Контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации по ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУД.04 ИСТОРИЯ для профессии 35.01.13 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства. | Попок Людмила Леонидовна. Работа №205921
Автор: Попок Людмила Леонидовна
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплины ОУД 04. «История» составлен на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее-ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования(далееСПО)35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ «ИСИЛЬКУЛЬСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Контрольно-оценочные средства
для проведения промежуточной аттестации по ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНе
ОУД.04 История
для профессии 35.01.13 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства.
Форма проведения оценочной процедуры: дифференцированный зачет
г. Исилькуль2015-2018г.
Одобрена
Цикловой методической комиссией
Протокол №-----------------------
От «-----« --------------------- 2015г.
Председатель
Цикловой методической комиссии
---------------(-------------)
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплины ОУД 04. «История» составлен на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее-ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования(далееСПО)35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.
Заместитель директора
---------------------(----------)
Разработчик: Попок Людмила Леонидовна, преподаватель истории высшей категории БПОУ «ИППК»
I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины «История».
В результате освоения учебной дисциплины «История» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС следующими умениями, знаниями по профессии:
35.01.13 Тракторист – машинист с/х. производства
В результате оценки осуществляется проверка следующих объектов:
знать/понимать:
З 1 - основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность
отечественной и всемирной истории;
З 2 - основные исторические термины и даты;
З 3 - периодизацию всемирной и отечественной истории;
З 4 - современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
З 5 - историческую обусловленность современных общественных процессов;
З 6 - особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
У 1 - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
У 2 - критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
У 3 - анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
У 4 - различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
У 5 - структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро;
У 6 - давать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;
У 7 - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
У 8 - определять историческое значение явлений и событий прошлого;
У 9 - устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;
У 10 - участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
У 11 - представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
Предметы оценивания
Объекты оценивания
Показатели оценивания
З 1 - основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
Перечислять основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- уровень освоения материала;
- уровень знаний и умений, позволяющий решать типовые задачи по истории;
- обоснованность, четкость, полнота изложения;
- уровень информационной и коммуникативной культуры;
- уровень анализа проблемы, темы.
З 2 - основные исторические термины и даты;
Называть основные исторические термины и даты
З 3 - периодизацию всемирной и отечественной истории;
Знать периодизацию всемирной и отечественной истории;
З 4 - современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
Перечислять современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
З 5 - историческую обусловленность современных общественных процессов;
Определять историческую обусловленность современных общественных процессов;
З 6 - особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
Определять особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
У 1 - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
производить поиск исторической информации в источниках разного типа;
У 2 - критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
У 3 - анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
У 4 - различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
У 5 - структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро;
структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро;
У 6 - давать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;
давать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;
У 7 - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
У 8 - определять историческое значение явлений и событий прошлого;
определять историческое значение явлений и событий прошлого;
У 9 - устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;
устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;
У 10 - участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
У 11 - представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
II. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам), видам контроля
Элемент учебной дисциплины
Формы и методы контроля
Текущий контроль
Промежуточная аттестация
Форма контроля
Проверяемые ОК, ПК (или ее части), У, З
Форма контроля
Проверяемые ОК, ),У, З ПК (или ее части
Введение.
Дома подготовить реферат на тему:
« Российская история как часть мировой истории»
З6, У1,У11
Раздел 1.Первобытность -Древнейшая стадия истории человечества
Тема1.1
Предыстория.
Составление таблицы « Периодизация первобытности»
подготовить реферат на тему:
«Образ жизни людей в позднем каменном веке»
З2,З3,У1,У5,
У11
Раздел2.Древний мир. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА
Тема1.2
Древний Восток.
Составить хронологическую таблицу «Великие империи древности»
Реферат :
Зарождение буддизма и его основные принципы.
Зарождение ислама и его основные принципы
З2,З3,У1.У4,У8,
Тема 2.2
Мир Античности.
На примере Афин и Спарты сравнить два типа полисного развития .
рефераты на тему:
Устройство и жизнь Древних Афин.
Древняя Спарта: государство и традиции.
З2.З3.У1,У2.
Раздел3Средневековье. Цивилизации Запада и востока в средние века.
Тема1.3 Западно
европейское Средневековье.
Заполнение таблицы этапы средневековья, подготовить реферат на тему: «Повседневная жизнь западноевропейцев в Средние века.»
З1.З2.З3.У1,У2.У5,У6
Тема 2.3
Византийская средневековье.
Составить таблицу: «периодизация истории Византии»
Подготовить реферат на тему :
«Культурное наследие Византии.»
З1.З2.З3.У1,У2.У5,У6
Тема3.3
Особенности развития цивилизаций Востока в средние века.
Дома подготовить рефераты на
тему : Конфуций и его учение.
Зарождение буддизма и его основные принципы.
Зарождение ислама и его основные принципы.
З1.З2.З3.У1,У2.У5,У6
Раздел 4ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVII ВЕКА
Тема 1.4
Восточные славяне.
Сгруппировать информацию по проблемам :
Условия жизни славянских племен;
Общественные отношения;
Религиозные верования.
Дома подготовить рефераты на
тему :Конфуций и его учение.
Зарождение буддизма и его основные принципы.
Зарождение ислама и его основные принципы.
З1.З2.З3.У1,У2.У5,У6
Тема2.4
Образование древнерусского государства.
Составить таблицу «этапы складывания государства у восточных славян»
З1,З4,У3,
Тема 3.4
Киевская Русь.
Составить таблицу «Основные направления внешней политики Киевской Руси.»
подготовить реферат на тему:
Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы.
Характер международных связей и отношений Киевской Руси.
З1.З2,З4,З6,У1,У2.У5,
Тема4.4
Крещение Руси
Подготовить реферат на тему: Культурно-историческое значение христианизации
З1.З2,З4,З6,У1,У2.У5,У6
Тема 5.4
Русь и ее соседи в 11-начале 12 в.
Подготовить реферат на тему: Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние.
З1.З2,З4,З6,У1,У2.У5,У6
Тема 6.4
Культура
Киевской Руси
Подготовить реферат на тему:
Литература, зодчество, иконописание в Древнеруси.
З1.З2.У1,У2.У3,У4,У5,У6,У10
Тема7.4
Политическая раздробленность Руси.
Заполнить таблицу: «Последствия политической раздробленности»
Дать сравнительную характеристику княжествам. подготовить рефераты на тему:
Новгородская республика в XI—XIII вв.
Владимиро-Суздальское княжество.
Галицко-Волынское княжество.
З1.З2.З5,З6,У1,У2.У5,У6
Тема8.4
Борьба Руси с иноземными завоевателями.
Составить хронологическую таблицу «Завоевание монголо –татар с1206 по 1255г».
