Статья Курсовая работаИсследовательская деятельность младших школьников в процессе изучения окружающего мира. Автор: Ишелева Ульяна Александровна

Автор: Ишелева Ульяна Александровна
Исследовательская деятельность младших школьников в процессе изучения окружающего мира

 


Автор: Ишелева Ульяна Александровна
КУРСОВАЯ РАБОТА
Исследовательская деятельность младших школьников в процессе изучения окружающего мира
Автор работы:
Ишелева Ульяна Александровна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Понятие исследовательской деятельности, ее особенности в младшем школьном возрасте
Понятие исследовательской деятельности…………………………..…...5
Уровни и виды исследовательской деятельности……………………....10
1.3. Условия формирования исследовательских умений…………………....11
Глава 2. Исследовательская деятельность при изучение курса Окружающий мир в начальных классах
Организация исследовательской деятельности младших школьников ……………………………………………………………………………...20
Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира……..23
Заключение…………………………………………………………………….....27
Список литературы………………………………………………………………29
Приложение……………………………………………………………………....31
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной нами темы: Формирование у младших школьников умений исследовательской деятельности в процессе изучения окружающего мира обусловлена тем, что стремительно меняющиеся условия действительности заставляют пересматривать роль и значение исследовательских способностей в жизни человека. В XXI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья деятельность связана с научной работой, но и всем людям. Универсальные исследовательские способности, среди которых наиболее значимыми являются способность быстро ориентироваться в ситуации, творчески подходить к решению проблем, умение находить и анализировать информацию, позволяют человеку активно действовать, преобразовывать и творить. Основы их развития закладываются уже в дошкольном возрасте, который характеризуется особой чувствительностью к усвоению окружающей действительности и активностью дошкольника - обследовательской, познавательной, исследовательской.
С большим интересом дети участвуют в исследовательской работе, проявляя любознательность и желание экспериментировать. Спонтанно проявляющаяся поисковая активность ребенка в специально организованных условиях может привести к появлению психического новообразования, именуемого исследовательскими способностями[4, c.56].
Проблема исследовательских способностей актуализировалась в работах И.П. Павлова по изучению ориентировочно-исследовательских реакций. Его работы выявили сущность ориентировочно-исследовательского рефлекса, его значение в жизни человека и животных.
Проблема исследования заключается в необходимости научного обоснования исследовательской деятельности в процессе изучения окружающего мира.
Актуальность данной проблемы определили выбор темы исследования - Исследовательская деятельность в процессе изучения окружающего мира.
Объект - исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования– виды исследовательской деятельности в процессе изучения Окружающего мира.
Цель исследования — рассмотреть виды исследовательской деятельности в процессе изучения Окружающего мира.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что исследовательская деятельность в процессе изучения Окружающего мирабудет более эффективным, если:
- приобретение навыков поисково-исследовательской деятельности в начальной школе будет проходить поэтапно с последующим усложнением видов деятельности и увеличением доли самостоятельности в исследовании, открытии нового,
- будет проводиться комплексное формирование всех исследовательских умений с учетом индивидуального развития ребенка.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Выявить существенные характеристики исследовательской деятельности младших школьников, определить критерии и уровни сформированности у младших школьников исследовательских навыков и умений.
2. Обосновать модель процесса формирования у младших школьников умений исследовательской деятельности.
Структура работы состоит из введения, теоретической части, опытно-экспериментального исследования, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Уровни и виды исследовательской деятельности
По мнению А.И. Савенкова, в организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:
•первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
•второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
•третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.
Исследования можно классифицировать по-разному:
•по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);
•по месту проведения (урочные и внеурочные);
•по времени (кратковременные и долговременные);
•по теме (предметные или свободные),
•по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала, изученного на уроке; вопросы, не входящие в учебную программу).
Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов[6, c. 78].
Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
•поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
•развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
•формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ[7, c. 87].
Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:
•на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
•на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
•на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Как отмечает А. Богоявленская, включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта[8, c. 34]. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.
Как отмечает Л.А. Тысько, с учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования[9, c. 34]. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.
Анализ исследовательской деятельности с позиции общей теории деятельности позволил нам выявить следующие компоненты исследовательской деятельности учащихся начальных классов:
1. Цели исследовательской деятельности учащихся могут быть связаны с установлением эмпирических свойств изучаемых объектов; изучением истории их возникновения и развития; конкретных данных об изучаемом объекте на основе широкого круга информации; выявления возможностей исследуемого объекта (реальных и выдуманных детьми) и др.
2. Потребностно-мотивационная основа исследовательской деятельности детей включает социальные и познавательные мотивы. Широкие социальные мотивы - это стремление быть ответственным учеником, выполнять свои обязанности; узкие - похвала за успехи в исследовательской деятельности, утверждение в коллективе, внесение разнообразия в свою деятельность; мотивы сотрудничества - стремление к взаимодействию в процессе исследования с определенной группой учеников или учеником, сотрудничеству с педагогом или родителями. К познавательным мотивам мы отнесли мотив получения в результате исследования новых знаний; конкретного практического результата (продукта), овладения исследовательскими умениями; мотивы самообразования - использование полученных знаний и умений для самообразования.
3. Субъекты исследовательской деятельности: ученик младших классов, группа учеников, весь класс, пары ученик-ученик, ученик-родитель, ученик-учитель.
4. Объектами исследовательской деятельности учащихся младших классов могут служить объекты живой и неживой природы; искусственные объекты; социальные объекты (человек, группы людей, человеческие общества; фантастические объекты (сказочные герои).
5. Средства исследовательской деятельности школьников могут быть внутренними (познавательные способности и приобретенные знания и умения исследовательской деятельности) и внешними (источники информации, инструменты).
