Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Личностно - ориентированное обучение младших школьников | Щербакова Галина Григорьевна. Работа №360498

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам личностно-ориентированного обучения младших школьников. В ней рассматриваются ключевые принципы и методы данного подхода, который ориентирован на развитие уникальной личности каждого ребенка. Обсуждаются основные особенности применения личностно-ориентированного обучения в начальной школе, его влияние на развитие детей, а также роль учителя в создании условий для успешной реализации этого подхода. Приводятся примеры практических рекомендаций для педагогов, направленных на эффективную организацию учебного процесса в рамках личностно-ориентированного подхода.

Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, младшие школьники, педагогические методы, индивидуализация, развитие личности, учитель.

 

ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Щербакова Галина Григорьевна, учитель начальных классов

 МБОУ Байкальская СОШ,

Забайкальский край, п. Вершино-Дарасунский

Аннотация. Статья посвящена вопросам личностно-ориентированного обучения младших школьников. В ней рассматриваются ключевые принципы и методы данного подхода, который ориентирован на развитие уникальной личности каждого ребенка. Обсуждаются основные особенности применения личностно-ориентированного обучения в начальной школе, его влияние на развитие детей, а также роль учителя в создании условий для успешной реализации этого подхода. Приводятся примеры практических рекомендаций для педагогов, направленных на эффективную организацию учебного процесса в рамках личностно-ориентированного подхода.

Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, младшие школьники, педагогические методы, индивидуализация, развитие личности, учитель.

 

В последние десятилетия образовательный процесс в начальной школе претерпевает значительные изменения, направленные на развитие не только знаний и навыков детей, но и их личностных качеств. Одним из наиболее эффективных подходов, который зарекомендовал себя в системе начального образования, является личностно-ориентированное обучение.

Личностно-ориентированное обучение предполагает не только передачу знаний, но и формирование у школьников активной жизненной позиции, развитие их способности к самоопределению и самореализации. Важнейшей задачей является создание таких условий, в которых каждый ученик, независимо от его уровня подготовки, будет чувствовать себя уверенно и готовым к дальнейшему обучению и развитию.

Особенности личностно-ориентированного подхода в обучении

Личностно-ориентированное обучение в начальной школе строится на идее, что каждый ребенок уникален, имеет свои способности, интересы и потребности. Основной задачей учителя является не только передача знаний, но и создание условий для развития каждого ученика как личности. Рассмотрим основные особенности данного подхода:

1. Индивидуализация обучения

Личностно-ориентированный подход предполагает индивидуализацию образовательного процесса. Каждый ребенок обладает уникальным темпом обучения, стилем восприятия информации и интересами. Учитель должен учитывать эти особенности и предоставлять каждому ученику возможность работать в своем темпе, в соответствии с его индивидуальными потребностями и возможностями.

Индивидуальный подход позволяет:

обеспечивать детям комфортные условия для обучения;

стимулировать их интерес к учебному процессу;

учитывать различные способы восприятия информации и предпочтения в методах обучения.

2. Развитие критического мышления

Личностно-ориентированное обучение способствует развитию критического мышления, творческих способностей и самостоятельности. Учитель предоставляет детям возможность самостоятельно находить решения задач, формулировать выводы, выражать и защищать свою точку зрения. Это способствует развитию у учеников уверенности в своих силах и готовности к самостоятельной учебной деятельности.

Для этого можно использовать следующие методы:

творческие задания;

проектные работы;

групповые дискуссии.

3. Эмоциональная поддержка учащихся

Важной составляющей личностно-ориентированного подхода является создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроках. Психологический климат, поддержка учителя, внимание к потребностям каждого ребенка помогают ему раскрыться, повышают уверенность и снижают уровень тревожности. Эмоциональная поддержка способствует формированию положительной мотивации к учебе и развитию личностной уверенности.

Учитель должен:

поддерживать положительные эмоции в классе;

уделять внимание каждому ученику;

создавать атмосферу доверия и уважения.

4. Развитие самооценки и саморегуляции

Личностно-ориентированное обучение также направлено на развитие у детей навыков саморегуляции, умения ставить цели и достигать их, управлять своим временем и действиями. Важным аспектом является работа с самооценкой ребенка — умение адекватно оценивать свои успехи и неудачи.

Для этого педагог может:

использовать индивидуальные и групповые рефлексивные занятия;

помогать детям в постановке личных учебных целей;

поощрять достижение целей и корректировать ошибки.

Роль учителя в личностно-ориентированном обучении

Учитель в рамках личностно-ориентированного подхода не просто передает знания, но и становится наставником, который помогает ученикам находить свой путь в учебе и жизни. Его роль заключается в создании условий для саморазвития каждого ученика, поддержке его инициативы и стимулировании самостоятельной работы.

Учитель должен:

быть внимательным к каждому ребенку, выявлять его сильные стороны и трудности;

использовать различные методы и приемы для создания комфортных условий для обучения;

поощрять инициативу и творчество учеников.

Практические рекомендации для учителей начальных классов

Для успешной реализации личностно-ориентированного обучения учителям начальных классов рекомендуется использовать следующие подходы:

Использование игровых методов: Игры являются мощным инструментом для мотивации младших школьников и развивают их творческие способности. Игровая форма помогает детям увлекаться учебным процессом, делает его более динамичным и интересным.

Разнообразие форм работы: Чередование индивидуальной, парной и групповой работы способствует улучшению взаимодействия между детьми, развивает навыки общения и сотрудничества.

Применение технологий: Современные информационные технологии могут быть использованы для создания интерактивных уроков, проведения онлайн-экскурсий, работы с обучающими играми и приложениями, что способствует развитию интереса к обучению.

Включение проектной деятельности: Проектная деятельность позволяет детям работать над реальными задачами, развивать самостоятельность и креативность, а также способствует лучшему усвоению материала.

Обратная связь и рефлексия: Важно регулярно проводить рефлексию с учениками, анализировать, что они усвоили, какие трудности возникли и как их можно преодолеть. Обратная связь помогает детям понять, как они могут улучшить свои результаты.

Личностно-ориентированное обучение младших школьников является эффективным инструментом для развития уникальных способностей и талантов каждого ребенка. Этот подход направлен не только на усвоение учебного материала, но и на развитие личностных качеств, саморегуляции и уверенности в себе. Учитель, который использует принципы личностно-ориентированного подхода, помогает детям раскрыться, способствует их всестороннему развитию и формированию активной жизненной позиции.

Реализация личностно-ориентированного обучения требует от педагога высокой квалификации, творческого подхода и внимательности к каждому ученику. Однако результаты, которые можно получить с использованием этого подхода, стоят затраченных усилий и времени.

 

Список литературы

Котова Е. Г., Савельева Е. Б., Линева Е. А. ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // МНИЖ. 2021. №7-4 (109).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-v-sotrudnichestve-kak-sposob-realizatsii-lichnostno-orientirovannogo-podhoda-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov

Перепросова

Вероника Константиновна, Романова Наталья Александровна Развивающее личностно-ориентированное обучение младших школьников в условиях реализации ФГОС // Интерактивная наука.

2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvivayuschee-lichnostno-orientirovannoe-obuchenie-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-realizatsii-fgos

Преснякова В. Н.,

Ромашева

Е. А. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Обучение и воспитание: методики и практика.

2016. №29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-lichnostno-orientirovannogo-obrazovaniya-v-nachalnoy-shkole

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×