Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Логоритмические упражнения как средство обучения правилам дорожного движениядетей с ЗПР» ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Шувалова Ирина Леонидовна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";

mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

«Логоритмические упражнения как средство обучения правилам дорожного движениядетей с ЗПР»

 

Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Так  зачем же детей знакомить с правилами дорожного   движения?

Ведь ни для кого не секрет, что в России именно ДТП — является одной из основных причин детской смертности. Наши дети часто не знают об опасностях, которые подстерегают их на городских улицах и дорогах. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок должен хорошо знать:

  • что такое дорога, и каково ее предназначение, чем отличается проезжая часть от тротуара, зачем нужна обочина и пешеходный переход;
  • названия транспортных средств и их отличия друг от друга;
  • как регулируется дорожное движение (светофор и три его сигнала; дорожные полицейские);
  • основные правила дорожного движения, касающиеся правил движения по обочинам и тротуарам, перехода дороги на светофоре и пешеходном переходе;
  • правила поведения в общественном транспорте, включая моменты посадки и высадки.

Для знакомства ребёнка с правилами дорожного движения, необходимо использовать соответствующие ситуации, которые предстают перед детьми в их обыденной жизни на дороге, во дворе. Работая учителем  – дефектологом передо мной встал вопрос как же заинтересовать детей с ЗПР освоить ПДД?

Для детей с задержкой психического развития характерны различные нарушения речевой деятельности. Дети скованы, зажаты, перед ребенком возникает страх – быть непонятым.

При задержке психического развития отмечается более позднее развитие фразовой речи. В собственной речи они употребляют в основном самые простые конструкции, что связано с бедностью их смысловых связей. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Характерны выраженные затруднения в грамматическом и сигматическом оформлении предложений.

Для решения многих задач воспитания звуковой культуры речи ребёнка играют логоритмические упражнения.

Что такое логоритмика? Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением речевого материала.

 

Структура же  логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций (ориентация в пространстве и частях тела), слуховых функций (умение слушать, определять направление звука и т.д.), двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. Именно это все необходимо нашим детям при выходе на улицу, где они становятся  участникам дорожного движения.

Цель: сформировать  у детей умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. 

Задачи:

- закрепить знания детей о правилах дорожного движения, поведении на улице.

- Развивать ловкость, внимание, логическое мышление.

- Воспитывать грамотного пешехода.

- Совершенствовать общую и мелкую моторику детей, координировать речь с движением.

- Развивать способность свободно ориентироваться в пространстве.

- Развивать словарный запас детей по теме.

Всем детям, имеющим трудности становления речевой функции, очень важны логоритмические упражнения, а особенно детям с речевым негативизмом, т.к. занятия создают положительный эмоциональный настрой. На занятии по логоритмике я использую следующие виды упражнений:

 

-Разминки  - музыкально-двигательные.

-На основе звучащих жестов.

-Музыкальное приветствие.

-Координационно-подвижные игры

-Стихи

-Упражнение на развитие слухового внимания

-Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

-Пальчиковая гимнастика

-Физкультурная пауза

-Загадки о транспорте

-Игровые песенки

-Ритмо- речевые упражнения

-Считалки

Дело в том, что логоритмические упражнения для ребёнка - лаборатория накопления впечатлений и двигательных умений, которые активизируют речевые навыки, а значит помогут и нам в обучения правилам дорожного движения детей с ЗПР. А также в игровой, интересной и доступной форме ребята получают необходимые, очень важные знания, которые безусловно пригодятся ему в жизни.  Очень надеюсь что наши дети всегда будут правильно вести себя на дороге и в общественном транспорте.

 

Использованная литература:

1. Голубева Н.В.«Соловушка» программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем (основана на методе элементарного музыцирования). Тюменский государственный университет, 2000.

2. Кольцова М.М., Рузина М.С.  Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. –СПб.: «САГА», 2002.

3. Руденко И.И.  Логопедическая ритмика для дошкольников с речевой патологией.// Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии №1 2005.

 4. Логоритмические занятия  с детьми 3-5 лет/ Слюсарь К.Н.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.-80с.

5. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2005.

6.Тютюнникова Т.Э. БИМ! БАМ! БОМ! Сто секретов музыки  для детей. Игры звуками:  Учебно - методическое пособие.  – СПб.: ЛОИРО, 2003.

7. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть: Рус. дет. игровой фольклор  / Сост. М. Ю. Новицкая, Г. М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Разминки «Музыкально-двигательные»

Паровозик чух-чух-чух

Поезд мчится во весь дух.

А колесики стучат

«Тук-тук-тук» - говорят

«Тук-тук-тук» - говорят.

“Пешеход”
Пешеход! Пешеход! 
Помни ты про переход!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.

