Круглый стол на тему: «Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет» | Ефременко Любовь Стефановна. Работа №245846
Автор: Ефременко Любовь Стефановна
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ?
1. От наследственности, которую ребенок получает вместе в генами родителей;
2. От образа жизни мамы в период беременности;
3. От условий жизни малыша: питания, общительности, достаточного количества двигательной и познавательной активности;
4. От количества детей в семье. Дети из многодетной семьи намного лучше приспосабливаются к жизни в обществе;
5. От социального статуса семьи;
6. От характера и темперамента малыша;
7. От качеств личности родителей.
Круглый стол на тему:
«Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет»
Подготовила: Ефременко Л.С., воспитатель старшей группы №11
компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Повестка дня:
«Что понимают под интеллектуальным развитием детей?», докладчик – Ефр
е
менко Л.С., воспитатель.
«
Советы родителям по интеллектуальному развитию детей в домашних условиях
»
, Ефр
е
менко Л.С., воспитатель.
«
Математические игры для развития интеллекта дете
й старшего дошкольного возраста»,
докладчик – Ефр
е
менко Л.С., воспитатель.
(Наглядная демонстрация математических игр).
Вручение памяток.
Разное.
Ход родительского собрания.
«Что понимают под интеллектуальным развитием детей?»
Уже сейчас, в старшей группе мы много говорим о будущем обучении детей в школе. Чаще всего родители считают, что важно научить ребёнка читать, считать, писать, и тогда он будет готов к школе. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.Все родители заинтересованы в непрерывном интеллектуальном развитии своих детей. Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению. Очень большое влияние на формирование интеллектуальных способностей оказывают условия семейного воспитания. Поэтому родительское собрание пройдет в форме круглого стола, тема которого – «Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет».
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ?:
1. От наследственности, которую ребенок получает вместе в генами родителей;
2. От образа жизни мамы в период беременности;
3. От условий жизни малыша: питания, общительности, достаточного количества двигательной и познавательной активности;
4. От количества детей в семье. Дети из многодетной семьи намного лучше приспосабливаются к жизни в обществе;
5. От социального статуса семьи;
6. От характера и темперамента малыша;
7. От качеств личности родителей.
УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА:
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Отсутствие принуждения. Интеллектуальная деятельность должна нравиться ребенку и носить только добровольный характер.
Развивающая деятельность должна быть доступной для ребенка и соответствовать его возрасту.
НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ:
Поддержка проявления любознательности ребенка
;
. Создание условий для изучения различных материалов (песка, пластилина, глины, крупы, бобов) и инструментов с первого года жизни
;
Вовлечение детей
в повседневные будничные дела
;
Проведение разнообразных развивающих занятий с использованием карточек,
пазлов
, книг
;
Организация увлекательного
и познавательного досуга ребенка
. Посещайте с детьми цирк, кукольные театры, музеи, ходите на стадион, рыбалку, в гости
;
Расширяйте круг общения детей
;
Общайтесь с ребенком
на равных, как со взрослым человеком
;
Соблюдайте следующие условия: здоровое питание, свежий воздух, хороший психологический климат в семье
;
Поддерживайте и прививайте малышу любовь к чтению
.
II «Советы родителям по интеллектуальному развитию детей в домашних условиях».
• Используйте игры для развития интеллекта ребенка;
• Предлагайте ребенку "полезные" игрушки, стимулирующие мыслительную деятельность.
• Изготовляйте игрушки самостоятельно вместе с ребенком;
• Используйте многофункциональные игрушки;
• Не перегружайте ребенка;
• Проводить занятия с ребенком только в игровой форме;
• Решайте совместно с ребенком интеллектуальные задачи. Не оставляйте малыша одного наедине с трудностями, всегда старайтесь прийти на помощь;
• Подбирая ребенку детский сад, обращайте внимание на отношение педагогов к детям: добры ли они, создают ли условия для развития их интеллекта;
• Развивайте творческие способности ребенка, хвалите их за различные поделки и рисунки;
• Создайте в семье доверительные отношения, поддерживайте друг друга, всесторонне развивайте ребенка, проводите время вместе с пользой;
• Формируйте у ребенка удовольствие и радость от процесса развития и обучения.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ИНТЕЛЛЕКТА РЕБЕНКА:
1. «Давай вырежем такую же фигурку». Ребенку необходимо вырезать фигурку, которая изображена на бумаге;
2. «Кому чего не хватает». Ребенку демонстрируют предметные картинки, на которых не хватает какой-то детали. Ребенок подбирает картинку, на которой изображена недостающая деталь;
3. «Что здесь лишнее?».. Им показывают картинку, на которой изображено несколько предметов, в чем-то похожих по содержанию. Но среди них имеется один предмет, который не подходит. Нужно его назвать.
III «Математические игры для развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста».
