Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Лекции и семинары в преподавании истории | Федина Анастасия Владимировна. Работа №238924

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Федина Анастасия Владимировна
В статье предлагается общий обзор лекции и семинара как формы организации урока в преподавании истории в контексте новых образовательных стандартов.

Лекции и семинары в преподавании истории.

Аннотация: в статье предлагается общий обзор лекции и семинара как формы организации урока в преподавании истории в контексте новых образовательных стандартов.

Ключевые слова: педагог, лекция, семинар, форма организации урока, методика преподавания.

Преподавание в современной школе подразумевает использование различных методов и способов предоставления информации школьникам, а также закрепления и проверки усвоения информации. Самыми распространенными и часто применяемыми в практике являются лекции и семинары, которые также используют не только в школах, но и особенно в вузах.

Школьная лекция подразумевает собой развернутое теоретическое рассуждение и систематическое изложение учебного материала, в ходе которого производится анализ фактов и их обобщение. Все факты должны быть четко закреплены и конкретизированы, причем происходить на фоне логического рассуждения.

Лекция должна включать в себе именно элемент беседы, которая способствует запуску мыслительных процессов у школьников, стимуляции познавательной деятельности. Эта форма служит толчком к развитию углубления и расширения исторических знаний на фоне побуждения самостоятельной мозговой активности.

В методике преподавания выделяют несколько видов бесед:

Вводная

используется для подведения к

овладению новым материалом, особенно практикуется в средних классах;

Контрольная применяется как основной вид работы для проверки уровня закрепления материала и самостоятельной работы;

Аналитическая подразумевает использование работы с документами и другими средствами наглядности для проверки понимания материала

;

Эвристическая подразумевает выдвижение сложной исторической ситуации или задачи ученикам, поиск решений на которую и покажет уровень осмысления материала. Актуальна для изучения

проблемных вопросов по истории;

Заключительная дем

онстрирует основной итог работы

[

1, с. 95-98

]

.

Педагог должен вести лекцию медленным темпом, интонационно выделяя важные и ключевые моменты [2, с. 24]. Рассмотрение материала при этом сопровождается конспектированием лекции. Для преподавания в школе особенно важно учитывать, что тема и план записываются в начале урока на доске. Основным моментом также является постановка проблемного вопроса перед изучением темы, на который ученики дают ответ в конце урока.

Требования, выдвигаемые современной педагогикой, представляют собой образцовые в научном отношении лекции. Учитель должен выходить за рамки учебника и представлять материал при этом в последовательном порядке, сохраняя образность и доступность. Современная техника позволяет предоставить информацию в самых различных вариациях. Это могут быть карты, схемы, презентации, видео- и аудиозаписи [3]. Всё это помогает успешнее усвоить материал и позволяет мыслить разносторонне, что очень важно в изучении истории. Особенное место занимает составление кластера, который формирует у учащихся универсальные учебные действия.

При этом нужно рационально использовать лекции как форму организации урока, так как она целесообразна при раскрытии причино следственных связей и исторических закономерностей.

Важно на протяжении урока удерживать внимание школьников, сопровождая для этого лекцию постановкой риторических вопросов и совместной формулировкой взаимообусловленных связей.

Семинар – форма организации урока, которая подразумевает собой самостоятельное изучение материала и формирует умение работать с дополнительными источниками. Главной целью семинарских занятий является раскрытие более сложных вопросов изучаемой темы, не затронутых на лекциях и требующих более детального освещения. Особенностью таких уроков является работа не только с учебником, но и другими источниками. А также задействована большая вовлеченность в учебный процесс [4, с. 72-74]

Различия обычных занятий от семинарских состоит в следующем:

- сопровождение коллективным обсуждением итогов самостоятельной деятельности;

- высокая степень именно самостоятельной работы, а не слаженно - сообщенной;

- использование исследовательского метода как основного;

- частичное введение в тему занятия путём опережающего домашнего задания для семинара;

- информативная функция переходит в руки учеников, а не преподавателя.

Следует также отметить, что вузовский семинар отличается от школьного способом изложения. Семинар в вузе чаще всего предполагает две формы: собеседование и представление докладов. Школьный же семинар более конкретизирован и детально обговорен.

В практике наблюдается несколько видов школьного семинара:

вопросно-ответный;

развернутая беседа на основе заранее врученного ученикам плана семинарского занятия;

устные доклады учащихся с последующим обсуждением их;

обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными учениками; теоретическая конференция;

семинар-диспут комментированное чтение первоисточников;

решение задач и упражнений на самостоятельность мышления;

работа с так называемыми обучающими и экзаменующими машинами;

семинар по материалам конкретных социальных исследований, проведенных учениками под руководством учителя;

семинар-экскурсия в музеи или по памятным историческим местам;

контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением;

семинар–коллоквиум; семинар–пресс-конференция.

 

Преподаватель играет в проведении семинаров роль направляющего и консультирует учеников. Консультации проходят по двум видам: групповая и индивидуальная. Педагог подготавливает заранее проблемные вопросы с возможностью выведения альтернативных точек зрения и предоставляет ученикам список источников для рассмотрения вопроса. Существуют также подходы для выбора рассматриваемой тематики. Повторительно – обобщающий подход в выборе семинарского урока подразумевает повторение уже пройденного материала, а можно использовать и новую тему, которая будет направлена на более углубленную самостоятельную работу.

Семинары в методике преподавания также делятся на несколько типов:

Семинар

развернутое собеседование:

все учащиеся готовятся по всем вопросам плана, максимально вовлекаются в обсуждение темы.

Семинар

обсуждение докладов и рефератов. Каждому выступающему назначается оппонент из числа одноклассников. Остальные школьники знакомятся с основной литературой, чтобы быть готовыми к дискуссии по докладу, план которого и основные проблемы известны заранее.

Семинар

диспут, основанный на дискуссии (хотя элементы её есть на любом семинаре). Каждый учащийся должен определить своё отношение к предмету диспута.

Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся. Он начинается со вступительного слова учителя, который знакомит класс с темой, учебными задачами, стереотип

ами их решения и с дополнительн

ыми сведениями. Далее учащимся или их группам предлагаются на выбор несколько различных по уровню сложности заданий.

Ра

бота длится около двадцати минут, в ходе нее школьники могут обращаться за помощью к учителю

. Завершается семинар коллектив

ным обсуждением результатов деятельности групп и в

ыполнением упражнений, закрепля

ющих полученные знания и умения.

Стоит отметить, что именно дискуссия развивает ораторские умениями, искусство ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие [5, с. 25].

Семинар можно условно разделить на три основных этапа: вступительное слово учителя, обсуждение пунктов плана и подведение итогов проделанной работы. Очень важно к каждому этапу подойти более обстоятельно и уделить особое внимание выставлению оценок.

 

 

Источники:

 

Ткаченко, В. А. Повышение эффективности уроков-лекций / В. А.

Ткаченков

// Преподавание истории в школе. – 1990. – №1.

Казак, Д. Я. Школьная лекция: Методические рекомендации / Д. Я. Казак. – Мн.: РИУУ, 1986.

Короткова, М. Наглядность на уроках истории / М. Короткова. – М.:

Владос

, 2000. – 176 с.

Короткова М.В. Методика преподавания игр и дискуссий на уроках истории. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. – 256 с.

Кохановская

Л.С. Роль семинарских занятий в школе / Л.С.

Кохановская

// Советская педагогика. – 1986. - № 5. – С. 72-74.

 


 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×