Личностно-ориентированное образование на уроках математики

Автор: Фещенко Светлана Васильевна

Личностно-ориентированное   образование на уроках математики

С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а также проблема поиска наиболее эффективных методов и средств организации образовательного процесса.

Учителю необходимо направить основное внимание на максимальное развитие способностей учащихся, чему способствует личностно-ориентированная система обучения, учитывающая и развивающая индивидуальные способности учеников.

Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, которое во главу угла ставит:

-          Самобытность ребёнка

-           Самоценность ребёнка

-           Субъективность процесса учения 

 

Требования к личностно-ориентированному уроку:

-использование разнообразных форм и методов;

- создание атмосферы заинтересованности;

- поощрение ученика находить свой способ работы;

- использование проблемных творческих заданий.

 

Основные этапы  личностно-ориентированного урока:

 

I этап. Организация класса (оргмомент)

II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)

V этап. Рефлексия. Итог урока

 

                         Личностно- ориентированный урок

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

 

 

Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения качества обучения математике.  Математика сегодня — это одна из жизненно важных областей  знания современного человечества, необходимая для существования человека в цивилизованном обществе. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от индивида определенного минимума математических знаний и представлений. В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.

 

 

Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:

         Разноуровневый

Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс к повышению познавательной активности.  У учащихся, в том числе и  слабых, появляется уверенность в своих силах. Они уже не чувствуют страха перед новыми задачами. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учебе.

 

- Дифференцированный

 

Разноуровневые карточки

 Каждая карточка содержит задания базового уровня, более сложные задания и задания, требующие творческого подхода

Карточка №1

Сравни :

2*3    4*7    4*9    2*6    5*2    10*6

Карточка №2

Сравни:

2+2*7     3+1*5      5+1*4

6-1*7       4+3*7     3+1*9

 

 

- Тестовые задания

Задания в тестах подбираюся по степени сложности - от легких к более сложным. При работе с тестами ученики выполняют различные виды заданий: выбрать только ответы или кратко решить, чтобы видеть ход мыслей, рассуждений ребенка. КИМы  предполагают дифференцированную работу.

1. Сколько сотен, десятков и единиц в числе 803?

     1) 8сот. 3 ед.                   2) 80сот. 3ед.                      3) 8сот. 10дес. 3ед.

8.     Найди произведение чисел 827 и 4:

     1) 3 308                     2) 3 288                     3) 3 208                   4) 2 508

 19*. Стрекоза летит со скоростью 10м/сек.Верно ли, что за 1мин она пролетит более километра?

 

 

 

Самостоятельные и контрольные работы содержат задания,  как обязательного уровня, так и задания повышенного уровня сложности.

1 вариант.

                               Базовый уровень.

На сцене было 5 артистов. 2 артиста ушли со сцены, а 4

 пришли. Сколько артистов стало на сцене?

                             Заполни пропуски.

 

10 = □ + 3           4 - □ = 2      □ - 8 = 2

5 + □ = 9             9 - □ = 3      4 + □ = 6

 

 *Повышенный уровень.

 5. Мама купила 20 яиц. После того как она сварила несколько яиц для салата, а 10 использовала для приготовления торта, у неё осталось 4 яйца. Сколько яиц мама сварила для

 Работа по учебнику

 

 

- Индивидуальный

Индивидуальные домашние задания.

 Индивидуальные задания на уроке

 

- Субъективно-личностный

Каждый ребенок получает по отношению к себе свой индивидуальный подход, при котором учитель учитывает все личные особенности ребенка – его тип темперамента, способности, увлечения, стремления и желания.

 

 

Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, самореализации.

Если в основу процесса обучения математики положить личностно-ориентированный подход к учащимся и на его основе рассматривать принципы, методы обучения и формы контроля качества знаний, то это позволит учащимся на качественном уровне осваивать базовое содержание курса и осуществлять перенос этих знаний и умений в другие научные области.

Личностно-ориентированный подход, насыщенность дидактическими материалами, нетрадиционность форм обучения, атмосфера сотрудничества, создают условия для развития индивидуальности ученика, формирования положительной мотивации учения у школьников, искоренения неуспевающих, получения прочных и глубоких знаний.

Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление.

Литература:

         Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования[Текст] /И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.

         Афанасьева Н. Личностный подход в обучении [Текст] /Н. Афанасьева // Школьный психолог. Пр. к “П.С.”. – 2001. – № 32. – С. 6–10.

         Смолеусова Т. В. Практические работы по математике как методическая инновация // Начальное образование. 2013. Т. 1.

          № 5. С. 39–43.

         Т.В.Смолеусова «Воспитание мысли у младших школьников». Новосибирск: изд. НИПКиПРО, 2005.

         . Смолеусова, Т.В. Наглядные пособия на уроках математики /

         Т.В. Смолеусова // Начальная школа.-2001. -№4.

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x