Контрольно-оценочная деятельность учителя химии на уроках в современных условиях | Антипина Татьяна Владимировна. Работа №207430
Автор: Антипина Татьяна Владимировна
Традиционная школа в настоящее время представляет основной результат работы в виде ученических знаний, умений, навыков и оценочная система настроена на то, чтобы регулировать процесс их получения путем подсчѐта поставленных учителем баллов. При помощи балла преподаватель старается карать или поощрять ученика, в результате чего в детях заглушается естественное стремление к знаниям, к самосовершенствованию и они начинают учиться исключительно ради баллов. Поэтому организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является показателем результативности.
В традиционной школе все компоненты деятельности оказываются в руках учителя: цель на уроке он ставит сам, мотивирует сам (чаще за счѐт внешних стимулов), средства выбирает сам, организует и регламентирует действие, подводит весь класс к результату, который наметил сам, оценивает сам. В данном случае все эти действия не затрагивают внутренних струн в душах обучающихся. Ученики попадают в капкан пассивности.
Чтобы педагогически грамотно и объективно обеспечить процесс оценивания необходимо выделять два взаимосвязанных параметра: оценочную деятельность учителя и учащихся. ( Оценивание – это процесс измерения обученности, отметка – это результат обученности). Задача учителя — создать такую ситуацию на уроке, чтобы появились и потребность, и мотив к учебной деятельности. Принятие школьником учебной задачи предполагает ее «прочувствование», в итоге которой возникают мотивы дальнейших учебных действий. В конечном итоге цель учителя — научить школьников самостоятельной постановке учебной задачи. Таким образом, первым шагом учителя на данном этапе является помощь учащимся в осуществлении перехода от принятия учебной задачи до ее самостоятельной постановки.
Контрольно-оценочная деятельность учителя на уроках химии в современных условиях.
Подготовила:
Антипина Татьяна Владимировна
Учитель химии МОУ Казачинская СОШ
с. Казачинское, Казачинско-Ленский район
Иркутской области
Традиционная школа в настоящее время представляет основной результат работы в виде ученических знаний, умений, навыков и оценочная система настроена на то, чтобы регулировать процесс их получения путем подсчѐта поставленных учителем баллов. При помощи балла преподаватель старается карать или поощрять ученика, в результате чего в детях заглушается естественное стремление к знаниям, к самосовершенствованию и они начинают учиться исключительно ради баллов. Поэтому организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является показателем результативности.
В традиционной школе все компоненты деятельности оказываются в руках учителя: цель на уроке он ставит сам, мотивирует сам (чаще за счѐт внешних стимулов), средства выбирает сам, организует и регламентирует действие, подводит весь класс к результату, который наметил сам, оценивает сам. В данном случае все эти действия не затрагивают внутренних струн в душах обучающихся. Ученики попадают в капкан пассивности.
Чтобы педагогически грамотно и объективно обеспечить процесс оценивания необходимо выделять два взаимосвязанных параметра: оценочную деятельность учителя и учащихся. ( Оценивание – это процесс измерения обученности, отметка – это результат обученности). Задача учителя — создать такую ситуацию на уроке, чтобы появились и потребность, и мотив к учебной деятельности. Принятие школьником учебной задачи предполагает ее «прочувствование», в итоге которой возникают мотивы дальнейших учебных действий. В конечном итоге цель учителя — научить школьников самостоятельной постановке учебной задачи. Таким образом, первым шагом учителя на данном этапе является помощь учащимся в осуществлении перехода от принятия учебной задачи до ее самостоятельной постановки.
Работа по формированию учебной деятельности начинается, как правило, с учебного действия оценки. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки, то ученик научится не только фиксировать трудность, но и анализировать ее причину; от фиксации самого факта незнания или неумения он должен перейти к знанию того, как это незнание преодолеть. Это и есть самооценка. Основой рефлексивной самооценки являются две способности: видеть себя со стороны, не считая свою точку зрения единственно возможной, и анализировать свои действия. Задачей учителя является не оценка работы школьника, не контроль выполнения каких–то действий, а формирование учебных действий контроля и оценки.
На современном этапе важным компонентом становится способность учащихся к организации самостоятельной деятельности, к осуществлению рефлексивных действий в случае встретившихся затруднений, а для этого учащиеся должны знать критерии оценки – на что учитель будет обращать внимание при оценивании. Главным в учебной деятельности ребѐнка является понимание того, что он изучает и ради чего он это делает. Необходимо, чтобы ученик осознавал, что с ним происходит в процессе изучения предмета, чтобы каждому ученику были предоставлены возможности для самовыражения, повышения самооценки. Оценка знаний и умений учащихся требует от учителя химии, прежде всего, совершенно отчетливого представления о том, какие именно знания и навыки должны получить учащиеся в результате обучения в каждом классе. Главное, чтобы учащиеся четко знали критерии успешности (критерии оценки) по каждому виду деятельности. Критерии успешности – это определение фактов и доказательств, которые продемонстрируют ученикам и учителю, была ли достигнута цель занятий. Озвучивание критериев может быть на каждом уроке непосредственно после целей, а также в момент, когда учитель приступает к следующей теме, которую предполагает закончить тестом. Ученик должен узнавать о требованиях к тесту не перед урокам повторения темы, а перед началом еѐ изучения этой темы.
