Консультация для родителей: «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие»

Автор: Стрелкова Марина

 Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом, так как с её помощью человек выражает свои мысли, чувства и желания.

Психолог В. Штерн приводит следующие данные по каждому возрасту: в 1, 5 года - ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года - 1000-1200 слов, в 6 лет - 2500-3000 слов.

-Однако у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, это зависит от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.

В 3-5 лет ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает языковую действительность.

К 5-ти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Ведущей формой общения становится познавательная. Высказывания ребенка начинают напоминать короткий рассказ.

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения.

На протяжении всей нашей жизни - речь является основным средством общения людей. Психологи считают, что от уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие.

Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности человека.

О том, что тонкая (пальцевая) моторика и речевое развитие взаимосвязаны известно уже давно… В давние времена еще наши прапрабабушки, воспитывая детей, использовали такие игры как «Ладушки» и «Сорока-сорока кашу варила».

Помните, что, играя с ребенком в разные игры с использованием потешек и стишков, играя с пальчиками, ладошками и ручками, развивая тонкую моторику, Вы не только будете развивать своего ребенка, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии Вашего малыша.

Вот такие игры и упражнения могу порекомендовать Вам для домашних занятий:

Поиграйте в сказку и предложите своей маленькой доченьке превратиться в Золушку… Пусть она поможет Вам и разложит в две разные чашечки фасоль и горох, которые «домовенок Кузя» нечаянно перемешал в большой чашке.

А с сынишкой и папой попробуйте провести игру-соревнование на скорость. Кто быстрее, папа или сынок, разложит маленькие и большие болтики или гайки в две разных коробочки?

Покажите Вашему ребенку, что можно складывать интересные фигурки из спичек, счетных палочек или карандашей. Пусть Ваш малыш попробует сложить лесенку, елочку, цветочек, домик, машинку, кроватку, диванчик или стульчик для куколки.

1.Попробуйте выложить с ребенком разные узоры из семян растений (желательно не очень мелких), гороха, фасоли, желудей. Для основы можно использовать картонку с тонким слоем пластилина.

2. Лепите со своим малышом из глины, теста и пластилина, играйте в мозаику и пазлы.

3. Учите ребенка шнуровать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, кнопки и различные замочки, плести косички из разноцветных веревочек, ленточек и шнурков…

Подарите своему малышу краски для рисования пальчиками. Вы знаете, сколько восторга и пользы от такого рисования?... Ваш малыш справится с рисованием мягкой кисточкой уже в два года. А в три его нужно научить пра­вильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры своего маленького художника. Очень полезно при обучении ребенка рисованию использовать книжки-раскраски, которых сейчас великое множество...

Купите и используйте в играх с Вашим ребенком разнообразные шарики, мячики, ежики – это своеобразные массажеры…

И наконец, пальчиковая гимнастика или игры с пальчиками.

Эти упражнения надо проводить регулярно и тогда Вы увидите, что ребенок стал намного быстрее запоминать рифмованные тексты, а речь его стала более четкой и выразительной. Старайтесь выразительно произносить тексты и показывать ребенку сопровождающие его движения. Пусть учится делать гимнастику вместе с Вами, хотя бы сначала договаривая отдельные слова или окончания, а уже потом и текст.

Дождик

Вышел дождик на прогулку. (Шагаем пальчиками обеих рук по столу)

Он бежит по переулку, (На каждую строку загибаем на обеих руках)

Барабанит по окошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу город мокрым стал. (Встряхиваем ладонями, как будто отряхивая от воды)

Дождик кончился. Устал. (Кладем ладони на стол)

Капустка

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трем-трем,

Мы капустку жмём-жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

Пять пальцев

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет – поочередно загибать пальчики на обеих руках.

Мы рисовали

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

Повстречались

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,

Два щенка: «Ав-ав!»,

Два жеребенка: «Иго-го!»,

Два тигренка: «Р-р-р!»

Два быка: «Му-у!».

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Подсказка для родителей «Будем говорить правильно»

 

Игра “Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем”

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Предложить ребёнку пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар пропевая гласный: А — А — А — А — А — А.

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу, пропевая заданные гласные звуки и катая мяч. Обращая внимание ребёнка на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

Игра “Стучалочка” Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков

Ход игры. Садимся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Взрослый произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Ребёнок повторяет. Звуки отрабатываются в произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О ОО ООО У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

Интонационное выделение слова

Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.

Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать выразительность речи.

Вариант 1

Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса) .

Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет КТО? ”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.

Вариант 2

Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает:

В: Са-са – ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?

Р: Са-са – ИДЕТ лиса

Вариант 3

Ребенок отвечает на вопрос голосом выделяя нужное слово.

Игра “Будьте внимательными”

Цель. Научить ребёнка правильно произносить звук [щ] в словах.

Содержание. Садимся друг напротив друга. Взрослый предлагает:

– Сегодня мы будем искать звук [щ] в словах. Я говорю слова, а ты хлопай в ладоши, если услышишь этот звук. (Слова: “щука”, “лампа”, “веник”, “щетка”, “поезд”, “кубики”, “щенок”, “щи”, “хлеб”, “дрова”, “щепки”. др.)

Пальчиковая гимнастика.

1. Раз, два, три, четыре, пять (ладони лежат на коленях или столе)

Червячки пошли гулять. (пальцы согнуть и подтянуть к ним ладонь)

Вдруг ворона подбегает, (по поверхности идут указательным и средним пальцами)

Головой она кивает, (сложить ладонь щепоткой и качать вверх-вниз)

Каркает: «Вот и обед! » (раскрыть пальцы веером, большой отвести вниз)

Глядь — (развести руками)

А червячков уж нет! (сжать пальцы в кулачки и прижать к груди)

2. Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

Чистоговорки – это такие рифмованные предложения на развитие чистого произношения звуков.

Примеры чистоговорок:

СА-СА-СА – под кустом сидит лиса.

ЗА-ЗА-ЗА – здесь привязана коза.

ТО-ТО-ТО – вот отличное пальто.

РО-РО-РО – под столом стоит ведро.

БЕ-БЕ-БЕ – я играю на трубе.

МА-МА-МА – я поймал в реке сома.

ЧА-ЧА-ЧА – на столе горит свеча.

ША-ША-ША – мама кормит малыша.

Также попробуйте сами придумать подобные чистоговорки, это интересное занятие. Предложите ребёнку придумать рифму к какому-нибудь слогу.

Сначала нужно произносить (читать) скороговорки медленно, а затем постепенно ускорять темп.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку,

видит Грека - в реке рак,

сунул Грека руку в реку,

рак за руку греку - цап.

Карл украл у Клары коралы,

Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава,

на траве дрова,

на дровах детвора.

Кукушка кукушонку купила капюшон,

надел кукушонок капюшон,

как в капюшоне он смешон.

( Самое главное правило – хвалите своих детей!)

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x