Личностно-ориентированное образование на уроках математики ☼
Автор: Фещенко Светлана Васильевна
Личностно-ориентированное образование на уроках математики
С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а также проблема поиска наиболее эффективных методов и средств организации образовательного процесса.
Учителю необходимо направить основное внимание на максимальное развитие способностей учащихся, чему способствует личностно-ориентированная система обучения, учитывающая и развивающая индивидуальные способности учеников.
Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, которое во главу угла ставит:
- Самобытность ребёнка
- Самоценность ребёнка
- Субъективность процесса учения
Требования к личностно-ориентированному уроку:
-использование разнообразных форм и методов;
- создание атмосферы заинтересованности;
- поощрение ученика находить свой способ работы;
- использование проблемных творческих заданий.
Основные этапы личностно-ориентированного урока:
I этап. Организация класса (оргмомент)
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)
IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)
V этап. Рефлексия. Итог урока
Личностно- ориентированный урок
1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта
2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий
3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала
4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком
5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение
8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения
Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения качества обучения математике. Математика сегодня — это одна из жизненно важных областей знания современного человечества, необходимая для существования человека в цивилизованном обществе. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от индивида определенного минимума математических знаний и представлений. В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.
Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:
• Разноуровневый
Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс к повышению познавательной активности. У учащихся, в том числе и слабых, появляется уверенность в своих силах. Они уже не чувствуют страха перед новыми задачами. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учебе.
- Дифференцированный
Разноуровневые карточки
Каждая карточка содержит задания базового уровня, более сложные задания и задания, требующие творческого подхода
Карточка №1
Сравни :
2*3 4*7 4*9 2*6 5*2 10*6
Карточка №2
Сравни:
2+2*7 3+1*5 5+1*4
6-1*7 4+3*7 3+1*9
- Тестовые задания
Задания в тестах подбираюся по степени сложности - от легких к более сложным. При работе с тестами ученики выполняют различные виды заданий: выбрать только ответы или кратко решить, чтобы видеть ход мыслей, рассуждений ребенка. КИМы предполагают дифференцированную работу.
1. Сколько сотен, десятков и единиц в числе 803?
1) 8сот. 3 ед. 2) 80сот. 3ед. 3) 8сот. 10дес. 3ед.
8. Найди произведение чисел 827 и 4:
1) 3 308 2) 3 288 3) 3 208 4) 2 508
19*. Стрекоза летит со скоростью 10м/сек.Верно ли, что за 1мин она пролетит более километра?
Самостоятельные и контрольные работы содержат задания, как обязательного уровня, так и задания повышенного уровня сложности.
1 вариант.
Базовый уровень.
На сцене было 5 артистов. 2 артиста ушли со сцены, а 4
пришли. Сколько артистов стало на сцене?
Заполни пропуски.
10 = □ + 3 4 - □ = 2 □ - 8 = 2
5 + □ = 9 9 - □ = 3 4 + □ = 6
*Повышенный уровень.
5. Мама купила 20 яиц. После того как она сварила несколько яиц для салата, а 10 использовала для приготовления торта, у неё осталось 4 яйца. Сколько яиц мама сварила для
Работа по учебнику
- Индивидуальный
Индивидуальные домашние задания.
Индивидуальные задания на уроке
- Субъективно-личностный
Каждый ребенок получает по отношению к себе свой индивидуальный подход, при котором учитель учитывает все личные особенности ребенка – его тип темперамента, способности, увлечения, стремления и желания.
Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, самореализации.
Если в основу процесса обучения математики положить личностно-ориентированный подход к учащимся и на его основе рассматривать принципы, методы обучения и формы контроля качества знаний, то это позволит учащимся на качественном уровне осваивать базовое содержание курса и осуществлять перенос этих знаний и умений в другие научные области.
Личностно-ориентированный подход, насыщенность дидактическими материалами, нетрадиционность форм обучения, атмосфера сотрудничества, создают условия для развития индивидуальности ученика, формирования положительной мотивации учения у школьников, искоренения неуспевающих, получения прочных и глубоких знаний.
Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление.
Литература:
• Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования[Текст] /И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.
• Афанасьева Н. Личностный подход в обучении [Текст] /Н. Афанасьева // Школьный психолог. Пр. к “П.С.”. – 2001. – № 32. – С. 6–10.
• Смолеусова Т. В. Практические работы по математике как методическая инновация // Начальное образование. 2013. Т. 1.
• № 5. С. 39–43.
• Т.В.Смолеусова «Воспитание мысли у младших школьников». Новосибирск: изд. НИПКиПРО, 2005.
• . Смолеусова, Т.В. Наглядные пособия на уроках математики /
• Т.В. Смолеусова // Начальная школа.-2001. -№4.