дома подготовить рефераты на тему :
Александр Невский — государственный деятель и полководец.
Борьба русского народа с иноземными агрессорами в ХIII в.
Империя Чингисхана и нашествие монголо-татар на Русь.
З1.У1,У2.У6
Тема 9.4
Угроза с севера
Подготовка докладов и презентаций по теме «Александр Невский».
З1.У1,У2.У6
Тема 10.4
Русь на пути к возрождению.
Усиление Московского княжества в 14 –первая половина 15 в.
Написать эссе на одну из тем «Возвышение Москвы –сочетание закономерности и случайности», Иван Калита: князь добрый или подлый сердцем?«,»Историческая миссия Дмитрия Донского».
З1.З2.З5,У1,У2.У5,У6
Тема 11.4
Завершающий этап создания единого Русского государства(к.15-н.16в.)
Подготовить устное выступление на одну из тем:
»политическое и культурное значение брака Ивана III и Софьи Палеолог «,
»Суд во времена Ивана III «,
»Москва во времена правления Ивана III».
З1.З2.У1,У2.У5,У6,У8
Тема 12.4
Культура Руси в 15-16в.
Подготовить реферат на тему:
Жизнь и творчество Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия.
З1.З2.У1,У2.У3,У4,У5,У6,У10
Тема 13.4
Россия в годы царствования Ивана Грозного.
Подготовить устное выступление на одну из тем:
«Василий 3-последний собиратель земли русской «,
«Реформы Избранной Рады :успех или неудача «?,
«Ливонская война :причины ,этапы , результаты»,
«Опричная политика Ивана Грозного».
З1.З2.З3.У1,У2.У5,У6
Тема14.4
Основные направления внешней политики Ивана Грозного
составить таблицу «Ливонская война :причины ,этапы , результаты»
З1.З2.З4,З5,У1,У2.У3,У4,У5,У6,У7,У8,У9,У11
Тема 15.4Опричнина
Подготовить устное выступление
«Опричная политика Ивана Грозного».
З1.З2.З3.У1,У2.У5,У6
Тема 16.4
Смута.
Подготовить устное сообщения на одну из тем:
«Царевич Дмитрий –судьба и легенды»,
«Самозванство во времена Смуты «,
З1.З2.З3,З4,З5,У3,У9
Тема 17.4
Возрождение страны после смуты. Внутренняя политика первых Романовых
Составить таблицу » Выступление социальных низов в XVIIв».
З4,З6,У3,У1
Тема18.4
Внешняя политика России в 17в.
Подготовить устное выступления на одну из тем :
«Развитие военного искусства в России в XVIIв».
«Выдающиеся российские полководцы XVIIв».
З1.З2.З3.У1,У2
Тема19.4
Русская культура 17 в.
подготовить устное выступления на одну из тем :
«Развитие образования в российском государстве в XVIIв».
«Памятники архитектуры в XVIIв».
З4,З6,У3,У10
Раздел 5Новое время.
Тема 1.5
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Составить таблицу »Социально –политическая и научная мысль эпохи Возрождения».Подготовить устное выступление о наиболее известных художниках Возрождения.
З1,З4,У2
Тема2.5
Новое время Экономика и общество..
Составить схему» Предпосылки промышленной революции в Англии».
составить схему «предпосылки великих географических открытий.»
З1,З4,У2
Тема 3.5
Индустриальное общество.
Подготовить устное сообщение на тему»Пролетариат –социальный состав индустриального общества «Повседневная жизнь дворян в России XIX в.
З1,З4,У2
Тема 4.5
Духовная жизнь общества.
Подготовить сообщение об одном из ярких представителях искусства изучаемого периода.
З1,З4,У2
Тема5.5
Политические отношения.
Составить таблицу «Поворотные события Французской революции» по схеме: дата, события, значения.
подготовить устное сообщение «Великая Французская революция.»
З1,З4,У2.У5,У4
Тема 6.5
Международные отношения.
Подготовить устное сообщение по теме урока.
З1,З4,У2
Раздел РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ
Тема 1.6
Начало правления Петра
Подготовить устное сообщение «Споры о Петре I: личность в оценках современников и потомков»
З1.З2.З3.З4,З6.У1,У2.У5
Тема2.6
Реформы Петра I
Составить таблицу » реформы Петра I.»
З1.З2.З3.З4,З6.У1,У2.У5,У6,У4
Тема3.6
Внешняя политика Петра I
Составить таблицу » Внешняя политика России в середине - второй половине XVIII в.», «Северная война»
З1.З2.З3.З4,З6.У1,У2.У5,У6,У4
Тема4.6
Дворцовые перевороты.
Составить таблицу » дворцовые перевороты».
подготовить сообщения на тему :Дворцовые перевороты в России ХVIII в. Причины, механизм, итоги. Елизавета I. эпоха и личность.
З1.З2.З3.З4,У1,У2.У5,У6,У4
Тема: 5.6
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
подготовить сообщения на тему: Восстание под предводительством Емельяна Пугачева
З1.З2.З3.З4,У1,У2.У5,У6,У4,У8
Тема 6.6
Царствование Павла I.
реферат н тему: Короткое царствование Павла I
З1,З3.З4,У1,У2.У5
Тема 4.6
Культура Росии в середине и во второй половине XVIII в.
Подготовить проект - презентацию искусство второй половины XVIII в. Глазами моих друзей .
З1.З2.З3.З4,У1,У2.У5,У6,У4
Тема 8.6
Зачет
80часов
Зачет за первый курс
З1.З2.З4,З5,У1,У2.У3,У4,У5,У6,У7,У8,У9,У11У6,
Второй курс
Раздел 7РОССИЯ В ХIХ ВЕКЕ
Тема 1.7
социально-экономическом и политическом развитии России
Подготовить сообщение на тему :Территория и население империи в первой половине XIX столетия.
З1.З2.З3.З4,У1,У2.У5,У6,
Тема 2.7
Реформы
Александра I.
Подготовить сообщение на тему :
«Реформы Александра I.»
З1.З2.З3.У1,У2.
Тема3.7
Декабристы. Внутренняя политика
Подготовить выступление об одном из участников декабристского движения.
З1.З2.З3.У1,У2.
Тема4.7
Внутренняя политика Николая I.
Подготовить выступление на тему: Внутренняя политика Николая I.
З1.З2.З3.У1,У2.У5,У6
Тема 5.7
Внешняя политика первой половины 19 в.
Подготовить сообщение на тему :
Наполеоновские войны: ход и результаты.
Отечественная война 1812 г. и ее последствия для России.
Крымская война и ее значение для России.
Внешняя политика Николая I: успехи и неудачи.
З1.З2.З4,З5,У1,У2.У3,У4,У5,У6,У7,У8,У9,У11.У7
Тем6.7
Культура России в первой половине 19 в.
