Круглый стол для педагогов «Мы знаем права и обязанности».

Автор: Бондаренко Ирина Владимировна

чфТема: «Мы знаем  права и обязанности».

 

Цель: Показать значимость правового воспитания в становлении личности ребёнка.

 

Задачи: 1. Формировать правовое сознание  у педагогов;

 

               2.Активизировать и обобщить воспитательные умения педагогов;            

 

               3.Обсудить вопрос влияния нарушения прав детей на их нравственный облик в будущем;

 

              4.Познакомить педагогов с методами и приёмами  правого воспитания дошкольника.

 

Форма проведения: круглый стол.

 

Организация:

Повестка собрания: 1. Понятия «право» и «обязанность»

          2. Методы и приёмы работы с дошкольниками по правовому воспитанию.

  3. Решение и обсуждение ситуаций по правам ребёнка;

  4. Два взгляда на права и обязанности детей и педагогов.

 

ХОД.

1. Сегодня мы с вами, обсудим вопрос о правах и обязанностях граждан. Но прежде, чем начать разговор, давайте определим, что означают понятия «право» и «обязанность».

И так право – это……….

Высказывания педагогов.

А как определяют это понятие словари?

1)Равные возможности людей удовлетворять свои основные потребности.

  (Энциклопедический словарь)

2) Особый род неотъемлемой моральной нормы, принадлежащий всем людям в равной степени просто по свойству их человеческой природы, независимо от расовых, национальных или социальных различий.

  (Политология. Словарь).

3) Комплекс понятий, характеризующий развитие человека как социального существа.

   (Энциклопедия социологии)

4)Понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.  (Юридический словарь).

5)Неотъемлемые свободы и права личности, которые индивид обретает в силу рождения, основное понятие естественного и  вообще всякого права в целом.

(Экология человека)

6)Совокупность правил, характеризующих правовой статус гражданина;   (Энциклопедический словарь экономики и права)

А что же обозначает понятие «обязанность», по вашему мнению?

Высказывания:

Как же объясняют это понятие словари?

 1)То, что подлежит безусловному выполнению кем-нибудь, что необходимо для выполнения по общественным требованиям или внутренним побуждениям.

( Толковый словарь Ушакова)

2)Обязательство, долг, должность, необходимость, повинность, призвание.

(Словарь синонимов)

3) Круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

 (Толковый словарь Ожегова)

4) То, что входит в круг действий, поступков, обязательных для выполнения (согласно закону, общественным требованиям, внутреннему побуждению).

 (Толковый словарь русского языка Кузнецова)

5)Нравственное, социальное. или правовое требование социально ожидаемого поведения, предъявляемое индивиду или группе.

  (Энциклопедия социологии).

Права и обязанности закреплены в законодательных актах:

·        Конституция РФ (принята на всеобщем референдуме 12 декабря 1993г.)

·        Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от20 ноября 1989г., вступила в силу 2 сентября 1990г.)

·        Декларация прав ребёнка (Принята  Генеральной Ассамблеи

ООН от 20 ноября 1959 года);

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации (принят  государственной думой 3 июля 1998 года).                                                                                          

·        Семейный кодекс РФ (от 29.12.1995 N 223-ФЗ принят ГД ФС РФ 08.12.1995);                  

·        Закон  Российской Федерации от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании»;                                            

 

  Какие же обязанности у нас с вами есть? Ваше мнение, уважаемые педагоги.

Высказывания педагогов.

Семейный кодекс выделяет следующие обязанности

Родители  обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Закон  Российской Федерации «Об образовании»

 Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

    1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

    2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

    3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

    4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

 Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

 

С обязанностями мы определились. Теперь поговорим о правах. Мы  и наши дети имеют право на что? Ваше мнение.

Высказывания педагогов.

Декларация прав ребёнка

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие.

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Мы с вами определились с правами и обязанностями.

2. Дети могут определить свои права и обязанности. Это результат нашего с вами труда. Какую работу мы проводим по правовому воспитанию в детском саду?

Опыт работы по правовому воспитанию.                                

Начиная работу по правовому воспитанию мы поставим  следующие задачи:

1)Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.                                                                                

2)Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).                                                                                                            

3)Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

4)Разъяснять общественные нормы и правила поведения.                                  

