"Критерии выявления уровней сенсорного развития детей 3-4 лет посредством театрализованной деятельности"

Автор: Антонникова Ирина Алексеевна

Критерии выявления уровней сенсорного развития детей 3-4 лет посредством театрализованной деятельности

Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве а также запахе и вкусе. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Сенсорное развитие дошкольников тесно связано с формированием театрализованной деятельности как одной из неотъемлемых частей воспитания.

 Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание.

 Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т.е. развитие личности ребенка в целом.

 В дошкольной педагогике накоплен значительный материал о содержании, методах, средствах развития сенсомоторных способностей детей, разработаны педагогические требования к дидактическим материалам, методика руководства играми и упражнениями.    

Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.
    Подчеркну, что первоначальное действие ребенка с предметами — хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, следовательно, рука «учит» глаз. Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога должны быть направлены на развитие чувствительности  руки.

  С этой целью я активно использую  в работе  различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений: лепка из глины, пластилина, теста; аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга); конструирование из бумаги (оригами); рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»; игры с крупной и мелкой мозаикой; игры с конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным); собирание пазлов; сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

 Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.
     Для развития тактильной чувствительности у детей необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами — путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания — объемный, при обведении — контурный, плоскостной.

 Вся  работа по развитию тактильной чувствительности у дошколят проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением,  как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.

Перечислю  основные из них:

1. Ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета.

2. Нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов).

 3. Нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 предметов);

 4.  Определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;

5. Нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений , дидактических игр достигается повышение у детей тактильной чувствительности.

Схема обследования уровня сформированности
моторных и сенсорных процессов у детей.

1. Оценка состояния общей моторики                        

  (диагностические задания Н.И. Озерского, М.О. Гуревича):

           Оценка статического равновесия

- сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.

Оценка динамического равновесия

- преодолеть расстояние 3 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.

2.  Оценка ручной моторики:

- выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
- координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

Тесты зрительно-моторной координации:

срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;

- срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.

3.  Оценка тактильных ощущений:

- узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;

- узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

4. Оценка владения сенсорными эталонами:

     Тесты цветоразличения

     - раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;

   - называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее      3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).

Различение формы

- группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).

В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24).

Восприятие величины

- раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;

- ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.( блоки цилиндров)

  Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям:

«хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;

«удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;

«неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.
ЛИТЕРАТУРА

1. Доронова, Т.Н. Е.Г.Доронова. Развитие детей в театрализованной деятельности. М.: Москва, 1997. -92с.

2. Маханева. М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2003. -128с.

3. Мигунова. Е.В. Театральная педагогика в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009. -128с.

4.Михайлова А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М., 1975.

5.Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. М., Институт повышения квалификации работников образования, 1995.

6.Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М., Просвещение, 1999.

 

 7. Неменова, Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр [Текст] / Т.Неменова Дошкольное воспитание.- 1989.- № 1.- С.11-29.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x