Подготовить выступление об одном из живописных ,скульптурных , архитектурных произведений эпохи.
З4,З6,У3,У10,У11
Тема: 7.7
АлександрII
Отмена крепостного права.
Подготовить сообщение на тему :
Крестьянская реформа и ее значение. Александр II: человек и государственный деятель.
З1.З2.З3.З4,У1,У2.У5,У6
Тема :8.7
Реформы 60-70 годов
Подготовить сообщение на тему :
Реформы 60-70годов и их значение.
З1.З2.З3.З4,У1,У2.У5,У6,У4
Тема9.7
Общественные движения 60-70годов
подготовить выступление на тему: Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия.
З4,З6,У3,У10,У11
Тема10.7
Внутренняя политика и общественное движение в годы правления Александра III
заполнить таблицу «Контрреформы 60-70годов»
З4,З6,У3
Тема 11.7
Внешняя политика России во второй половине 19 в.
Подготовить сообщение на тему:
«Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты.»
З1.З2.З4,З5,У1,У2.У3,У4,У5,У6,У7,У8,У9,У11У6
Тема 12.7
Культура России во второй половине 19 в.
Подготовить сообщение на тему:
Культура России во второй половине 19 в.
З4,З6,У3,У10,У11
Раздел 8
От новой истории к новейшей
Тема 1.8
Международные отношения в начале 20в.
Подготовить сообщение на тему:
русско-японская война.
З1,З4,У2
Тема 2.8
Западное общество в начале 20в.
подготовить сообщение на тему: НТР на рубеже 19-20вв.
З1,З4,У2
Тема 3.8
Социально-экономическое развитие страны в концеXIX–XXв.
«Наш край в пореформенной России».
З1.З2.З4,З5.У7,У8,У9,У11У6
Тема 4.8
Внутренняя и внешняя политика самодержавия
Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина
З1,З4,У2
Тема5.8
Россия в годы первой революции
Реферат: Революция 1905–1907 гг.:
З1,З4,У2.
Монархия на кануне крушения
Тема 6.8
Первая мировая война. Участие России в первой мировой войне.
Составить таблицу на стр.30
З1,З2,З4,З4,У1,У3
Тема7.8
Русская культура конца 19 н.20 века.
Составить таблицу сравнения двух направлений (реализм, Модернизм)
З1,З4,У2.
Тема8.8
Февральская революция в России. Приход большевиков к власти.
Заполнить таблицу: Февральская революция 1917года
З1.З2.З3.З4,У1,У2
Тема9.8
Приход большевиков к власти.
Заполнить таблицу: Октябрьская революция 1917года
З1.З2.З3.З4.У5,У6,У4,У8
Становление новой России(октябрь 1917года – 1920год)
Тема10.8
Гражданская война
Реферат: Идеология и организация «белого» движения в России 1918–1922 гг.
Гражданская война в России: ход и последствия.
Третий цвет Гражданской войны- Зеленое движение
З1,З4,У2
раздел 9 Между мировыми войнами
Тема1.9
Политическое и социально – экономическое развитие ведущих стран мира
Составить таблицу «Великая депрессия 1929-1933г»
З1,З4,У2
Тема2.9Народы Азии ,Африки и Латинской Америки в первой половине XX в.
Реферат по теме .
З1.З2.З4,У8,У9,У1
Тема 3.9Международные отношения в 20—30-е годы ХХ в.
Таблица.
З1,З4,У2.
Тема 4.9
НЭП
Реферат: НЭП: причины, содержание, результаты
Первые пятилетки в СССР.
З1.З2.З4,З5,У1,У2.
Тема5.9
Образование СССР
Нарисовать схему «Высшие органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1924года»
З1,З4,У2.
Тема6.9
Индустриализация. Коллективизация.
Подготовить реферат на тему: Индустриализация. Коллективизация
З1,З3,У7
Тема7.9
На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия.
Написать эссе на тему: «Причины и последствия подписания пакта о ненападении 23 августа 1939года на СССР»
З1,З4,У2
Раздел 10Вторая мировая война.
Тема 1.10
Вторая мировая война: причины, ход, значение
таблица:Итоги второй мировой войны.
З1.З2.З4,З5,У1,У2.У3,У8,У9,
Тема 2.10
СССР в годы Великой Отечественной войны
Рефераты:
Начальный период Великой Отечественной войны: причины неудач Красной Армии.
Битва под Москвой 1941—1942 гг.
З2.З4,З5У5,У6,У7,У8,У9,У11У6
Тема3.10
Коренной перелом входе войны
Реферат: Сталинградское сражение 1942—1943 гг.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1943 г. Освобождение Советской армией Восточной Европы от нацистов и его последствия
З1.З2.З4,З5,У1.У6,У7,У8
Тема 4.10
Советский тыл в годы войны.
Реферат: «Роль тыла в годы войны.»
З1.З5,У1,У2.У3,У7,У8,У9,
Тема5.10
СССР и союзники. Итоги войны.
Реферат: Тегеранская, Крымская и Потсдамская конференции: послевоенное устройство Европы.
З1.З2,У1,У2.У3,У4,У5,У8,У9
Раздел 11
Последние годы Сталинского правления
18
(12+6)
Тема 1.11
Восстановление и развитие народного х-ва
Реферат: СССР после Великой Отечественной войны: противоречия общественного развития.
Тема2.11Власть и общество
реферат «Эпоха Станинизма»
Раздел12 Мир во второй половине XX вЕКА
Тема1.12
«Холодная война».
Таблица: «этапы холодной войны»
РЕФЕРАТ
«Холодная война»: причины и основные вехи.
З1.З2.У3,У9,У10,У1.У5,У6,У8
Тема 2.12Научно-технический прогресс
Подготовить рефераты по теме:НТР
З1.З2.З4,З5,У6,У7,У8,У9,У11У6
Раздел 13 СССР в 1953-1964гг.;попытки реформирования советской системы
Тема 1.13
СССР в период частичной либерализации режима.
Реферат на тему «Советская культура в эпоху «оттепели».
З1.З2.З3.У1,У2.У5,У6
Советский союз в последнее десятилетие своего существования
Тема 2.13
СССР в конце 1960- начале 1980–х годов.
Реферат: Реформа А.Н. Косыгина. Человек и политик Л.И.Брежнев
З1.З2.З3.У1,У2.У5,У6
Тема3.13
Внешняя политика СССР. Завершение холодной войны.
реферат: Война в Афганистане
З1.З2.У1,У2
Тема 4.13
СССР в период перестройки .
Реферат «перестройка»
З1.З2.З5,У1.У5,У6,У7,У6
Раздел 14.
Россия и мир на рубеже ХХ–XХI вЕКОВ
Тема 1.14
Российская Федерация на современном этапе.
Реферат по теме урока.
З1.З2.З4,З5,У1,У8,У9,
Тема 2.14
Мир в ХХI в.
