Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
ВКонтакте Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Лирика А.А. Фета . А. Фет и теория «чистого искусства» | Дедушева Вера Владимировна. Работа №359465

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данный урок формирует представление  у учащихся о  художественном мире А.А.Фета через интерпретацию стихотворений поэта. Приучает учащихся к духовно- нарвственным ценностям русской литературы. Урок строится на основе проблемного обучения, используются личностно -ориетированные технологии, технологии исследовательского обучения.  

Лирика А.А. Фета . А. Фет и теория «чистого искусства».

 

Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты

А.А.Фет

Цель: отработать навыки анализа лирического произведения;

Задачи урока:

образовательные:

Повторить основные периоды биографии А.А.Фета.

Совершенствовать навык осознанного, выразительного чтения.

Учить анализировать лирическое произведение.

Формировать умение выделять главную мысль произведения.

Формировать навык работы над образными средствами языка.

Развивающие:

Коррекция мыслительных процессов на основе выборочного чтения, анализа лирического произведения, упражнений в умозаключении.

Развивать связную речь, умение отвечать полным ответом на вопросы учителя.

Способствовать активизации, обогащению словарного запаса (ланита, ввечеру, пышет).

Коррекция недостатков психофизического развития учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать у обучающихся чувство прекрасного, умение ценить истинную поэзию.

Прививать внимательное и вдумчивое отношение к слову как к истоку культуры, духовности

 

 

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания.

а) Работа у доски 2 учащихся. На проверку взять 3 тетради

На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

абаб- перекрестная

369 анапест

Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

абаб перекрестная

246 ямб

Как первый золотистый луч
Меж белых гор и сизых туч
Скользит уступами вершин
На темя башен и руин,

аабб- парная

268 ямб

Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.

абаб- перекрестная

1357 хорей

Пришла, — и тает всё вокруг,
Всё жаждет жизни отдаваться,
И сердце, пленник зимних вьюг,
Вдруг разучилося сжиматься.

абаб- перекрестная

2468 ямб

 

б) работа с биографией поэта А.А.Фета. Пересказ

Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с биографией А.А. Фета- лирического поэта, человека непростой судьбы, жизнь которого полна драматизма и противоречий. Сейчас мы повторим основные периоды его биографии.

 

3. Сообщение темы и цели урока.

А сегодня мы отправимся в прекрасный мир фетовской поэзии. Основные темы его поэзии- природа и любовь. Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только божеским даром и особым талантом поэта. В случае с Фетом оно имеет реальный автобиографический факт.

4. Объяснение нового материала.

1. Подготовка к восприятию нового материала (работа над заголовком стихотворения);

Сегодня мы познакомимся с самым первым стихотворением А.А. Фета, написанным в 1842г. «На заре ты ее не буди». Будем анализировать произведение, учиться правильно и выразительно читать стихотворение, прослушаем запись этого произведения в различных вариантах.

 

2. Чтение стихотворения в исполнении актера А.Теренкова.

3. Первичный анализ.

У стихотворения нет названия. Называется он по первой строчке. Прочтите её.

- Подумайте и предположите, о чем пойдет речь в стихотворении? (В стихотворении может описываться чей-то сон).

- Назовите глагол в первой строчке. (не буди)

- Какой формы данный глагол? (повелительной).

- Вспомните, что выражают глаголы повелительной формы. (просьбу, совет, приказ).

- Что выражается в этой строчке? (просьба- не будить).

- Как вы думаете, в чем причина такой просьбы? (автор оберегает сон).

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (грустным). Почему? Что у вас вызвало грусть? /Вечером девушка сидела долго у окна и наблюдала за луной. Долго не могла уснуть. Видно, что-то мучило её, беспокоило./

- Какое время года описывается в стихотворении? (лето).

- Как догадались?/пение соловья/

- По названию нам было трудно предположить, кто овеян сном в стихотворе-нии ? После прочтения стихотворения я думаю, вы догадались. (Юная особа)

 

4. Словарная работа.