6. Процесс исследовательской деятельности включает следующие этапы: выбор темы; постановка цели и задач исследования; планирование исследования и выбор методов; поиск информации, проведение опытов, опросов, создание графиков и диаграмм; формулирование выводов, представление результатов, анализ своей деятельности и самооценка.
7. Результатами исследовательской деятельности младших школьников являются следующие: формирование познавательных мотивов, субъективно новое для ученика знание; новый способ деятельности; исследовательские умения[2, c. 47].
Формирующиеся в процессе учебно-исследовательской деятельности умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешного обучения.
А.И. Савенков более конкретно определил исследовательские умения и полно описал блоки, характеризующие исследовательское мышление.
Показатели сформированности исследовательской деятельности:
• Умение видеть проблему;
• Умение формулировать и задавать вопросы;
• Умение выдвигать гипотезы;
• Умение делать выводы и умозаключения;
• Умение доказывать и защищать свои идеи;
•Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Критерии сформированности исследовательской деятельности:
•Самостоятельность.
•Полнота и логичность ответа.
•Правильность выводов и формулировок.
Какие показатели являются важными, и каковы должны быть оценочные параметры?
• Во-первых, любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценивать отношения детей к исследовательской деятельности, которое оценивается по степени проявления интереса, активности в процессе деятельности.
• Во-вторых, важным становится процесс работы ребенка в ходе исследования. Следовательно, оценивается не достигнутый результат, а его процесс, то, как думает, рассуждает ребенок.
Необходимо отметить, что выделенные умения, это не количественные, а качественные показатели.
Уровни и виды исследовательской деятельности
Учебные исследования делятся на три группы:
монопредметные,
межпредметные
надпредметные.
1.Монопредметное исследование- это исследование, выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по этому предмету
2.Межпредметное исследование- это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей. Межпредметное учебное исследование иногда называют интегрированным исследованием.
3. Надпредметное исследование- это исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно-значимых для старшеклассников проблем. Результаты выполнения такого исследования выходят за рамки учебной программы и не могут быть получены в процессе изучения последней[1, c. 40].
Исследовательский метод обучения- метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
Различают три уровня исследовательского метода обучения:
1-й уровень — преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения;
2-й уровень — преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования;
3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником.
Главной целью учебного исследованияявляется развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе субъективно новых знаний.
Условия формирования исследовательских умений
Существуют различные программы и методики преподавания природоведения, где учитываются вопросы экологического образования и воспитания. В Программно-методических материалах начальной школы (1999) предлагаются программы нескольких авторов, где традиционный курс природоведения рассматривается под различными названиями. Проанализируем некоторые из них.
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка.
Программа Мир и человек автора А.А. Вахрушева, А.С. Раутеан (1999) – новый интегративный курс естествознания для начальной школы, включающий изучение некоторых основ жизни человека и человечества. Он предусмотрен для изучения предметов Ознакомление с окружающим миром и Природоведение. Задача курса – научить младшего школьника понимать окружающий мир[7, c. 98].
Основная идея первого класса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром; второй класс посвящён языку географических карт, которые знакомят нас с нашим большим домом – планетой Земля; третий класс показывает роль жизни и живых организмов в поддержании порядка на нашей планете; четвёртый класс посвящён человеку и его месту на Земле. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс Мир и человек разработан с экологических позиций.
Система учебных курсов под названием Зелёный дом разработана А.А. Плешаковым (1999). Эта система учебных курсов с экологической направленностью, разработка которой началась более десяти лет назад в Институте общего образования Министерства образования Российской Федерации. Уже в те годы чётко определилась главная цель проекта – создание условий для формирования у младших школьников основ экологического сознания, необходимого современному человеку, находящемуся в крайне непростых взаимоотношениях с природной средой.
В настоящее время Зелёный дом – целостная система учебных курсов, обеспечивающая ознакомление младших школьников с окружающим миром, их естественнонаучное и экологическое образование.
Особенности системы:
- решает проблемы преемственности, связанные с переходом ребёнка от дошкольного к начальному образованию и от начального – к изучению естественных наук в среднем звене;
- включает как основные, так и факультативные курсы, что позволяет полнее учитывать интересы и возможности детей.
На первом этапе обучения младшие школьники знакомятся с окружающим миром. При этом элементы экологических знаний постоянно присутствует в курсе, однако они не обособлены, а органично вписаны в общее содержание, включающее природные и социальные аспекты. Такой подход, на мой взгляд, отвечает как познавательным потребностям детей, так и задачам экологического образования, поскольку направлен на осознание учащимися многообразия и единства мира, места и роли в нём человека. Учебный материал представлен содержательными линиями: природа, жизнь города и села, здоровье и безопасность, общение, первоначальные географические представления[4, c. 76].
В последующих классах дети изучают Природоведение. Этот, традиционный для начальной школы, предмет в рамках Зелёного дома коренным образом обновлён. По существу, заново выстроено его современная экологическая версия, опирающаяся на присущее младшим школьникам эмоциональную отзывчивость, любознательность и, вместе с тем, способность овладеть определёнными теоретическими знаниями. В основу курса положены идеи многообразия природы, её экологической целостности, единства природы и человека. В третьем классе эти идеи раскрываются в процессе изучения природных компонентов (воздух, вода, почва, растения, животные и так далее.), а в четвёртом классе – при изучении природы России и родного края.
Учебный курс Окружающий мир (Мир вокруг нас) (автор А.А. Плешаков) преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы.
Курс Мир вокруг нас имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.
Учебный курс Мир вокруг нас носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
В основе методики преподавания курса Мир вокруг нас лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы мы придаем новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся:
1. Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя.
2. Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей).
Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет Окружающий мир вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
По мнению Н.А. Семенова, исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:
- включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;
- учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации исследовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;
- формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности.
Специфика исследовательской деятельности младших школьников заключается также в ее многосубъектности.