Тема3.14.Дифференцированный зачет
Реферат по теме урока.
З1.З2.З4,З5,У1,У2.У3,У4,У5,У6,У7,У8,У9,У11У6
Дифференцированный зачет.
З1.З2.З3,З4,З5,З6,У1,У2.У3,У4,У5,У6,У7,У8,У9,У10У11
Входной контроль
Вариант 1
А1. В каком веке Россия стала великой морской державой?
1) XVI в. 2) XVII в. 3) XVIII в. 4) XIX в.
А2. Важнейшая историческая заслуга князя Ивана Калиты состояла в
1) принятии первого свода законов «Русская правда»
2) освобождении Руси от ордынской зависимости
3) создании первого общерусского Судебника
4) усилении роли Москвы как центра объединения русских земель
А3. Укажите год, с которым связано начало династии Романовых:
1) 1649; 2) 1645; 3) 1654; 4) 1613.
А4. Что из названного относится к результатам политики Петра I в области образования?
1) появление светских учебных заведений
2) введение всеобщего начального образования
3) учреждение женских школ и училищ
4) создание сети университетов в крупных городах
А5. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?
1) Дмитрий Донской; 2) Александр Невский; 3) Иван Калита;
4) Иван III.
А6. Что из названного произошло в XIX веке?
1) упразднение патриаршества
2) учреждение коллегий
3) провозглашение России империей
4) отмена крепостного права
А7. «Мы были дети 1812 года» – так говорили о себе
1) славянофилы 2) марксисты 3) декабристы 4) народовольцы
А8. Как назывался учрежденный в 1810 г. законосовещательный орган государственной власти?
1) Государственный Совет
2) Государственная Дума
3) Высочайший Сенат
4) Святейший Синод
А9. .»Соборное уложение» царя Алексея Михайловича было принято в
1) 1649 г.
2) 1645 г.
3) 1646 г.
4) 1647 г.
А10. Прочтите отрывок из воспоминаний публициста Ю.Ф.Самарина и укажите имя императора, о начале царствования которого идет речь.
«Прошлое царствование началось с того, что в один морозный день, на Дворцовой площади, облетел лучший цвет целого поколения. В развитии нашей общественности последовал насильственный перерыв».
1) Павел Петрович
2) Александр Павлович
3) Константин Павлович
4) Николай Павлович
А11. Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо – Восточной Руси было(а):
1) Рязанское княжество;
2) Тверское княжество;
3) Суздальско-Нижегородское княжество;
4) Новгородская земля.
А12. Какой из перечисленных ниже органов власти был создан во время правления
Петра I?
1) Государственный Совет;
2) Государственная Дума;
3) Верховный тайный Совет;
4) Сенат.
А13. Завершивший Русско-турецкую войну Берлинский конгресс, на котором России удалось отстоять независимость Черногории, добиться автономии для Северной Болгарии, состоялся в:
1) 1815 г.; 2) 1856 г.; 3) 1878 г.; 4) 1905 г.
А14. Время перехода крестьян от одного владельца к другому, установленное судебником 1497 года, носило название:
1) пожилое
2) погост
3) отходничество
4) Юрьев день
А15. Титул «государя всея Руси» принял:
1) Иван Калита 2) Василий II 3) Василий Темный 4) Иван III
А16. Продвижение русских в Сибирь в XVII в. связано с именем
1) Ермака Тимофеевича
2) Семена Дежнева
3) Степана Разина
4) Витуса Беринга
А17. Манифест 19 февраля 1861 г. подписал:
1) Александр I;
2) Николай I;
3) Александр II;
4) Николай II.
А18. К истории Крымской войны относятся:
1) Синопская битва, оборона Севастополя;
2) Бородинская битва, Тарутинский марш-маневр;
3) битва под Аустерлицем, оборона Севастополя;
4) битва под Нарвой, Лейпцигская битва.
А19. Даты 1801 г., 1825 г., 1855 г., 1881 г. относятся к:
1) процессу освобождения крестьян;
2) началу царствований российских императоров;
3) реформам государственного управления;
4) этапам промышленного переворота в России.
А20. Какое решение принял М.И. Кутузов в 1812 г. в деревне Фили:
1) дать сражение у реки Березины;
2) вывести войска из Москвы без боя;
3) заключить мирное соглашение с Наполеоном;
4) дать сражение при Бородине.
Часть 2
В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) стояние на реке Угре
Б) Куликовская битва
В) Ледовое побоище
Г) Полтавская битва
В2. Прочтите отрывки из трудов историков и назовите правительницу, к которой относятся эти характеристики:
Н.М. Карамзин: «Европа с удивлением читает ее переписку с философами, и не им, а ей удивляется. Какое богатство мыслей и знаний, какое проницание, какая тонкость разума, чувства и выражений».
П.А. Вяземский: «Европейская пресса была ее смиренной и покорной служанкой. Все выдающиеся политические и литературные деятели ее эпохи были ей преданы. Вольтер, Д-Аламбер и многие другие писали как бы под ее диктовку и были глашатаями ее политических воззрений, ее побед и ее завоеваний».
В3. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) Бородинское сражение
2) начало Отечественной войны
3) Восстание декабристов
4) Учреждение министерств
В4. Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и напишите имя императора, о смерти которого рассказывается.
«Воскресенье, 1 марта 1881 года мой отец поехал, по своему обыкновению, на парад в половине второго. Мы же, мальчики, решили отправиться…кататься на коньках.
Ровно в три часа раздался звук сильнейшего взрыва.
— Это бомба! – сказал мой брат Георгий.
В тот же момент еще более сильный взрыв потряс стекла окон в нашей комнате… Через минуту в комнату вбежал запыхавшийся лакей.
— Государь убит! – крикнул он.
В5. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком церковном деятеле идет речь:
«Сей святой старец… предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу… окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю…»
В6. Прочтите отрывок из дневниковых записей очевидца со¬бытий и напишите название войны, о которой идет речь в при¬веденном документе:
«Доверие ко всем начальствующим лицам сильно подорвано. Однако Скобелева все единогласно восхваляют… Несомненно, что атака Плевны была ведена замечательно неискусно… Скобелев со своим маленьким отрядом действовал… отдельно и самостоятельно. Резервов не было. Тридцать шесть эскадронов кавалерии в бездействии стояла на флангах вместо того, чтобы захватить пути сообщения Плевны с Видином и Софиею».
В7. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и укажите князя, о котором идет речь в приведенном отрывке.
«…Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как он, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов… Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее победы над Мамаем, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»
1) Иван Третий
2) Дмитрий Донской
3) Дмитрий Пожарский
4) Юрий Долгорукий
Вариант 2
А1. Как называлась первая русская летопись?
