Коррекционно-развивающее занятие "Школа мудрости"

Автор: Хохлова Елена Николаевна

Занятие учителя-дефектолога Е.Н. Хохловой на тему: “Школа мудрости”.

         Цель: развитие мыслительных операций.

         Задачи:

                   - закрепить умение узнавать и называть плоскостные фигуры, ориентироваться в пространстве, обогащать запас знаний об окружающем мире;

                   - развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие, память, логическое мышление, речь;

                   - воспитывать у детей навыки самостоятельности, творческую активность.

         Форма работы: подгрупповая.

         Тип занятия: комбинированное занятие (формирование знаний и закрепление). 

         Форма занятия: игра-конкурс.

         Возраст детей: 6 – 8 лет.

         Нарушения детей: задержка психического развития.

            Предшествующая работа: знакомство с геометрическими фигурами, составление загадок, решение занимательных задач, логических упражнений.

         Дидактический материал: наборы геометрических фигур, карточки, картинки с изображением деревьев, диких животных, свидетельства, шляпы.

 

Ход занятия:

 

         I. Оргмомент.

         - Ребята, вы получили приглашения? Добро пожаловать в волшебную школу мудрости. Вот директор школы – мудрый Филин, который прислал вам приглашения. Вам оказана честь сдать экзамены и постараться поступить в школу, где вас научат находить ответ на любой вопрос, быть находчивыми, сообразительными и мудрыми.

         Мудрым никто не родился, а научился.

 

         II. Экзамен 1 “Семь раз отмерь – один раз отрежь”. 

         - Кто объяснит смысл этой пословицы?

         - На этом экзамене мы проверим, как вы умеете считать и измерять. За каждый правильный ответ получаете фишку.

 

                   1. Задача – сказка.

         На день рождения Муха-Цокотуха позвала гостей. Накрыла праздничный стол, расставила стулья. Первыми приползли две гусеницы и сели на стулья. Затем прилетели три бабочки и опустились тоже на стулья. Вскоре прискакали кузнечики и уселись на двух стульях. И когда уже все сидели за столом и пили чай, в дверь постучали – приполз жук и занял ещё один стул.

         Вопросы: Сколько было гостей? (8) Сколько стульев было занято? (9)

         Почему опоздал жук?

- Что хромаешь ты, жучок?

- Ранил ножку о сучок.

Прежде на своих шести

Очень быстро мог ползти.

         - На скольких ножках приполз жучок?

 

                   2. “Геометрическое дерево”.

         - В нашей волшебной школе растёт необычное геометрическое дерево.

         - Что вы видите на нём вместо листьев? (Геометрические фигуры.)

         - Чем они отличаются? (По форме, цвету, величине.)

         - Вы должны подойти к этому дереву, сорвать одну фигуру и описать её. Например: это большой синий треугольник.

 

                   3. “Геометрическое лото”.

         - Я покажу вам несколько фигур, расположенных определённым образом и дам вам на запоминание 3 секунды. Вы должны по памяти выложить такие же фигуры и рассказать, как они расположены.

 

                   4. “Увеличь или уменьши”.

         - Я раздам вам карточки с нарисованными геометрическими фигурами. Если стрелка слева, фигуру нужно уменьшить, если справа – увеличить.

 

         III. Физминутка.  

         Дидактическая игра “Стоп”. Учить детей понимать схематическое изображение человека, принимать нужную позу, формировать пространственные представления.

 

         IV. Экзамен 2 “Слово не воробей: вылетит – не поймаешь”. 

         - Объясните смысл этой пословицы.

 

                   1. “Доскажи словечко”.

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор … (Айболит).

 

“Люблю сметану, а не мёд”, -

Нам промурлыкал рыжий … (кот).

 

“Гав-гав, вам тапочки принёс”, -

С утра пролаял верный … (пёс).

 

“Трава, как страшно ты шуршишь”, -

Пугливо пропищала … (мышь).

 

“Где улей с пчёлами, ответь”, -

Сердито проревел … (медведь).

 

“Му-му, я травку есть привык”, -

Нам промычал рогатый … (бык).

 

                   2. “Назови одним словом”.

         Молоток, пила, топор - … (инструменты).

         Юла, пирамидка, кукла - … (игрушки).

         Жёлтый, синий, зелёный - … (цвета).

         Ромашка, роза, колокольчик - … (цветы).

         Ранец, пенал, ручка - … (школьные принадлежности).

         Персик, абрикос, апельсин - … (фрукты).

 

                   3. “Найди лишнего”.

         Брат на летних каникулах отдыхал в деревне, он прислал сестре несколько фотоснимков. Найдите “лишний” фотоснимок. Объясните свой выбор. Найдите несколько вариантов ответа.

 

         V. Экзамен 3 “Волков бояться – в лес не ходить”.

         - Объясните смысл пословицы.

         - думаю, вы не боитесь трудностей. Давайте отправимся в лес, чтобы узнать что-то новое о живой природе.

         Все выходят в лес (звучит музыка “Звуки леса”).

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядет – покажем:

Крылья сложили назад.

         - Что растёт в лесу? (деревья, трава, цветы, грибы).

         - О каком дереве идёт речь?

Это одно из самых распространённых и самых любимых деревьев русского леса. У него белый стройный ствол, гибкие склоняющиеся ветки, изящные листочки, крупные серёжки. В стихах поэтов это дерево стало символом Родины. (Берёза.)

         Запомнить порядок расположения цветов Российского флага поможет фраза: “Красивая страна берёз” (снизу вверх: красный, синий, белый).

         - Посмотрите на картинки и назовите деревья, которые на них изображены. Какое дерево лишнее? Почему?

         - А кто живёт в лесу? (Птицы, звери, насекомые.)

         - Я предлагаю  составить самим загадки о диких животных. Назовите признаки животного, не называя его. Например: бурый, неуклюжий, косолапый - … (медведь).

         - А кто знает, почему нельзя шуметь в лесу? (Шум может отпугнуть лесных обитателей, и они покинут насиженные места.)

         VI. Итог занятия.

         - Молодцы, ребята, вы успешно сдали экзамены. С удовольствием спешу сообщить, что вы приняты в школу мудрости.

         - Что вам особенно запомнилось на экзаменах?

         - Что нового вы узнали?

         Вручение “свидетельств” о поступлении в школу и атрибутов школы.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x