На основе данных источников, а также анализа образовательной практики начальной школы были выделены следующие педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников в процессе изучения Окружающего мира:
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей: использование адекватных методов обучения; адаптация понятий, связанных с исследовательской деятельностью, к возрасту учеников; доступность форм и методов проводимых исследований, соответствие тематики исследования возрастным особенностям и личностным интересам младших школьников.
2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся реализуется за счет создания ситуаций практического и интеллектуального затруднения в урочной и во внеурочной деятельности, актуализации потребности в новых знаниях, в расширении круга интересов учащихся, сообщении им знаний об исследовательской деятельности и ее значении для человека.
3. Деятельность педагога, реализующего позицию организатора учебно-исследовательской деятельности. Педагог должен владеть знаниями об исследовательской деятельности, включаться в сотрудничество и сотворчество, обладать творческим потенциалом для организации процесса учебного исследования, соответствующего возрасту и интересам детей, создавать творческую образовательную среду путем организации поиска, поощрения творческих начинаний и действий детей, использования творческих исследовательских заданий, продуктивных методов обучения, создания возможностей для самореализации учащихся, для проявления их самостоятельности и инициативности.
Условия эффективности исследовательской деятельности в процессе изучения Окружающего мира:
1. Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и учитель (провести именно это исследование). Если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получиться.
2. Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего это должен уметь сделать учитель. Как вы сможете руководить исследовательской деятельностью, если не представляете себе всю структуру работы, не знаете методики, не можете определить направления детальности? Для выполнения работы у ученика уже должны быть сформированы определённые компетентности.
В ходе разработки той или иной темы при изучении Окружающего мира учащийся значительно расширяет свой кругозор, совершенствует такие навыки как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти ребят. Просто написать исследование - недостаточно, его нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления[8, c. 76].
Следующий этап работы - анализ и оформление научных исследований. Выводы делаются в соответствии с поставленной целью и задачами. Они должны быть четкими и понятными даже не специалисту. Ни для кого не секрет, что верная оценка результатов исследования является одной из наиболее сложных и в то же время важных задач. Важно научить детей решать поставленные задачи до конца, приводить любое начатое дело к логическому завершению.
Обучение исследованию при изучении Окружающего мира начинается с первого класса через экскурсии, наблюдения, опыты, беседы. Во время экскурсий учащиеся любуются красотами природы, прислушиваются к её звукам, видят разнообразие природного окружения, узнают много интересного и поучительного о законах природы. Такое непосредственное восприятие природы развивает интерес у младших школьников к её изучению, воспитывает любовь к родному краю. Часть учебного материала во время экскурсии изучается по опережающему принципу и в дальнейшем используется на уроках окружающего мира[9, c. 45]. Знания даются учителем не в готовом виде, а добываются самостоятельными усилиями детей, а затем уточняются и закрепляются на уроках. На экскурсиях учащиеся легко устанавливают причинно-следственные связи между живой и неживой природой. После таких экскурсий ребятам предлагаются творческие задания: оформить гербарий из осенних листьев, собрать и представить коллекцию плодов, сделать поделки из собранного природного материала, найти дополнительный материал и оформить реферат о любом растении, написать сочинение натуралиста-исследователя.
ГЛАВА 2
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Организация исследовательской деятельности младших школьников
Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
В связи с этим возникает необходимость подготовки обучающихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.
Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели исследовательские методы обучения. Главная задача данного направления - дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных способностей и склонностей.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно ᴨȇриод жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В ᴨедагогике и психологии исследовательским обучением именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Именно в связи с этим подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Можно отметить, что при работе в начальной школе чаще всего используются факультативные занятия, групповые и коллективные формы работы, отмечается необходимость организации работы в семье. Основное направление работы включает элементы исследования, имеющие доступную новизну, задачи исследовательского типа, работу с картотекой.
Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:
выбор темы;
постановка цели и задач;
гипотеза исследования;
организация исследования;
подготовка к защите и защита работы.
Исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, гибкой, в ней может быть значительно больше места для импровизации. Но вместе с тем исследовательское обучение должно максимально напоминать научный поиск, а, следовательно, отвечать как минимум трем условиям:
- стремиться определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;
- непременно измерять все, что может быть измерено, по возможности показывать
численное отношение изучаемого к известному;
- всегда определять место изучаемого в системе известного.
В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:
Педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику.
Педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно.
Ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.
В организацию исследования входят следующие действия обучающихся:
- подумать самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования;
- посмотреть книги по теме и записать важную информацию;
- спросить у взрослых и записать интересную информацию;
- посмотреть телематериалы и записать то, что ты узнал из фильмов;
- используя Интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера;
- понаблюдать и записать необычные факты и парадоксы, полученные с помощью наблюдений;
- провести эксперимент и записать план и результаты.
Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности, как умение:
- классифицировать;
- обобщать;
- отбирать все возможные варианты решения;
- переключаться с одного поиска решения на другой;
- составлять программу действий по своей работе;
- рассматривать объект с различных точек зрения;
- сравнивать различные объекты и их совокупности;
- составлять задания по предложенной теме;
- проводить самоконтроль.
Итак, мы определяем учебно-исследовательскую деятельность младших школьников как сᴨециально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующую научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира
Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал.
Современное общество предъявляет к образовательной сфере новые требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги. Помимо этого, образование испытывает влияние, связанное с мощным нарастанием знаний человечества. Да и обществу сегодня нужны способные люди.
Каждый ребенок имеет свой набор врожденных задатков, которые при благоприятных условиях развиваются в способности. Нет ни к чему не способных детей. Как показывает практика, способности могут быть развиты, но могут и преждевременно угаснуть или деформироваться. Сложная задача у педагога: необходимо не только увидеть в ребёнке задатки, но и создать условия и мотивацию для их всестороннего развития. В этих условиях очень важно формировать у подрастающего поколения способность к творческому поведению.
Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонне развитой личности. Творчество немыслимо без познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие висследовательской работе, — наличие уних потребности узнавать новое.
Стандарт предъявляет к предмету Окружающий мир такие требования:
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире[3].
Согласно новому стандарту дети должны овладеть различными видами исследовательской работы. Безусловно, в этом им помогает учитель. Умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно. Ещё одной особенностью ФГОС НОО является формирование у детей умения самостоятельного поиска информации. Это очень важное умение, как с образовательной точки зрения, так и с точки зрения исследовательского обучения .
Учебно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира - это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным, но предполагаемым результатом[12, c. 89].
Исследовательский поиск позволяет одновременно развивать у учащихся общие умения и навыки, такие как: умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи. Этот метода ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которуюучащиесявыполняютв течение определенного отрезкавремени под умелым руководством учителя.
Очень эффективны различные виды практических работ в уголке природы: посев и посадка, размножение растений разными способами, уход за ними. Более высокой ступенью исследовательской деятельности учащихся начальных классов является умение выражать суждения и умозаключения на основе усвоенных понятий.
Основным методом создания исследовательской ситуации является постановка проблемных вопросов, заданий, задач. Правильное определение проблемы исследования учащимися во многом зависит от учителя.
Задания исследовательского характера представлены в Приложении 1.
Исследовательский подходв изучении окружающего мира представляет собой такой способ организации процесса познания, который обеспечивает поисковую деятельность учащихся в открытии фактических знаний и взаимосвязей между ними.
Его реализация предполагает использование таких методов, какнаблюдения, опыты, самонаблюдения.
Наблюдения за состоянием природы позволяет выявить связи и взаимосвязи между объектами и явлениями, например: похолодание осенью – причина листопада, таяние снега, ледоход – потепление, отлёт птиц осенью связан с исчезновением насекомых.
Обязательно надо учитывать, что тема для исследования должна быть интересной, необычной, оригинальной, доступной для ребенка.
Существуют следующиеформы занятий, позволяющих представить результаты исследования:
- конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
- выступления, как правило, для определённого круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой;
- представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователи выступают как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение;
- выставка достижений, проводится в основном для родителей и может быть посвящена определённой теме, дисциплине.
Организация исследовательской деятельности младших школьников обязательно должна соответствовать их возрастным особенностям.
Итогом исследовательской работы младших школьников может быть макет, выполненный из самых разных материалов с описанием действия представляемого им объекта. Это может быть и книга, и научный отчёт о проведённом эксперименте, и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Учебные занятия с применением исследовательской деятельности представлены в Приложениях 2,3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовательская деятельность является составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешного обучения.
К умениям, необходимым при решении исследовательских задач, А.И. Савенков относит: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; экспериментировать; структурировать полученный в ходе исследования материал; делать выводы и умозаключения; доказывать и защищать свои идеи.
Выделенные им исследовательские умения относятся и к общим учебным умениям, необходимым учащимся в учебной деятельности, на их основе эта деятельность осуществляется и оптимизируется.
Учебно-исследовательская деятельность (УИД) в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:
•включение младшего школьника в УИД основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;
•учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации УИД играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;
•кроме учащегося и его научного руководителя (учителя) субъектом деятельности выступают родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников УИД значительно затрудняются.
Формирование у младших школьников исследовательской деятельности в процессе изучения Окружающего мира будет более эффективным, если:
- приобретение навыков поисково-исследовательской деятельности в начальной школе будет проходить поэтапно с последующим усложнением видов деятельности и увеличением доли самостоятельности в исследовании, открытии нового,
- будет проводится комплексное формирование всех исследовательских умений с учетом индивидуального развития ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Богоявленская, А. В науку идут малыши [Текст] / А.Богоявленская // Практический журнал для учителя и администрации школы.-2006.-№1. - С.26-31.
Гафитулин, М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.
Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8
Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.- С.13.
Опыт организации исследовательской деятельности школьников: Малая Академия наук / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Поддъяков, А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А. Н. Поддъяков. – М.:Просвещение, 2000. – С.45.
Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников…Такое возможно? [Текст] /Н.А.Разагатова// В школу вместе. Издание для родителей. Изд. дом Агни: Самара, 2007. – 88 с.
Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников как здоровьесберегающая технология [Текст] /Н.Разагатова// Образование и психологическое здоровье. Сб. науч. тр. / Под ред. Т.Н. Клюевой. – Самара: Издательская группа ГОУ Региональный социологический центр, 2006. - 128 с. - С. - 39-44.
Разагатова, Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной школе [Текст] /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2007.- № 6. – С. 116-123.
Разагатова, Н.А. История и тенденции развития учебно-исследовательской деятельности школьников [Текст] /Н.А.Разагатова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск Актуальные проблемы гуманитарных исследований, 2006. -Том 1. - С 32-40.
Разагатова, Н.А. Методика организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.А.Разагатова// Компетентностно-ориентированное образование: от идеи к школьной практике. Материалы региональных научно-практических семинаров. Авторский коллектив. Под общей редакцией к.п.н. Полушкиной Л.И. – Самара: ООО Абрис, 2006. – 158 с.
Разагатова, Н.А. Вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность (на примере г. Самара) [Текст] / Н.А.Разагатова, С.Е.Джаджа// Известия Самарского научного центра РАН, 2006. - № 3.- - С. - 223-230.
Румянцева, Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 2001. – С.34.
Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников[Текст] /А.И.Савенков. – М.: Сентябрь, 2003. – С.204
Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А. И. Савенков. – М.:Просвещение, 2006.- 434 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задания исследовательского характера для младших школьников.
1.Развитие умения давать определения.
