Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
ВКонтакте Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Коррекционно - развивающие игры для детей с ОНР | Галактионова Анна Борисовна. Работа №375628

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В разработке представлены игры, которые не только помогут научить ребенка хорошо произносить все звуки русского языка, но и будут способствовать расширению словарного запаса, формированию грамматических и синтаксических навыков и развитию речевого и слухового внимания и памяти.

Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и  является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов непосредственно – образовательной деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим. Игра, проводимая с коррекционной целью, помогает сохранять положительный воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка и его здоровье. В нашей работе нет ничего хуже монотонности, и я решила разнообразить задания и заинтересовать детей игрой с мячом. Ведь одной из самых первых игрушек, с которым начинает знакомиться ребенок, не считая погремушек, является мяч.

При виде любого мяча, большого или маленького, принесенного кем-нибудь из дома в группу, дети сразу активизируются, происходит всплеск положительных эмоций, и долго могут удерживать свое внимание на мяче.

Исходя из этих наблюдений, я определила цель и задачи в своей работе.

 

Цель: Подбор, разработка и эффективность использования игрового материала в коррекции звукопроизношения и развитии речи.

 

 

«Играем – речь развиваем »

В разработке представлены игры, которые не только помогут научить ребенка хорошо произносить все звуки русского языка, но и будут способствовать расширению словарного запаса, формированию грамматических и синтаксических навыков и развитию речевого и слухового внимания и памяти.

 

Введение:

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса исправления нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.

По новым требованиям ФГТ дети на занятиях должны как можно больше двигаться, и я решила разнообразить занятия по коррекции звукопроизношения и развития речи, и тем самым повысить эффективность своей работы с детьми. Вот для этого мной были разработаны и подобраны игры с мячом, которые можно использовать на занятиях для развития фонематического слуха, для коррекции звукопроизношения, для развития грамматического строя и звукового анализа и синтеза.

В разработке использовались игровые технологии в дошкольном периоде.

Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребенок руководствуется личностными установками и мотивами.

Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов непосредственно – образовательной деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим. Игра, проводимая с коррекционной целью, помогает сохранять положительный воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка и его здоровье. В нашей работе нет ничего хуже монотонности, и я решила разнообразить задания и заинтересовать детей игрой с мячом. Ведь одной из самых первых игрушек, с которым начинает знакомиться ребенок, не считая погремушек, является мяч.

При виде любого мяча, большого или маленького, принесенного кем-нибудь из дома в группу, дети сразу активизируются, происходит всплеск положительных эмоций, и долго могут удерживать свое внимание на мяче.

Исходя из этих наблюдений, я определила цель и задачи в своей работе.

Цель: Подбор, разработка и эффективность использования игрового материала в коррекции звукопроизношения и развитии речи.

Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее определенной способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

Задачи:

1. Закреплять умение правильного звукопроизношения звуков ( в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи);

2. Развивать связную речь, расширять словарный запас;

3. Способствовать двигательной активности детей;

4. Развивать любознательность, познавательную активность;

5. Учить планировать свои действия в игровой ситуации, выполнять правила игры;

Игры с мячом позволяют расширить и закрепить знания, умения и навыки детей, помогут совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление. В них можно играть как на занятиях, так и на прогулке и дома с родителями.

 

1. Игры для развития фонематического слуха;

 

Название игры

Цель

Ход игры

«Мяч кидай, звук называй»

Развивать умение определять и называть первый (последний) звук в слове.

Взрослый называет слово, ребенок называет первый или последний звук.

«Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем»

Развивать умение называть слово на заданный звук.

Взрослый называет звук, дети придумывают слова с заданным звуком.

«Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой»

Закреплять умение выделять гласные звуки в словах.

Взрослый называет слова, дети услышав гласный звук, подбрасывают мяч над головой.

«Мяч лови – слово собери»

Закреплять умение составлять слова из заданных звуков.

Взрослый называет звуки ([д][м][о];[у][т][к][а]) или слогов( ма, ши, на; мо, ло, ко).

