Личностно-ориентированный метод обучения математики

Автор: Караваева Римма Васильевна

                                               «Школа не должна  научить на всю жизнь.

                                             Школа должна научить учиться всю жизнь».                                                                                                                                           

                                                                                              Восточная мудрость

 

      Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области ИКТ.  

      Главной идеей образования в последние годы становится идея формирования ключевых компетенций, формирования системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. В информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности в пользу способностей приобретать новые знания. Информационная функция образования перестает быть приоритетной, определяющей становится функция развития человека, подготовки его к пониманию новых ситуаций, к выработке стратегии нешаблонных действий, способности к перестройке собственных способов работы. Такая расстановка акцентов в функциях образования требует изменения подхода в обучении.

     По результатам анкетирования выявлено, что 73,2% учащихся предпочитают активные формы обучения, при этом только 22,5% готовы работать самостоятельно, хотят работать в группах 35,2%, больший интерес вызывает практическая работа на уроке только у 22,5%, хотя сформирован интерес к изучению предмета у 49% учеников. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что сниженный уровень самостоятельности и отсутствие интереса к самостоятельной практической деятельности у 77,5% учеников является следствием неуверенности учащихся в своих силах, их затруднений в применении знаний, полученных на уроке.

       Требования, предъявляемые к выпускникам школы за курс основного общего образования, говорят о том, что ученик должен работать с различными видами информации с помощью средств ИКТ, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты, применять средства ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности.

       Исходя из цели и гипотезы, получены следующие задачи:

1.    Изучить технологию подхода.

2. Совершенствовать структуру урока для реализации личностно- ориентированного подхода.

3. Обеспечить направленность обучение для формирования информационной и коммуникативной компетенции.

       Ориентировочная часть является центральной, намечает пути и способы действия, исполнительная часть их реализует, а на контрольно-корректировочной части происходит оценка результата и ликвидация пробелов в знаниях.

Строя обучение на основе личностно - ориентированного подхода необходимо руководствоваться следующими положениями:

-в деятельности учащихся преобладают активные действия на ориентировочном, исполнительском и контрольно-корректировочном этапах;

- деятельность учащихся организована таким образом, что созданы необходимые условия для формирования и дальнейшего развития мыслительных операций.

1. Учебный курс «Математика», как условие для реализации деятельностного подхода.

Курс учебного предмета «Математика» призван формировать современное научное мировоззрение, способствовать развитию интеллектуальных способностей и познавательного интереса школьников, обеспечивать освоение информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Изучение математики направлено на достижение следующих целей:

-формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов математики;

-формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;

-усиление культурологической составляющей школьного образования;

-развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

      Школьный учебный предмет «Математика» выполняет общеобразовательные функции, отражает в себе наиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, раскрывающие существо науки, вооружает учащихся знаниями, умениями, навыками, необходимыми для изучения основ других наук в школе, а также подготавливает молодых людей к будущей практической деятельности и жизни в современном информационном обществе.

Таким образом, школьный предметный курс «Математика» возможно рассматривать как условие для реализации деятельностного подхода в учебной деятельности обучающихся, так как его педагогические функции направлены на решение таких задач общего образования, как:

• формирование основ современного научного мировоззрения;

• развитие мышления;

• подготовка школьников к практической деятельности, труду и продолжению образования.

    В основе моего педагогического опыта использования личностно- ориентированного метода обучения математики» лежит идея усвоения содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности. Реализуя эту идею, я организую работу на уроке так, чтобы обучающиеся были субъектами образовательного процесса, т.е. САМИ осознали и вычленили проблему; САМИ поставили цель обучения; САМИ сформулировали задачи; СУМЕЛИ применить полученные знания на практике;САМИ могли оценить свою работу; СМОГЛИ, преобразовать и получать новые знания; САМИ (или с помощью учителя) сформулировали проблему;САМИ (или с помощью учителя) поставить цель обучения; САМИ (или с помощью учителя) формулировали задачи; СУМЕЛИ применить полученные знания на практике; САМИ могли оценить свою работу; СМОГЛИ, преобразовать и получать новые знания.

Такой подход к обучению ведёт к изменению роли учителя. Из передатчика информации и контролера, учитель «превращается» в организатора, координатора, помощника, консультанта который обеспечивает, сопровождение самостоятельной деятельности школьников.

При планировании урока я руководствуюсь следующими положениями:

- создание и поддержание познавательного интереса и самостоятельной умственной активности у учащихся;

- реализация принципа сотрудничества на уроке, при котором школьники являются соавторами учебного процесса;

- создание условий, способствующих максимальному раскрытию способностей учеников;

- использование современных компьютерных технологий;

- оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы.

 

    План внедрения Личностно - ориентированного подхода.

I шаг. Организационный. Совершенствование структуры урока.

