Статья Контроль и оценка результатов освоения образовательных программ при модульно-компетентностном подходе в обучении.. Автор: Клепикова Валентина Владимировна

Автор: Клепикова Валентина Владимировна
       Общая направленность развития профессионального образования на современном этапе, Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения по специальностям 31.02.01 Лечебное дело и 34.02.01 Сестринское дело, где в основе получения среднего профессионального образования являются требования к результатам освоения образовательных программ, т.е. готовность к выполнению определённого вида профессиональной деятельности, формирование профессиональных и общих компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности по специальностям, обуславливают поиск не только эффективных методов обучения, но и контроля и оценки результатов обучения и освоения профессиональных модулей.

        Именно поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности студентов, на развитие через эту деятельность конечных результатов обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретение практического опыта. Контроль результатов обучения является важной составляющей этих технологий.

 


Автор: Клепикова Валентина Владимировна

Контроль и оценка результатов освоения образовательных программ при модульно-компетентностном подходе в обучении.

 

С.В. ПОТАПОВА, В.В. КЛЕПИКОВА , преподаватели ОГБПОУ «Тайшетский медицинский техникум»

 

Общая направленность развития профессионального образования на современном этапе, Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения по специальностям 31.02.01 Лечебное дело и 34.02.01 Сестринское дело, где в основе получения среднего профессионального образования являются требования к результатам освоения образовательных программ, т.е. готовность к выполнению определённого вида профессиональной деятельности, формирование профессиональных и общих компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности по специальностям, обуславливают поиск не только эффективных методов обучения, но и контроля и оценки результатов обучения и освоения профессиональных модулей.

Именно поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности студентов, на развитие через эту деятельность конечных результатов обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретение практического опыта. Контроль результатов обучения является важной составляющей этих технологий.

В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения контроль результатов обучения определяется как процесс сопоставления достигнутых результатов обучения с заданными в целях обеспечения качества подготовки обучающихся.

Оценивание результатов обучения в настоящее время является одной из проблем в педагогической теории и практике. Обучение можно считать результативным только тогда, когда учебный процесс контролируется, когда обучающиеся постоянно видят результат своей образовательной деятельности. Несистематический контроль, организованный на низком уровне, может стать одной из причин снижения качества образования в целом, снизить познавательную активность, интерес к будущей профессии и специальности.

Оценка результатов обучения - это процедура определения соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся и выпускников профессионального образования требованиям потребителей образовательных услуг.

Цель оценки - установление соответствия освоенных (продемонстрированных в процессах оценки) профессиональных и общих компетенций обучающихся требованиям ФГОС. Отметка (балл) – результат процесса оценивания, его знаковое выражение.

Объектами оценки в профессиональном образовании являются: квалификация, вид профессиональной деятельности, профессиональные и общие компетенции, практический опыт, умения и знания.

Методы оценки: количественные (отметки, баллы, рейтинг) и качественные (анализ, экспертиза, интерпретация результатов наблюдения).

Для организации оценивания качества освоения основной профессиональной образовательной программы необходимо:

- определить цели оценивания;

- выбрать объект и предмет оценивания;

- выбрать метод и инструменты оценивания.

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций обучающихся.

В процессе контроля и оценки образовательных результатов необходимо использовать как традиционные, так и инновационные типы, виды и формы контроля. Следует отметить, что понимание оценки в модульно-компетентностном подходе несколько отличается от принятого в традиционном обучении. При традиционном подходе процедура оценивания ориентирована на определение степени усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с предъявляемыми требованиями. С введением стандартов нового поколения формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся сформированность профессиональных компетенций и развитие общих компетенций, а также обеспечивающих их освоение умений и знаний. Наиболее эффективны в данном случае практикоориентированные формы контроля и оценки. Т.е. необходимо традиционные средства контроля и оценки переосмыслить в русле компетентностного подхода.

Основными инструментами оценки, характерными для модульно-компетентностного обучения являются:

- практическое упражнение, позволяющее продемонстрировать сформированные профессиональные умения, навыки, в том числе и поведенческие;

- задание на решение проблем с конкретными условиями и ограниченным временем, выполняемое по заданным параметрам;

- кейс-метод / описание ситуации – описание реального или вымышленного случая из жизни, профессиональной деятельности;

- ролевая игра / деловая игра, когда обучаемым предлагается ситуация, на которую он должен прореагировать, сыграв определённую роль (в деловой игре - это демонстрация профессиональной деятельности в роли специалиста).

Для оценки знаний рекомендуемыми формами и методами являются собеседование, анкета, задания в тестовой форме.

Особенностями оценки компетенций является совокупность показателей оценки, выбранные методы и процедуры контроля, которые в результате должны позволять диагностировать сформированность соответствующих общих и профессиональных компетенций. Задачами текущего и рубежного контроля, промежуточной аттестации по учебной дисциплине будет оценивание элементов (знаний и умений) – это дисциплинарный уровень. Задачами промежуточной «квалификационной» аттестации иитоговой государственной аттестации будет оценивание сформированности компетенций на основе требований ФГОС – это модульный уровень подхода.

