ЛИЧНЫЙ ВКЛАД В ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ И ПРОДУКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. | Файзуллина Лейля Мухаметдиновна. Работа №207373
Автор: Файзуллина Лейля Мухаметдиновна
ЛИЧНЫЙ ВКЛАД В ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ И ПРОДУКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
ЛИЧНЫЙ ВКЛАД В ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ И ПРОДУКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
В настоящее время педагогические коллективы ДОО интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Не стал исключением и наш детский сад. Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Для реализации этой цели и для достижения более высоких результатов в воспитании и обучении активно применяю в своей работе современные педагогические технологии. Эти технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно – образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. В общении с детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Моя цель – содействовать становлению ребенка как личности.
Исходя из образовательных потребностей детей, а также имеющихся в ДОО условий, в своей практической деятельности мною используются, изучаются и применяются как традиционные технологии, так и современные.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – это совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно –методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Основанием в своей работе считаю использование современных образовательных технологий:
1.здоровьесберегающие технологии;
личностно – ориентированные технологии;
игровая технология;
технологии проектной деятельности;
информационно – коммуникационные технологии;
технология исследовательской деятельности;
технология «ТРИЗ» и другие.
Здоровьесберегающие технологии. В эту технологию входят:
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры; пальчиковая, зрительная, дыхательная, бодрящая, антистрессовая гимнастика, коррегирующая гимнастики.
2.Технологии обучения здоровому образу жизни: утренняя гимнастика, спортивные развлечения, самомассаж, точечный самомассаж.
3.Коррекционные технологии: музыкотерапия, релаксация, сказкотерапия, цветотерапия.
Основной целью этой технологии является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.
Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей. Проводится в системе, согласно образовательной программы ДОО, включающей в себя работу по оздоровлению детей через образовательную деятельность, игры, режимные моменты, а также взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОО:
Технологии обучения здоровому образу жизни: музыкально – ритмические занятия (2 раза в неделю во всех возрастных группах),
игротренинги
и
игротерапия
(проводится не заметно для ребенка, по средствам включения педагога в процесс игровой деятельности), самомассаж (в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, с детьми старшего дошкольного возраста), беседы по валеологии (во время совместной деятельности в зависимости от поставленной цели).
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
утренняя гимнастика(ежедневно, утром перед завтраком во всех возрастных группах), пальчиковая гимнастика (ежедневно, во всех группах), гимнастика для глаз (ежедневно, по 3-5 мин., в свободное время, во всех группах, с целью снятия утомления глаз), дыхательная гимнастика (в разных формах физкультурно-оздоровительной работы), бодрящая гимнастика после сна(ежедневно, после дневного сна, 5 – 10 мин.), подвижные и спортивные игры (ежедневно во всех группах, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе), динамические паузы,
физминутки
(во время образовательной деятельности от 2 до 5 мин. по мере утомления детей, во всех группах), физкультурные досуги и развлечения, соревнования (1 раз в месяц, во всех группах).
Пропаганда ЗОЖ через взаимодействие с родителями:
совместные спортивно –оздоровительные мероприятия (1 раз в квартал, во всех возрастных группах), анкетирование(во всех группах), консультирование (по мере необходимости),информационные стенды для родителей (постоянно, во всех группах), создание памяток, буклетов (1 раз в месяц).
Так же система здоровьесбережения в нашем ДОО представлена следующими проводимыми мероприятиями:
Различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
Ежегодно проводятся физкультурно – оздоровительные мероприятия, проводимые совместно с родителями:
«Широкая Масленица» (досуг на свежем воздухе: развлекали, играли, катались на лошадях в санях, угощали детей, родителей, сотрудников детского сада блинами)
«23 февраля-день защитника Отечества»,
«Дни здоровья»
Применяя технологию личностно – ориентированного обучения способствую развитию личности ребенка. Здесь использую интегрированное построение занятий. А это в свою очередь дает детям возможность развивать коммуникативные умения, творческие способности, умение высказывать свои мысли, делиться впечатлениями, развивать познавательный интерес и активность.
Диалоговые технологии – относятся к технологиям личностно – ориентированного обучения. Цель этой технологии ставить в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечить комфортные условия в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтные и безопасные условия ее развития, реализовывать имеющийся природный потенциал, создавать условия личностно – ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Игровые технологии, являются ведущими в дошкольном возрасте, они наиболее эффективно решают задачи социально – личностного развития дошкольников. Поэтому, я их применяю в своей работе, и особое внимание уделяю созданию условий и планированию творческих игр с постепенным усложнением задач согласно возрасту и развитию игровых умений детей.