Задание: отгадайте загадки иобъясните. Например,
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
2.Развитие умения задавать вопросы.
Задание: отгадайте, что в коробке. (С помощью вопросов пытаются угадать.) -Это круглое?
Это красное? Это сочное? Это сладкое?
3. Развитие умений видеть проблему (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)
4. Развитие умений выдвигать гипотезы.
Задание Давайте вместе подумаем.
-Почему у белого медведя нос черный?
Гипотезы:
- Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?
- Наверное, потому что все время держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?
- Предположим, чтобы медвежата его видели.
-Почему заяц назван беляк?
Чтобы его видно на снегу не было. Предположим от корня в слове -бел.
-Какое слово чаще всего употребляется во фразеологизмах о животных?
-Я думаю, что чаще всего во фразеологизмах употребляется собака.
-Почему?
-Предположим, что она друг человека. И она одна из первых начала служить человеку еще в первобытном строе.
5.Развитие умений задавать вопросы.
Вопрос направляет исследовательскую работу мозга ребенка, на поиск ответа.
6.Задание Найди тайное слово.
Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов , как, почему, зачем, откуда, что.
Игра Угадай о ком или о чем идет речь.
Ученику, вышедшему к доске, дается карточка с описанием животного Он, догадывается, о ком идет речь.
-Этот зверь относится к семейству собачьих. У нее острые ушки и вытянутая мордочка. А еще у этого зверя необычайно красивый длинношерстный мех и длинный пушистый хвост, который служит одеялом для передних лап и носа в то время, когда лиса отдыхает. Она является главным действующим персонажем многих сказок, всегда о ней говорится, как о хитрой воровке.
-Кто это?
-Лиса!
7.Ориентация в справочной литературе, в интернете.
8. Установление общего признака объектов.
Задание: распределить животных на 3 группы.
Обосновать свой выбор.
Волк, акула, лев, леопард, лиса, кабан, рысь, тигр, заяц, волк, медведь, лось, ёж, белка, слон, еж.
Ход рассуждения ребенка определяется заданием разделить слова на группы, что предполагает их сравнение, нахождение различия и сходства.
Дети делают вывод, что животных можно разделить на 3 группы по источнику питания: хищные, травоядные, всеядные.
9.Задание: найдите закономерность, обоснуйте своё предположениеи приведите свой пример.
Комар, лягушка, цапля.
Осина, заяц, лиса.
Зерно, мышь, сова.
Эксперимент Сухой изводы.
Почему говорят, как с гуся вода? Почему он сухой?
-У гуся перья покрыты жиром, чтобы, плавая в воде, гусь не намокал и тонул. Поэтому когда гусь выходит на берег, с него вода быстро стекает, не оставляя на перьях капель. Поэтому так говорят.
Учитель предлагает детям объяснить, что означает выйти сухим изводы
Мысленный эксперимент.
В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий.
Такие задания есть уже в ч.1 учебника 1 класса.
10. Развитие умений классифицировать
Классификациейназывают операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип (основание) деления. Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее обозримой. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность.
Правила классификации:
- члены деления должны быть непересекающимися (должны исключать друг друга);
- деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию;
- деление должно быть соразмерным. Объем делимого понятия должен быть равен объединению объемов членов деления.
Задание “Найди лишний”, “Продолжи ряд”, “Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое”, “Найди ошибки и их прокомментируй”.
В учебнике для 1 класса такие задания встречаются в большом количестве. Приведу примеры лишь некоторых из них.
-Найди лишнее слово. Обоснуй свой выбор.
Мухомор, сыроежка, груздь, масленок;
Смородина, малина, вороний глаз, черника.
Пчела, муха, шмель, оса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тема урока: Про кошек и собак.
Цель урока:
1. Познакомить детей с некоторыми породами собак и кошек, воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное к ним отношение.
2. Активизировать исследовательскую деятельность учащихся.
3. Освоить первичные навыки проведения исследований.
Планируемые достижения:
Обучающиеся научатся:определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями атласа-определителя; находить нужную информацию по теме.
Умения, характеризующие достижения результата:выдвигать гипотезу, проводить простейшие исследования и фиксировать их в виде записей, словесного описания, составлять план рассказа о питомце, работать в группе, делать обобщения, сравнивать, следовать плану рассказа.
Тип урока:урок открытия новых знаний и способов действия.
Форма урока:урок-исследование.
Оборудование:компьютер, проектор, интерактивная доска, атлас - определитель От земли до неба, подключение компьютера к сети Интернет, учебник Окружающий мир (автор А.А. Плешаков, 2012г)
Структура урока:
Организационный момент – 30 сек
Актуализация знаний – 1 мин 30 сек
Формулировка цели урока. Постановка учебной задачи – 1 мин
Мотивация – 3 мин
Физкультминутка – 30 сек
Постановка проблемы – 2 мин
Исследования в малых группах, открытие новых знаний – 20 мин
Итог урока. Обмен информацией – 15 мин
Домашнее задание – 1 мин
Рефлексия – 30 сек
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
I. Организационный момент
Придумано кем-то, просто и мудро,при встрече здороваться: Доброе утро!Доброе утро солнцу и птицам!Доброе утро улыбчивым лицам!И каждый становиться добрым, доверчивым,И доброе утро длится до вечера.- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас втечение всего урока.
Внимательно слушают учителя, настраиваются на работу
Коммуникативные УУД: слушать учителя
Регулятивные УУД: способность к волевой саморегуляции
II. Актуализация знаний
Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках.
Закончите предложение.
(на экране появляется запись)
- Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются…
- Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …
(На интерактивной доске появляются слова)
Из перечисленных животныхподчеркникрасным цветом диких животных, а зелёным цветом – домашних животных:
белка, корова, курица, медведь, волк, овца, заяц, волк, лягушка, лошадь, собака.
