Автор: Стрелкова Марина
- Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом, так как с её помощью человек выражает свои мысли, чувства и желания.
- Психолог В. Штерн приводит следующие данные по каждому возрасту: в 1, 5 года - ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года - 1000-1200 слов, в 6 лет - 2500-3000 слов.
- -Однако у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, это зависит от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.
- В 3-5 лет ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает языковую действительность.
- К 5-ти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Ведущей формой общения становится познавательная. Высказывания ребенка начинают напоминать короткий рассказ.
- К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения.
- На протяжении всей нашей жизни - речь является основным средством общения людей. Психологи считают, что от уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие.
- Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности человека.
- О том, что тонкая (пальцевая) моторика и речевое развитие взаимосвязаны известно уже давно… В давние времена еще наши прапрабабушки, воспитывая детей, использовали такие игры как «Ладушки» и «Сорока-сорока кашу варила».
- Помните, что, играя с ребенком в разные игры с использованием потешек и стишков, играя с пальчиками, ладошками и ручками, развивая тонкую моторику, Вы не только будете развивать своего ребенка, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии Вашего малыша.
- Вот такие игры и упражнения могу порекомендовать Вам для домашних занятий:
- Поиграйте в сказку и предложите своей маленькой доченьке превратиться в Золушку… Пусть она поможет Вам и разложит в две разные чашечки фасоль и горох, которые «домовенок Кузя» нечаянно перемешал в большой чашке.
- А с сынишкой и папой попробуйте провести игру-соревнование на скорость. Кто быстрее, папа или сынок, разложит маленькие и большие болтики или гайки в две разных коробочки?
- Покажите Вашему ребенку, что можно складывать интересные фигурки из спичек, счетных палочек или карандашей. Пусть Ваш малыш попробует сложить лесенку, елочку, цветочек, домик, машинку, кроватку, диванчик или стульчик для куколки.
- 1.Попробуйте выложить с ребенком разные узоры из семян растений (желательно не очень мелких), гороха, фасоли, желудей. Для основы можно использовать картонку с тонким слоем пластилина.
- 2. Лепите со своим малышом из глины, теста и пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
- 3. Учите ребенка шнуровать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, кнопки и различные замочки, плести косички из разноцветных веревочек, ленточек и шнурков…
- Подарите своему малышу краски для рисования пальчиками. Вы знаете, сколько восторга и пользы от такого рисования?... Ваш малыш справится с рисованием мягкой кисточкой уже в два года. А в три его нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры своего маленького художника. Очень полезно при обучении ребенка рисованию использовать книжки-раскраски, которых сейчас великое множество...
- Купите и используйте в играх с Вашим ребенком разнообразные шарики, мячики, ежики – это своеобразные массажеры…
- И наконец, пальчиковая гимнастика или игры с пальчиками.
- Эти упражнения надо проводить регулярно и тогда Вы увидите, что ребенок стал намного быстрее запоминать рифмованные тексты, а речь его стала более четкой и выразительной. Старайтесь выразительно произносить тексты и показывать ребенку сопровождающие его движения. Пусть учится делать гимнастику вместе с Вами, хотя бы сначала договаривая отдельные слова или окончания, а уже потом и текст.
- Дождик
- Вышел дождик на прогулку. (Шагаем пальчиками обеих рук по столу)
- Он бежит по переулку, (На каждую строку загибаем на обеих руках)
- Барабанит по окошку,
- Вымыл зонтики прохожих,
- Крыши дождик вымыл тоже.
- Сразу город мокрым стал. (Встряхиваем ладонями, как будто отряхивая от воды)
- Дождик кончился. Устал. (Кладем ладони на стол)
- Капустка
- Мы капустку рубим-рубим,
- Мы капустку солим-солим,
- Мы капустку трем-трем,
- Мы капустку жмём-жмём.
- Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.
- Пять пальцев
- На моей руке пять пальцев,
- Пять хватальцев, пять держальцев.
- Чтоб строгать и чтоб пилить,
- Чтобы брать и чтоб дарить.
