Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Личностно-ориентированный подход к изучению английского языка | Звягинцева Сусанна Григорьевна. Работа №205745

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Звягинцева Сусанна Григорьевна
 Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание обезличивает обучаемого, делает его несамостоятельным, безвольным, безынициативным, т.е. стирает в нем те качества, которым должен обладать высокообразованный воспитанный человек. Поэтому всѐ больше внимания сегодня обращается на создание  на уроках такой образовательной среды, в которой происходит социализация и развитие личности ребѐнка, среды, создающей условия для творчества и самоактуализации личности. 

Личностно-ориентированный подход к изучению английского языка

Преподаватель английского языка Звягинцева С.Г.

Техникум технологий и железнодорожного транспорта гропоткин.

 

Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание обезличивает обучаемого, делает его несамостоятельным, безвольным, безынициативным, т.е. стирает в нем те качества, которым должен обладать высокообразованный воспитанный человек. Поэтому всѐ больше внимания сегодня обращается на создание на уроках такой образовательной среды, в которой происходит социализация и развитие личности ребѐнка, среды, создающей условия для творчества и самоактуализации личности. Каждый ученик, таким образом, воспринимается как уникальная целостная личность, которая должна развиваться в соответствии с природными способностями. Рамки современного урока, классно-урочная форма обучения и т.д., конечно, не всегда дают возможность учителю в полной мере осуществлять личностно- ориентированный подход, но результаты этой работы неоспоримы. Поэтому, выбрав эту проблему, я поставила перед собой задачу: найти такие методы и средства обучения и восприятия, которые позволяли бы мне как учителю на уроке в полной мере осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку. Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по- иному строить весь образовательный процесс. Поэтому в своей работе я использую следующие подходы к построению уроков: подбираю учебный материал с таким условием, чтобы он обеспечивал выявление содержания личного опыта учащихся, включая опыт их предшествующего обучения. Стараюсь излагать учебный материал таким образом, чтобы он не только расширял объѐм знаний, их структурирование, интегрирование, обобщение, но и преобразовал личный опыт каждого ученика. В ходе каждого урока стараюсь активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности, обеспечивая им возможность самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения теми или иными знаниями. Стимулирую учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее приемлемых и значимых для них способов проработки учебного материала. Обеспечиваю на уроках разносторонний контроль и оценку не только результатов усвоения учащимися знаний, умений, навыков, но и сам процесс учения. На уроках английского языка, используя личностно-ориентированный подход, развиваю у учащихся не только память, но и самостоятельность мышления. При разработке системы учебных заданий на уроке учитываю ни только сложность содержания этих заданий, но и различные приѐмы их выполнения, которые задаю непосредственно (в виде правил, алгоритмов действий) или путѐм организации самостоятельного поиска (например, при изучении той или иной темы "At соllege", "English street", "Would you like travel?" и другие, использую приѐм соотнесения слова с картинкой, изображающей этот предмет, что позволяет учащимся самостоятельно находить это соответствие и запоминать новые слова. Улица и изображения на картинке. На домах, дорогах и т.д. – цифры, а ниже – слова с определѐнной цифрой, соответствующей переводу с английского языка. Сопоставляя изображение и слово, ученик даѐт перевод каждому уличному обозначению. Постоянную активизацию различных способов, приѐмов освоения учебного материала считаю основным путѐм развития познавательных способностей учащихся, главным условием их проявления. Конечно, проведение уроков английского языка по такому принципу требует от самого учителя постоянного анализа собственной деятельности. В связи с этим на своих уроках я использую дидактические материалы двух видов: задания с указанием готовых приѐмов, которыми ученик должен воспользоваться; задания, в которых ученику предлагается выполнить задачу, а затем описать способы еѐ выполнения. Оценка продуктивности работы ученика, соответственно, будет различной. Исходя из сказанного, при предъявлении учащимся учебного материала, подлежащего усвоению, стараюсь ставить конкретную цель, определяющую организацию учебной работы. Так, например, давая задания на дом, чѐтко указываю, что требуется: выучить наизусть, прочитать и перевести текст, заполнить таблицу по алгоритму, ответить на вопросы, составить диалог из фраз, отработанных на уроке, сочинить песенку, использовать цвета по образцу. Работая дома над заданием, ребята должны иметь чѐткую целевую установку по организации деятельности усвоения. Разнообразие таких целевых установок помогает мне выявить, какими способами учебной работы по преимуществу пользуется тот или иной ученик.