Выясняется значение устаревших слов:

ланита- щека

ввечеру- вечером

пышет- излучает жар

 

5. Чтение стихотворения учащимися «про себя».

7. Анализ стихотворения. Работа над средствами языковой выразительности.

Анализ стихотворения. Работа над средствами языковой выразительности.

- Чтобы понять главную мысль стихотворения, научиться читать его выразительно, проанализируем это стихотворение.

 

1 СТРОФА.

- О чем говорится в первой строфе? (о безмятежном сне девушки).

- Что означают выражения:

сладко спит (приятный, доставляющий удовольствие, с улыбкой на лице);

утро дышит у ней на груди (спокойно, ровно вздымается грудь);

ярко пышет на ямках ланит (горят щеки).

Заря, утро – в поэзии это символ любви, первого чувства. Поэтому Фет описывает раннее утро. А затем идёт описание предыдущего вечера.

- Какие слова выделим голосом? (сладко, дышит, пышет).

- Как читать будем первую строфу? (спокойно).

Читает обучающийся.

 

2 СТРОФА.

- Что сообщает нам 2 строфа? (какое-то напряжение, разрушает безмятеж-ность сна, указывает на болезненное состояние девушки).

- Отчего может быть горяча ее подушка? (щеки пылают жаром от слез).

- Что означает выражение: горяч утомительный сон (волнительный, тревожный).

- Какие слова выделим голосом: горяча, горяч.

- Как будем читать вторую строфу? (повысим голос, чтоб почувствовалось напряжение).

Читает обучающийся.

 

3 СТРОФА.

- Что нам поясняет 3 строфа? (то почему она так сладко спит, долго засиделась вечером у окна).

- О чем могла думать девушка, глядя в окно? Что ее волновало? (Ей не спа-лось. Могла мечтать о любви, видела, как играют тучи с луной, а она одино-ка).

- Какие слова выделим голосом (долго-долго).

 

4 СТРОФА.

 

- Почему при виде луны и громком пении соловья девушка становилась все бледнее и больнее билось ее сердце? (она испытывает чувство одиночества, переживает безответную любовь, возможно, первую).

- Луна, как известно, это символ разлуки. Значит, что могло беспокоить в тот вечер героиню? /разлука с любимым, несчастная любовь/

- Что противопоставляет здесь автор? (яркую игру луны и громкий свист соловья ухудшающемуся состоянию девушки).

- Какие слова выделим голосом? (ярче, громче, бледней, больней)

- Читаем первые 2 строчки громко, на 3,4- голос понижается.

Читает обучающийся.

 

5 СТРОФА.

- На какую строфу похожа 5 строфа? (на 1).

- Замените слово «оттого» другим словом (потому).

- Глагол «не буди» повторяется 2 раза, что указывает на усиление приказа. Глагол «не буди» также выражает просьбу (нет, скорее приказказывает частица «ж»).

- Какую строку выделим голосом? (3 строку).

- Как прочтем 4 строку? (с восклицанием).

 

В стихотворении показаны «сон и явь».

- Что испытывает девушка на яву? (девушка одинока, переживает безответную любовь).

- А как вы думаете, что ей снится? (снится любимый).

Раз спит, значит, снится приятный сон.

- Почему же автор так оберегает её сон? (он оберегает ее чувства, заботится о ней, как бы хочет сказать всем, пусть она хоть во сне насладится чувством любви, почувствует себя счастливой).

 

- Какова же главная мысль стихотворения? Что хотел доказать нам автор? (Какую мучительную боль, страдания испытывает человек, если любовь безответная). Это стихотворение лирическое, в котором выразил свои чувства и переживания за судьбу девушки.

 

 

8. Физкультминутка.

9. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

V. Домашнее задание.

Какая ночь! Как воздух чист - анализ стихотворения, подготовка к проверочной работа по теории стихосложения.

VI. Подведение итогов урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×