1) “Слово о полку Игореве
2) “Повесть временных лет” Нестора
3) “Поучение детям» Владимира Мономаха
4) “Слово о законе и благодати
А2. Что такое вотчина?
1) землевладение дворян
2) землевладение опричников, выдаваемое за заслугу
3) землевладение бояр и князей, передаваемое по наследству
4) землевладение воевод
А3. Первое столкновение русских с монголо-татарами произошло в районе реки:
1) Сити; 2) Оки; 3) Угры; 4) Калки; 5) Вожи.
А4. Укажите имя предводителя крестьянской войны, произошедшей во второй половине XVII в?
1) Иван Болотников
2) Емельян Пугачёв
3) Кондратий Булавин
4) Степан Разин
А5. При Иоане IV Грозном в России:
1) складывается система приказов
2) проводится министерская реформа
3) вводится “Табель о рангах»
4) происходит присоединение к России средней Азии
А6. Какое историческое лицо сыграло значительную роль в период “смутного времени”?
1) Малюта Скуратов
2) Александр Меньшиков
3) Козьма Минин
4) Ермак Тимофеевич
А7. Какая черта характерна для абсолютной монархии, существовавшей в России в XVIII веке?
1) неограниченная власть монарха
2) самостоятельность местной власти
3) четкое распределение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную
4) большая роль патриарха в государственном управлении
А8. Понятие «церковный раскол» возникло в царствование
1) Федора Алексеевича
2) Алексея Михайловича
3) Петра I
4) Екатерины II
А9. Зарождение “политики просвещенного абсолютизма” в России связывают с эпохой управления:
1) Петра I 2) Елизаветы Петровны 3) Екатерины II 4) Александра I
А10. Когда Россия завоевала выход к Черному морю?
1) в результате войны с Крымским ханством в 1661 году
2) в результате присоединения украинских земель в 1654 году
3) в результате войны с Турцией в 1768-1774 годах
4) в результате войны с Турцией в 1806-1812 годах
А11. Когда и кто в России впервые принял царский титул?
1) 1505-Иван III
2) 1547-Иван IV
3) 1721-Петр I
4) 1762-Петр III
А12. В начале царствования он мечтал дать народу конституцию; при нем был принят указ о вольных хлебопашцах, открывались новые университеты, лицеи. Имя этого царя:
1) Петр I
2) Павел I
3) Александр I
4) Николай I
А13. Принятая в годы правления Николая I в качестве официальной идеологии система взглядов основывалась на положении:
1) «сила власти — царю, сила мнения — народу!»
2) «Москва — третий Рим, а четвертому не бывать»
3) «православие, самодержавие, народность»
4) «сначала успокоение, потом реформы»
А14. Выступление Северного общества дворянства началось:
1) 25 ноября 1926 г.; 2)14 декабря 1825 г.; 3) 25 декабря 1825 г. 4) 19 февраля 1825г.
А15. Оборона Севастополя относилась к событиям войны, проходившей в:
1) 1812 – 1815 гг.; 2) 1813 – 1814 гг.; 3) 1853 – 1856 гг.; 4) 1877 – 1878 гг.
А16. Кто такие западники?
1) религиозная секта
2) сторонники особого исторического пути России
3) Представители западноевропейских стран-инвесторов в экономику России
4) сторонники западноевропейского пути развития России
А17. Основателем Московского княжества был:
1) Дмитрий Донской;
2) Юрий Долгорукий;
3) Даниил Александрович;
4) Александр Невский.
А18. Это НЕ относится к мероприятиям Петра I:
1) учреждение Сената;
2) создание навигацкой школы;
3) отмена местничества;
4) реформа алфавита.
А19. Существовавшая в России с XV до конца XVII в. Система распределения служебных мест в соответствии со знатностью рода носила название
1) местничества
2) кормления
3) земщины
4) рекрутчины
А20. В Болгарии в районе Шипки был воздвигнут обелиск в память о русско-болгарском содружестве в годы:
1) Русско-турецкой войны 1806 – 1812 гг.;
2) Крымской войны;
3) Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.;
4) Первой мировой войны.
Часть 2
В1.Какое событие произошло позже всех других?
1) создание Сената;
2) учреждение московского университета;
3) основание Санкт-Петербурга;
4) Полтавская битва.
В2. Установите правильное соответствие:
1) 1462 г. 2) 1480 г. 3) 1236 г. 4) 1497 г. 5) 1147 г.
а) начало монголо-татарского нашествия
б) первое упоминание о Москве
в) начало правления Ивана III
г) стояние на реке Угре
д) Судебник Ивана III
В3. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, к кому относится эта характеристика.
«При доброте и мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни чью жизнь, ни на чью честь».
1) Алексею Михайловичу
2) Петру Алексеевичу
3) Михаилу Фёдоровичу
4) Петру Федоровичу
В4. Почтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, кому была открыта дорога к престолу после описываемого заговора:
«Однако главная причина падения Лжедмитрия I была другая. На собрании заговорщиков накануне восстания бояре откровенно заявили, что признали Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова. Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы низложить Годунова, а потом низложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. Они так и сделали».
В5. Прочтите отрывок из дневника современника и назовите императора о правлении которого идет речь:
«Какие невероятные успехи сделала Россия в нынешнее царствование!…Тут вот публичное судопроизводство, гласные, присяжные, адвокатура…и все это – создание того государя, которого упрекают в слабости. Если между нашими правительственными лицами есть кто-нибудь, желающий блага России, то это государь»
В6. Прочтите отрывок из записок современника и напишите название войны XIX века, о которой в нем говорится:
«Грустно…я болен Севастополем…Мученик – Севастополь!…Что стало с нашими морями?…Кого поражаем мы? Кто внимает нам? Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях. Неприятельские флоты безнаказанно опустошают наши берега…Друзей и союзников у нас нет»
В7. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как назывались в древней Руси сборы, о которых идет речь:
«Большую часть зимы князья и дружина ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города…»
Ответы:
Вариант 1: А1-3, А2-3, А3-4, А4-1, А5-2, А6-4, А7-3, А8-1, А9-1, А10-4, А11-2, А12-4, А13-3, А14-4, А15-4, А16-1, А17-3, А18-1, А19-2, А20-2.
В1-ВБАГ, В2- Екатерина II, В3-4213, В4- Александр II, В5- Сергий Радонежский, В6- Русско-турецкая война 1877-1878гг., В7-2.
Вариант 2: А1-2, А2-3, А3-4, А4-4, А5-1, А6-3, А7-1, А8-2, А9-3, А10-3, А11-2, А12-3, А13-3, А14-2, А15-3, А16-4, А17-2, А18-3, А19-1, А20-3.
В1-2, В2 -1в2г3а4д5б, В3-1, В4- Василий Шуйский, В5- Александр II, В6 –Кымская (восточная) война 1853-1856гг., В7- полюдье.