Дети, имеющие в дошкольные годы обширную игровую практику, в отличие от малоиграющих успешнее адаптируются в школе, взрослые лучше справляются с жизненными проблемами. Играя в логические игры, ребенок удовлетворяет важную потребность быть как взрослым, свободно выражать свои желания, воплощать фантазии. Только благодаря логическим играм они ощущают настоящую внутреннюю свободу от положения своей зависимости в мире взрослых с многочисленными социальными нормами и правилами, которые в реальном мире ребенку далеко не все подвластно, а в мире игровых ролей и отношений становятся доступными. Взрослым важно воспитать у ребенка интерес к логическим играм и к процессу обучения в целом. Эти игры должны войти в жизнь ребенка не как однообразная теория, состоящая из одних лишь примеров и задач, а как особый мир математических явлений.
В нашей группе для интеллектуального развития детей на занятиях по ФЭИП и в индивидуальной работе используются следующие математические игры – логические игры: «Танграм», «Коломбово яйцо», «Геовизор», «квадрат Воскобовича».
Логическая игра «Танграм» для детей старшего дошкольного возраста
Цель игры: научить логически, думать, выделять геометрические фигуры, создавать заданную фигуру
Задачи:
1. Развивать пространственное расположение.
2. Развивать мелкую моторику.
3. Воспитывать усидчивость и терпение.
Для изготовления: картон (цветной, линейка, карандаш, ножницы
Предлагаю вашему внимаю игру «Танграм» - головоломка из фигур, не затратная для изготовления игра.
Из листа картона вырезаем квадрат 15*15, делим на 7 частей, должно получится 2 больших треугольника, 1 средний треугольник, 2 маленьких т Получившиеся разрезаем на части.реугольника, 1 квадрат, параллелограмм.
Логическая игра .«Колумбово яйцо».
Цель:
Учить читать схематические изображения, выстраивать образ по схеме.
Задачи:
• учить анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на основе восприятия и сформированного представления;
•развивать сенсорные способности у детей, пространственное представление, образное и логическое мышление, воображение, смекалку и сообразительность;
• формировать привычку к умственному труду;
• воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.
Ход игры:
Ребенок выбирает себе карточку с изображением фантастического животного и выкладывает из всех частей силуэт. Но иногда можно пофантазировать и придумать свои варианты, разглядеть в фигуре знакомый образ.
«Геовизор». Интеллектуальный тренажёр для детей 4-9 лет.
Последовательность изготовления: взять чистый плотный лист бумаги формата А4, начертить на нём координатную сетку. Вставить лист в прозрачный уголок. Интеллектуальный тренажёр готов.
Преимущество работы с «Геовизором»
Экономичность. Листы с заданиями используются многократно.
Вариативность. Каждый лист можно использовать для решения различных поисково-творческих задач.
Самоконтроль. Специальные контрольные листы позволяют ребёнку самостоятельно определить правильность выполнения заданий.
Интеллектуальный тренажёр развивает:
• сенсорные способности детей: эталоны формы, величины;
• мелкую моторику рук;
• познавательные способности: внимание, память, мышление, воображение, речь;
• творческие способности: воспроизведение нетипичных изображений предметов.
Способствует:
• освоению математического содержания: геометрические фигуры, их структура; модели фигур и предметов; пространственные отношения; простейшее программирование.
Вариант использования пособия:
• выделение точек маркером на координатной сетке, по заданным координатам;
• соединение точек координат линиями, построение контура;
• обводка контура;
• штриховка;
• рисование, дорисовка, схематичное изображение.
Логическая игра «Квадрат Воскобовича».
Данную игру еще называют «Кленовый листок», «Вечное оригами», «Косынка», «Квадрат-трансформер» и т.д. «Квадрат Воскобовича» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, синий и зеленый. Для детей в возрастной категории от 2 до 5 лет предлагается для игр двухцветный квадрат, а для старших детей разработан четырехцветный квадрат. «Квадрат Воскобовича» можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и т.д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы. Вариантов сложения насчитывается около сотни и более.
Играя с ним, ребенок будет:
учиться называть и отличать разные формы геометрических фигур;
ориентироваться в размерах – большой, средний, маленький;
формировать первые представления о пространственных отношениях и пространственном моделировании;
уметь пользоваться предложенными схемами или придумывать свои для конструирования плоскостных и объемных фигур;
запоминать цвета;
развивать внимательность, мыслительные процессы, логику, память;
развивать фантазию, творческие данные, креативность;
мелкую моторику.
Игра-конструктор «Геоконт» Игра-конструктор «Геоконт» представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности. Цель развивающей игры – формирование, на основе образного видения, геометрических представлений старших дошкольников; развитие конструкторских умений; развитие наблюдения и мышления (умение сравнивать, сопоставлять, анализировать и делать простейшие обобщения и интерпретировать их).
Дети не просто выполняют задания, а путешествуют с малышом Гео, помогают ему с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. В пособие описаны схемы рисунков, которые в итоге должны получиться у малышей. «Геоконт» вводит детей в мир геометрии развивает мелкую моторику рук помогает изучить цвета, величины и формы ребенок учится моделировать, складывать схемы по образцу, ориентироваться в системе координат, искать сходства и различия между рисунками, нестандартно мыслить развивает психологические процессы малыша.
IV Вручение памяток родителям « Логические игры, которые можно проводить на прогулке в свободное время».