Под совершенствованием структуры урока мною понималось:

- организация работы учащихся на всех этапах урока: ориентировочном, исполнительском и контрольно-корректировочном;

- увеличение на всех этапах доли самостоятельных заданий практической направленности;

- использование на всех этапах приёмов педагогической техники, направленных на формирование критического мышления.

Ориентировочный этап предполагает привлечение учащихся к постановке цели и мотивированное изучение темы урока.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

С позиции личностно- ориентированного подхода при формулировке цели необходимо указывать действия, процедуры, которыми должны овладеть учащиеся, например: «использовать ИКТ для создания графических изображений», «использовать возможностей Интернет для поиска информации», «графически представить результаты расчетов», «разрабатывать и реализовывать табличные модели задач обработки данных».

     Основной критерий достижения целей обучения – успешное решение учащимися задач. Дополнительный критерий – актуализация знаний общей структуры содержания учебной дисциплины. На этом этапе происходит пробуждение интереса, подготовка учащихся к предстоящей работе. Поэтому формулировке цели может предшествовать построение ситуации, в которой учащимся предлагается или два решения, одно с помощью имеющихся знаний, другое с помощью нового материала, ученик должен увидеть его преимущество или же задание должно вызывать у ученика информационный дефицит. Например: моделирование (жизненной) ситуации. Это ситуация, которая может возникнуть в реалии.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (Стадия осмысления).

На этом этапе ученик сталкивается с новой информацией, пытается решить проблему, опираясь на сведения, предоставляемые учителем, учебником или другим источником информации. Организуя работу, по изучению учащимися нового материала, я использую различные активные формы:

- работа с информационными картами по теме.

Информационная карта представляет собой таблицу, в которой содержатся краткие теоретические сведения, образцы выполнения практических заданий на использование теоретического материала и задания, для усвоения типовых решений. Использовать информационную карту целесообразно на темах носящих больше практический характер, содержащих алгоритмы решения задач. (Информационные карты мной используются для сопровождения учащегося при изучении нового материала, при формировании практического навыка в решении типовых задач, как основа при организации уроков повторения в конце учебного года, в 9 классе при подготовке к ОГЭ

-Составление схем по тексту.

Представление информации в структурно-логической форме используется мной, т.к. имеет ряд преимуществ по сравнению с линейно-текстовым изложением учебного материала:

во-первых, проще определить структуру изучаемого явления, выделить существенные связи между его компонентами и сформировать у ученика целостную картину изучаемого предмета;

во-вторых, такое преобразование учебного текста представляет собой эффективный приём, активизирующий мышление обучающегося;

в-третьих, знаковое моделирование обеспечивает глубокое усвоение и понимание учебного материала;

в-четвёртых, наглядно-образная форма представления информации способствует лучшему её запоминанию;

в-пятых, представление учебной информации в системе структурно-логических схем выступает эффективным средством организации и активизации самостоятельной работы обучающихся.

II шаг. Введение в практику использование различных форм практических работ.

Исполнительский этап предполагает реализацию намеченных путей и способов действий, определённых на ориентировочном этапе. На нем учащиеся вовлекаются в практическую деятельность, её цель - закрепление имеющихся практических навыков и формирование новых в сфере использования средств ИКТ.

Активизировать ученика как субъекта деятельности, позволяет использование учебных практик на уроке, которые направлены на комплексное развитие компетенций: ценностно-смысловая; образовательная, учебная познавательная; информационно-коммуникативная.

В своей педагогической деятельности на уроках я использую различные виды практической работы.

По направлению учебной деятельности учащихся:

- обучающая практическая работа, используется для изучения нового материала или освоения новых компьютерных технологий

- закрепляющая практическая работа, призвана закрепить имеющиеся у учеников практические умения в работе с ИКТ;

- контролирующая практическая работа, позволяющая продемонстрировать учащимся сформированные умения, учителю оценить их уровень

По организации практические работы могут быть:

- индивидуальные, это работы, в ходе которых происходит развитие способности у ученика в использовании средств ИКТ; развивается активная позиция учащегося и закрепляется у него чувство уверенности в своих силах; учитель, выступая в роли консультанта, тьютора;

- групповая работа, развивает у учащихся коммуникативные способности, толерантность, умение работать в команде. Исполняет роль консультанта ученик с повышенным уровнем подготовки и мотивации, усвоение знаний и умений происходит в результате общения слабого ученика с более подготовленным;

- фронтальная работа, это работа под руководством учителя, которая позволяет реализовать приём «Делай как я», т.е. предоставляет возможность воспроизведение учащимся деятельности, которая демонстрируется учителем. Такая форма особенно применима в классах ЗПР;

- коллективные работы, это работы в которых принимает участие весь класс и результат работы общий продукт. Используется мной в основном в старших классах.

Проводя на уроках учебные практики, я использую традиционные и нетрадиционные формы их организации.

Традиционные: - практикумы по решению задач, эта форма, позволяет сформировать и закрепить у учеников умение решать задачи по различным темам курса, помогает подготовить учащихся к сдаче  ОГЭ и ЕГЭ.