Дифференцированный зачет
Вариант 1.
Укажите древнейшую русскую летопись.
а) «Слово о полку Игореве»
б) Слово о Законе и Благодати»
в) «Остромирово Евангелие»
г) «Повесть временных лет»
Согласие
антинорманской
теории образования восточнославянского государства, неверным является утверждение, что:
а) название Русь имеет древнешведское происхождение
б) варяги не принимали никакого участия в образовании древнерусского государства
в) Рюрик, Синеус, Трувор – вымышленные персонажи
г) рассказ о призвании варягов является фальсификацией
Восстание древлян и убийство ими киевского князя Игоря произошли
в
:
а) 882г.
б) 945г.
в) 972г.
г) 980г.
Тип политической власти, характерный для Галицко-Волынской земли периода раздробленности, - это:
а) феодальная вечевая республика
б) конфликтный тип власти
в) княжеская монархия
г) сословно-представительная монархия
Укажите военно-монашеский орден-государство, находившийся в XIII веке на западных границах Руси и непосредственно угрожавший ей.
а) Мальтийский
б) Госпитальеров
в) Ливонский
г) Тамплиеров
В ходе монгольского нашествия на Русь в XIII веке «злым городом» завоеватели прозвали:
а) Козельск
б) Владимир
в) Торжок
г) Псков
Московский князь Иван
I
Калита
подавил тверское
антиордынское
восстание
в
:
а) 1300г.
б) 1325г.
в) 1327г.
г) 1340г.
Новгородская земля была присоединена к Московскому государству в годы правления:
а) Дмитрия Донского
б) Василия II Темного
в) Ивана III
г) Василия III
«Избранная Рада» в годы правления Ивана IV являлась:
а) центральным правительством
б) сословно-представительным органом
в) военным советом при царе
г) личным охранным отрядом царя
Отметьте событие, с которым в истории Русского государства связана «
Углическая
трагедия».
а) грандиозный московский пожар 1547г.
б) разгром русских войск в Ливонской войне
в) массовые опричные казни
г) смерть царевича Дмитрия Ивановича
В XVII веке в российской экономике впервые появляется:
а) ремесленное производство
б) мануфактурное производство
в) металлургическое производство
г) меновая торговля
12. «Великое посольство» Петра I было предпринято в:
а) 1697-1698гг.
б) 1709г.
в) 1711г.
г) 1722-1723
13. В годы царствования Петра I новыми органами центрального управления государством стали:
а) приказы
б) министерства
в) коллегии
г) государственные комиссии
14. «Всесильным фаворитом» в годы правления Екатерины I и Петра II считался:
а) Ф.Апраксин
б) Э.Бирон
в) М.Голицын
г) А.Меншиков
15. 1757-1762гг.являются хронологическими рамками:
а) правление Елизаветы Петровны
б) Участие России в Семилетней войне
в) правления Петра III
г) русско-турецкой войны
16. Целью Уложенной комиссии, созванной Екатериной II, являлось:
а) учреждение в России нового свода законов
б) замещение ею сената
в) проведение реформы местного самоуправления
г) проведение переписи населения
17. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева велась на территории:
а) Центрального и Северо-Западного районов России
б) Украины и Белоруссии
в) Сибири и Казахстана
г) Урала и Поволжья
18. Назовите наиболее известную военную операцию А.Суворова в конце XVIII века:
а) взятие Константинополя (Стамбула)
б) взятие Берлина
в) переправа через Дунай
г) переход через Альпы
19. Укажите годы правления Павла I.
а) 1792-1801
б) 1796-1801
в) 1796-1806
г) 1801-1806
20. В годы правления Александра I автономия и собственная конституция в рамках Русской империи были предоставлены:
а) Украине
б) войску Донскому
в) Бессарабии
г) Царству Польскому
21. Назовите фамилии руководителей Северного общества декабристов:
а) А.Юшневский и Н.Муравьев
б) Н.Муравьев, С.Трубецкой, Е.Оболенский
в) П.Пестель и К.Рылеев
г) П.Пестель, С.Трубецкой, Е.Оболенский
22. В годы правления Николая I ведущие функции правления государством сосредоточивались в:
а) Правительствующем Сенате
б) Государственном совете
в) Личной Императорской канцелярии
г) Специальном совещании
23. Реформа государственной деревни была проведена министром П.Киселевым в:
а) 1825-1830гг.
б) 1830-1831гг.
в) 1835-1837гг.
г) 1837-1841гг.
24. Автором знаменитого «Письма к Гоголю» (40-е года XIX века) являлся:
а) А.Герцен
б) Н.Чернышевский
в) В.Белинский
г) М.Катков
25. Русский парусный флот в Черном море в ходе Крымской войны:
а) был затоплен у входа в Севастопольскую бухту
б) был расстрелян или взят в плен англо-французскими кораблями
в) через черноморские проливы ушел в Средиземное море
г) был сожжен турецкими кораблями в Феодосии
26. важнейшим следствием отмены крепостного права в России стал(-о):
а) развал экономики страны
б) внешнеэкономическое ослабление страны
в) политическое усиление самодержавия
г) создание рынка вольнонаемного труда
27. «Циркуляр о кухаркиных детях», изданный в годы правления Александра III, предусматривал:
а) поощрение развития образования в низших слоях российского общества
б) содействие развитию благотворительности для низших сословий
в) сословные ограничения на получение среднего и высшего образования выходцами из низших сословий
г) создание особой системы государственного социального презрения
28. В годы правления Александра III в стране впервые появилось:
а) фабричное законодательство
б) машинное производство
в) организованное революционное движение
г) корпоративное самоуправление
29. Съезд РСДРП состоялся в:
а) 1895г.
б) 1898г.
в) 1903г.
г) 1905г.
30. Укажите функции Государственной Думы Российской Империи в начале XX века.
а) судебные
б) исполнительные
в) законосовещательные
г) законодательные
31. 3 июня 1907 г.произошло следующие событие:
а) Россия вступила в войну с Японией
б) Россия стала конституционной монархией
в) в России был совершен государственный переворот
г) был убит Г.Распутин
32. Укажите полководца, чьим именем была названа военная операция русских войск, блестяще проведенная в годы Первой мировой войны.