Один и тот же учебный материал, как доказано психологами, может усваиваться через активное включение различных сенсорных систем, посредством семантических «кодов» Семантические коды – это те мыслительные операции, которыми пользуются ученики, работая с учебным материалом. Например, когда на уроке английского языка я диктую слова, которые нужно запомнить, один ученик хорошо запоминает на слух, другой стремится записать по-английски или даже по-русски, чтобы запомнить, третий создаѐт зрительный образ предмета (явления), фиксируемого словом, четвѐртый пытается объединять слова по каким-либо грамматическим признакам, пятый старается запомнить на слух звуковую оболочку слова и т.д. Эти "коды" я выделяю и учитываю при работе с программным материалом. Поэтому, представляя учащимся, выбор вида и форм учебного материала, предлагаю детям задания (где это возможно) в словесном, графическом или предметно-иллюстративном решении. Ученики вправе выбрать какое- либо одно задание и могут рассчитывать на успех, что, естественно, усиливает их учебную мотивацию. Подводя итог вышесказанному, следует указать особенности создания мною на уроках своеобразной образовательной среды, которая включает: организацию и использование учебного материала разного содержания, вида и формы; использование на всех уроках английского языка техничеcких средств, предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий для снятия эмоционального напряжения в связи с боязнью ошибиться в своих действиях; использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей; создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности; постоянное внимание учителя к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих ученика к созданию им не только результата, но и процесса своей работы. Важно, чтобы ученики могли рассказать, как организовывали свою работу, какими способами пользовались, чем им больше понравилось заниматься и т.д.; особую подготовку учителя к систематическому осуществлению такой работы на уроке, в ходе организации внеклассных занятий; организацию занятий в малых группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения. Таким образом, уроки английского языка превращаются в такие занятия, где каждый ученик не только усваивает те или иные знания, но и познает самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития, т.е. не только проявлять, но и строить себя как личность. Я наблюдаю за теми или иными личностными проявлениями, организуя с их учетом образовательный процесс, который по своей сути должен быть не столько информационным, сколько развивающим. Ученики не просто слушают учителя, а потом повторяют за ним, а постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывают свои мысли, проектируют и исполняют ролевые игры, сами организовывают различные игры, соревнования на уроках, построение монологов и полилогов на основе алгоритмов. Часто для объяснения нового материала привлекаю учащихся, которые прекрасно справляются с поставленными задачами. При таком изложении материалов рождается как знание, которым владеет не только учитель, но и ученик, происходит своеобразный отбор его содержания. Ученик при этом есть "творец" этого знания; участник его порождения. При этих условиях усваиваемый материал не обезличивается, а становится личностно-значимым. Взаимодействуя с учениками в ходе урока, я не опасаюсь неправильных ответов (если, конечно, это не проверочный урок); привлекаю к работе всех учеников (а не только "хорошо успевающих") Профессор И.С. Якиманская, хорошо известная российской образовательной общественности своими многочисленными разработками в области психологии обучения, предлагает критерии деятельности учителя на уроке с личностно- ориентированной направленностью: наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса; использование проблемных творческих заданий; применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; обсуждение с детьми в конце урока не только того, что "мы узнали" (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому; стимулирование ученика к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибка; отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности. При этом необходимо опираться на социально-психологические исследования, проведенные психологом. Эти данные подсказывают, каковы мотивы учебной деятельности учащихся, каков уровень внутреннего плана действия, насколько они могут строить свои действия логически, как ученики оценивают свои учебные действия: правильно/неправильно; адекватно/неадекватно, и насколько умеют оценивать свои нравственные качества. Работая по теме "Личностно-ориентированное обучение" я заметила, что повысилась активность учащихся на уроке, они смело поднимают руки, отвечают, не боясь ошибиться, с удовольствием помогают друг другу. Работа с учащимися на основе взаимопонимания, сотрудничества не только повысило интерес учащихся к урокам английского языка, но и к занятиям вне расписания.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×