Нетрадиционные:  проекты; творческие работы.

Выполнение проектов даёт возможность для создания личностно - развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности.

Этот метод основан на самостоятельной деятельности обучающихся по разработке проблемы, и по оформлению практического результата. Ученики включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая привлекает их новизной, необычностью и занимательностью - это стимулирует познавательный интерес и развивает потребность выявлять проблемы, разрешать возникающие противоречия.

При оценке проекта учитываются следующие моменты:

- значимость и актуальность рассматриваемой проблемы;

- активность каждого участника проекта;

- творческая самостоятельность авторов проекта;

- соблюдение требований к созданию проекта;

- речевая культура, умение отвечать на задаваемые вопросы.

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Творческая деятельность - это форма обобщения и систематизации знаний используется как на уроке, так и во внеклассной работе по предмету. Время проведения 1 урок-неделя. Учащиеся разбивают на группы или работают самостоятельно. Группы формируются по желанию.

Данная форма сочетает в себе следующие возможности:

· мультимедийные (предъявление текстов, изображений, диаграмм);

· высокая производительность (темп урока заряжает учащихся, они активны,

  включаются в работу с первых минут урока);

· креативность мышления учащихся;

Использование учебных практик в системе работы позволяет решать задачи формирования предметных компетенций на уроках математики. Кроме того выполнение творческих работ вызывает у учащихся положительный эмоциональный настрой, что очень эффективно влияет на уровень усвоения учебного материала и стимулирует учеников к дальнейшему изучению предмета. Этот этап выводит ученика на Стадию размышления (РЕФЛЕКСИЯ), на которой происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их. Приемы, используемые на стадии размышления, способствуют:

- формированию у учащихся независимой, взвешенной позиции по отношению к изучаемой теме;

- формированию у учащихся, умения, на основе полученной информации, составлять вопросы;

- актуализации имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме;

- развивают творческие способности учащихся;

- закрепляют новые знания на уровне ассоциаций.

На контрольно-корректировочном этапе происходит анализ правильности выполнения деятельности и внесение коррекции в свои действия. При этом происходит сравнение цели (желаемого результата) с продуктом (конечный результат). Причём анализу подвергается каждая операция как ориентировочной, так и исполнительной части. Этот этап предполагает привлечение учащихся к выработке критериев оценки своих знаний и к самооценке (или к взаимооценке) на основании выработанных критериев. Критерии вырабатываются учителем и учащимися совместно, перед началом выполнения работы, что позволяет акцентировать внимание учеников на качестве и показывает какие знания и умения понадобятся им для работы. При оценке знаний по критериям ученик видит свои затруднения, проводит самокоррекцию своих знаний самостоятельно или обращается ко мне за помощью.

Корректировку знаний и умений учащегося я стараюсь проводить в ходе выполнения работы, выступая в роле консультанта. Итоги самостоятельной работы обсуждаются с учащимися на том же занятии или на следующем за ним.

III шаг. Использования интерактивных средств обучения.

Современные компьютерные технологии раскрывают массу возможностей для реализации многих приемов и методов деятельностного подхода.

Интерактивная доска – это большой экран для компьютеров и визуального оборудования, на котором можно писать напрямую, или контролировать процесс через компьютер.

Использование доски на уроках:

- вызывает дополнительный интерес учащихся;

- стимулирует познавательную деятельность;

- способствуют развитию умений сравнивать, выделять общее;

- активизирует мыслительные операции.

К дополнительным удобством можно отнести: наглядность, быстрое изменение информации даёт возможность обучения с увлечением;  наглядное исправление ошибки; быстрая смена заданий; увеличение плотности урока.

На своих уроках интерактивную доску я использую на всех этапах: при проверке домашнего задания, при актуализации знаний необходимых для изучения нового материала, на этапе ориентировочном, исполнительском и контрольно-корректировочном. Организую работу учащихся с интерактивной доской, я подбираю задания, позволяющие сформировать у ученика важные учебные умения сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать:

- соотносить объекты или классифицировать их по заданному признаку (передвигать их по экрану или соединять стрелками);

- вносить изменения в существующие объекты (увеличивать или уменьшать их, использовать перо);

- создавать объекты, используя имеющиеся шаблоны (геометрические фигуры, картинки, цветовую палитру);

- убрать лишнее (используя ластик или команду вырезать).

На уроке доска используется и для демонстрации:

- различных учебных элементов содержания курса (новых объектов, фрагментов программ, схем, текстов);

- сложных практических заданий;

- результатов работы учащихся (это позволяет дать комментарии правильности выполнения работы, привлечь к оценке результата других учащихся, развивать у учащихся самооценку, самоконтроль и создавать ситуацию успеха).

Использование интерактивных средств обучения помогает развивать и поддерживать познавательный интерес и умственную активность у учащихся на протяжении урока, реализовывать принцип сотрудничества на уроке, повысить качество образования.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x