Статья Кружковая работа «Чистюля» . Автор: Баранова Елена Вячеславовна

Автор: Баранова Елена Вячеславовна
«Чистюля»

Кружковая работа в 1младшей группе на период (с 1сентября 2017г. по 31августа 2018г.) по формированию культурно – гигиенических навыков

 

 


Автор: Баранова Елена Вячеславовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №15 «Югорка»

 

 

 

 

 

 

Кружковая работа «Чистюля»

группы «В» общеразвивающей направленности

для детей от 2 до 3 лет

по формированию культурно – гигиенических навыков.

 

 

 

 

 

 

Воспитатели:

Баранова Е.В. Сахарова Р.В.

 

 

 

 

 

 

 

г. Мегион

 

«Чистюля»

Кружковая работа в 1младшей группе на период (с 1сентября 2017г. по 31августа 2018г.) по формированию культурно – гигиенических навыков

 

 

Содержание

1.  Пояснительная записка ………………………………….

- Цели и задачи ……………………………………………..

- Условия реализации программы ………………………..

- Формы и методы проведения занятий обеспечивающие

успешное решение поставленных задач ……………….

2.  Учебно – тематический план ……………………….......

3.  Взаимодействие с родителями ………………………….

4.  Планируемые результаты…………………………………

5.  Методические рекомендации …………………………….

6.  Предполагаемые результаты ………………………..........

7.  Способы и формы оценки результата …………………

 

1.  Пояснительная записка

 

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли ученые … и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно – гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программами воспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.

 

Программа воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно – гигиенических навыков.

Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.

Теоретические основы формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Умения – это сформированная у ребенка способность совершать определение действия на основе полученных знаний.

Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.

Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении.

Культурно – гигиенические навыки (КГН) – это автоматизированные компоненты сознательных действий, вырабатываемых в результате повторения одного и того же действия в одних и тех же условиях.

Культурно – гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно – гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.

 

Значение культурно – гигиенических навыков в развитии детей.

Культурно – гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать все в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые условия.

Культурно – гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

 

Данная программа рассчитана на работу с детьми младшей группы (1.5 – 3 лет) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и федеральным государственным образовательным стандартам.

 

 

Цель: Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни в детском саду и в семье.

 

Задачи: Образовательные задачи:

способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;

познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;

приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение

правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;

 

Развивающие задачи:

развитие эмоциональных качеств

;

развитие внимательности и наблюдательности;

 

Воспитательные задачи:

воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными;

формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, не разговаривать с полным ртом;

создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;

формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома;

приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.

 

 

Участники:

Педагоги – воспитатель, дети, родители.

Планируемые результаты

Дети:

ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;

самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;

имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;

умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;

ребёнок с желанием и  интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

 

Родители:

родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;

принимают активное, живое участие в жизни группы;

проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности  воспитательного процесса;

проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;

осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.

 

Условия реализации образовательной программы.

Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста (2 -3 лет). Срок реализации программы – 1 год обучения.

 

Формы и методы проведения занятий, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

Словестные методы обучения:

- устное изложение;

- беседа;

- анализ текста.

2. Наглядные методы обучения:

- показ иллюстраций;

- показ, исполнение педагогам;

- наблюдение;

- работа по образцу.

3. практические методы обучения:

- упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;

- систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

 

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.

Объяснительно – иллюстративные методы обучения.

Репродуктивные методы обучения.

Частично – поисковые методы обучения.

Исследовательские методы обучения

.

 

Формы организации деятельности детей:

- индивидуальные;

- групповые;

- индивидуально – групповые.

 

 

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словестный и наглядный способ, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно – ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

 

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

 

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

 

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образцу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быль, созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

 

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, младшем воспитателем, и конечно в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребёнка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребёнку пример, сами всегда их соблюдали.

Содержание программы представлено циклом игровых тематических занятий (34 занятия на учебный год) – 4 занятие в месяц, занятия включены в серию познавательных, проводятся во второй половине дня. Работа, проводимая на специально организованных занятиях, продолжается в совместной деятельности взрослых и детей, и самостоятельной деятельности детей, где педагог создаёт и предлагает игровые предметные ситуации, совместно с детьми проживает события и в тоже время, решает свои педагогические задачи. В календарно – тематическом планировании представлена система работы с детьми и родителями по вопросам воспитания к. г. н. у детей первой младшей группы. В продолжении представлены примеры дидактических игр на формирование гигиенических навыков, вопросы для анкетирования родителей, подборка потешек, используемых в режимных моментах.

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план.

 

 

Сентябрь

неделя

Тема непосредственной образовательной деятельности

Программное содержание

1

«Наша группа» (знакомство).