Соедини стрелкаминазвания домашних животных и то, что от них получает человек:
корова яйца
куры молоко, сыр, масло
овца мёд
пчёлы шерсть
Один ученик отвечает, остальные показывают сигнал (правильно - неправильно)
дикие животные
Один ученик отвечает, остальные показывают сигнал (правильно - неправильно)
домашние животные
Один ученик отвечает, остальные показывают сигнал (правильно - неправильно)
Учащиеся цепочкой выходят и соединяют линией на доске, остальные проверяют.
Познавательные УУД: анализ, синтез, классификация
Регулятивные УУД: контроль, самоконтроль
III. Формулировка цели урока.
Постановка учебной задачи.
На доске кроссворд.
Отгадайте загадки:
Среди двора стоит копна,
Спереди вилы, сзади метла
Четыре ноги, пятый хвост,
Шестая грива
С бородой, а не старик
С рогами, а не бык
Доится, а не корова
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт
Собой не птица, петь не
поёт,
Кто к хозяину идёт, она знать даёт
Какое слово получилось в выделенной строке?
- Значит, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?
- Но не только мы сегодня будем говорить о кошках, но и еще об одном животном.
(Звучит запись песни Пропала собака).
О ком говорится в песне?
Сегодня мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами. Сформулируйте тему урока.
Правильно.
А зачем нам нужно изучать эту тему?
- Значит цель нашего урока …
Учащиеся отвечают:
- корова
- лошадь
- коза
- собака
- кошка
- Сегодня на уроке, мы будем говорить о кошках
- В песне говорится о собаке.
- Про кошек и собак.
- Чтобы больше знать об этих животных.
- Как можно больше узнать о кошках и собаках, о породах кошек и собак.
Познавательные УУД:
принятие учебной задачи, анализ.
Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели
IV. Мотивация.
Ребята, у нас сегодня будет урок необыкновенный. Сегодня вы будете учиться проводить самостоятельные исследования.
(на экране появляется слово в первой строке ИССЛЕДОВАНИЕ, остальные термины и этапы исследования появляются постепенно по щелчку мышкой)
- Вспомните, что это такое?
- А в толковом словаре Ожегова говориться так:
Исследование– научный труд.
Исследовать– это значит:
подвергнуть научному изучению;
осмотреть для выяснения, изучения чего-то нового.
- А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ?
- Обратимся вновь к толковому словарю Ожегова:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ– это человек, который занимается научным исследованием.
Каждый из вас побывает в роли исследователя.
Мы попробуем собрать всю доступную вам информацию по данной теме.
(на доске открывается третья строка – словосочетаниеСБОР ИНФОРМАЦИИ)
- НужноПОДУМАТЬи задать себе вопрос: Что я уже знаю по этой теме?
- Каким образом мы можем еще добыть информацию?
- В настоящее время издается огромное количество детских справочников, энциклопедий, журналов, газет, где, как правило, они иллюстрированные
имеют краткие, доступные тексты.
- Для этого мы должны научиться правильно задавать вопросы и давать правильные ответы сами, если вам задают вопрос.
- В конце любого исследования нужно всю информациюОБОБЩИТЬ, проанализировать РЕЗУЛЬТАТЫ и сделать ВЫВОДЫ.
(открывается последние строчки схемы)
- Как вы думаете, ребята, что это мы с вами составили?
Алгоритм, план, программу исследования.
ИССЛЕДОВАНИЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
ТЕМА
ЦЕЛИ
СБОР ИНФОРМАЦИИ
ОБОБЩЕНИЕ, ВЫВОДЫ
РЕЗУЛЬТАТЫ
(варианты ответов детей)
(варианты детей)
( один ученик выбирает нужную карточку со схематическим изображение этого слова и вывешивает на магнитную доску)
(постепенно вывешиваются карточки в той последовательности, в которой их называют дети)
из книг, журналов, газет, энциклопедий и т.д.
посмотреть по телевизору
найти и прочитать в Интернете
понаблюдать или провести эксперимент, опыт.
- Этот способ особенно ценный в любой исследовательской работе.
спросить у другого человека
Коммуникативные УУД: слушать учителя, поиск и выделение необходимой информации
Личностные УУД: интерес
Познавательные УУД: поиск информации
Познавательные УУД: знаково-символические действия.
Познавательные УУД: составление алгоритма, для решения проблемы
V. Физкультминутка
- Вот идёт черный кот,
Притаился – мышку ждёт.
Мышка норку обойдет
И к коту не подойдет
Дети выполняют движения
Шаги с высоким подниманием ног
Приседания, руки к коленам
Встать, повернуться возле себя
Руки в сторону
VI. Постановка проблемы
- Подумаем!
Что мы знаем о собаках?
- А все ли собаки имеют свой дом?
- Подумаем!
Что мы знаем о кошках?
- А знаете вы о породах кошек и собак, как ухаживать за кошками и собаками?
Что мы можем предположить?
Что ж докажем это.
Ответы детей:
- Это домашние животные, значит они имеют свой дом.
- Нет, есть бездомные собаки.
- Собаки бывают разного размера
- Собаки имеют разный окрас шерсти.
- Шерсть бывает гладкая, короткая, длинная, бывают без шерсти.
- Имеют разный характер, бывают добрыми и злыми, ласковыми и агрессивными.
(Учащиеся по - этому же плану рассказывают о кошках, что знают.)
(Дети задумываются.
- Нет, не знаем.
- Кошки и собаки могут быть разных пород
Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, осознанное построение речевого высказывания
Познавательные УУД:
выдвижение гипотезы.
VII. Исследования в малых группах, открытие новых знаний.
Здесь мы и воспользуемся сбором информации:
- из книг1 группа собирает информацию о кошках, 2 группа собирает информацию о собаках.