«Найди звук»

Развивать навык выделять звук в слове.

Взрослый называет слова, дети, услышав заданный звук, стучит мячом об пол.

«Мяч кидай, звук узнай»

Развивать умение находить слова с заданным звуком.

Взрослый называет слова, а дети подкидывают мяч в том случае, если прозвучало слово с заданным звуком.

«Мяч кидай, где звук узнай»

Закреплять умение определять позицию заданного звука в слове.

Взрослый называет слово и просит назвать где находится тот или иной звук (в начале, в середине или в конце).

«Мячик ловко бросай, мягкий звук называй»

Закреплять умение выделять мягкие звуки в словах.

Взрослый называет слово и просит детей назвать мягкие звуки.

«Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри»

Развивать умение делить слово на звуки.

Взрослый называет слово и просит ребенка подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове.

 

2. Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков;

 

Название игры

Цель

Ход игры

«С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять»

Автоматизация звуков, слогов.

Взрослый бросает мяч ребенку, называет звук или слог, ребенок ловит мяч, повторяет и бросает обратно.

«Мяч передавай, слово со звуком называй»

Автоматизация звуков в словах.

Взрослый передает мяч ребенку, называя слово с закрепляемым звуком, ребенок называет свое слово с заданным звуком и передает мяч другому.

«Мяч скорей лови, чистоговорку повтори»

Закрепление звуков в чистоговорках.

Взрослый называет звук, бросает мяч ребенку, а он должен вспомнить и правильно произнести чистоговорку.

«Лови да бросай, слово новое узнай»

Закреплять умение преобразовывать слова, путем замены одного звука на другой.

Взрослый бросает мяч ребенку, называет слово, ребенок ловит мяч, называет новое слово , которое у него получилось путем замены первого звука на заданный взрослым звук и отдает мяч обратно. ( мак – рак, лама – рама, кот – рот и т.д.)

«Раз, два, три – слоги повтори»

Закреплять умение запоминать и повторять цепочку слогов и слов.

Взрослый бросает мяч, называет цепочку слогов или слов, ребенок его ловит и повторяет цепочку слогов (слов) в той последовательности, в которой произнес взрослый.

«Мяч поймай – слово добавляй»

Закреплять умение подбирать слова – рифмовки.

Взрослый начинает стихотворение, ребенок заканчивает.

«Мяч лови, лишнее слово назови»

Закреплять умение выделять заданный звук.

Взрослый называет слова и просит назвать лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, стол, шапка, сапоги).

 

3. Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи;

 

Название игры

Цель

Ход игры

«Я назову пять названий овощей, фруктов, диких или домашних животных, деревьев, транспорт, птиц, посуду, одежду и т.д.»

Расширять словарный запас за счет употребления обобщающих слов.

Взрослый называет обобщающее слово, дети подбирают к нему нужные слова.

«Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова»

Образование притяжательных прилагательных.

Взрослый бросает мяч и просит сказать, чья голова, ребенок образует новые слова (у волка – волчья, у медведя – медвежья и т.д.)

«Мы волшебники немного: был один, а станет много»

Закреплять умение называть существительные во множественном числе.

Взрослый бросает мяч, называет один предмет, а ребенок много предметов.

«Вот предмет, а из чего люди сделали его?»

Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.

Взрослый бросает мяч, называет предмет, из чего он сделан, ребенок ловит и подбирает прилагательное ( стол из дерева – деревянный и т.д.)

«Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи»

Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Взрослый называет большой предмет, ребенок, добавляя суффикс, называет маленький (стул – стульчик и т.д.)

«Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи»

Согласование существительных с местоимениями.

Взрослый называет предмет и предлагает ребенку сказать, чей он или чья она, или чье оно (Чья шапка – моя, чье пальто – мое и т.д.)

«Никогда мы не забудем, что умеют делать люди»

Закреплять умение называть глаголы, обозначающие, что умеет делать человек названной профессии.

Взрослый называет профессию, ребенок действие.

«Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать»

Закреплять умение подбирать слова-антонимы.