 

2.Музыкальное приветствие.

Ритмическая разминка «Транспорт» В. Нищева

Мы едем, едем, едем

В далекие края.

Хорошие соседи

И верные друзья.

Музыкальный руководитель:

На лошадке ехали,

До угла доехали. (Медленный бег с высоким подниманием коленей, руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу)

Сели в машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали. (Быстрая ходьба с имитацией движений руля)

Тр-р-р! Стоп! Разворот! (Остановиться, поменять направление)

На реке пароход.

Пароходом ехали,

До горы доехали. (Имитация движений пловца руками в сочетании с ходьбой)

Не везет пароход, (Остановиться)

Надо сесть в самолет.

Самолет летит,

В нем мотор гудит:

Хором. В-в-в-в. (Бег по кругу, руки в стороны)

Музыкальный руководитель:

Ребята, ехали мы, ехали и наконец — приехали.

 

3. Координационно-подвижные игры.

 «Игра в поезд»

Цель игры. Учить детей строиться в одну колонну, а затем в колонне ходить по кругу. Закреплять знания детей о таком виде транспорта, как поезд, вызвать воспоминания о поездках детей на поезде, упражнять в правильном произношении звуков.
Ход игры. изображают паровоз. Он становится впереди колонны детей. Дети изображают вагоны.
«Дети, — говорит он, — посмотрите, какой у нас длинный поезд. Сейчас мы поедем на нем. Покажите, как колеса двигаются (дети, согнув руки в локтях, двигают ими вперед-назад и приговаривают: «Гу-гу-гу»). Поехали!

Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде этом ребята сидят.
«Гу-гу-гу, гу-гу-гу»,—
Пыхтит паровоз,
Далеко, далеко
Ребят он повез.
Стоп! Остановка! Кто хочет гулять? Скорей выходите!» Дети выходят из поезда, гуляют, собирая грибы, ягоды. На гудок паровоза («у-у-у-у!») они снова становятся в колонну и едут дальше. В этой игре может быть использован и другой текст:
Загудел паровоз…
И вагончики повез:
«Чах-чах,
Чу-чу-чу,
Далеко я укачу!»

 

 4. Ритмодекламация (расскажи стихи руками)

 Три цвета есть у светофора.

Они понятны для шофера:

Красный цвет - проезда нет.

Желтый – будь готов к пути,

А зеленый свет – кати!

                                   В. Мостовой

                  Светофор

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно,

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Желтый свет – предупрежденье:

Жди сигнала для движенья.

                                 С. Михалков

                          ***

У любого перекрестка

Нас встречает светофор

И заводит очень просто

 С пешеходом разговор:

Свет зеленый – проходи!

Желтый – лучше подожди.

Если свет зажегся красный –

Значит, двигаться опасно!

                    Стой!

Пускай пройдет трамвай.

Наберись терпения,

Изучай и уважай

Правила движения.

                                     Р. Фархади

                Это улица моя

Посмотрите, постовой встал на нашей мостовой,

Быстро руку протянул, ловко палочкой взмахнул.

Вы видали? Вы видали?

Все машины сразу встали! Дружно встали в три ряда

И не едут никуда.

Не волнуется народ – через улицу идет.

И стоит у мостовой, как волшебник постовой.

Все машины одному подчиняются ему.

                                                                   Я. Пишумов

             Знак « Пешеходный переход»

Пешеход! Пешеход!

Помни ты про переход!

Подземный, надземный,

Похожий на зебру.

Знай, что только переход

От машин тебя спасет.

                        ***

Там, где шумный перекресток,

Где машин не сосчитать,

Перейти не так уж просто,

Если правила не знать

Пусть запомнят твердо дети:

Верно поступает тот,

Кто лишь при зеленом свете

Через улицу идет!

                              Н. Сорокина

                         ***

Нужно слушаться без спора

Указаний светофора.

Нужно правила движенья

Выполнять без возраженья.

Это всем вам подтвердит

Добрый доктор Айболит!

                                    С. Яковлев

               Моя улица

Здесь, на посту, в любое время

Дежурный ловкий постовой,

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним на мостовой.

Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

                              С. Михалков

 

5.Упражнение на развитие слухового внимания

«Ехали медведи»

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле.

Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике,

Жаба на метле...

К. Чуковский

Перечисли, какой транспорт упоминается в стихотворении

 

6.Игры и упражнения на координацию речи с движением, развитие общих речевых навыков

«Самолет»

Руки в стороны — в полет

-Отправляем самолет.  (Дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны.)

Правое крыло вперед, (Поворот через правое плечо.)

Левое крыло вперед, (Поворот через левое плечо.)