- обратимся к учебнику и атласу –определителю. Рассмотрим, как выглядят те или иные породы собак.
- обратимся к Интернету с вопросом Как правильно ухаживать за кошками и собаками
- прослушаем советы мудрой Черепахи Как относиться к своим питомцам?
Группы работают с атласом –определителем: находят породы кошек и собак, выбирают каждый себе породу кошки или собаки, делают соответствующие записи.
Рассматривание картинок в группе.
Каждая группа выписывает необходимые сведения, как ухаживать за кошками и собаками.
Учащиеся слушают советы мудрой Черепахи. Каждая группа записывает необходимые для них сведения.
Познавательные УУД: сбор информации, решение проблемы поискового характера.
Личностные УУД: интерес к поисковой деятельности.
Познавательные УУД: сбор информации, анализ, доказательство
Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сбор информации
VIII. Итог урока. Обмен информацией.
- Любое исследование теряет смысл, если не сделанывыводы, и не подведеныитоги.Информацию необходимо проанализировать иобобщить.
Для этого разложим на столе листочки с собранными данными.
- Что мы можем рассказать о кошках и собаках?
- Что нового и интересного узнали об этих животных?
- Каким способом воспользовались выступающие?
- Можем ли мы сказать, что мы узнали про породы кошек и собак?
- Каким способом мы получили новую информацию?
- У многих людей дома есть кошки и собаки, поэтому каждый из нас без труда может понаблюдать и отметить некоторые особенности поведения своих питомцев. Можно провести даже некоторые эксперименты. Например, выяснить любят ли кошки и собаки музыку, чем они предпочитают питаться, как они спят, с чего начинают утро и т.д.
Но каждый из вас должен помнить, что прежде чем завести домашнего питомца, подумайте, сможете ли вы обеспечить ему надлежащий уход, обеспечить его вниманием и заботой.
От каждой группы прослушиваются сообщения, полученные в результате исследования.
- рассказ детей о породах собак и кошек;
- рассказ детей, как ухаживать за кошками и собаками.
-Получение информации из книги, из Интернета.
- Да, можем.
С помощью исследования.
Познавательные УУД: анализ с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД: умения слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, составлять рассказ по теме.
Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация.
IX. Домашнее задание.
Нарисовать домашнего питомца, составить и записать рассказ о нем по плану (выдается каждому ученику):
Порода.
Кличка.
Возраст.
Внешний вид.
Особенности характера.
Твое отношение к животному.
Познавательные УУД: принятие задачи.
Коммуникативные УУД: слушать и слышать учителя.
Регулятивные УУД: планировать свой ответ.
X. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке фишками.
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке
- я узнал
- я знал, но узнал лучше
- я запомнил.
Учащиеся закрепляют цветные фишки на доске в соответствии со своей работой на уроке.
Регулятивные УУД: осознание качества и уровня усвоения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тема урока:Какие бывают животные
Образовательная система (УМК):Школа России
Цель урока:Узнать, на какие группы можно разделить животных. Научить выделять и сравнивать признаки этих групп. Научить находить новую для обучающихся информацию в рассказах о животных.
Задачи урока:
Образовательные:
- Выявить отличительные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей; научить различать группы животных по их характерным признакам (целенаправленно и последовательно раскрывать доступные экологические зависимости);Развивающие:- развивать у детей умение сравнивать, анализировать через содержание учебных заданий, то есть способствовать развитию у детей мыслительных процессов и развитию речи
- Расширить кругозор детей о природе. Дать представление о невидимых нитях в природе;
- Развивать умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство милосердия, нормы поведения в природной среде.;
-воспитывать умение слушать другого, толерантное отношение к чужому мнению, воспитывать культуру поведения на уроке, эмоционально-положительного отношения к предметуПланируемые результаты:
Личностные результаты:
-формировать умение формулировать свои мысли, обосновать своё мнение, исправлять свои ошибки, сравнивать свой ответ с ответом товарища, находить схожее и различное, воспринимать критику и похвалу со стороны учителя;
-осознание практической важности изучаемой темы, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, умение формулировать свои мысли, обосновать своё мнение
Метапредметные результаты:
Познавательные:
-развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
-находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы;
-умения использовать научные методы познания
Регулятивные:
-развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
-умение выявлять проблему; умение определять и сохранять цель; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия
Коммуникативные:
-умение воспринимать различные точки зрения; воспринимать мнение других людей, умение использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения;
-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами
Предметные результаты:
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
-отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;
Средства обучения:
презентация,
учебник, рабочая тетрадь,
карточки с заданием, тест
Литература:
Учебник:А.А. Плешаков, Окружающий мир, 2 класс,1 часть, 2012 г.
Время
Этапы урока
Дидактические задачи этапа
Содержание материала урока
Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся
5 мин
1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
Организовать мотивирование учащихся к учебной деятельности, а именно:
актуализировать требования со стороны учебной деятельности (надо);
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);
установить тематические рамки (могу)
Здороваюсь с детьми, представляюсь.
Прошу детей убрать со стола все лишнее и проверить, чтобы на столе лежали только рабочая тетрадь, учебник и пенал.
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Беседа - словесный метод, использование презентации(Гражданин своейстраны)
3 мин.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Организуется подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
-Ребята, давайте разгадаем кроссворд, чтобы узнать тему нашего урока.
1.Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
2.В птичник повадится
—Жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы
3. Кто в лесу глухом живет
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу.
4. Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
5. Пушистый матрос, лопаточкой нос.
На ножках коротеньких — красные ботики.
6. Прыгает пружинка —
Зеленая спинка —
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
7. Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она.
8. Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста.
