Коррекционная работа на уроках письма в классах с двумя и более дефектами в развитии. Дидактические игры на уроках письма. | Кремнева Галина Васильевна. Работа №206329
Автор: Кремнева Галина Васильевна
Подбор дидактических игр на уроках письма в коррекционной школе для детей с умственной отсталостью.
Коррекционная работа на уроках письма
в классах с двумя и более дефектами в развитии.
Одним из важнейших достижений специального образования в современном обществе является включение в процессы воспитания и обучения детей, которые ранее не имели возможности посещать общеобразовательные учреждения и получать адекватную педагогическую помощь. К такой категории полноправно можно отнести детей со сложными нарушениями (Л.А. Головчиц, 2008).
Дети с двумя и более дефектами в развитии различны по структуре дефекта, по личностным направлениям, привычкам и склонностям. У них наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно, высших познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания и памяти, словесно-логического мышления, воображения, обобщающей и регулирующей функции речи. Наряду с недоразвитием сложных форм познавательной деятельности отмечается также нарушенная речь.
Коррекционная работа на уроках письма очень обширная тема. Остановлюсь на одном из приёмов коррекционной работы на уроках письма – это дидактические игры.
Дидактические игры активно воздействуют на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное значение к выполняемой деятельности, улучшает общую трудоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.
Использование игры в классах с двумя и более дефектами в развитии (и в начальной школе, и средних классах) помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету.
Игровые действия, выполняемые учащимися, как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают её более интересной. Но данные мыслительные операции должны быть подготовлены и дозированы. В противном случае игра становится для них либо утомительной, либо вообще недоступной.
На этапе овладения игрой после показа игровых действий целесообразно их выполнение совместно с учителем. Надо отметить, что роль учителя остается значительной на всем протяжении игры.
Дидактические игры на уроках письма.
Мы в лес за наукой сегодня пойдём,
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём.
1. Развитие фонематического слуха.
При нарушении фонематического слуха, слабости слуховых дифференцировок, при нарушении произношений можно использовать следующие дидактические игры:
1) У кого хороший слух?
Учитель показывает предметную картинку и называет её. Учащиеся хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах изучаемого материала после показа картинки учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют также.
2) Какой звук чаще всего слышим?
Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Пример: Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
3) Стол находок.
тиг.
Отправляемся в «Стол находок», куда попадают все потерянные вещи (буквы), чтобы восстановить слово (Б, В, Т, Р …)
2. Развитие восприятия образа буквы.
Учащимся данной категории присуще бедность словарного запаса, бедность и дифференцированность значений слов, примитивное построение конструкций предожений, отклонения от норм родного языка (нарушение согласования, управления). Всё это вызывает необходимость применения в обучении для коррекции нарушения письменной речи специальных приёмов и дидактических игр.
1) Буквографика.
На спине либо на ладони ребёнка пальцем проводится контур буквы. Он должен отгадать букву. Контур буквы можно обозначить не сплошной линией, а точками. Игра сначала проводится индивидуально с каждым ребёнком, а потом дети для игры разбиваются по пары.
2) Сложи буквы.
Из элементов сложить букву.
3) Допиши букву.
4) Конструктор.
1 вариант.
Дети складывают заданные буквы из спичек, картонных элементов, счётных палочек, выполняя задание. Пример: Выложи из палочек букву П. Посчитай, сколько палочек тебе понадобилось).
2 вариант.
Реконструирование букв: «Переставь палочку так, чтобы из буквы П получилась буква Н. А теперь из неё сделай букву И.
5) Заменяй-ка.
1 вариант.
Составить самую длинную цепочку из слов. Чтобы получить новое слово, надо в предыдущем слове заменить только одну букву.
Например: зайка–(м)айка–(ч)айка-(ш)айка – (л)айка – (г)айка - …
2 вариант.
Заменяя в слове только одну букву, превратить «лук» в «сыр».
Лук - сыр
Например: лук – луг - лог – рог – рок – сок – сор – сыр
лук – сук – сок – сор – сыр.
3. Коррекция ошибок на уровне слога.
1) Отгадай-ка.
Один ребенок выходит за дверь. Задача оставшихся в классе детей придумать как можно больше слов на заданный слог. Затем водящий приглашается в класс, ему предъявляются слова, а он должен отгадать задуманный слог.
2) Самый внимательный.