Игровые технологии направлены на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, зрительных функций, творческих способностей. Они строятся как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Одними из самых любимых у детей являются творческие игры. Ориентируясь на современное общество развиваю не только традиционные игровые сюжеты, но и новые.
В своей работе использую широкий выбор форм проведения игр:
игры – путешествия,
викторины,
игры – развлечения,
сюжетно – ролевые игры,
игры фантазии и импровизации,
дидактические игры
Игровое партнерство с детьми позволяет мне развивать лидерские качества у застенчивых и неуверенных в себе детях. А детям с завышенной самооценкой научиться договариваться и брать на себя второстепенные роли.
Цель технологии проектной деятельности – дать возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника:
помогаю осваивать окружающую действительность;
способствую развитию творческих способностей;
способствую умению наблюдать, слушать;
помогаю ребенку увидеть проблему со всех сторон;
способствую развитию навыков обобщать и анализировать; развивать речь, память, мышление, воображение;
формирую коммуникативные навыки и нравственные качества;
стимулирую к самосовершенствованию.
Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности воспитанника и преследую следующие цели:
выявление талантливых детей;
активизацию воспитательного процесса;
формирование у воспитанников интереса к исследовательскому поиску;
формирование навыков публичного выступления.
В работе с родителями применяю различные формы работы.
Наглядно – информационные технологии. Цель такой работы – донести любую информацию. Это информационные буклеты, сайты детского сада и группы, презентации о достижениях детей, выставки, информационные стенды, консультации и так далее.
Приобщение родителей к жизни детского сада создает ситуацию, в которой папы и мамы размышляют над проблемами воспитания, им доставляют удовольствие совместные с ребенком игры, общая командная победа. Все это сплачивает семью, повышает ее педагогическую культуру.
Считаю, что собрания, консультации для родителей важно строить так, чтоб они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности. Как правило, любой проект включает в себя работу с семьей. Сюда входят создание выставок, сочинение сказок, конкурсы, и многое другое. Как правило родители становятся активными помощниками в любом деле.
Досуговые формы работы с родителями – это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду, где наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Это и утренники к праздникам, развлечения, ярмарки, инсценировки сказок.
Активно применяю информационно – коммуникационные технологии в своей педагогической практике. Владея навыками работы на компьютере, подбираю материалы к занятиям, для оформления стендов, групповых центров, своего портфолио, портфолио группы, – сканирую, копирую на принтере, создаю презентации, обмениваюсь опытом, знакомлюсь с наработками и периодикой других педагогов.
С целью привлечения детей использую анимации, презентации, фильмы, которые вызывают активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.
Познавательно – исследовательская технология (экспериментальная). Основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему увидеть процесс и результаты.
При организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в моей группе использую различные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, беседы, экскурсии, мультимедийные презентации, дидактические и развивающие игры и так далее.
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Идея создания программы ТРИЗ принадлежит Г. С. Альтшуллеру. Главная цель –формирование у детей творческого мышления, то есть, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз –творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.
Технология ТРИЗ успешно используется мною начиная с трех летнего возраста моих воспитанников. Реализую эту технологию развивая фантазию детей, обучая системному мышлению, пониманию происходящих процессов, единству и противоречию окружающего мира, прививая детям умения рассуждать, обучая поиску собственного решения.
С помощью ТРИЗ выяснила, что на основе логики происходит развитие творческих способностей каждого ребенка. Дети все чаще проявляют активность в принятии самостоятельных решений, постановке новых вопросов и оригинальных ответов. У детей появляется уверенность в своих силах и возможностях, исчезает страх перед трудностями и неудачами. Заметно обогащается речь, увеличивается точность суждений, расширяются познавательные способности.
Применение элементов ТРИЗ на музыкальных занятиях способствует развитию творческих способностей, воображения.
Считаю, что за последние годы возрос творческий и профессиональный уровень нашего педагогического коллектива, который способен эффективно решать образовательные задачи и стремиться к внедрению инноваций. Так же внедрение современных образовательных технологий продиктовано социальным заказом родителей, которые в современных условиях предъявляют более серьезные требования к образованию и воспитанию детей в ДОО.
Использование в работе инновационных образовательных технологий позволяет мне повышать уровень физического, интеллектуального и эмоционально – личностного развития детей, адаптировать их в обществе, воспитывать у них привычку к здоровому образу жизни.
Применяемые мной современные образовательные технологии используются при организации различных видов деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, способствует повышению качества обучения и образования и позволяет каждому ребёнку успешно и быстро адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.
Благодаря использованию разнообразных педагогических технологий и их интеграции, образовательный процесс становится целесообразным, более результативным и эффективным, гибким, интегративным, и современным.
Применение современных образовательных технологий дает положительную динамику роста развития воспитанников, которую отслеживаю при систематическом проведении мониторинга.