Рассмотрим типы, формы контроля и аттестации в соответствии с ФГОС.

Тип контролятекущий и рубежный. Основные формы контроля которые используются: устный опрос, письменные задания, лабораторные работы, коллоквиумы, контрольные работы.К достоинствам данного типа контроля можно отнести следующее: систематичность, непосредственно коррелирующаяся с требованием постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения, а также возможность балльно-рейтинговой оценки успеваемости студента. К недостаткам: фрагментарность и локальность проверки лишь отдельных элементов компетенций.

Тип контроля – промежуточная аттестация. Основные формы контроля которые используются: экзамен, экзамен квалификационный, квалификационный экзамен, дифференцированный зачет, зачет. Осуществляется в конце семестра и может завершать изучение как отдельной дисциплина, так и ее раздела (разделов).

К достоинствам данного типа контроля можно отнести следующее: помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, практического опыта, в некоторых случаях –даже формирование определенных профессиональных компетенций.

Тип контроля – итоговая государственная аттестация. Форма контроля:защита выпускной квалификационной работы. К достоинствам данного типа контроля можно отнести следующее: служит для проверки результатов обучения в целом и в полной мере позволяет оценить совокупность приобретенных студентом общих и профессиональных компетенций.

Для всех типов контроля образовательными организациями разрабатываются фонды оценочных средств, структура которых содержит оценочные материалы для:

текущего

контроля

, проводимого

преподавателем для освоения

обучающимися

учебного материала

;

п

ромежуточной

аттестации,

проводимой

экзаменационной

комиссией после

изучения

учебной дисциплины, профессионального модуля, в том числе междисциплинарных курсов.

г

осударственной

итоговой

аттестации,

проводимой

государственной

экзаменационной комиссией.

Также следует подчеркнуть, что с введением ФГОС нового поколения необходимо оценивать уровень освоения того или иного материала, т. е. рассматривая оценивание не только в разрезе сформированности ПК и ОК (освоил/недостаточно освоил/не освоил), но и определять в процессе оценивания уровень (1 - ознакомительный, 2 - репродуктивный, 3 - продуктивный)

Эффективности учебного процесса способствуют следующие функции контроля:

Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений обучающихся, сформированности компетенций.

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки обучающихся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях обучающихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе, что является основанием для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности обучающихся, в развитии их творческих способностей.

Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным обучающимся и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты обучающихся, контроль ориентирует их в затруднениях и указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений, компетенций.

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у обучающихся ответственного отношения к изучению дисциплины, аккуратности, честности, твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Выделенные функции контроля подчеркивают его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

К педагогическим требованиям, предъявляемым к контролю относят:

 

индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого обучающегося) нельзя допускать подмены результатов обучения отдельных обучающихся итогами работы коллектива и наоборот;

систематичность, размеренность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

разнообразие форм проведения контроля;

всесторонность контроля (освоения компетенций, профессионального практического опыта, умений, знаний);

объективность контроля (исключения субъективных и ошибочных суждений и выводов);

дифференцированный подход (учитываются индивидуальные личностные качества); единство требований со стороны преподавателей.

Требования к организации процесса контроля основаны на важнейших

- объективность

- систематичность

- наглядность

- гласность.

Свести до минимума влияние человеческого фактора и обеспечить объективность контроля позволяют четко установленные основные показатели оценки результата, формы и методы контроля оценки, соответствующие каждой конкретной профессиональной и общей компетенции.

Оценка, ориентированная на требования работодателей к работникам, – одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования процесса обучения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у обучающихся формируется адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам.

 

 

Список литературы


1. Лунев, В. В. Модульные программы, основанные на компетенциях концепция, разработка, реализация [Электронный ресурс] / В.В. Лунев, 2012.- http://epo.ucoz.com
2. Вавилова, Л.Н. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения: методическое пособие / авт.-сост: Л. Н. Вавилова, М.А. Гуляева – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2012.

3.Крум С.П. Формы и методы контроля результатов обучения в условиях действия ФГОС: Специалист № 11-12 2015, ежемесячный теоретический и научно-методический журнал, стр. 11-12.
4. Драницина Е.Г., Ибрагимова Л.А. Особенности организаци педагогического контроля в рамках использования модульной технологии обучения: ежемесячный теоретический и научно-методический журнал, Средне-профессиональное образование № 2, 2017гтр. 23

5 Лобашев В.Д.,. Левкин Н.В Характеристика процесса оценивания в профессиональном образовании: ежемесячный теоретический и научно-методический журнал Средне-профессиональное образование № 3, 2016г, стр 39.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x