Дети пишут под диктовку слоги различной конструкции. Учитель следит как за правильностью написания, так в дальнейшем и за чёткостью прочтения слогов. Затем предлагаются задания: 1) среди ряда слогов найти два одинаковых слога; 2) какое слово спряталось среди слогов?
4. Коррекция ошибок на уровне слова.
1) Иностранные слова.
Детям предлагаются карточки «родога», «камош», «монли»
(задание в стихотворной форме)
Даны слова вам странные,
Совсем как иностранные.
На них вы посмотрите
И переведите.
(Дорога, мошка, лимон.)
2) Слово рассыпалось.
Детям предлагается задание в стихотворной форме:
Слово рассыпалось, буквы смешались,
Слоги и буквы совсем растерялись.
Очень прошу вас, друзья, помогите,
Буквы скорее на место верните!и
3) Цветочек. (Игра применяется при изучении темы «Однокоренные слова»).
Детям предлагается подобрать к данному слову родственные слова. При этом на каждое придуманное слово на цветочке (картонная заготовка) закрепляется лепесток. Например:
дом – (домик, домишко, домище, домовой …)
Затем предлагается вспомнить эти родственные слова и записать их.
4) Внимательные глазки.
Детям предлагается запись на доске или на карточке «фрфефчфкфаф»
и задание:
С этим словом что-то сталось,
Буква лишняя закралась.
Эту букву отними,
Слово ты освободи!
(Речка)
5) Буква заблудилась. (Тема «Безударные гласные»)
На доске домики, в окошках помещены буквы, составляющие слово. Одно окошко пустое. У каждого ученика карточки с парными согласными (безударными гласными). Учитель говорит:
Неизвестно, что случилось,
Только буква заблудилась.
Вы, друзья, её найдите,
В этот домик посадите!
п
л
а
к
н
о
д
м
а
(Показ на пустое окошко).
Дети показывают нужную карточку, объясняется написание.
6) КВАДРАТЫ - кроссворды (Тема «Парные согласные на конце слов»)
1
2
3
По вертикали:
1. Сигнал, подаваемый тепловозом или электровозом.
2. Осадки.
3. Предмет для рисования.
По горизонтали:
1. Населённый пункт.
3. Предмет для рисования.
(Город, кисть, гудок, дождь)
или
По вертикали:
1. Тепловоз с вагонами.
2. Населённый пункт.
По горизонтали:
1. Изделие из теста с начинкой.
3. Певчая птица.
(Пирог, дрозд, поезд, город)
Написание парных согласных на конце слов.
7) Лесенка. (Тема «Парные согласные на конце слов»)
Ученики по очереди, «шагая» вниз по лесенке, на каждой ступеньке вставляют в слово пропущенную букву, предварительно подобрав проверочное слово.
Н
О
С
Н
Е
З
А
В
О
С
У
Г
Р
О
Г
А
Л
С
Т
У
8) Кроссворд (Тема «Разделительный Ь»)
У
В
П
М
1. Домики для пчел. 3. Женская одежда.
2. Снежная буря, метель. 4. Насекомые – санитары леса.
9) Подпиши картинку. (Тема «Безударные гласные»)
Набор предметных картинок на доске или у каждого. Учитель говорит, а дети повторяют за ним:
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно ставь под ударение.
Ученик выходит к доске, выбирает картинку, записывает её название и ставит ударение в слове. Если в слове имеется безударная гласная в корне, рядом записывается проверочное слово.
5. Коррекция ошибок на уровне словосочетания.
1) Найди ошибку.
Детям предъявляется запись, в которой нужно найти ошибку:
Красный брюки, весёлая гости, белый платье, верный товарищи.
2) Найди пару.
Детям предъявляются записанные в два столбика слова:
новый книги
новая дом
новое блузка
новые платье
Они должны соединить стрелками слова так, чтобы получилось верное словосочетание.
3) Спросилкин. (Тема «Члены предложения»)
Учитель выступает в роли Спросилкина; детям необходимо подобрать как можно больше глаголов к данному слову.
− Что можно сделать с картофелем?
(Сварить, помыть, съесть, выкопать, посадить, запечь, отрезать, накрошить, нарисовать).
4) Кто больше. (Тема «Члены предложения»)
Учитель показывает картинки, а ученики подбирают (как можно больше) слова, называющие действия изображенных на картинках предметов.
5) Подбери картинку. (Тема «Члены предложения»)
У каждого ученика лежат на парте картинки: морковь, шар, апельсин, девочка и т.д.
