Личностные особенности педагогов как фактор развития синдрома эмоционального выгорания

Автор: Волкова Анастасия Алексеевна

Normal

0

false

false

false

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman";

mso-ansi-language:#0400;

mso-fareast-language:#0400;

mso-bidi-language:#0400;}

Сегодня к специалистам системы школьного образования предъявляются новые профессиональные требования, все чаще говорят о компетенциях, которые необходимы современному педагогу или психологу. Необходимым для педагогов и психологов образовательных учреждений становиться умение справляться с возникающими психологическими проблемами, наличие навыков регулирования своей психики и навыков самокоррекции.  В то же время нерешенные психологические проблемы оборачиваются в последующем психическим и физическим нездоровьем специалиста. Проблема, которая сегодня остается чрезвычайно значимой, — это эмоциональное выгорание педагогов с последующей профессиональной деформацией. Поэтому становится важным выявление причин выгорания педагогов, а так же создание таких форм работы с ними, которые бы позволили снизить уровень эмоционального выгорания и как следствие повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

В нашей работе мы понимали эмоциональное выгорание как «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» в ходе профессиональной деятельности.   Личность (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится учитель, какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Поэтому личность является центральным фактором в труде учителя, а, следовательно, влияет на формирование синдрома эмоционального выгорания.  В ходе эмпирического исследования наша гипотеза подтвердилась и  были установлены личностные особенности педагогов вызывающие развитие  симптомов:

- переживания психотравмирующих обстоятельств будет возрастать при увеличении у человека социальной желательности (преувеличивает свои возможности, желаемое выдает за действительное, старается произвести более благоприятное впечатление на окружающих), и снижаться при принятии на себя ответственности за свои неудачи, семейные отношения, а так же, если человек интроверт.

- неудовлетворенности собой также будет возрастать при увеличении у человека социальной желательности, агрессивности в самореализации и выраженности предпочтения денег содержанию работы, снижение неудовлетворённости собой будет происходить у интровертов.

- симптом «загнанности в клетку» будет формироваться у педагогов с высокой ответственностью, которые знают свои возможности и не претендуют на большее и с высокой агрессивностью в самореализации (не может спокойно реагировать на несправедливую критику, защищая свои права, может пойти до конца, придерживаюсь принципа «зуб за зуб»). Не возникает симптом у интровертов.

- симптом «тревоги и депрессии» развивается, если для педагога основной движущей силой исполнительности являются деньги, зарплата; если делает работу, выполняет поручения из-за страха наказания; если имеет место исполнительность, доходящая до безропотной покорности, если прошел этап «ничего не делания» и  у него появилась уверенность о собственном предназначении; имеют место высокие притязания, удовлетворённость трудом и профессиональными  достижениями; если присутствует принятие наказания как должного явления и стремление его избежать при личной бездеятельности.

- неадекватное избирательное эмоциональное реагирование возрастает при проявлении детской сумбурности и принятии свои профессиональных неудач.

- эмоционально-нравственная дезориентация возрастает при безразличном («наплевательском») отношение к деятельности и жизнедеятельности, халатном отношении к поручениям и обязанностям, не удовлетворённостью отношениями с руководителем, избеганием неудач и при проявлении детской сумбурности.

      - редукции профессиональных обязанностей происходит при неудовлетворённости отношениями с руководителем, при безразличном («наплевательском») отношении к деятельности и жизнедеятельности, халатном отношении к поручениям и обязанностям, а так же при проявлении сумбурности.

- эмоциональный дефицит возрастает при способности преодолевать внешние и внутренние трудности на пути достижения цели, при наличии постоянных мыслей о своём будущем, не удовлетворённости собой. Снижение эмоционального дефицита  происходит при удовлетворённости условиями труда, отношениями с коллегами, наличием интереса к работе, а так же при принятии на себя ответственности за свои профессиональные достижения, межличностные и производственные отношения.

- эмоциональная отстранённость имеет прямую зависимость со способностью преодолевать внешние и внутренние трудности на пути достижения цели, неудовлетворённостью собой, стремлением к изменениям, удовлетворённостью отношениями с руководителем. Уменьшение эмоциональной отстранённости будет происходить при удовлетворённости условиями труда, отношениями с коллегами, при принятии на себя ответственности за производственные  и межличностные отношения, свои достижения, а так же если педагог интроверт.

- симптом психосоматических и психовегетативных нарушений возрастает при снижении удовлетворённости отношениями с руководителем, семейных отношений, а так же при непринятии на себя ответственности за свои неудачи, безразличном («наплевательском») отношение к деятельности и жизнедеятельности.

    На основании этих данных была разработана программа психологической профилактики развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов коррекционной школы.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x