Лирика А.А. Фета . А. Фет и теория «чистого искусства» | Дедушева Вера Владимировна. Работа №359465
Данный урок формирует представление у учащихся о художественном мире А.А.Фета через интерпретацию стихотворений поэта. Приучает учащихся к духовно- нарвственным ценностям русской литературы. Урок строится на основе проблемного обучения, используются личностно -ориетированные технологии, технологии исследовательского обучения.
Лирика А.А. Фета . А. Фет и теория «чистого искусства».
Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты
А.А.Фет
Цель: отработать навыки анализа лирического произведения;
Задачи урока:
образовательные:
Повторить основные периоды биографии А.А.Фета.
Совершенствовать навык осознанного, выразительного чтения.
Учить анализировать лирическое произведение.
Формировать умение выделять главную мысль произведения.
Формировать навык работы над образными средствами языка.
Развивающие:
Коррекция мыслительных процессов на основе выборочного чтения, анализа лирического произведения, упражнений в умозаключении.
Развивать связную речь, умение отвечать полным ответом на вопросы учителя.
Способствовать активизации, обогащению словарного запаса (ланита, ввечеру, пышет).
Коррекция недостатков психофизического развития учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать у обучающихся чувство прекрасного, умение ценить истинную поэзию.
Прививать внимательное и вдумчивое отношение к слову как к истоку культуры, духовности
1. Организация начала урока.
2. Проверка домашнего задания.
а) Работа у доски 2 учащихся. На проверку взять 3 тетради
На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
абаб- перекрестная
369 анапест
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
абаб перекрестная
246 ямб
Как первый золотистый луч
Меж белых гор и сизых туч
Скользит уступами вершин
На темя башен и руин,
аабб- парная
268 ямб
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
абаб- перекрестная
1357 хорей
Пришла, — и тает всё вокруг,
Всё жаждет жизни отдаваться,
И сердце, пленник зимних вьюг,
Вдруг разучилося сжиматься.
абаб- перекрестная
2468 ямб
б) работа с биографией поэта А.А.Фета. Пересказ
Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с биографией А.А. Фета- лирического поэта, человека непростой судьбы, жизнь которого полна драматизма и противоречий. Сейчас мы повторим основные периоды его биографии.
3. Сообщение темы и цели урока.
А сегодня мы отправимся в прекрасный мир фетовской поэзии. Основные темы его поэзии- природа и любовь. Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только божеским даром и особым талантом поэта. В случае с Фетом оно имеет реальный автобиографический факт.
4. Объяснение нового материала.
1. Подготовка к восприятию нового материала (работа над заголовком стихотворения);
Сегодня мы познакомимся с самым первым стихотворением А.А. Фета, написанным в 1842г. «На заре ты ее не буди». Будем анализировать произведение, учиться правильно и выразительно читать стихотворение, прослушаем запись этого произведения в различных вариантах.
2. Чтение стихотворения в исполнении актера А.Теренкова.
3. Первичный анализ.
У стихотворения нет названия. Называется он по первой строчке. Прочтите её.
- Подумайте и предположите, о чем пойдет речь в стихотворении? (В стихотворении может описываться чей-то сон).
- Назовите глагол в первой строчке. (не буди)
- Какой формы данный глагол? (повелительной).
- Вспомните, что выражают глаголы повелительной формы. (просьбу, совет, приказ).
- Что выражается в этой строчке? (просьба- не будить).
- Как вы думаете, в чем причина такой просьбы? (автор оберегает сон).
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (грустным). Почему? Что у вас вызвало грусть? /Вечером девушка сидела долго у окна и наблюдала за луной. Долго не могла уснуть. Видно, что-то мучило её, беспокоило./
- Какое время года описывается в стихотворении? (лето).
- Как догадались?/пение соловья/
- По названию нам было трудно предположить, кто овеян сном в стихотворе-нии ? После прочтения стихотворения я думаю, вы догадались. (Юная особа)
4. Словарная работа.
