Автор: Хохлова Елена Николаевна
Занятие учителя-дефектолога Е.Н. Хохловой на тему: “Школа мудрости”.
Цель: развитие мыслительных операций.
Задачи:
- закрепить умение узнавать и называть плоскостные фигуры, ориентироваться в пространстве, обогащать запас знаний об окружающем мире;
- развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие, память, логическое мышление, речь;
- воспитывать у детей навыки самостоятельности, творческую активность.
Форма работы: подгрупповая.
Тип занятия: комбинированное занятие (формирование знаний и закрепление).
Форма занятия: игра-конкурс.
Возраст детей: 6 – 8 лет.
Нарушения детей: задержка психического развития.
Предшествующая работа: знакомство с геометрическими фигурами, составление загадок, решение занимательных задач, логических упражнений.
Дидактический материал: наборы геометрических фигур, карточки, картинки с изображением деревьев, диких животных, свидетельства, шляпы.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
- Ребята, вы получили приглашения? Добро пожаловать в волшебную школу мудрости. Вот директор школы – мудрый Филин, который прислал вам приглашения. Вам оказана честь сдать экзамены и постараться поступить в школу, где вас научат находить ответ на любой вопрос, быть находчивыми, сообразительными и мудрыми.
Мудрым никто не родился, а научился.
II. Экзамен 1 “Семь раз отмерь – один раз отрежь”.
- Кто объяснит смысл этой пословицы?
- На этом экзамене мы проверим, как вы умеете считать и измерять. За каждый правильный ответ получаете фишку.
1. Задача – сказка.
На день рождения Муха-Цокотуха позвала гостей. Накрыла праздничный стол, расставила стулья. Первыми приползли две гусеницы и сели на стулья. Затем прилетели три бабочки и опустились тоже на стулья. Вскоре прискакали кузнечики и уселись на двух стульях. И когда уже все сидели за столом и пили чай, в дверь постучали – приполз жук и занял ещё один стул.
Вопросы: Сколько было гостей? (8) Сколько стульев было занято? (9)
Почему опоздал жук?
- Что хромаешь ты, жучок?
- Ранил ножку о сучок.
Прежде на своих шести
Очень быстро мог ползти.
- На скольких ножках приполз жучок?
2. “Геометрическое дерево”.
- В нашей волшебной школе растёт необычное геометрическое дерево.
- Что вы видите на нём вместо листьев? (Геометрические фигуры.)
- Чем они отличаются? (По форме, цвету, величине.)
- Вы должны подойти к этому дереву, сорвать одну фигуру и описать её. Например: это большой синий треугольник.
3. “Геометрическое лото”.
- Я покажу вам несколько фигур, расположенных определённым образом и дам вам на запоминание 3 секунды. Вы должны по памяти выложить такие же фигуры и рассказать, как они расположены.
4. “Увеличь или уменьши”.
- Я раздам вам карточки с нарисованными геометрическими фигурами. Если стрелка слева, фигуру нужно уменьшить, если справа – увеличить.
III. Физминутка.
Дидактическая игра “Стоп”. Учить детей понимать схематическое изображение человека, принимать нужную позу, формировать пространственные представления.
IV. Экзамен 2 “Слово не воробей: вылетит – не поймаешь”.
- Объясните смысл этой пословицы.
1. “Доскажи словечко”.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (Айболит).
“Люблю сметану, а не мёд”, -
Нам промурлыкал рыжий … (кот).
“Гав-гав, вам тапочки принёс”, -
С утра пролаял верный … (пёс).
“Трава, как страшно ты шуршишь”, -
Пугливо пропищала … (мышь).
“Где улей с пчёлами, ответь”, -
Сердито проревел … (медведь).
“Му-му, я травку есть привык”, -
Нам промычал рогатый … (бык).
2. “Назови одним словом”.
Молоток, пила, топор - … (инструменты).
Юла, пирамидка, кукла - … (игрушки).
Жёлтый, синий, зелёный - … (цвета).
Ромашка, роза, колокольчик - … (цветы).
Ранец, пенал, ручка - … (школьные принадлежности).
Персик, абрикос, апельсин - … (фрукты).
3. “Найди лишнего”.
Брат на летних каникулах отдыхал в деревне, он прислал сестре несколько фотоснимков. Найдите “лишний” фотоснимок. Объясните свой выбор. Найдите несколько вариантов ответа.
V. Экзамен 3 “Волков бояться – в лес не ходить”.
- Объясните смысл пословицы.
- думаю, вы не боитесь трудностей. Давайте отправимся в лес, чтобы узнать что-то новое о живой природе.
Все выходят в лес (звучит музыка “Звуки леса”).
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядет – покажем:
Крылья сложили назад.
- Что растёт в лесу? (деревья, трава, цветы, грибы).
- О каком дереве идёт речь?
Это одно из самых распространённых и самых любимых деревьев русского леса. У него белый стройный ствол, гибкие склоняющиеся ветки, изящные листочки, крупные серёжки. В стихах поэтов это дерево стало символом Родины. (Берёза.)
Запомнить порядок расположения цветов Российского флага поможет фраза: “Красивая страна берёз” (снизу вверх: красный, синий, белый).
- Посмотрите на картинки и назовите деревья, которые на них изображены. Какое дерево лишнее? Почему?
- А кто живёт в лесу? (Птицы, звери, насекомые.)
- Я предлагаю составить самим загадки о диких животных. Назовите признаки животного, не называя его. Например: бурый, неуклюжий, косолапый - … (медведь).
- А кто знает, почему нельзя шуметь в лесу? (Шум может отпугнуть лесных обитателей, и они покинут насиженные места.)
VI. Итог занятия.
- Молодцы, ребята, вы успешно сдали экзамены. С удовольствием спешу сообщить, что вы приняты в школу мудрости.
- Что вам особенно запомнилось на экзаменах?
- Что нового вы узнали?
Вручение “свидетельств” о поступлении в школу и атрибутов школы.
comments powered by HyperComments