- познакомить детей с групповой комнатой (приемная, групповая, туалет), их предназначением, учить детей ориентироваться в пространстве, развивать чувство любви и гордости за свою группу.

2

Путешествие с Петрушкой. «Знакомство с раздевалкой»

- познакомить детей с раздевалкой, с оборудованием раздевалки (шкафчики для одежды, скамеечки, полочки для обуви), назначением и способами его использования детьми, активизировать словарь детей.

3

Дидактическое упражнение «Найди свой шкафчик».

- знакомить с назначением и способами использования шкафчика для одежды;формировать умение ориентироваться в предметном пространстве; обогащать и активизировать словарь детей за счет слов: шкафчик, дверца, полочка, открыть, закрыть, положить, сложить, повесить.

4

Игровая ситуация «Мы едим».

- учить спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно держать ложку, набирать в ложку немного еды, есть с широкого края, бесшумно, воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть.

Октябрь

1

Игровая ситуация «Доброе утро, расческа!»

- формировать навыки пользования расческой, учить ухаживать за ней (учить чистиь щеткой расческу и промывать ее.

 

2

Дидактическая игра «Кукла Катя простудилась». Чтение потешки «Носовой платок в кармашке, будем нос им вытирать, чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять».

- приучать детей при чихании и кашле прикрывать рот носовым платком, если кто рядом находится, отвернуться.воспитывать у детей навыки пользования носовым платком или одноразовыми платочками.

3

Игровая ситуация «Как мы встречаем гостей».

- формировать умение сервировать стол с помощью взрослого, воспитывать культуру поведения за столом.

4

Игровая ситуация «Водичка, водичка...». Чтение потешки «Водичка, водичка…».

- учить брать мыло из мыльницы, с помощью взрослых намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, знать местонахождение своего полотенца. С помощью взрослого вытирать руки.

Ноябрь

1

Игровая ситуация «Приглашаем кукол на чай!»

- учить детей сервировать стол, формировать навыки поведения за столом.

 

2

Дидактическая игра «Разденем куклу после прогулки».

 

- учить детей раздеваться в определенной последовательности после прогулки, побуждать детей к использованию в речи названий предметов одежды и действий, связанных с ним.

3

Игровая ситуация «Кукла купается».

 

 

- развивать навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении, воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть чистым, аккуратным, опрятным уважительно относиться к своему телу.

4

Игровая ситуация «Поможем кукле Маше собраться в гости к зайчатам».

 

- учить расстегивать застежки липучки, упражнять в использовании, учить надевать одежду, обувь, с помощью взрослого застегивать куртку; продолжать приучать правильно вести себя в раздевалке.

Декабрь

1

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

 

- учить детей одеваться на прогулку в определенной последовательности, побуждать детей к использованию в речи названий предметов одежды и действий, связанных с ним.

2

Рассматривание картины «Дети моют руки». Чтение потешки «Водичка, водичка…».

 

- рассматривание картины и беседа по ней, воспитывать потребность мыть руки с мылом, соблюдать последовательность действий процесса умывания, воспитывать интерес к действиям.

3

Дидактическая игра «Подберем куклам одежду».

 

- учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

4

Игровая ситуация «Каждая ножка – в свой домик».

 

 

 

 

- учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью, отыскивать отверстия для каждой ноги; просовывать поочередно ноги в отверстия; надевать колготки с носка, предварительно собрав их в «гармошку», чтобы пятка оказалась на месте; подтягивать колготки так, чтобы резинка оказалась на поясе, вызвать у малыша положительные эмоции, связанные с достижением успеха в деятельности по самообслуживанию.

Январь

1

Игра-занятие «Оденем куклу на прогулку».

 

 

формировать навык последовательных действий одевания на прогулку; продолжать учить детей запоминать и называть предметы зимней (демисезонной) одежды, знать ее назначение; воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде; желание заботиться о кукле.

2

Дидактическая игра «Научим куклу Машу раздеваться».

 

помочь детям запомнить последовательность раздевания, учить аккуратно вешать и складывать одежду, продолжать воспитывать бережное отношение к кукле.

3

Игра-занятие «Уложим куклу спать».

 

 

познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу головой на подушку, накрыть одеялом; учить ласково обращаться с куклой.

4

Игровая ситуация «Что забыла надеть кукла Маша?»

 

застёгивать «молнию» на кофточке куклы, закрепить алгоритм одевания, развивать память и воображение, совершенствует мыслительные процессы - анализ и синтез

Февраль

1

Дидактическая игра «Пристегни лисе хвостик».