Взрослый бросает мяч, называет слово, ребенок ловит и говорит противоположное.

«Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ»

Закрепление активного словаря и развитие логического мышления.

Взрослый перечисляет события, ребенок объясняет, могут ли они происходить (рыба бежит по морю, мама младше дочки и т.д.)

«Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй»

Закрепить умение обобщать предложенные слова.

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать их, одним словом.

 

4. Игры с мячом в развитии звукового анализа и синтеза;

 

Название игры

Цель

Ход игры

«Стукни раз, а может два, по частям скажи слова»

Развивать умение делить слово на слоги.

Взрослый называет слова, дети делят слово на слоги, ударяя мячом об пол.

«Разноцветные мячи по порядку собери»

Развивать умение составлять звуковую схему слова.

Взрослый называет слово, дети раскладывают мячи, выбирая по цвету, в зависимости от того, какой звук (гласный или согласный, твердый или мягкий).

«Мяч бросай, цепочку продолжай»

Развивать умение осуществлять звуко-буквенный анализ.

Взрослый бросает мяч, называет слово, ребенку предлагается вычленить последний звук и с него начать новое слово.

«Мяч лови, первый и последний звук назови»

Выделение в слове начального и конечного звуков.

Взрослый бросает мяч,
называет слово, ребенок называет первый и последний звук этого слова (гласных или согласных).

«Разноцветные мячи по порядку покажи»

Развивать умение обозначать звуки цветом.

Взрослый называет звуки, ребенок поднимает мяч цвета, который соответствует услышанному звуку.

«Мяч поймай, ударный слог узнай»

Закреплять умение выделять ударный слог.

Взрослый называет детям слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. Дети должны выделить и назвать ударный слог и вернуть мяч взрослому.

 

Данный раздел программы довольно сложный для дошкольников. Система представленных игр позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, выделять особенности слов, определять его звуковую характеристику, соединять звуки в слова, моделировать новые, что имеет огромное значение для последующего систематического обучения родного языка в школе.

 

5. Игры с мячом для развития мелкой моторики;

 

Название игры

Цель

Ход игры

«Шарик пальчиком кати и фигуру обведи»

Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, четкости движений.

Катать массажный шарик по контуру рисунка.

«Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу»

Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, четкости движений.

Прокатывать мячик по спирали.

«Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу»

Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, четкости движений.

Прокатывать мяч ладошкой круговыми движениями.

«Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает»

Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, четкости движений.

Перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.

«Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю»

Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, четкости движений.

С силой сжимать мячик каждой рукой.

 

Практика использования мяча в работе с детьми-логопатами показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:

Игры с мячом отвлекают ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению;

Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях;

Помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии;

Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;

Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи;

Регулируют силу и точность движений;

Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу;

Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;

Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов, оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Данные игры используется мной при взаимодействии с воспитателями, музыкальным руководителем, спорт. Инструктором. Это способствует закреплению детьми полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков.

Показатели результативности «Формирования звукопроизношения и развития речи старших дошкольников»

На начало года: высокий – 1%, средний – 64%, низкий – 35%; на конец года: высокий – 65%, средний – 35%, низкий – 0%. (Приложение 1).

Вывод: Наработанная система игр помогает эффективно решать задачи по правильному звукопроизношению, развитию связной речи, расширению словарного запаса у детей.

 

Литература:

Филичева Т. Б., «Развитие речи дошкольника», Екатеринбург «Арго» 1997г.

Жукова Н.С., «Логопедия, Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников»: Кн. Для логопеда/ Екатеринбург: изд. АРДЛТД, 1998г.

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. В помощь логопедам и родителям, Детство – Пресс, С.П., 2004.

Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Аквариум, М, 1995г.

Новоторцева Н.В., Развитие речи детей. – Ярославль, 1995.

Володина В.С., А

льбом по развитию речи. – М.: «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012.

Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения. – М.: ЭКСМО, 2012.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Диаграмма уровня речевого развития детей на начало учебного года.

 

 

Диаграмма уровня речевого развития детей на конец учебного года.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×