Статья Литературное чтение 1 класс. Автор: Дубикова Наталия Леонидовна

Автор: Дубикова Наталия Леонидовна
Разработка  открытого урока по литературному чтению 1 класс. УМК "Школа России".


Автор: Дубикова Наталия Леонидовна

Литературное чтение в 1 классе. УМК «Школа России»

 

Из старинных книг. Обобщение по теме: «Сказки. Загадки. Небылицы»

Цель деятельности педагога: познакомить со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль» и Л. Толстого «Зайцы и лягушки»; прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении; обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сказки. Загадки. Небылицы».

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение читать сказку плавно, целыми словами, читать выразительно.

Личностные: умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями, оценивать своё отношение к учёбе.

Метапредметные: (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение анализировать средства выразительности произведения, находить сходство и различие разных жанров литературы, понимать знаки, символы.

Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль по результату выполненного задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, формулировать ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, аргументировать своё мнение.

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; непродуктивный.

Образовательные ресурсы: ребусы; слоговая таблица для чтения; карточки с играми и заданиями; выставка книг по теме раздела.

 

Ход урока

Организационный момент

Проверка готовности учащихся к началу урока.

Мы умные?

Мы дружные?

Мы внимательные?

Мы старательные?

В 1 классе учимся!

Всё у нас получится! (Вместе)

Речевая разминка

.

Прочитайте скороговорки медленно, а потом быстро и чётко, проговаривая каждое слово. Слайд 2

В ночной тиши у шалаша

Чуть слышен шорох камыша.

 

Испугался грома Рома,

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром.

Первую скороговорку произнесите с чувством радости; с чувством огорчения; с удивлением.

 

III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Познавательные УУД: уметь проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом, понимать и интерпретировать знаки, символы в процессе определения жанров устного народного творчества.

 

– Разгадайте ребусы: Слайд 3

а) 

(Загадки.)

б) 

(Потешки.)

в) 

(Сказки.)

- Молодцы! О чём нам напоминают эти слова?

- Как называется раздел, который мы изучили? Слайд 4

- Чем мы сегодня будем заниматься на уроке, какие задачи поставим перед собой?

IV. Работа по теме урока

Коммуникативные УУД: сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности; уметь формулировать своё отношение к поступкам героев сказок и оценивать высказывания одноклассников, вырабатывая общую позицию.

— Откройте учебник на с. 58.

- Кто автор первой сказки? (К.Д.Ушинский.)

— Что вы знаете об этом писателе? Слайд5

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870) в начале своей карьеры получил юридическое образование в Московском государственном университете. Чуть позже стал работать по приглашению в Гатчинском сиротском институте и Смольном институте.

Ушинский оказал большое влияние на формирование детской литературы в 60-х гг. ХХ века и на дальнейшее ее развитие.

Созданные им учебные книги «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864) предназначались не только для школы, но и для семьи. Для этих книг Ушинский щедро отбирал сказки, песни, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, а также литературную прозу и поэзию.

К. Д. Ушинский – великий русский педагог. Слайд 6

- Как называется сказка? («Гусь и журавль»)

Прослушивание сказки «Гусь и журавль» К. Ушинского.

— Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали эту сказку? Почему?

— Перечитайте сказку так, чтобы голосом показать характер героев.

(Выразительное чтение сказки детьми.)

- Давайте вспомним правила посадки при чтении.

– Зачитайте строки, в которых гусь хвалит себя.

– Что ответил ему журавль?

– Зачитайте слова журавля.

– Чему учит нас эта сказка?

— Подумайте и скажите, какую важную мысль автор сообщает читателям. (Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем все, да плохо.)

– Прочтите предложение, которое может служить выводом из сказки К. Ушинского «Гусь и журавль».

 

 

- Следующую сказку написал Л.Толстой. Слайд 7

Лев Николаевич Толстой (28 августа (9 сентября) 1828 г., усадьба Ясная Поляна Тульской губернии – 7 (20) ноября 1910 г., станция Астапово (ныне станция «Лев Толстой»)

«Радостный период детства». Толстой был четвёртым ребёнком в большой дворянской семье. Его мать, урождённая княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было ещё двух лет, но, по рассказам членов семьи, он хорошо представлял себе «её духовный облик». Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте, тоже умер рано (1937). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская. Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».

Казанский университет. Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 г. Толстой поступил в Казанский университет. Обучение не вызвало живого интереса и он вернулся домой.

Народная школа. В 1859 г. Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло его, что в 1860 г. он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы.

Поздней осенью 1910 г., ночью, тайно от семьи 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути он заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции, он провел последние семь дней своей жизни.

– Прочтите название сказки Л. Толстого.

– Прочтите слова на доске, сначала по слогам, затем целыми словами: Слайд 8

пла-кать-ся – плакаться

по-ги-ба-ем – погибаем

у-то-пим-ся – утопимся

по-ска-ка-ли – поскакали

ус-лы-ха-ли – услыхали

за-бул-ты-ха-ли – забултыхали

ля-гу-ша-чье – лягушачье.

Заранее подготовленные учащиеся читают сказку выразительно.

– Почему зайцы жаловались на свою жизнь?

– Что они решили сделать?

– Почему зайцы передумали топиться?

– Чему учит сказка Л. Толстого «Зайцы и лягушки»?