 

А теперь давайте поиграем : «Фразеологизмы». (разъяснить)

·        Домоклов мечь;

·        Держать в чёрном теле;

·        Огнём и мечём;

·        Метать гром и молнии;

Высказывания педагогов – обобщение ответов.

·        Китайская спина.

Высказывания педагогов – обобщение ответов.

·        Умывать руки.

Высказывания педагогов – обобщение ответов.

·        Как за каменной стеной;

·        Какой палец ни укуси, всё одно больно;

·        Быть под Эгидой:

·        Доброе слово слаще мёда.

Высказывания педагогов – обобщение ответов.

3. Сейчас я вам предлагаю обсудить вопрос права, обязанности и воспитание ребёнка.

1) Отец жестко заставляет убирать игрушки на место.

- какое право ребёнка нарушил родитель здесь.

Высказывания педагогов.

2) Ребёнок отказывается убирать игрушки; бабушка: «Иди, внучек, спать я сама всё уберу».

- что можете сказать по этому поводу?

Высказывания педагогов.

3) Мать говорит ребёнку: «Лодырь, лентяй, опять всё раскидал, ничего не убрал!»

- какие права ребёнка нарушает мать?

- какими обязанностями пренебрегает ребёнок?

Высказывания педагогов (обсуждение ситуации).

Что греха таить такие ситуации встречаются в жизни. Они некрасивые и от этого надо избавляться. Но кроме этого мы воспитываем в ребёнке негативное отношение к трудовой деятельности и, впоследствии, такой человек, имеющий право на труд, будет избегать своей обязанности работать и, следовательно, нарушать права на достойную жизнь своих близких (малолетних детей и престарелых родственников). При систематическом грубом требовании мы воспитываем в ребёнке грубость, надменность, уверенность в том, что прав тот, кто сильнее.

Мы с вами рассмотрели только одну сторону жизни, одно право на достойную жизнь всех поколений и обязанности трудиться и заботиться о близких людях.

А сколько ситуаций других может быть в наше время: продавец вам нахамил, водитель курит в автобусе, вам отказали в приёме врача, внуки (дети) отказываются содержать престарелых родителей – выгоняют их из дома, человек не платит за коммунальные услуги, отец заставляет ребёнка работать под палящим солнцем или в непогоду, родители жестоко наказывают детей, избивают, нарушают предписание врача….Может быть стоит поискать корни такого поведения взрослого в его детстве: ведь так поступали с ним – грубо разговаривали, часто и несправедливо наказывали, ребёнок видел «чёрную» сторону жизни, а может и был в центре этого круговорота.

4. У нас у каждого есть свои права и обязанности, они есть и у наших детей. Мы – педагоги и родители стоим на чашах одних весов. И чтобы соблюсти их равновесие, надо четко представлять себе наши права и обязанности.

Я предлагаю вам, уважаемые педагоги, заполнить сейчас две таблицы: вы с позиции « родитель»  «Права и обязанности детей», и с позиции « педагог» «Права и обязанности воспитателя». А затем обменяться таблицами и дополнить их или вычеркнуть то, что вы считаете неверным.

Работа педагогов.

Анализ совместной работы.

5. Проект решения:

 Уважать и соблюдать права каждого участника образовательного процесса

Срок: постоянно;  ответственные: педагоги.

·    Не допускать  нарушения  прав  ребёнка  в семье  

Срок: постоянно,  ответственные:  родители.

 

Литература:

1. А.А.Майер, О.И.Давыдова, Н.В.Воронина 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. -  М.:Творческий центр 2011

2. Н.М.Метенова Родительские собрания в детском саду. - Ярославль 2000

3. Научно – практическая конференция «Работа с родителями на современном этапе:опыт, проблемы, развитие». \ соств.О.И.Сенько, А.Н.Чернышова, А.С.Сергеева - Архангельск 2008

4. К.Н.Паркинсон, М.К.Рустомжи, С.Паври  Дети как с ними справиться, раз они у вас есть. -  Санкт – Петербург 1977

5. Настольная книга воспитателя детского сада.\ автор – составитель Н.Ю.Честнова -  Ростов – на – Дону: Феникс, 2005

6. Т.В.Розе Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x