Выясняется значение устаревших слов:
ланита- щека
ввечеру- вечером
пышет- излучает жар
5. Чтение стихотворения учащимися «про себя».
7. Анализ стихотворения. Работа над средствами языковой выразительности.
Анализ стихотворения. Работа над средствами языковой выразительности.
- Чтобы понять главную мысль стихотворения, научиться читать его выразительно, проанализируем это стихотворение.
1 СТРОФА.
- О чем говорится в первой строфе? (о безмятежном сне девушки).
- Что означают выражения:
сладко спит (приятный, доставляющий удовольствие, с улыбкой на лице);
утро дышит у ней на груди (спокойно, ровно вздымается грудь);
ярко пышет на ямках ланит (горят щеки).
Заря, утро – в поэзии это символ любви, первого чувства. Поэтому Фет описывает раннее утро. А затем идёт описание предыдущего вечера.
- Какие слова выделим голосом? (сладко, дышит, пышет).
- Как читать будем первую строфу? (спокойно).
Читает обучающийся.
2 СТРОФА.
- Что сообщает нам 2 строфа? (какое-то напряжение, разрушает безмятеж-ность сна, указывает на болезненное состояние девушки).
- Отчего может быть горяча ее подушка? (щеки пылают жаром от слез).
- Что означает выражение: горяч утомительный сон (волнительный, тревожный).
- Какие слова выделим голосом: горяча, горяч.
- Как будем читать вторую строфу? (повысим голос, чтоб почувствовалось напряжение).
Читает обучающийся.
3 СТРОФА.
- Что нам поясняет 3 строфа? (то почему она так сладко спит, долго засиделась вечером у окна).
- О чем могла думать девушка, глядя в окно? Что ее волновало? (Ей не спа-лось. Могла мечтать о любви, видела, как играют тучи с луной, а она одино-ка).
- Какие слова выделим голосом (долго-долго).
4 СТРОФА.
- Почему при виде луны и громком пении соловья девушка становилась все бледнее и больнее билось ее сердце? (она испытывает чувство одиночества, переживает безответную любовь, возможно, первую).
- Луна, как известно, это символ разлуки. Значит, что могло беспокоить в тот вечер героиню? /разлука с любимым, несчастная любовь/
- Что противопоставляет здесь автор? (яркую игру луны и громкий свист соловья ухудшающемуся состоянию девушки).
- Какие слова выделим голосом? (ярче, громче, бледней, больней)
- Читаем первые 2 строчки громко, на 3,4- голос понижается.
Читает обучающийся.
5 СТРОФА.
- На какую строфу похожа 5 строфа? (на 1).
- Замените слово «оттого» другим словом (потому).
- Глагол «не буди» повторяется 2 раза, что указывает на усиление приказа. Глагол «не буди» также выражает просьбу (нет, скорее приказ,указывает частица «ж»).
- Какую строку выделим голосом? (3 строку).
- Как прочтем 4 строку? (с восклицанием).
В стихотворении показаны «сон и явь».
- Что испытывает девушка на яву? (девушка одинока, переживает безответную любовь).
- А как вы думаете, что ей снится? (снится любимый).
Раз спит, значит, снится приятный сон.
- Почему же автор так оберегает её сон? (он оберегает ее чувства, заботится о ней, как бы хочет сказать всем, пусть она хоть во сне насладится чувством любви, почувствует себя счастливой).
- Какова же главная мысль стихотворения? Что хотел доказать нам автор? (Какую мучительную боль, страдания испытывает человек, если любовь безответная). Это стихотворение лирическое, в котором выразил свои чувства и переживания за судьбу девушки.
8. Физкультминутка.
9. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
V. Домашнее задание.
Какая ночь! Как воздух чист - анализ стихотворения, подготовка к проверочной работа по теории стихосложения.
VI. Подведение итогов урока