними весело бегает, ножками топает (стук по баночке).
Или найдёт скорлупку от ореха постучит по ней копытце (стук орешками)
и думает: «Для чего она нужна?» А потом приделает к ней листик — вот и кораблик получился. Можно в плавание отправлять (шум дождя)
Пустит он кораблик по ручью, и сам за ним бежит. (стук по баночке). Заиграется ослик на улице и не знает какая дорожка к дому ведёт. Сядет под кустиком (шуршание бумагой)
и ждёт, пока его найдут.
Устала мама искать ослика и повесила ему на шею колокольчик (колокольчик или звон карандаша о края рюмочки)
Колокольчик весело звенит и рассказывает маме, где сейчас ослик (колокольчик или звон карандаша о края рюмочки)
И хотя колокольчик висел у ослика на шее, он всё время у всех спрашивал:
— Простите, вы не знаете, где это звенит? (колокольчик или звон карандаша о края рюмочки)
Такая красивая музыка, будто кузнечики на скрипках играют (коробочка с натянутими резиночками)
Вот такой рассеянный.
Но однажды ослик, задремав, качнул головой (колокольчик или звон карандаша о края рюмочки)
и понял — это звенит в его сне (колокольчик или звон карандаша о края рюмочки)
Так он и говорил каждому:
— У меня очень звонкие сны, с колокольчиком (колокольчик или звон карандаша о края рюмочки)
И все взрослые улыбались, а все маленькие завидовали.
Чей голос лучше
Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше.
«У меня просто волшебный голос», - сказал большой хрустальный
бокал. И он зазвенел (треугольник или бокал)
«У нас тоже очень приятные голоса», - сказали две чашечки. Одна из них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе и они подружились. «Мы вместе можем сыграть песенку», - сказали чашечки и зазвенели (две чашечки или металлофон).
« Мы тоже умеем играть», - сказали деревянные ложки, сыграли что-то весёлое (деревянные ложки).
«Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с крупой. «У меня тихий, но интересный голос». И она загремела (баночка с крупой или маракас)
«Разве это музыка?», - закричала большая картонная коробка. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и она громко застучала (коробка или барабан).
«Голос громкий, но не очень приятный»,- сказала большая сковородка. «Послушайте теперь меня». И она зазвонила, как колокол (сковородка или тарелка)
Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала:
«Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!»
И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку, а мама запела. И это был самый лучший голос (веселый оркестр).
Лесные подарки
Идет по лесной чаще Мишка (барабан),
а на встречу ему косулю бежит (кастаньеты).
- Я иду домой, только плохо без подарка возвращаться домой к ребятам, - говорит Миша (вздыхает)
- Погоди, сейчас я приготовлю тебе кое-что и скажу всем лесным жителям, что ты нужны подарки для ребят. И убежала (кастаньеты).
Мишка сел на поваленную сосну и принялся ждать.
Вскоре косуля прибежала снова (кастаньеты).
- Вот возьми бусы из рябины - от проворной косули (шумелка наполненная горошком)
За нею летел дятел (шелест бумаги).
Это кусочек коры, из которого можно смастерить кораблик (скук палочек).
а следом за дятлом прыгала белочка со своим огненно-рыжим хвостом (шумелка).
- От белочки мешочек с лесными орехами (стук орешками).
- Вот так лесные подарки! — обрадовался Мишка и поблагодари лесных жителей.
Упрямый медвежонок
Шел однажды медвежонок по лесу (барабан).
Захотелось ему медку поесть. Вдруг видит он улей, а пчелы в нем так и жужжат (расчёска).
Знал медвежонок, что связываться с пчелами опасно. Но уж очень ему медку хотелось. «Авось не покусают», - подумал медведь и полез на дерево (трещетка).
Тут пчелы накинулись на него и стали жалить (расчёска).
Завыл медведь, застонал (голос) еле ноги унес (барабан).
Бежит по лесу, а сам пчелам грозит: (барабан).
–Вот уж я вас! Спилю сейчас сук побольше и всех вас разнесу!
Вскарабкался он на дерево (трещетка).
Сел на самый толстый сук (тёрка)
и начал его пилить (дрова)
Летела мимо птичка-синичка (дудочка).
- Не пили, мишенька, а то гнездышко моё разоришь и сам упадешь! – прощебетала она тоненьким голоском (свистулька).
- Без тебя обойдусь!- прорычал мишка в ответ. А сам дальше пилит (терка).
Скакала по веткам белочка: (стук орешками).
- Перестань, мишка, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!
- Скачи своей дорогой, - буркнул медведь. А сам дальше пилит (терка).
Не слушает медведь никого, знай себе пилит (тёрка).
Тут мимо ворона пролетала и каркнула: (голос).
- Ой, упал медведь! Сук (смять стаканчик пластиковый)
обломился и рухнул (барабан).
Упал медведь с дерева. Все бока отшиб. Заплакал, застонал(голос).
- Простите меня, друзья, всех обидел и сам пострадал.
Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли ему подняться. И впредь наказали: - Никогда не пили сук, на котором сидишь!»
Встреча с Козликом
Шел Мишка по тропочке (барабан), долго он шел(барабан).
Вдруг выскочил на тропку Козлик (камешек о камешек).
- Моя тропка! — кричит Козлик. — Посторонним ходить воспрещается!
Наклонил голову, застучал копытцами(камешек о камешек).
хотел забодать Мишку.
Очень испугался Мишутка Козлика. Сел на тропку (удар в барабан)
И даже не смог пошевелиться. А ведь только что торопился…
Увидела это пролетающая Сорока (шелест бумаги)
и застрекотала: — Козлик! Козлик! Тебя мама-коза ищет!
Поднял Козлик голову,
а Мишка — юрк! ( металлофон)
— у него между ногами, словно в воротца.
— Скажи, Сорока, моей маме, что мне некогда, — проворчал Козлик и вновь опустил рожки.
Так и простоял Козлик весь вечер на тропке.
Сказка про овечку
Одна маленькая овечка отбилась от стада и пошла в другую сторону. Сначала по травке (шуршим пакетом),
потом по камушкам (стучим камнем о камень),
потом она дошла до ручейка (перелить воду из стакана в стакан).
И вот, она поняла, что заблудилась. Ей стало страшно, она стала звать на помощь (поблеять).
Но никто ее не слышал, только ветер дул в ответ (подуть в трубочку).
У маленькой овечки был звонкий колокольчик, он звенел вот так (позвенеть в колокольчик).
Пастух посчитал овечек и увидел, что одной не хватает. Потом он услышал, как где-то далеко звенит колокольчик (опять позвенеть колокольчиком, но накрыв чем-то, чтобы приглушить звук).
Пастух отправился искать свою овечку. Сначала по травке шел (шуршим пакетом),
потом по камушкам (стучим камнем о камень),
потом он перешел быстрый ручей (перелить воду из стакана в стакан).
Пастух нашел овечку и она радостно заблеяла (голос).
И они пошли домой. Сначала перешли быстрый ручей (перелить воду из бутылки в стакан),
потом пошли по камушкам ( стучим камнем о камень),
потом по травке
( шуршим пакетом).
Вот они и дома. Все овечке обрадовались и заблеяли (все дети говорят «бе-е-е»).
В «музыкальных сказках – шемелках» вы с детьми можете более полно проявить свои творческие возможности, ближе соприкоснуться с миром звуков. Фантазируйте, творите музыку, играйте с музыкой и пусть она станет частью вашей жизни!
Консультацию подготовила муз. руководитель Гнездилова Т.П.