- Какое слово открылось в выделенных клетках? (животные)
- Ребята, о ком мы будем говорить на уроке? (о животных)
- Правильно, сегодня мы будем говорить о животных и о том, какие они бывают
отвечают обучающиеся по поднятой руке:
- жук
- лиса
- медведь-
- сом
- утка
- кузнечик
- мышь
-олень
отвечают обучающиеся:
Отвечают обучающиеся:
- у нас получилось слово Животные
- На уроке мы будем говорить о видах животных
3.Выявление места и причины затруднения
Учитель организует работу класса, выясняя причины затруднения при ответе, те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения задачи урока
- Возьмите карточку №1. В нём ваше первое задание. Рассмотрите картинки с изображением животных.Найдите и покажите лишнее животное.
1. Воробей, синица, сорока, бабочка.
2. обезьяна, заяц, тигр, акула.
3. бабочка, стрекоза, кузнечик, гусь.
4. щука, окунь, карась, лось.
Объясните свой выбор.
Итак, у нас получилось 4 группы животных: птицы, звери, насекомые, рыбы.
К какой группе отнесём бабочку, акулу, гуся и лося?
- Назовите отличительные признаки каждой получившейся группы:
Название группы;
Количество ног;
Покровы.
Обучающиеся берут карточки с заданием.
Отвечают обучающиеся:
1 группа: Птицы,2 ноги, перья
2 группа: Звери,4 ноги шерсть
4 группа: Насекомые, 6 ног4 группа: Рыбы, плавники,
чешуя
4. Построение проекта выхода из затруднения
Построить проект выхода из затруднения,
учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий согласно теме урока, определяют план и средства достижения цели.
Сегодня на уроке мы узнаем
План:
1.Какие бывают виды животных
2.Отличие пресмыкающихся от земноводных.
ИКТ, использование презентации
15
мин.
5. Реализация построенного проекта
1) Организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи вербально и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера
нового знания
1) Организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи вербально и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера
нового знания
4) Организовать коммутативное взаимодействие
Работа с учебником
- В прошлом году мы познакомились с несколькими группами животных. Откройте страницу в учебнике 60. Прочитайте по цепочке и ответьте на вопросы .
Перечислите все группы животных(иллюстрация на слайде 3).
- Посмотрите на фотографии животных. Назовите их.
- К какой группе относят этих животных?
- Назовите отличительные признаки насекомых.(иллюстрация на слайде 4).
- Назовите группу изображенных животных.
- Чем рыбы отличаются от других животных? (живут в воде, тело покрыто чешуей)
- Какие рабы вам известны?
(иллюстрация на слайде 5).
- К какой группе относятся животные на фотографиях?
- По каким признакам вы определили принадлежность этих животных к группе Птицы?
- Какие из этих птиц вам известны?
- Какие птицы встречаются в нашей местности?
(иллюстрация на слайде 6).
- Перечислите изображенных животных. Назовите группу, к которой они относятся.
- Какое еще название этой группы вам известно?
- Почему их так называют? В чем главное отличие зверей от других животных?
(иллюстрация на слайде 7).
- Перечислим еще раз известные группы животных.
Словесный метод-беседа, использование презентации
насекомые, рыбы, птицы, звери
- насекомые
- шесть ног
- рыбы
-птицы тело покрыто перьями.
- тело покрыто перьями.
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
- звери
-млекопитающие
- их тело покрыто шерстью, выкармливают детенышей молоком, четыре конечности
- насекомые, рыбы, птицы, звери
5 мин.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
- Сегодня мы познакомимся еще с двумя группами.
Слайд 8 (по щелчку всплывают названия групп – земноводные, пресмыкающиеся)
- Прочитайте названия групп .
- Как вы думаете, почему они получили такое название?
- Как думаете, какие животные относятся к группе земноводные? А какие – к группе пресмыкающиеся?
-Какие отличительные признаки имеют земноводные и пресмыкающиеся?
А теперь ребята, внимательно послушайте рассказ:
- земноводными называют знакомых нам лягушек и тритонов. Само название земноводные говорит о том, что живут эти животные и на земле и в воде. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, подобно рыбам. Когда-же малыши-головастики подрастают, то теряют жабры и начинают дышать легкими, как и все наземные животные. Кожа у земноводных гладкая, тонкая и влажная. Она нуждается в периодическом смачивании. Поэтому они не отходят далеко отводы. Все земноводные – хищники.
- Ещё одна группа животных, в которую входят: змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы, называется
Пресмыкающиеся.Они обитают в основном на суше. Но есть и такие, которые часть времени проводят в воде (болотные и морские черепахи, крокодилы и др.) Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Передние и задние ноги у этих животных выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или вообще отсутствуют.
Практический метод, ИКТ
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
Обучающиеся внимательно слушают учителя.
1мин
Физминутка
Буратино потянулся,
(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
(наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел,
(руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
(повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(руки на поясе, подняться на носочки)
Продолжим урок
Учащиеся повторяют движение за учителем
5
мин
8.Включение в систему знаний и повторение
Выявляются границы применимости нового знания и выполняется новое задании, каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже знает и умеет
Итак ребята, а сейчас я предлагаю выполнить небольшую самостоятельную работу на карточках.
Практический метод, ИКТ
Учащиеся выполняют задание.
Обучающиеся выполняют самостоятельную работу.
5мин
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
1) Зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;
2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
3) оценить собственную деятельность на уроке;
4) намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
Наш урок подошел к концу.
Проанализируйте свою работу на уроке и дайте ответ:
1.Что больше всего понравилось вам на уроке? Почему?
2.Что нового вы узнали?
3. Какие трудности возникли на уроке?
4. Как вы оцениваете свою работу на уроке? Ответ аргументируйте.
Оцениваю, кто как работал.
Хвалю детей, ставлю отметки и благодарю за урок.
-Домашнее задание:рабочая тетрадь, страница 43 №4, и страница 44 №6.До свидания!
Словесный метод обучения
беседа, анализ работы
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x