Лекции и семинары в преподавании истории | Федина Анастасия Владимировна. Работа №238924
Автор: Федина Анастасия Владимировна
В статье предлагается общий обзор лекции и семинара как формы организации урока в преподавании истории в контексте новых образовательных стандартов.
Лекции и семинары в преподавании истории.
Аннотация: в статье предлагается общий обзор лекции и семинара как формы организации урока в преподавании истории в контексте новых образовательных стандартов.
Ключевые слова: педагог, лекция, семинар, форма организации урока, методика преподавания.
Преподавание в современной школе подразумевает использование различных методов и способов предоставления информации школьникам, а также закрепления и проверки усвоения информации. Самыми распространенными и часто применяемыми в практике являются лекции и семинары, которые также используют не только в школах, но и особенно в вузах.
Школьная лекция подразумевает собой развернутое теоретическое рассуждение и систематическое изложение учебного материала, в ходе которого производится анализ фактов и их обобщение. Все факты должны быть четко закреплены и конкретизированы, причем происходить на фоне логического рассуждения.
Лекция должна включать в себе именно элемент беседы, которая способствует запуску мыслительных процессов у школьников, стимуляции познавательной деятельности. Эта форма служит толчком к развитию углубления и расширения исторических знаний на фоне побуждения самостоятельной мозговой активности.
В методике преподавания выделяют несколько видов бесед:
Вводная
используется для подведения к
овладению новым материалом, особенно практикуется в средних классах;
Контрольная применяется как основной вид работы для проверки уровня закрепления материала и самостоятельной работы;
Аналитическая подразумевает использование работы с документами и другими средствами наглядности для проверки понимания материала
;
Эвристическая подразумевает выдвижение сложной исторической ситуации или задачи ученикам, поиск решений на которую и покажет уровень осмысления материала. Актуальна для изучения
проблемных вопросов по истории;
Заключительная дем
онстрирует основной итог работы
[
1, с. 95-98
]
.
Педагог должен вести лекцию медленным темпом, интонационно выделяя важные и ключевые моменты [2, с. 24]. Рассмотрение материала при этом сопровождается конспектированием лекции. Для преподавания в школе особенно важно учитывать, что тема и план записываются в начале урока на доске. Основным моментом также является постановка проблемного вопроса перед изучением темы, на который ученики дают ответ в конце урока.
Требования, выдвигаемые современной педагогикой, представляют собой образцовые в научном отношении лекции. Учитель должен выходить за рамки учебника и представлять материал при этом в последовательном порядке, сохраняя образность и доступность. Современная техника позволяет предоставить информацию в самых различных вариациях. Это могут быть карты, схемы, презентации, видео- и аудиозаписи [3]. Всё это помогает успешнее усвоить материал и позволяет мыслить разносторонне, что очень важно в изучении истории. Особенное место занимает составление кластера, который формирует у учащихся универсальные учебные действия.
При этом нужно рационально использовать лекции как форму организации урока, так как она целесообразна при раскрытии причино —следственных связей и исторических закономерностей.
Важно на протяжении урока удерживать внимание школьников, сопровождая для этого лекцию постановкой риторических вопросов и совместной формулировкой взаимообусловленных связей.
Семинар – форма организации урока, которая подразумевает собой самостоятельное изучение материала и формирует умение работать с дополнительными источниками. Главной целью семинарских занятий является раскрытие более сложных вопросов изучаемой темы, не затронутых на лекциях и требующих более детального освещения. Особенностью таких уроков является работа не только с учебником, но и другими источниками. А также задействована большая вовлеченность в учебный процесс [4, с. 72-74]
Различия обычных занятий от семинарских состоит в следующем:
- сопровождение коллективным обсуждением итогов самостоятельной деятельности;
- высокая степень именно самостоятельной работы, а не слаженно - сообщенной;
- использование исследовательского метода как основного;
- частичное введение в тему занятия путём опережающего домашнего задания для семинара;
- информативная функция переходит в руки учеников, а не преподавателя.
Следует также отметить, что вузовский семинар отличается от школьного способом изложения. Семинар в вузе чаще всего предполагает две формы: собеседование и представление докладов. Школьный же семинар более конкретизирован и детально обговорен.
В практике наблюдается несколько видов школьного семинара:
вопросно-ответный;
развернутая беседа на основе заранее врученного ученикам плана семинарского занятия;
устные доклады учащихся с последующим обсуждением их;
обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными учениками; теоретическая конференция;
семинар-диспут комментированное чтение первоисточников;
решение задач и упражнений на самостоятельность мышления;
работа с так называемыми обучающими и экзаменующими машинами;
семинар по материалам конкретных социальных исследований, проведенных учениками под руководством учителя;
семинар-экскурсия в музеи или по памятным историческим местам;
контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением;
семинар–коллоквиум; семинар–пресс-конференция.
Преподаватель играет в проведении семинаров роль направляющего и консультирует учеников. Консультации проходят по двум видам: групповая и индивидуальная. Педагог подготавливает заранее проблемные вопросы с возможностью выведения альтернативных точек зрения и предоставляет ученикам список источников для рассмотрения вопроса. Существуют также подходы для выбора рассматриваемой тематики. Повторительно – обобщающий подход в выборе семинарского урока подразумевает повторение уже пройденного материала, а можно использовать и новую тему, которая будет направлена на более углубленную самостоятельную работу.
Семинары в методике преподавания также делятся на несколько типов:
Семинар
—
развернутое собеседование:
все учащиеся готовятся по всем вопросам плана, максимально вовлекаются в обсуждение темы.
Семинар
—
обсуждение докладов и рефератов. Каждому выступающему назначается оппонент из числа одноклассников. Остальные школьники знакомятся с основной литературой, чтобы быть готовыми к дискуссии по докладу, план которого и основные проблемы известны заранее.
Семинар
—
диспут, основанный на дискуссии (хотя элементы её есть на любом семинаре). Каждый учащийся должен определить своё отношение к предмету диспута.
Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся. Он начинается со вступительного слова учителя, который знакомит класс с темой, учебными задачами, стереотип
ами их решения и с дополнительн
ыми сведениями. Далее учащимся или их группам предлагаются на выбор несколько различных по уровню сложности заданий.
Ра
бота длится около двадцати минут, в ходе нее школьники могут обращаться за помощью к учителю
. Завершается семинар коллектив
ным обсуждением результатов деятельности групп и в
ыполнением упражнений, закрепля
ющих полученные знания и умения.
Стоит отметить, что именно дискуссия развивает ораторские умениями, искусство ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие [5, с. 25].
Семинар можно условно разделить на три основных этапа: вступительное слово учителя, обсуждение пунктов плана и подведение итогов проделанной работы. Очень важно к каждому этапу подойти более обстоятельно и уделить особое внимание выставлению оценок.
Источники:
Ткаченко, В. А. Повышение эффективности уроков-лекций / В. А.
Ткаченков
// Преподавание истории в школе. – 1990. – №1.
Казак, Д. Я. Школьная лекция: Методические рекомендации / Д. Я. Казак. – Мн.: РИУУ, 1986.
Короткова, М. Наглядность на уроках истории / М. Короткова. – М.:
Владос
, 2000. – 176 с.
Короткова М.В. Методика преподавания игр и дискуссий на уроках истории. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. – 256 с.
Кохановская
Л.С. Роль семинарских занятий в школе / Л.С.
Кохановская
// Советская педагогика. – 1986. - № 5. – С. 72-74.