Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с расстройством аутического спектра в условиях интеграции посредством фольклоро терапии.

Автор: Попова Ольга Геннадьевна

 Коррекция эмоционально - волевой сферы детей с расстройством аутического спектра в условиях интеграции посредствам фольклоротерапии.

Процесс компенсации, вызываемый дефектом, может иметь различный исход, который зависит от тяжести самого дефекта, компенсаторного фонда, то есть богатства… органов и функции организма, привлекаемых для компенсации дефекта, и, наконец, от воспитания, то есть  от того или иного сознательного направления, придаваемого этому процессу.

                                                                 Л.С.Выготский

Заболевание, относящиеся к группе расстройств аутистического спектра (РАС), относятся по Международной классификации болезни 10-го пересмотра к первазивным, то есть всепроникающим, затрагивающим все сферы развития человека , расстройствам. К расстройствам аутического спектра относят такие заболевания как детский аутизм, синдром Аспергира, атипичный аутизм и другие. Статистические данные говорят об увеличении в последние годы числа детей с РАС (расстройствами аутистического спектра) как в России, и за рубежом. По данным видного исследователя в области аутизма,  детского психиатра  В. М. Башиной  (Научный Центр Психического  Здоровья РАМН. г. Москва), клинические и эпидемиологические исследования аутизма у детей показали его большую встречаемость -21 -26-на        10 000 детей популяции.             Проблема воспитания и обучения детей с РАС (расстройствами аутистического спектра)          имеют        несколько  причин. Аутизм – заболевание, относящееся к группе расстройств аутического  спектра, объединены между собой так называемой «триадой аутизма»(U.Frith), в которую входят: нарушение социального взаимодействия, нарушения коммуникации, нарушение социального воображения, то есть  возможность предвидеть последствия социальной ситуации. Таким образом, самой болезнью аутичный ребенок лишен возможности полноценно взаимодействовать с окружающим миром. Исследования последних лет (Никольская О.С., Либлинг М.М., Баенская Е.Р. -Институт Коррекционной педагогики РАО, г. Москва) убедительно доказывают, несмотря на страх к проявлениям социальной жизни, таким как  совместные праздники, походы в гости, в театр, в цирк, совместные чаепития, игра на детской площадке с другими детьми.

В России отсутствует государственная система коррекционно – развивающей помощи          детям с       аутизмом.До недавнего времени случаи  аутизма были достаточно редкими для МБДОУ №480 (2013 г.-2 ребенок, 2014 г.- 3 ребенка, 2015г. -6 детей, 2016 г. -7 детей). Анализируя результаты деятельности педагогов, можно сделать вывод, что у педагогического персонала отсутствуют знания о психолого- педагогических особенностях  аутичных детей, которые стихийно интегрированы в среду детского сада. Педагоги не владеют методиками работы с данной категорией детей; не готовы оказывать квалифицированную педагогическую помощь родителям, воспитывающих     аутичных   детей.                                                                                            Как показывает практика необходимость создания системы мероприятий  оказания коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в условиях интеграции,  в среду нормально развивающихся сверстников посредствам          фольклоротерапии.                                                                                                     Перед педагогическим коллективом нами были сформированы следующие задачи:            

1.Обучение педагогического коллектива  МБДОУ №480 в работе с детьми с расстройством аутического        спектра.                                                                        

 2.Оказание помощи родителям, воспитывающих аутичных детей  в условиях  МБДОУ №480 посредствам          фольклоротерапии.                                                        

3.Организация мероприятий по преодолению у детей с РАС трудностей взаимодействия с детским коллективом и взрослыми посредством фольклоротерапии.                                                                             Фольклоротерапия – структурирование жизни аутичного ребенка через обряд. Учитывая психологические особенности аутичных детей, педагог не стремится  дать как можно больше информации. Интерес ребенка возникает  только тогда, когда затронута эмоционально - чувственная сфера. Это достигается  благодаря включению в программу занятий игр, элементов театрализации, фольклора и практической части, вовремя которой дети имеют возможность что – то сделать своими руками в «Творческой  мастерской».  Для детей с расстройством аутического спектра  с раннего  возраста характерно игнорирование игрушки. Дети, рассматривают новые игрушки без какого – либо стремления к манипуляции с ними. Наибольшее удовольствие дети получают при манипуляции с неигровыми предметами, дающими сенсорный эффект (тактильный, зрительный, обонятельный). Игра у таких детей некоммуникативная, дети  играют в одиночку, в обособленном месте.[1] Ребенок с аутизмом избегает общения, особенно с использованием речи, что негативно сказывается  на перспективах речевого развития. Фольклор затрагивает эмоциональную сферу детей. Находясь в среде нормально развивающихся сверстников, участвуя       в мероприятиях совместно с родителями, аутичные дети получают возможность понять смысл фольклорных текстов, возникает потребность в общении, не смотря на страх.[2] Нарушение социального взаимодействия проявляется в отсутствии или выраженной ограниченности контакта с внешней реальностью. Может создаться впечатление, что он не замечает окружающих людей, для него имеют значение только собственные интересы и нужды. В процессе участия мероприятий дети с аутизмом вместе с остальными детьми группы получают специальные навыки и умения: расписывают игрушку по типу «дымковская игрушка», лепят посуду. Педагоги пытаются «проникнуть» в мир аутичного ребенка, вовлечь в контакт, основная цель которых – снижение вспышек тревоги, агрессии, создать предпосылки потребности в общении.Общий  план мероприятий включает в себя:

1.Курс лекции и практических занятий для руководства, педагогов, учителей - дефектологов, учителей - логопедов, педагогов-психологов, воспитателей ДОУ. Включает 10 занятий (20 академических часов)  с привлечением специалистов из преподавательского состава факультета коррекционной педагогики Челябинского государственного педагогического университета.                                                                                  Тема №1. Психолого – педагогическая характеристика аутичного ребенка.                                                              Тема №2. Процедура диагностического обследования аутичного ребенка.                                                                Тема №3. Составление индивидуальной коррекционно - развивающей программы            воспитания и обучения аутичного ребенка.                                                                                                                                            Тема  №4.  Содержание и организация коррекционного занятия с аутичным ребенком.                                          Тема №5. Вовлечение аутичного ребенка в групповое взаимодействие.                                                                    Тема №6. Взаимодействие с семьей, воспитывающей аутичного ребенка.                                                       2.Экскурсии для детей с широким использованием фольклора (сказок, песен, частушек,поговорок, пословиц). 3.Проведение праздников, в которых участвуют дети и их родители. В процессе  проведения праздников соблюдаются русские народные традиции. Заранее подбираются потешки, песенки, прибаутки, которые понятны аутичным детям. Основная цель–обеспечить следования ребенка позитивным моделями поведения.   4.Проведение занятия по изготовлению кукол. Выставка кукол, изготовленных  детьми на занятиях. Из практики работы с аутичными  детьми известно, что для установки контакта с ними может быть полезно использование так называемой приманки, то есть  предмета, обладающего для ребенка высокой привлекательностью. Основным отличием народных драматических действ является соединение слов, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Особый интерес аутичных детей вызывают яркие матрёшки.  Детям предлагается освоить отдельные элементы дымковского орнамента и начальные этапы лепки  игрушки.                                                                                                          5. Курс лекций и практических занятий для родителей. Участвуют родители, воспитывающие аутичных детей и родители детей группы, в которую интегрированы дети с данным типом отклоняющего развития. В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможность аутичного ребенка и ситуацию. Родители, движимые чувством любви к ребёнку, способны индивидуализировать, дополнить  и расширить методы обучения. Родители овладевают инструментарием, необходимым для эффективной помощи собственным детям.                                                                                      6. Издание рекомендации для родителей.  Родители аутичного ребенка всегда должны помнить, аутичный ребенок крайне консервативен, что любое, даже маленькое изменение в режиме, в обстановке, в одежде может вызвать самоагрессию. Поэтому лучше постараться не  провоцировать самоагрессию. Для этого не провоцировать подобные приступы, поддерживая привычный для ребенка    порядок     вещей         и          окружения.Очень полезно  для аутичного ребенка создание семейных правил – для обеспечения его спокойствия и уверенности в себе. Соблюдайте последовательность режима дня, выполняя их один за другим  – прогулка, чаепитие, совместное чтение, массаж - подготовка аутичного ребенка к процедуре укладывания в постель и обеспечат     спокойный          сон.                                                                        Ежедневно  общаясь со своим ребенком, родители должны уделять особое внимание и обработке навыков общения. Многократное повторение, проговаривание определенных, важных для ребенка ситуаций способствует созданию у него новых стереотипов,  которые помогут ему в дальнейшей жизни.[3.]                      Правильно проводимая  коррекционная и развивающая рабата специалистов и родителей – это единственная возможность оказать помощь аутичному ребенку в сложном для него мире. Главное научить ребенка жить с его проблемами и  общаться с окружающими.

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                 

Литература

1.Лебединская К.С., Никольская О.С. и др. Дети с нарушениями общения. М.: Просвещение,1988.

2. Лебединская К.С., Никольская О.С.  Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение,1991.

3.Лютова Е.К., Монина Г.Б.  Особые дети: взаимодействие с аутичными детьми. Издательство. Речь, 2008.   

                                                                                          

Попова Ольга Геннадьевна, учитель-дефектолог, высшей категории. с.т.89049726723,е-mail( popova-72@inbox.ru ) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №480 г. ЧЕЛЯБИНСКА»

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x