Важно, чтобы ученик из субъекта стал объектом оценочной деятельности. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем. Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность учащихся. Потребность в самоконтролеи критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Постепенно растѐт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.
Известный российский педагог Т.И. Шамова подсчитала, что при традиционной системе обучения ребенок за все 11 лет учебы говорит лишь 36 часов! Отсюда вывод: надо давать детям больше возможности работать в парах, группах, проектах, совместных исследованиях, чтобы они взаимодействовали, общались, высказывали свое мнение, не боясь ошибиться. Контрольно-оценочная деятельность должна быть направлена на формирование самоконтроля и самооценки. Возможность самооценки и взаимной оценки, как на первый взгляд ни удивительно это звучит, — хорошее лекарство от косноязычия. Эти ценные качества пригодятся им и в последующей жизни. Таким образом, переход школы в режим развития должен сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оценки учебного труда учащихся
Профессор Мельбурнского образовательного центра Джон Хэти с группой ученых в результате 15-летнего исследования определили, что оказывает ключевое воздействие на успехи учеников (было задействовано более 200 миллионов учащихся в возрасте от 4 до 20 лет). Все факторы, воздействующие на обучение Хэти поделил на 6 групп: ученик, учитель, школа, методы обучения, дом, программы (это значит образовательная политика, инструкции и т.д.).
Исследования показали, что успешность учащихся в малой степени зависит от программ, школьной «начинки» и родительского контроля. Основное воздействие на успехи ученика оказывают:
учителя; 2) использованные методики обучения; 3) взаимодействие «учитель – ученик»; 4) мотивация самого учащегося.
Рейтинг наиболее воздействующих факторов:
1. Самооценка учащихся (группа «ученик»). Исследования показали, что многие уч-ся оценивают свои способности, интеллект и в соответствии свои будущие достижения как неизменную сущность. Они не считают, что могут развиваться.
2. Учѐт стадий когнитивного развития (развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика) (группа «ученик»). Учебные задачи должны быть последовательными и быть настолько тяжелыми, чтобы вызывать у учащихся интерес, а не отбивать охоту невозможностью их решения.
3. Активная оценка (группа «методика»). Активная оценка – это интерактивная оценка прогресса ученика и понимания того, как ученик будет учиться дальше. Активная оценка является одной из форм обратной связи. С помощью обратной связи учителя постоянно имеют информацию про итоги обучения уч-ся. Стратегия АО успешно применяется белорусскими педагогами с 2009 года, уже вторично проходят курсы дистанционного обучения (сайт www.aacenka.by)
4. Задания учителя (группа «учитель»). Большое значение отводится четкости организации, объяснению заданий, сопровождению их исполнения.
5. Взаимное обучение (группа «методика»). Это образовательная стратегия, при которой создаются условия для вовлечения учащихся в обобщение, постановку вопросов, объяснение и прогнозирование. Все это осуществляется в диалогах «учитель – ученик» и «ученик – ученик». Каждый ученик на какое-то время берет на себя роль учителя.
6. Обратная связь (группа «методика»). Она является самой мощной, когда идет от ученика к учителю. Учитель хочет знать про каждого ученика, что тот понимает, где он делает ошибки, про что он имеет неправильное представление.
Чтобы взять на себя обучающую цель, обратная связь должна давать информацию, непосредственно связанную с заданием или процессом обучения и указывать, как заполнить пробел между тем, что ученик понимает и что он должен понимать. Основные вопросы обратной связи: Куда я иду? Как я иду? Что дальше? Исследования показали, что большое воздействие на успехи в обучении имеет самооценка ученика.
Практика показывает, что стимулирование амбиций и навыков самооценки, вера в способности учащихся, избегает вычеркивания из обучения слабых учащихся. В книге «Взаимовидимое обучение» Джон Хэти утверждает, что в повышении учебных достижений уч-ся критическая роль отводится учителю – его профессиональной компетентности, которая воплощается в практическом владении иновационными методиками, умении организовать образовательный процесс, желании повысить самооценку и ожидание учащихся переложив на них тяжесть ответственности за их обучение и успехи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Запрудский, Н.И. Активная оценка – новая стратегия обучения / Н.И. Запрудский // Кiраванне ў адукацыi. – 2011. - №12.
2. Мацкевич Т.П. Фактары, якiя ўплываюць на эфектыўнасць навучання Джона Хэцi «Узаемабачнае навучанне».
3. http://festival.1september.ru/articles/569348/ Храпкова О.В. Система контроля и оценки учащихся на уроках.
4. Григальчик, Е.К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения/ Д.И.Губаревич, И.И.Губаревич, С.В.Петрусев // Мн., НО ООО «БИПС», 2003