«Коррекция тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста методом интегративной игровой арт-терапии»

Автор: Яценко Татьяна Викторовна

«Коррекция тревожности и страхов детей старшего
дошкольного возраста методом интегративной игровой арт-терапии»

Тревожность
диагностируется уже в трехлетнем возрасте, что и предполагает необходимость
создания эффективного метода ее коррекции. В дошкольном возрасте одним из
наиболее эффективных методов является игровая терапия. Для коррекции высокого
уровня тревожности указанным методом была разработана программа, включающая
занятия двух циклов (каждый в среднем по 4-10 занятий).

 Первый цикл

Он включает занятия, синтезирующие директивную и недирективную игротерапию при
большем использовании методов первой. Каждое из них состоит из трех этапов:

1.     Свободная игра ребенка без вмешательства психолога;

2.     Игры или игровые ситуации с целью снятия тревожности,
предлагаемые психологом;

3.     Свободная игра ребенка ( при его желании).

Ø 1 этап

Он предполагает организацию взрослым свободной игры ребенка. Поведение психолога
варьируется от недирективного вмешательства до полного невмешательства, что
объясняет целью игры – установление отношений между психологом и ребенком,
основанных на том, что долю ответственности ребенок берет на себя.

На этом этапе решаются следующие задачи:

-Снижение уровня тревожности ребенка, вызванной новой ситуацией взаимодействия;

-Снятие напряжения и установление положительных взаимоотношений ребенка с
психологом;

-Получение психологом некоторой информации о ребенке, о возможных внешних и
внутренних причинах его тревожности путем наблюдения за процессом игры.

На первых занятиях этого этапа решается задача адаптации ребенка ко всему процессу
игротерапии, а на последующих – адаптации к каждому конкретному занятию.

Если сам ребенок втягивает взрослого в игровой процесс, то психолог может в него
включиться. При отказе высокотревожного ребенка играть самостоятельно (и даже
если с психологом) не нужно принуждать ребенка – процесс самостоятельных
игровых действий можно перенести на третий этап, а на первом ограничиться
манипулятивными действиями ребенка с игрушками и знакомством с игровой комнатой
и психологом.

Определяющим фактором проведения занятий должно стать поведение самого ребенка.

Задача
психолога состоит в чутком реагировании на изменение настроения ребенка, а
также в проявлении достаточно высокого уровня эмпатийности. Это относится
только к вариативности использования различных этапов, а не к изменению их
содержания. Так, если в ходе свободной игры ребенок согласился на
взаимодействие с психологом, то он не может отказаться от этого и вернуться к
свободным играм. В таком случае психологу нужно довести до конца второй этап.
Если же ребенок заупрямиться, необходимо объяснить ему, что после того как они
поиграют вместе, он снова сможет играть один. При резко негативных
эмоциональных проявлениях ребенка (плач, злость, агрессивность) нужно прекратить
занятия, а в последующем строго придерживаться одной и той же
последовательности этапов.

Основными показателями завершения данного этапа игровой терапии являются внешние
проявления снижения тревожности у ребенка:

-Снижение скованности, боязливости в движениях и речи;

-Появление связной речи при ее первоначальном отсутствии;

-Снижение темпа речи, торопливости, безудержной разговорчивости;

-Уменьшение нервозных движений, навязчивых потираний рук, кончика носа и др.,
прокручивание карандашей, бумаги, одежды, волос, почесываний, подергиваний и
т.д.

-Уменьшение суетливости, множества ненужных жестов и мимики;

-Некоторое уменьшение отслеживания реакции психолога;

-Снижение физиологических проявлений, уменьшение частоты пульса, дыхания,
снижение потоотделения и т.д.;

-Становления контакта с психологом.Ø 2 этап.

На данном этапе решаются следующие основные задачи:

-Снятие напряжения, снижение высокого уровня тревожности;

-Отыгрывание негативного опыта и освобождение от последствий травмирующих
ситуаций;

-Открытие у ребенка собственных резервов для преодоления или устранения
повышения тревожности за пределами игровой комнаты без вмешательства других
людей.

На этом этапе психолог использует различные программы коррекции высокого уровня
тревожности. Он должен учитывать, что длительность занятий старших дошкольников
40 минут – 20 минут каждого занятия.

Взаимодействие психолога и ребенка на 2 этапе происходит при его более активной позиции.

Ø 3 этап.

Он включает свободную игру ребенка при как можно более полном невмешательстве в
его действия психолога. Задачи данного этапа:

-Ребенку предоставляется возможность закрепить модели поведения для последующего
переноса их за рамки игровой терапии;

-Ребенок постепенно переключается с состояний, вызванных процессом игровой
терапии, на взаимодействие в реальной жизни.

Не все дети соглашаются на свободную игру, это связано с утомляемостью,
эмоциональной перенасыщенностью или с тем, что у детей возникают другие потребности.
В таком случае психологу не следует принуждать ребенка к игре. Нужно отвести
его в группу.