 

- совершенствование умения застегивать липучку; закреплять знание частей тела лисы; продолжать развивать ориентировку в пространстве (сзади).

2

Дидактическая игра «Завяжи шнурки на ботинках».

- учить детей завязывать узел.

3

Игровая ситуация «Мишка пригласил в гости зайку и ежика».

 

- учить правильно держать ложку, съедать первое блюдо до конца, так же второе блюдо с гарниром и заправкой, закреплять умение есть аккуратно, совершенствовать навыки культуры еды.

4

Чтение стихотворения К.И.Чуковского «Мойдодыр».

- закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки, учить во время умывания не мочить одежду.

Март

1

Игровая ситуация «Покажем как нужно складывать одежду перед сном».

 

- закреплять умение правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.

2

Игровая ситуация «Научим куклу правильно умываться».

 

- учить засучивать рукава перед умыванием, формировать потребность в соблюдении личной гигиены.

3

Дидактические игры «Чистим зубы», «Фонтанчики».

 

- учить ребенка полоскать рот, учить ребенка чистить зубы.

4

Игровая ситуация «Как Машенька утром просыпается».

 

 

- формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно осуществлять ежедневные гигиенические процедцры(умываться, чистить зубы, причесываться), понимать их назначение и важность.

Апрель

1

Дидактические игры «Сделаем лодочки», «Мыльные перчатки».

 

- учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого; учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

2

Чтение потешки «Пошел котик на торжок…»

 

 

- учить аккуратно кушать хлеб, формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно вести себя, показать способы обращения с хлебом, порционный кусочек хлеба откусывать маленькими кусочками, воспитывать бережное отношение к хлебу.

3

Игра-занятие «Уложим куклу Катю спать».

 

- познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу головой на подушку, накрыть одеялом; учить ласково обращаться с куклой.

4

Театрализованная игра по стихотворению А.Барто «Девочка чумазая».

- учить детей выполнять действия по передаче сюжета произведения, работать над повышением выразительности речи, мимики, жестов, воспитывать желание быть опрятными, чистыми.

Май

1

Игровая ситуация «Доброе утро, Петушок!»

- формировать у детей культурно-гигиенические навыки, закрепить ежедневные: умыться, чистить зубы, причесываться.

2

«У куклы Кати день рождения».

 

 

 

- обобщить знания детей о сервировке стола, закрепить навыки культуры еды, воспитывать умение быть гостеприимными при встрече гостей, радоваться их, воспитывать положительные эмоции, развивать самостоятельную инициативную разговорную речь детей.

3

Музыкальное развлечение «Про то, как мишку спать укладывали».

- закрепление полученных культурно - гигиенических навыков; активизация у детей инициативы и творчества.

4

Игровая ситуация «Мы теперь умеем сами на прогулку собираться».

 

 

- закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий одевания; обучение элементарному самоконтролю последовательности одевания на прогулку; формирование гуманных способов поведения в совместной со сверстниками деятельности (умение предложить помощь, поблагодарить).

 

Взаимодействие с родителями:

 

Первый квартал

Консультация: «Возрастные особенности детей с 2 до 3 лет».

Анкетирование родителей.

Папка-передвижка: «Одежда по сезону».

Консультация: «Как правильно одевать ребёнка на прогулку»;

Индивидуальные беседы с родителями.

Второй квартал

Консультация: «Как научить ребенка мыть руки?»; Консультация: «Как ухаживать за молочными зубами»;

Папка-передвижка: «Ваши помощники на кухне»;

Индивидуальные беседы с родителями «Как привить самостоятельность».

Третий квартал

 

Консультация: «Как научить ребенка одеваться самостоятельно?»;

Оформление фотовыставки «Любим, любим, умываться по утрам и вечерам»;

Индивидуальная работа с родителями (приучаем детей дома одеваться на улицу в правильном порядке);

Папка-передвижка: «Значение культурно-гигиенических навыков в жизни ребенка»;

Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра».

Фотовыставка: «Как я помогаю маме»;

Оформление уголка «Советы родителям». Тема: «Советы для маленьких упрямцев!».

Четвертый квартал

 

Консультация: «Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания детей»;

Консультация: «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?»

Индивидуальные беседы с родителями (приучаем детей правильному поведению за столом);

Консультация: «Что должен уметь ребёнок?»;

Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!».

 

 

 

 

Планируемые результаты

Дети

При освоении образовательной области «Здоровье» в разделе «Воспитание культурно-гигиенических навыков», у ребёнка 2 - 3 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:

– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
– ребёнок с желанием и  интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

 

Родители

– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности  воспитательного процесса;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
– осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x