а) А.Брусилов
б) Я.Жилинский
в) П.Ренненкампф
г) А.Самсонов
33. Декреты «О мире» и «О земле» были приняты:
а) Временным правительством
б) Петросоветом
в) II Съездом Советов
г) Учредительным собранием
34. В годы Гражданской войны «омским правителем» называли:
а) генерала А.Деникина
б) генерала П.Врангеля
в) генерала Н.Юденича
г) адмирала А.Колчака
35. «Сталинский» план создания СССР назывался проектом:
а) «автономизации»
б) «федерализация»
в) «унитаризации»
г) «агрегации»
36. Главной целью индустриализации в СССР стало(-а):
а) повышение уровня материального благосостояния граждан СССР
б) создание за короткий срок современной тяжелой промышленности
в) консолидация пролетариата в политическом и социальном отношениях
г) достижения экономического превосходства над империалистическими государствами
37. Следствием пакта Молотова-Риббентропа стало(-а):
а) вступление СССР в Лигу Наций
б) политическое сближение СССР со странами «западных демократий»
в) советско-финская война
г) вступление СССР в организацию военно-политической оси «Рим-Берлин-Токио»
38. Коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны СССР и Германии считается:
а) битва под Москвой
б) битва под Сталинградом
в) битва на Орлово-Курской дуге
г) Ясско-Кишиневская операция
39. Укажите воинское звание И.Сталина, присвоенное ему после окончания войны с Германией.
а) генерал
б) маршал
в) фельдмаршал
г) генералиссимус
40. Новыми органами управления экономикой страны в годы правления Н.Хрущева стал(-и).
а) МТС
б) СНХ (Совнархозы)
в) Экономические советы
г) Госплан
41. Конституция СССР 1977г.называлась:
а) «конституцией развитого социализма»
б) «конституцией победившего социализма»
в) «общенародной конституцией»
г) «конституцией советской демократии»
42. Пост Генерального секретаря ЦК КПСС после смерти Л.Брежнева занял:
а) Ю.Андропов
б) К.Черненко
в) М.Суслов
г) М.Горбачев
43. Министром иностранных дел СССР в годы перестройки являлся:
а) А.Громыко
б) А.Козырев
в) Е.Примаков
г) Э.Шеварнадзе
44. Действующая конституция РФ была принята в:
а) 1991
б) 1993
в) 1996
г) 1998
45. Стратегическим партнером РФ в Азии и мире в настоящее время считается:
а) Китай
б) США
в) Украина
г) Япония
46. Как называется процесс распада относительно единого государства Киевская Русь на множество самостоятельных земель-государств (княжеств и республик)?
_____________________________________________________________________________
47. Каков характер реформ Александра II в 60-70-е годы XIX века?
_____________________________________________________________________________
48. Назовите основные функции государства: _____________________________________________________________________________
49. Кратко охарактеризуйте социально-экономическое положение Российской империи на рубеже XIX-XX веков.
_____________________________________________________________________________
50. Каковы основные причины отказа от НЭПа в СССР
_____________________________________________________________________________________
Вариант 2
Римские источники называли древнейших славян:
а) венедами
б) скифами
в) антами
г) склавинами
Путь «
из
варяг в греки» проходил по:
а) Волге в) Дунаю
б) Днепру г) Днестру
Общерусский поход на половцев, организованный Владимиром Мономахом, произошел
в
:
а) 1097 г. в) 1111 г.
б) 1100 г. г) 1113 г.
Главой новгородского самоуправления в период раздробленности Руси считался:
а) князь
б) посадник
в) тысяцкий
г) архиепископ
«Ледовое побоище» новгородских вой
ск с кр
естоносцами со
стоялось на льду озера:
а) Ильмень
б) Онежского
в) Ладожского
г) Чудского
Назовите московского князя, участвовавшего в феодальной войне второй четверти XV века и получившего прозвище «Темный».
а) Василий I
б) Василий II
в) Иван III
г) Василий III
Присоединение Пскова к Московскому государству в ходе образования единого Русского государства произошло
в
:
а) 1464 г. в)1510 г.
б) 1497 г. г)1514 г.
Одним из наиболее известных опричников в годы правления Ивана IV был:
а) А. Адашев
б) И. Висковатый
в) И. Федоров
г) В. Грязной
В период Смутного времени наиболее неспокойным в социальном отношении районом являлся:
а) юго-запад страны
б) северо-восток страны
в) центральный район
г) Поморье
Первая половина XVII века в России — это период:
а) самодержавного деспотизма
б) формирования абсолютизма
в) расцвета сословно-представительной монархии
г) олигархического правления бояр
«
Чигиринские
походы» в конце XVII века русское войско предпринимало
против
:
а) Швеции
б) Османской империи
в) Речи Посполитой
г) Персии
В начале Северной войны союзниками России являлись:
а) Османская империя и Речь Посполитая
б) Крымское ханство и Саксония
в) Османская империя и Дания
г) Дания и Саксония
Высшим органом управления страной в годы царствования Петра I стал:
а) Сенат
б) Синод
в) Государственный совет
г) Земский собор
14. Укажите годы правления Анны Иоанновны в Российской империи.
а) 1727-1730
б) 1730-1740
в) 1741-1761
г) 1762-1796
Эпохой «просвещенного абсолютизма» в России называют время правления:
а) Петра I
б) Екатерины I
в) Елизаветы Петровны
г) Екатерины II
Российская императрица Екатерина II состояла в переписке с французским философом:
а) Ж.-Ж. Руссо
б) Ш. Монтескье
в) Вольтером
г) Ж.Л. Д'Аламбером
Главной внешнеполитической задачей России в годы царствования Екатерины II было:
а) обеспечение выхода в Черное море
б) получение статуса «великой державы»
в) присоединение Финляндии
г) закрепление дальневосточных территорий
Время правления Павла I характеризуется как период:
а) децентрализации системы управления страной
б) поощрения создания корпоративных органов самоуправления
в) личного деспотизма верховного правителя
г) ограничения внешнеполитической активности России
В 1803 г. император Александр I издал:
а) закон о введении министерств в систему органов государственного управления
б) указ о запрете купли-продажи крестьян
в) Конституционный Статут княжества Финляндского
г) указ «О вольных хлебопашцах»
В начале XIX века по поручению Александра I проект реформ в государстве разрабатывал:
а) М. Сперанский
б) П. Вяземский
в) Н. Новосильцев
г) П. Строганов
«
Русская
правда» в истории России, применительно к первой четверти XIX века, — это:
а) свод законов
б) конституционный проект
в) публицистический журнал
г) тайная организация
Негативным явлением российской общественно-политической и государственной жизни первой четверти XIX века являлась:
а)« аракчеевщина »
б) « хованщина »
в) «бироновщина»
г) « распутинщина »
«Холерные бунты» 1830-1831 гг. были вызваны:
а) бездействием правительства в условиях эпидемии
б) нехваткой необходимых медикаментов
в) жесткими карантинными мерами правительства
г) агитацией революционных организаций
«Николаевская» железная дорога соединяла:
а) Санкт-Петербург и Царское село
б) Санкт-Петербург и Москву
в) Москву и Одессу
г) Харьков и Одессу
Официальной идеологией в годы правления Николая I стала:
а) идеология «просвещенного абсолютизма»
б) идеология европейского либерализма
в) теория модернизации страны
г) теория «официальной народности»
Назовите условие, не входившее в содержание реформы 1861 г. по отмене крепостного права.
