Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. | Литвинцева Кристина Вячеславовна. Работа №210627

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Литвинцева Кристина Вячеславовна
Проблема агрессивного поведения все так же актуальна в наши дни. В статье рассказывается о том что такое агрессия в дошкольном возрасте и о ее истоках.

Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

К.В. Литвинцева, студентка 4 курса

Научный руководитель Гольберт Е. В. доцент кафедры психологии образования, кандидат педагогических наук.

Забайкальский государственный университет, г. Чита

 

Проблема агрессивного поведения старших дошкольников заставляет задуматься исследователей уже очень много лет. Ни зарубежные, ни отечественные ученые, которые занимаются данной проблемой до сих пор не пришли к общему выводу, так как это сложный и многогранный вопрос и общего мнения здесь быть не может. Особый интерес исследователей привлекли такие аспекты агрессии как механизмы появления и закрепления агрессии‚ факторы, которые способствуют ее появлению, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, a также способы и механизмы его предотвращения.

Во многих исследованиях отмечается, что проявления агрессии в поведении проявляются уже у детей дошкольного возраста. При отсутствии целенаправленной коррекционной работы агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности и может сохраняться на протяжении дальнейшей жизни человека (Т.Г. Васильевой, А.И. Захарова, И. Лалаянц, Л.Б. Филонова). Именно поэтому особенно важным изучение агрессивного поведения является, когда черта находится в стадии становления, когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры, то есть в дошкольном возрасте.

Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу снижения уровня агрессии у старших дошкольников показал, что в науке мало исследован вопрос, связанный с возможностями использования различных методик коррекционной работы, таких, как игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, психогимнастика (Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Р.В. Овчаровой).

Многие ведущие психологи выделяют разные понятия агрессии, но все сходятся к тому что, чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, a не просто приводить к таким последствиям. В настоящее время большинством принимается следующее определение: «агрессия — это любая форма поведения, нацеленного нa оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения».

Рассмотрим «агрессию как поведение» – данное определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию или установку. Это утверждение внесло большие споры, ведь термин агрессия чаще всего ассоциируется с негативными эмоциями, мотивами такими как навредить или оскорбить, а также с негативными установками, например, расовые или этические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение вреда, их наличие все же не будет являться необходимым для подобных действий.

Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жестокость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Поведение ребенка дошкольного возраста дома существенно зависит от эмоционального климата в семье, а детская группа становится зеркальным отражением внутреннего состояния воспитателя. Если те или другие проявляют, даже просто испытывают агрессию, дети с большой вероятностью будут ее воспроизводить.

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка, охватывающий период от трех до шести-семи лет. Дети пяти, шести-семи лет относятся к старшему дошкольному возрасту. Проявления некоторых особенностей поведения уже в этом возрасте может послужить сигналом будущего неблагополучия в развитии ребенка. Если вовремя обратить на них внимание, проанализировать причины их появления и принять меры, то многих сложностей можно избежать. В силу возрастных особенностей та или иная сторона личности дошкольника может качественным образом повлиять на его поведение, взаимоотношения с окружающими.

Кроме того, дети в возрасте 6-7 лет проходят кризис, который чаще всего характеризуется отрицательными, негативными, агрессивными проявлениями в поведении. Трудности во взаимоотношении со сверстниками, неудовлетворенность потребности в признании, могут стать причинами агрессивного поведения в этот период.

Дети, которые отвергнуты сверстниками, чаще обнаруживают психические поведенческие расстройства. Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе (Я.Л. Коломинский). Если же этого не происходит, возникшее состояние напряженности, приводит либо к возникновению чувства неполноценности, либо к проявлению агрессии. Как отмечают отечественные исследователи (B.C. Мухина, Л.С. Славина и др.), именно неудовлетворенность в признании среди сверстников может стать одной из причин проявления агрессивного поведения в дошкольном возрасте [4].

Такие ученые как А.И. Захаров, М.И. Лисина, Е.О Смирнова большое внимание уделяли социальному фактору, особенно сосредотачивая свое внимание на роли семьи. Семья в настоящее время признается основным социальным источником формирования агрессивного поведения. Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию, учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него и в зрелые годы.

Многие специалисты считают одной из основных причин агрессивного поведения такие недостатки семейного воспитания, как:

1. Гиперопека или гипоопека.

2. Физическое, психологическое или сексуальное насилие по отношению к ребенку или по отношению к одному из членов семьи, свидетелем которого стал ребенок.

3. Негативное влияние сибсов (отвержение, соперничество, ревность и жестокость с их стороны).

4. Материнская депривация, так же может быть рассмотрена как фактор становления агрессивного поведения.

5. Наличие специфических семейных традиций (искаженных моделях воспитания, специфическом поведении родителей, и культивировании этих качеств как единственно верных)

6. Неполные семьи.

В дошкольном возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребенка, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей. На поведение детей, вне всякого сомнения, влияют те модели поведения, которые представляют им родители. Кроме семьи дети усваивают различные модели поведения в ходе взаимодействия с другими детьми.

Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей:

а) боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения;

б) пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

Другой особенностью, влияющей на формирование агрессивного поведения дошкольников, является повышенная чувствительность к фрустрации, а у них, как правило, еще не выработаны социально приемлемые способы преодоления фрустрации. Причинами возникновения агрессии в дошкольном возрасте могут быть и чувство голода, повышенная утомляемость, эмоциональная нестабильность.

Наибольшую озабоченность у специалистов вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению. Первые исследования, посвященные влиянию телевизионных образов насилия на человеческое поведение, были проведены А. Бандурой. Исследования Джой, Забрака и Ф. Уильямса доказывают, что ребенок, проводящий у телевизора всего два часа, видит в день в среднем свыше 17 актов агрессии.

Модель Роуэлла Хьюстона доказывает, что чрезмерное увлечение телепередачами с показом насилия и жестокостью развивает агрессивные фантазии у детей, способствует копированию агрессивных реакций в их собственном поведении. Подкрепление агрессивных действий формирует агрессивные привычки и тормозит развитие социальных умений

Р. Бэрон и Д. Ричардсон выделяют следующие источники усвоения агрессивного поведения и формирования агрессивности: взаимоотношения в семье; взаимоотношения со сверстниками; символические примеры, предлагаемые масс-медиа.

Г.Э. Бреслав выделяет следующие причины проявлений детской агрессии: стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление быть главным; защита и месть; желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Таким образом можно сделать вывод о том что, изучение агрессивного поведения старших дошкольников все так же актуально в наши дни и требует большого внимания и работы над ней.

Список литературы

Берковиц

, Л. Агрессия: причины, последствия и контрол

ь–

Санкт-Петербург :

Прайм

Еврознак

, 2011. – 512с. 

Брель

Е.Ю. К проблеме определения агрессии в отечественных и зарубежных психологических исследованиях // Ежегодник Российского психологического общества. – СПб

.:

И

зд-во СПУ, 2007. – С. 221-222. 

Ласкин

А.А. Причины детской агрессии и особенности семейного воспитания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств

. – 2014. – № 6. – С. 119-124. 

Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников, диагностика, проблемы, коррекция – Москва

:

Владос

, 2014. – 138 с

.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×