Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Консультация ☼☼☼☼☼☼☼☼☼ | Зиангирова Нурия Ханифовна. Работа №233710. Номер работы: №233710

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Зиангирова Нурия Ханифовна
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи.

В работе по формированию связной речи детей использую хорошо известные и отработанные методы, как:

оставление рассказа по картине и по серии сюжетных картин.

пересказ литературных произведений.

описание игрушки.

рассказы детей из опыта.

творческие рассказы (по заданному началу, придумывание рассказа).

и др.

Игровые методы и приёмы активизации связной речи дошкольников (из опыта работы).

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

        Бежит среди камней, чиста, нетороплива,      

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!»  

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

1) речь  становится основой для дальнейшего развития ребенка; дошкольный возраст – это расцвет речевой активности ребенка, формирование всех сторон речи, усвоение дошкольником норм и правил родного языка;

2) речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;

3) значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;

4) постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;

5) существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

6) глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе. Поэтому важно начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи.

В работе по формированию связной речи детей использую хорошо известные и отработанные методы, как:

оставление рассказа по картине и по серии сюжетных картин.

пересказ литературных произведений.

описание игрушки.

рассказы детей из опыта.

творческие рассказы (по заданному началу, придумывание рассказа).

и др.

Известные ученые Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления.

Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т. е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

Можно использовать хорошо известные методы и  внести в них что-то новое и нетрадиционное.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

Бедность речи. Недостаточный словарный запас;

Употребление не литературных слов и выражений;

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать

  

 вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

Трудность в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;

Плохая дикция.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, в работе по обучению детей связной речи использую приемы мнемотехники. Мнемотехника — в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих  успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. С помощью мнемотехники решаю следующие задачи:

Развитие связной и диалогической речи;

Развитие умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по

мнемотаблице

и коллажу;

Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);

Содействовать решению дошкольниками изобразительных задач сказочного, игрового, экологического характера и др.

Мнемотаблицы — схемы помогают детям выстраивать:

строение рассказа;

последовательность рассказа;

лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

А также служат:

для обогащения словаря;

при обучении рассказыванию (творческих и описательных рассказов);

при пересказах художественной литературы;

при отгадывании  и загадывании загадок;

 при заучивании стихов (в данный момент работаю над проектом).

Так же для развития связной речи использую различные дидактические игры: речевые, настольно-печатные, которые развивают также внимание, логическое мышление, навыки самопроверки.

Игровые приемы, способствующие развитию фантазии детей и, как следствие, развитию связной речи.

 «Оживление» предмета

Любая вещь наделяется человеческими чувствами, желаниями, манерой поведения. Например, ребенок или взрослый берет на себя роль холодильника. Что может хотеть холодильник? Чтобы в нем было как можно больше вкусных продуктов. Чего он может опасаться? Чтобы их у него не отобрали. Какая история могла с ним произойти? Однажды холодильник купил тысячу брикетов мороженого и пошел в парк, чтобы раздать их детям.

Дошкольники вообще склонны оживлять мир. Например, дети считают облака живыми, так как они движутся. Предлагаемая игра позволяет ребенку четко различать мир реальный, где «вольности» не всегда допустимы, и мир воображаемый, где возможны любые преобразования и превращения.

Прием «овеществления»

Живое наделяется свойствами неживого. Например: «человек-сосулька». Надо показать действия этого человека, рассказать где он живет, что ест, как ходит, чего опасается. (Дети, сосульки живут в холодильнике, питаются снегом и любят сахар. Больше всего они боятся тепла. Из своей квартиры - холодильника они выходят только зимой и осторожно, чтобы не разбиться, гуляют и т.д.).

Прием «Клякса»

Капнуть на лист пятно чернил. Можно краски, туши, гуаши. Повертев лист дать растечься. Дети смотрят на бесформенное, на первый взгляд пятно, и включая свою фантазию, и при этом должны увидеть очертания какого- либо предмета (животного, человека и т.д.) и описать его. Здесь же можно использовать песок, фасоль, бисер и т.д.

Прием «Музыка»

Педагог включает какую-нибудь ранее изученную на уроках музыки мелодию. Например, вальс Штрауса «Французская полька». Под музыку ребенок представляет где он находится, что делает, как он одет, как кружится по залу и т.д. и рассказать это педагогу, либо друг другу. В вальсе «Сказки Венского леса» можно услышать и пение птиц, и шум деревьев, и ауканье, что позволяет детям фантазировать в ходе своего рода игры.

Синквейн

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника

В чём же его эффективность и значимость? Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. В-третьих, синквейн является игровым приемом. В-четвертых, составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. В-пятых, составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Схема составления синквейна:

1 строка: одно существительное, выражающее главную тему синквейна

2 строка: два прилагательных, выражающие главную мысль;

3 строка: три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка: предложение, несущее определенный смысл;

5 строка: существительное ассоциация с первым словом

Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:

Лексическая тема: «Время года»

Зима

Снежная, холодная

Морозит, метет, восхищает

Серебристым снегом укрывает землю

Волшебница

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Таким образом систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием различных приемов и методов, д/и, упражнений, занимательного материала, наглядных пособий:

Связная речь соответствует критериям программы и стандартам;

Словарный запас из пассивного (в основном), превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе;

Дети активнее стали работать на занятиях. У них повысилась наблюдательность, внимание, память, усидчивость, повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление;

Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они стали с желанием общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.

Появился интерес к заучиванию стихов;

Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед  аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

Итак, обучение детей для меня — это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Я буду и дальше работать в этом направлении, т. к. связная речь является одним из важных критериев развития способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Литература:

М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

В.В.

Коноваленко

, С.В.

Коноваленко

«Развитие связной речи»;

М. Кольцова «Ребёнок учится говорить»;

 А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;

 М.А. Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;

 З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»;

 «Игра дошкольника» под ред. С.Л.

Новосёловой

;

 А.П. Усова «Роль игры в воспитании детей»;

 А.И. Максакова, Г.А.

Тумакова

«Учите, играя»

Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятия / под ред. Ушаковой О. С. М.: ТЦ Сфера. 2015.176 с.5-37.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×