а) сохранение помещичьего землевладения
б) сохранение и укрепление крестьянской общины
в) освобождение крестьян лично и с землей, без выкупа и условий
г) временное сохранение обязательств крестьян перед землевладельцами
Согласно реформе судебной системы в годы правления Александра II принцип состязательности означал:
а) отделение предварительного следствия от судопроизводства
б) привлечение для судебного разбирательства свидетелей
в) внесение обвиняемым существенного денежного залога
г) участие в процессе защиты и обвинения (адвоката и прокурора)
Страна не вела ни одной войны при императоре:
а) Александре I
б) Николае I
в) Александре II
г) Александре III
Высшей точкой I Русской революции считаетс
я(
-
ются
):
а) «кровавое воскресенье»
б) события октября—декабря 1905 г. в Санкт-Петербурге и Москве
в) восстание на броненосце «Потемкин»
г) крестьянское движение летом 1906 г.
30.Главным итогом Февральской революции 1917 г. стало(-а):
а) свержение монархии в России
б) прекращение войны с Германией
в) легализация революционных партий
г) введение в стране буржуазных прав и свобод
31. Корниловским мятежом принято называть:
а) братание русских и германских войск на Восточном фронте после Февральской революции
б) попытку восстановления монархии в России
в) попытку свержения Временного правительства и установления военной диктатуры
г) действия Временного правительства по уничтожению Петросовета
Председателем Реввоенсовета РСФСР и фактическим создателем Красной Армии в годы Гражданской войны являлся:
а) В. Ленин
б) Л. Троцкий
в) А. Рыков
г) М. Фрунзе
НЭП не предусматривал:
а) национализацию промышленности
б) замену продразверстки продналогом
в) развитие производственной и потребительской кооперации
г) тесное экономическое взаимодействие города и деревни
Советско-финская война велась
в
:
а) 1936 г.
б) 1938 г.
в) 1939-1940гг.
г) 1940-1941гг.
В 1948 г. на сессии ВАСХНИЛ лженаукой была объявлена:
а) психология
б) физиология
в) биология
г) генетика
Культ личности И. Сталина был осужден
на
:
а) XVIII партийной конференции
б) XIX партийном съезде
в) внеочередной сессии Верховного Совета СССР
г) XX партийном съезде
В годы правления Н. Хрущева по отношению к некоторым
на
родам
, населявшим СССР, проводилась политика:
а) реабилитации
б) депортации
в) русификации
г) сегрегации
38. «Карибский кризис» был вызван:
а) крушением финансовой системы США поставкой советских ракет на Кубу
в) захватом Панамского канала армией США
г) военно-политическим вмешательством СССР и Кубы в дела стран Южной Америки
В годы правления Л. Брежнева пост секретаря ЦК КПСС по идеологии занимал:
а) А. Косыгин
б) М. Суслов
в) А. Громыко
г) К. Черненко
В середине 60-х годов XX века в СССР появилось следующее неформальное движение:
а) экологическое
б) пацифистское
в) диссидентское
г) ревизионистское
Подъем экономики СССР в середине 70-х годов XX века был связан
с
:
а) интенсификацией промышленного и сельскохозяйственного производства
б) благоприятной конъюнктурой внешнего рынка энергоносителей (нефти и газа)
в) проводимой приватизацией мелких промышленных предприятий
г) дополнительным привлечением средств населения в виде государственных займов
Хельсинское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе происходило
в
:
а)1964 г. в) 1972 г.
б)1969г. г) 1975 г.
Реформы в СССР в начале 80-х годов XX века, связанные с именем Ю. Андропова, включали меры
по
:
а) укреплению трудовой дисциплины, борьбе с коррупцией, усилению правопорядка
б) переводу экономики на принципы хозрасчета и самоокупаемости
в) внедрению научно-технических достижений в промышленное производство
г) усилению роли партийных органов на местах
Внешнеполитический курс, названный «новым мышлением», в годы правления М. Горбачева предполагал:
а) сохранение военно-политического паритета с НАТО
б) достижение военно-политического превосходства СССР над НАТО
в) отказ от военно-политической конфронтации с НАТО
г) внешнеполитическую самоизоляцию СССР
Договор Белоруссии, России и Украины, фактически разрушивший СССР, носит условное название:
а) «мюнхенского сговора»
б) «киевской декларации»
в) «новоогаревских соглашений»
г) «беловежских соглашений»
46. Как называется процесс заселения и хозяйственного освоения новых земель?
_____________________________________________________________________________
47. Как называлась международная экономическая организация, образованная социалистическими странами во главе с СССР по окончании Второй мировой войны?
_____________________________________________________________________________
Назовите основные предпосылки к возникновению государства.
_____________________________________________________________________________
Каково значение преобразований Петра I?
_____________________________________________________________________________
Дайте краткую характеристику политического режима, сложившегося в СССР в 30-е годы XX века.
_____________________________________________________________________________
Правильные ответы ко всем тестовым заданиям, представленным в контрольном тестировании:
№
вопросов
1
2
1
Г
А
2
А
Б
3
Б
В
4
Б
Б
5
В
Г
6
А
Б
7
В
В
8
В
Г
9
А
А
10
Г
В
11
Б
Б
12
А
Г
13
В
А
14
Г
Б
15
Б
Г
16
А
В
17
Г
А
18
Г
В
19
Б
Г
20
Г
А
21
Б
Б
22
В
А
23
Г
В
24
В
Б
25
А
Г
26
Г
В
27
В
Г
28
А
Г
29
Б
Б
30
Г
А
31
В
В
32
А
Б
33
В
А
34
Г
В
35
А
Г
36
Б
Г
37
В
А
38
В
Б
39
Г
Б
40
Б
В
41
А
Б
42
А
Г
43
Г
А
44
Б
В
45
А
Г
46
Раздробленность
Колонизация
47
либеральные
СЭВ
48
Ответ-рассуждение
Ответ-рассуждение
49
Ответ-рассуждение
Ответ-рассуждение
50
Ответ-рассуждение
Ответ-рассуждение
Критерии оценки:
Максимальное количество правильных ответов – 50.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если количество правильных ответов 30-37 (60% - 75%)
Оценка «хорошо» выставляется, если количество правильных ответов 38-42(76%-85%)
Оценка «отлично» выставляется, если количество правильных ответов 43-50 (86%-100%)
Литература.
1. Михалева, Давыдова: Разработка педагогических тестов по истории.-М., 2013.
2. Вяземский, Стрелова: Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М., 2012.
3. Елена Сорокина: Повторение и контроль знаний. Интерактивные дидактические материалы. История России. 10-11 класс.- М., 2011.
4. Елена Сорокина: Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века: 10–11 классы – М., 2012.
5. Сергей Новиков: Большая историческая энциклопедия- М., 2010.