 

V.Физкультминутка

 

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(приставляют кисти рук к голове, машут, изображая

ушки.)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(Трут себе предплечья.)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(Прыгают на месте.)

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал.

(Садятся за парту.) Слайд 9

 

VI. Продолжение работы по теме урока

Регулятивные: уметь понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий и вносить коррективы.

- Давайте ёще раз вспомним, как называется раздел, который мы изучили?

- Вспомните, какие произведения мы читали. (Сказки, потешки, стихотворения, песенки, небылицы, загадки.)

- Все эти произведения относятся к жанрам …..устного народного творчества.

- Скажите, что такое УНТ? Слайд 10

1. Узнайте произведение по отрывку

«Никого в тереме нет, никто мышке не отвечаете» (Е. Чарушин «Теремок».) Слайд 11

«Влез и этот. Уже их шестеро, и так им тесно, что не повернуться!» (Русская народная сказка «Рукавичкая.) Слайд 12

- Что такое сказка? Чем сказка отличается от других произведений? Какие сказки бывают? Слайд 13

- Слушаем дальше.

«А уж как пришел май,

Солнце в терем приглашай». (Песенка.)

 

«Где ты, брат Иван?

— В горнице». (Потешка.)

 

«Лошадь ела сало,

А мужик — овес». (Небылица.)

 

- Что такое небылица? Слайд 14

 

«Я встретил двух свинок

Без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!» («Не может быть» из книги «Рифмы Матушки Гусыни».)

 

- Нам осталось вспомнить, а что же такое загадка? Слайд 15

— Отгадайте загадки и определите, героями каких произведений являются отгадки.

Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом. (Белка. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане. ..».)

 

Белый на белом написал,

Где бегал.

Рыжая прочтет —

Белого найдет. (Заяц и лиса. Е. Чарушин « Теремок».)

 

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака. РНС «Петух и собака».)

 

Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепешкой на носу,

Роет землю он в лесу. (Кабан. РНС «Рукавичка».)

 

Одежда белая, а ножки

Обуты в красные сапожки.

Из моды выйдут - вот беда!

Ему ж не снять их никогда. (Гусь. К. Ушинский «Гусь и журавль»)

 

Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко,

Ребятишек угощу. (Курица. РНС «Курочка Ряба».)

 

— Закончите предложения так, чтобы получилась небылица.

* По небу плывут…

* По лесу скачут…

* По траве бегут…

2. Работа в группах ( по карточкам).

1-ая группа: распределить животных в правильной последовательности. (Сказка «Рукавичка»).

2-ая группа: распределить животных в правильной последовательности. (Сказка «Теремок»).

3-я группа: соединить стрелками произведение и жанр.

 

VII. Рефлексия.

- Нарисуйте смайлик, который отражает ваше настроение к материалу урока.

- Покажите учителю и друг другу.

IV. Итог урока.

Познавательные: уметь сравнивать жанры произведений фольклора, сами произведения и героев этих произведений.

– Какие произведения из раздела «Сказки. Загадки. Небылицы» вам больше всего запомнились, понравились?

– Для кого придумывают потешки?

– Чему учат сказки?

Дома, по желанию, нарисуйте фрагмент любого произведения из раздела «Сказки. Загадки. Небылицы»

 

 

 

 

 

 

2. Игра «Отгадай название сказки».

– Прочтите отрывок из сказки, вспомните её название.

Карточка 1.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

А от тебя, медведь, полгоря уйти.

– Как называется эта сказка?

Карточка 2.

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут – вытянули репку…

Карточка 3.

Ку-ка-реку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи.

Пошла, лиса, с печи!

Карточка 4.

Вы детушки!

Вы козлятушки!

Отопритеся,

Отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молока принесла;

Полны копытца водицы!

 

– Как называется эта сказка?

– Назовите её действующих лиц.

– Рассмотрите иллюстрации к сказке на с. 57 учебника.

– Как называется эта сказка? («Гуси-лебеди».)

– Перескажите сказку по опорным иллюстрациям.

 

 

1. Кроссворд «Кораблик».

– Отгадайте, что везёт этот кораблик.

По горизонтали:

1. Зелёные мячики живут в зелёных чуланчиках. (Горох.)

3. С виду красный, раскусишь – белый. (Редис.)

4. Одно бросил, целую горсть взял. (Зерно.)

7. Зелёный телёночек на привязи толстеет. (Арбуз.)

8. Чернéнько, горячéнько, а все любят. (Чай.)

9. На деревьях меж листами висят птицы вверх ногами. (Груши.)

10. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь. (Дыня.)

11. Сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл, шапку снял, детей спать услал. (Мак.)

12. Кругла да гладка, откусишь – сладка. (Репа.)

По вертикали:

1. В лесу под березой – крошка, только шапка да ножка. (Гриб.)

2. Рос сперва на воле в поле, летом цвел и колосился,

А когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто, в магазине занял место

(К. Ладиенко). (Хлеб.)

3. В сенокос – горька, а в мороз – сладка.

Что за ягодка? (Е. Благинина) (Рябина.)

5. Лежит меж грядок – зелен и сладок. (Огурец.)

6. Я бел, как снег, в чести у всех, я нравлюсь вам во вред зубам. (Сахар.)

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x