"Круговорот воды в природе" | Калоева Жанна Заурбеговна. Работа №235013
Автор: Калоева Жанна Заурбеговна
В природе путешествует вода...
Технологическая карта НОД
Образовательная область
Познавательное развитие
Возраст детей, группа
6-7 лет, подготовительная группа
Тип НОД
познавательно-исследовательское, интегрированное
Тема НОД
«Круговорот воды в природе»
Цель
- развивать наблюдательность, логическое мышление, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
Задачи
Образовательные задачи:
— Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
— Закрепить знания детей о свойствах воды.
— Развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, предлагать способы их проверки, делать выводы.
— Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.
Развивающие задачи: развивать наблюдательность, логическое мышление, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
Воспитательные задачи: воспитать аккуратность при проведении экспериментов, дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься.
Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.
Материал
Демонстрационный: презентация
Материалы: баночки разной формы, листы бумаги, фломастеры, мерные стаканчики, вода, молоко, блюдце, чайник с горячей водой, схема «Круговорот воды», лупа, блюдце с талой водой, термос, салфетки, чашки, ложки.
Предполагаемый результат
- познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
- объяснить детям понятия «испарилась», «толстая», «круговорот».
Интеграция с образовательными областями:
«Труд» (раздел «Развитие трудовой деятельности»), «Социализация» (раздел «Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»), «Коммуникация» (раздел «Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи»), «Чтение художественной литературы» (раздел «Формирование интереса и потребности» в чтении).
Этапы технологии «Ситуация»
Деятельность воспитателя
Методы, приемы
Деятельность воспитанника
Предпосылки учебной деятельности
Контроль результатов деятельности
I. Введение в игровую ситуацию
(помещение-игровая)
Ребята, мы сегодня с вами займемся научной работай, а для этого вам надо будет отгадать мою загадку:
На свете нет ее сильнее
В руках ее не удержать.
На свете нет ее буйнее,
И на коне не обогнать.
Вода — самое удивительное вещество на Земле. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлепали под дождем, разбрызгивая лужи, пускали в ручье кораблики, плескались в речке или в море. Но давайте приглядимся к ней получше — познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества. Ребята, нам встретилось новое слово — вещество. Какие вещества вы знаете? (ответы детей). Да, вода, песок, глина, лед, снег. Это разные вещества. У каждого вещества свои свойства. Как вы думаете, какие свойства имеет вода?
Ответы детей
Метод: словесный.
Прием: приветствие, беседа, игровая ситуация.
Просмотр презентации на доске.
Ответы детей на вопросы воспитателя
-
Дети проявили заинтересованность, включились в игровую деятельность. Определили приоритетным одно из решений проблемной игровой ситуации: заняться научной деятельностью.
Этапные задачи: воспитывать интерес к совместной деятельности, чувство доброжелательного отношения друг к другу
II.Актуализация знаний
Как вы думаете, какие свойства имеет вода?
Дети: Бесцветная, без запаха, прозрачная.
Воспитатель: Как вы считаете, кому нужна вода?
Дети: Человеку, животным, растениям. Вода необходима всем живым организмам на Земле.
Воспитатель: Нужна ли вода человеку?
Дети: Я считаю, что вода нужна человеку для питья, для поливки растений.
Воспитатель: Что человек делает с водой?
Дети: Поливает, пьет, варит, стирает, купается.
Воспитатель: Как вы думаете, может ли вода навредить человеку?
Дети: Могут произойти наводнения.
Метод: словесный.
Прием: беседа, проблемная ситуация.
На экране показаны свойство воды
-
Использование ИКТ позволило активизировать познавательную деятельность детей, поддерживать интерес детей в процессе образовательной деятельности.
Этапные задачи: развивать зрительное восприятие, мышление, воображение, произвольное внимание, память, диалогическую речь, игровую деятельность, интерес экспериментированию.
III. Затруднение в ситуации
Послушайте, что произошло однажды летом с Егоркой.
Решил Егорка порисовать новыми красками. Налил воды в блюдце. Приготовил кисточку, бумагу, краски. Только устроился у открытого окна, ребята во дворе начали играть в футбол.
Бросил Егор свое рисование и убежал во двор.
Поздно вернулся Егорка, хотел порисовать, глядь, а воды в блюдце нет. Что такое?
— Светка! — крикнул он сестре. — Ты мою воду вылила?
— Нет! — ответила Светлана.
Сел Егор, задумался: куда девалась вода? Пропала? Исчезла? Испарилась? Как вы думаете, куда делась вода?
Метод: словесный, практический
Прием: беседа, проблемно- игровая ситуация.
На экране появляется схема «круговорота воды в природе»
-
практически определили правильность своего выбора. правильно отвечали на заданные вопросы.
Этапные задачи: поддерживать положительное эмоциональное отношение, желание отвечать на вопросы воспитателя.
IV.
Открытие нового знания или способа действий
Еще одно свойство воды — она испаряется. Как вы думаете, куда испарилась вода? Вода, как невидимка, исчезает. А как можно проверить, что вода испаряется? Проведем еще опыт и убедимся, что вода испаряется. Возьмем два блюдца. Одно блюдце (с отметкой) я поднесу с отметкой к носику чайника, из которого идет пар. Каким становиться блюдце, давайте посмотрим. Потрогайте одно блюдце и другое.
Дети: Одно блюдце мокрое, другое — сухое.
Воспитатель: На одном блюдце пар. Что такое пар?
Дети: Пар — это капельки воды.
Воспитатель: Почему его можно назвать невидимкой?
Дети: Потому что вода испаряется и исчезает.
Воспитатель: Куда исчезла вода у Егорки из блюдца?
Дети: Испарилась.
Метод: словесный, практический
Прием: беседа, проблемно- игровая ситуация.
На экране схема «круговорота воды в природе».
-
Дети рассказали по схеме. Правильно отвечали на заданные вопросы.
Этапные задачи: учить ориентироваться в схеме «Круговорота воды в природе», развивать зрительное восприятие
V. Введение новых знаний в систему знаний
Воспитатель предлагает ребенку рассказать по схеме.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница — наша вода!
Метод: словесный практический
Прием: беседа, проблемно- игровая ситуация.
На экране схема «круговорота воды в природе».
-
Дети решают проблему положительно и доброжелательно
Правильно отвечают на вопросы.
Этапные задачи: закрепление новых понятий «испарилась», «толстая», «круговорот», развивать зрительное восприятие, мышление, воображение, произвольное внимание, память.
VI Осмысление (итог)
Куда же девается дождевая вода?
(ответы детей). Часть ее уходит в землю, а в некоторых местах остаются лужи. Подумайте, куда же деваются лужи?
Дети: Испаряются.
Воспитатель: Проведя все наши опыты напомните мне, с какими свойствами воды мы познакомились?
Дети: Вода жидкая, бесцветная, испаряется.
Воспитатель предлагает детям найти условные обозначения свойств воды и выставить на наборное полотно.
Воспитатель: Нужно бережно относиться к природе, к воде и не засорять водоемы.
А что вам больше всего понравилось в нашей лаборатории?
Дети: Опыты.
Воспитатель: На этом научная работа подошла к концу.
Метод: словесный
Прием: беседа
Дети отвечают на вопросы, высказывают своё мнение о занятии, дают самооценку. Принимают похвалу педагога.
-
Дети высказывали свое мнение, делились впечатлениями, радовались успехам.
Этапные задачи: развивать мышление, воображение, память, диалогическую речь, интерес к экспериментированию, воспитывать чувство взаимопомощи
Комментарий