Учитель называет слово, обозначающее признак одного из данных предметов. Ученики должны показать картинку или две картинки, если признак присущ нескольким предметам, и составить словосочетания, изменяя окончания прилагательных.
Например: Морковь (какая?) сочная. Апельсин (какой?) сочный.
6. Коррекция ошибок на уровне предложения.
1) Скажи по-другому.
На доске написано предложение. Предлагается прочитать его с разной интонацией, называя соответствующий знак при письме.
Стоит Егорка на пригорке. (.)
Стоит Егорка на пригорке. (?)
Стоит Егорка на пригорке. (!)
2) Волшебная точка.
Детям предъявляется запись:
«Тихо падают. Листья торопятся в школу. Дети.»
Они должны правильно расставить точки.
3) Склеенное предложение.
Детям предлагается карточка:
«Пастушокпотушилкостёр».
Им необходимо разрезать её так, чтобы получились отдельные слова.
4) Наведи порядок.
На доске в беспорядке карточки со словами предложения. Учащиеся расставляют слова в нужной последовательности. При этом каждый ученик находит место только одному слову.
5) Кого – чего нет.
Набор предметных картинок или игрушек. Дети называют их. Затем все зарывают глаза. Убираются две картинки или игрушки. Дети открывают глаза и говорят, кого или чего нет. Например: «Здесь нет коровы. Здесь нет гуся»
6) Подбери по смыслу.
На доске написаны предложения с пропущенными предлогами, вместо них пустые окошечки. На карточках предлоги. Дети читают предложения, находят нужные предлоги и вставляют их в пустые окошечки.
Примерный материал.
Дети поют песни __ Родине. Горько жить вдали __ Родины. Жить __ Родины – всё равно что без матери. После долгой разлуки я вернулся __ Родину. Ни сил, ни жизни не жалей __ Родины своей. Пусть будет чистым небо __ нашей Родиной.
7. Коррекция ошибок на уровне связного текста.
1) Что было сначала, а что потом?
На доске написан текст с нарушенным порядком предложений.
Грибы
Он рос у самой тропки. Под ёлкой во мху прятались белые грибы. Мы с братом часто ходили гулять в рощу. Вот у Алёши уже полная корзинка. После дождя там много грибов. У меня большой белый гриб.
На карточках записаны отдельные предложения. Учащиеся должны разложить карточки с предложениями так, чтобы получился рассказ, отражающий последовательность событий.
2) О чём рассказывает автор.
Детям предъявляется задание: «Расставьте слова в предложениях в нужном порядке и узнайте, о чём хотел сказать автор».
1 вариант (без нарушения согласования).
Зима
Глубокий, землю, снег, покрыл. На, толстый, реках, лежит, лёд. Одежду, тёплую, и, на, улицу, побежали, дети, надели. В, играют, они, снежки. Не, страшен, и, мороз, им.
2 вариант (с нарушением согласования).
Зима
Глубокий, земля, снег, покрыл. На, толстый, река, лежит, лёд. Одежда, тёплую, и, на, улицу, побежали, дети, надели. В, они, играют, снежки. Не, страшен, и, мороз, им.
3) Закончи сказку.
Детям предлагается прослушать начало сказки и придумать продолжение:
«В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были король с королевой. У них росла красавица-дочка. Была она ласковой и послушной девочкой. Но вот однажды …»
Выводы
Описанные игровые упражнения весьма эффективны. Использование этих упражнений способствует сокращению количества специфических ошибок, а также развитию операций анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребёнка и усвоении им учебного материала.
Список используемой литературы
1. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. М.: ACADEMA, 2004.
2. Детская психология / Под ред. проф. В.И. Селивёрстова. М.: ВЛАДОС, 2008.
3. Токарь И. Речевые проблемы у детей. Почему они возникают и как их своевременно выявить? //Коррекционно-развивающее образование. 2009. № 4.
4. Нодельман В.И., Позднякова И.О. Особенности разговорной речи умственно отсталых школьников // Дефектология. 2008. № 6.
5. Томми Л.Е. Развитие речевых предпосылок усвоения математики у детей с общим недоразвития речи // Дефектология. 2008. № 6.
6. Гончаренко А. Как научить детей читать // Практическая психология и логопедия. 2009. № 4.
7. Баженова Л.Б. Игровые приёмы на логопедических занятиях // Практическая психология и логопедия. 2009. № 4.