- Их не трудно сосчитать:
- Раз, два, три, четыре, пять!
- Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет – поочередно загибать пальчики на обеих руках.
- Мы рисовали
- Мы сегодня рисовали,
- Наши пальчики устали.
- Наши пальчики встряхнем,
- Рисовать опять начнем.
- Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.
- Повстречались
- Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,
- Два щенка: «Ав-ав!»,
- Два жеребенка: «Иго-го!»,
- Два тигренка: «Р-р-р!»
- Два быка: «Му-у!».
- Смотри, какие рога.
- На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
Подсказка для родителей «Будем говорить правильно»
- Игра “Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем”
- Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.
- Вариант 1. Предложить ребёнку пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар пропевая гласный: А — А — А — А — А — А.
- Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу, пропевая заданные гласные звуки и катая мяч. Обращая внимание ребёнка на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.
Игра “Стучалочка” Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.
- Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков
- Ход игры. Садимся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Взрослый произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Ребёнок повторяет. Звуки отрабатываются в произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О ОО ООО У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ
- Интонационное выделение слова
- Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.
- Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать выразительность речи.
- Вариант 1
- Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса) .
- Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет КТО? ”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.
- Вариант 2
- Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает:
- В: Са-са – ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?
- Р: Са-са – ИДЕТ лиса
- Вариант 3
- Ребенок отвечает на вопрос голосом выделяя нужное слово.
- Игра “Будьте внимательными”
- Цель. Научить ребёнка правильно произносить звук [щ] в словах.
- Содержание. Садимся друг напротив друга. Взрослый предлагает:
- – Сегодня мы будем искать звук [щ] в словах. Я говорю слова, а ты хлопай в ладоши, если услышишь этот звук. (Слова: “щука”, “лампа”, “веник”, “щетка”, “поезд”, “кубики”, “щенок”, “щи”, “хлеб”, “дрова”, “щепки”. др.)
- Пальчиковая гимнастика.
- 1. Раз, два, три, четыре, пять (ладони лежат на коленях или столе)
- Червячки пошли гулять. (пальцы согнуть и подтянуть к ним ладонь)
- Вдруг ворона подбегает, (по поверхности идут указательным и средним пальцами)
- Головой она кивает, (сложить ладонь щепоткой и качать вверх-вниз)
- Каркает: «Вот и обед! » (раскрыть пальцы веером, большой отвести вниз)
- Глядь — (развести руками)
- А червячков уж нет! (сжать пальцы в кулачки и прижать к груди)
- 2. Этот пальчик хочет спать,
- Этот пальчик - прыг в кровать!
- Этот пальчик прикорнул,
- Этот пальчик уж заснул.
- Тише, пальчик, не шуми,
- Братиков не разбуди.
- Встали пальчики, ура!
- В детский сад идти пора.
- Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.
- Чистоговорки – это такие рифмованные предложения на развитие чистого произношения звуков.
- Примеры чистоговорок:
- СА-СА-СА – под кустом сидит лиса.
- ЗА-ЗА-ЗА – здесь привязана коза.
- ТО-ТО-ТО – вот отличное пальто.
- РО-РО-РО – под столом стоит ведро.
- БЕ-БЕ-БЕ – я играю на трубе.
- МА-МА-МА – я поймал в реке сома.
- ЧА-ЧА-ЧА – на столе горит свеча.
- ША-ША-ША – мама кормит малыша.
- Также попробуйте сами придумать подобные чистоговорки, это интересное занятие. Предложите ребёнку придумать рифму к какому-нибудь слогу.
- Сначала нужно произносить (читать) скороговорки медленно, а затем постепенно ускорять темп.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Ехал Грека через реку,
- видит Грека - в реке рак,
- сунул Грека руку в реку,
- рак за руку греку - цап.
- Карл украл у Клары коралы,
- Клара у Карла украла кларнет.
- На дворе трава,
- на траве дрова,
- на дровах детвора.
- Кукушка кукушонку купила капюшон,
- надел кукушонок капюшон,
- как в капюшоне он смешон.
- ( Самое главное правило – хвалите своих детей!)