Второй цикл

В него входят занятия, в которых также присутствует синтез игротерапии разных
типов, но при большем использовании методов недирективной.

Занятия
состоят из 2 этапов:

1.     Свободная игра ребенка без вмешательства психолога;

2.     Отыгрывание ситуаций на снятие тревожности,
предлагаемых психологом.

v 1 этап.

Задачи,
организация и поведение психолога такие же, как и на 1 этапе 1 цикла.

Единственное
отличие – требование большей сосредоточенности психолога, направленной на сбор
информации, на понимание чувств и состояний ребенка, на установление контакта с
ним. Время 10-15 минут каждого занятия.

v 2 этап.

На занятиях основная роль принадлежит ребенку, но при активном участии взрослого.
Психолог подключается к игре, предлагая либо новый сюжет, либо разыгрывание уже
завязавшегося сюжета. Ребенок сам выбирает, создает игровые ситуации,
источником их сюжета становятся следующие факторы:

1.     Игра ребенка на предыдущем этапе;

2.     Предварительная информация, которая включает такие
сведения:

-Преобладающие психические состояния ребенка дома;

-Преобладающие формы поведения ребенка дома;

-Преобладающие психические состояния ребенка в детском саду;

-С мало знакомыми людьми;

-Возможные причины подобных состояний;

-Возможные причины поведения ребенка;

-Особенности внутрисемейных ситуаций;

-Сведения о точном составе семьи;

-Присутствие травмирующих ситуаций в жизни ребенка;

-Результаты диагностики.

Поведение психолога на данном этапе должно быть направляющим, чем указующим. Активная
роль психолога определяется его непосредственной реакцией на свободную игру
ребенка и целесообразным вмешательством в нее. А это предъявляет более высокие
требования к опыту, интуиции, уровню эмпатии и профессиональным навыкам
психолога.

Игра «Пещера для знакомства»

Для игры понадобятся покрывала или простыни (в 2 раза меньше чем детей). Если детей
не четное количество, то играет психолог.

Покрывала
раскладывают на полу, на некотором расстоянии друг от друга – это пещеры. Под
звуки музыки дети свободно ходят по комнате. Как только музыка смолкает, нужно
спрятаться под покрывало, причем в одной пещере может быть не меньше двух
человек. Устанавливать время и торопить детей нельзя. Если они сами начинают
суетиться, объясните, что спешить не надо. Под покрывалом за время короткой
беседы дети должны познакомиться. Затем снова звучит музыка, и дети выходят из
«пещер».

Игра повторяется. По правилам 2 раза с одним и тем же ребенком в «пещеру» забираться
нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не перезнакомятся. Если они
не выполняют правила игры или очень торопятся и суетятся, можно использовать
второй вариант игры:

Дети встают в 2 круга лицом  друг к другу.
Между первым и вторым кругом около каждого ребенка из внешнего круга
расстилается небольшое покрывало. Под музыку дети танцуют на месте. Как только
музыка замолкает, они должны войти в «пещеру». Здесь они знакомятся. По команде
все возвращаются на свои места.

Начинает звучать музыка – дети внешнего круга остаются на месте, а дети из внутреннего
круга передвигаются в правую сторону и встают напротив следующего ребенка из
внешнего круга.

Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребенок из внутреннего круга не побывает в
каждой пещере.

 

Игра «Переодевание»

В центре комнаты лежат разные вещи (одежда, обувь, головные уборы). Желательно,
чтобы все они легко одевались и снимались. По сигналу ведущего за 1-2 минуты
нужно надеть на себя как можно больше вещей. Если дети нервничают, время можно
увеличить.

Необходимо следить за тем, чтобы игра не стала соревнованием – любой соревновательный
момент только повышает тревожность и беспокойство.

Цель же этой игры – снять скованность и напряжение.

Игра «Спрятанные проблемы»

Большинство тревожных детей склонны держать в себе свои переживания. Эта же игра позволяет
им проявить свои чувства, снизить уровень тревожности и подготовиться к играм
второго цикла.

Для игры понадобиться пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка, баночка),
фломастеры, бумага. В крышке проделывается отверстие, чтобы туда можно было
просунуть небольшой лист бумаги. Затем психолог предлагает ребенку нарисовать:
что (кто) его тревожит (пугает), рассказать об этом, а потом бросить рисунок в
«почтовый ящик», т.е. спрятать проблему.

Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные
навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей
проблеме, затем дунуть на чистый лист («вложить в него проблем») и спрятать ее
в «почтовом ящике».

После занятия можно спросить ребенка, что он хочет сделать с содержимым ящика. Если
он затрудняется, психолог помогает: выбросить, порвать, смять, сжечь и т.д.

 

Профессиональное использование синтеза директивной и
недирективной игротерапии не только позволяет снизить уровень тревожности у
детей через овладение или некоторыми приемами саморегуляции, но и дает
возможность сформировать навыки самоконтроля и установить четкие границы
поведения. Это в свою очередь помогает им прогнозировать реакцию окружающих,
что снижает уровень общей тревожности детей. 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x