Полетел наш самолет. (Бегут по кругу, расставив руки в стороны.)

В. Волина

«Теплоход»

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход. (Шаг вперед, руки опущены.)

Раз, два —

Он назад шагнул сначала. (Два шага назад.)

А потом шагнул вперед —

Раз, два — (Два шага вперед.)

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход. (Руки вытянуты вперед и сомкнуты — это нос теплохода; движения по кругу мелкими шажками.)

В. Волина

 

7.Пальчиковая гимнастика

“Есть игрушки у меня”

Есть игрушки у меня: ( Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран -

Настоящий великан. (Загибают пальчики на обеих руках.)

Сколько вместе?

Как узнать?

Помогите сосчитать! (Хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга.)

«Дорожных правил очень много»

Раз - Внимание дорога!

Два - сигналы светофора,

Три – смотри дорожный знак,

А четыре – «переход».

Правила все надо знать

И всегда их выполнять.

«Автомобиль»

В «Автомобиль» друзья играли

Вот из чего его собрали:

Двигатель, капот и фары

И колеса по две пары.

Есть багажник для вещей,

Бардачок – для мелочей.

Есть в нем руль – для поворота

И салон, где едет кто-то.

Есть и звуковой сигнал,

Пешеход, чтоб услыхал.

«Мы пешеходы»

Все пальчики водители

Машиной управляют! крутят рули

А так все пешеходы

Идут и не скучают

Идут по тротуару

Все правилу верны!

Все держатся лишь правой

Лишь правой стороны

 

8.Физкультурная пауза

«Машины».

Координация речи с дви­жением. Развитие творческого воображения.

Логопед убирает тетради, контейнер с карандашами и пригла­шает детей пройти на коврик. Дети встают в круг и выполняют упражнение. Дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках вооб­ражаемый руль.

Делают разворот, двигаются в противоположную сторону,

На улице нашей

Машину, машины.

Машину малютки,

Машины большие.

Спешат грузовые,

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

Когда все «машины проехали» один из детей - пешеход - переходит улицу и произносит эти слова.

- Эй, машины, полный ход,

Я - примерный пешеход:

Торопиться не люблю.

Нам дорогу уступлю.

Я. Тайц

*****

Наши маленькие ноги

Шагают бойко по дороге дети -маршируют на первое четверостишье

Путь везде отрыт для нас

Пешеходы мы сейчас

А теперь мы побежим

Мы ведь к поезду спешим -дети бегут на второе четверостишье

Опоздать боялись мы

Очень беспокоились

Вот теперь мы пассажиры -дети садятся

Хорошо устроились

Долго, долго ехали

И в Москву приехали- встают любуются

Красивый город и большой

Гостей встречает он с душой

Многоэтажные дома, улицы широкие смотрят вверх

Поток машин туда сюда

Скорости высокие крутят -головой в разные стороны

Все у нас без исключенья

Знают правила движенья- грозят пальчиками

Мы дороги переходим

На зеленый свет

Если красный загорится

Стоп! Дороги нет -хором повторяют это четверостишье

Нам Москва понравилась

Хорошая Москва! -качают головой

Снова мы в Москву поедем -руки ладонями соединить у груди

Года через два.

«Постовой»

Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)

Людям машет: Не ходи!

(движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Здесь машины едут прямо (руки перед собой)

Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)

Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)

Приглашает нас идти (шагаем на месте)

Вы, машины, не спешите (хлопки руками)

Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)

 

 

9.Игровые песенки 

«Песня машиниста»

Спят ли волки?

Спят. Спят.

Спят ли пчелки?

Спят. Спят.

Спят синички?

Спят. Спят.

А лисички?

Спят. Спят.

А тюлени?

Спят. Спят.

А олени?

Спят. Спят.

А все дети?

Спят. Спят.

Все на свете

Спят. Спят.

Только я и паровоз —

Мы не спим.

Мы не спим.

И летит до самых звезд

К небу дым.

К небу дым.

А. Введенский 

«Машинист»

За окном поют синички.

Набирает поезд ход.

Машинист на электричке

За грибами нас везет.

В. Степанов

 

«Моряк»

По волнам корабль плывет,

Капитан его ведет.

Не страшны ему туманы,

Мели, льдины, ураганы...

Он — моряк отважный,

Это знает каждый.

В. Степанов

«Шофер»

Качу,

Лечу

Во весь опор.

Я сам — шофер

И сам — мотор.

Нажимаю

На педаль —

И машина

Мчится вдаль!

Б. Заходер

*****

Кондукторам езда везде.

С большою сумкой кожаной

Ему всегда,

Ему весь день

В трамваях ездить можно.

— Большие и дети,

Берите билетик,

Билеты разные,

Бери любые —

Зеленые, красные

И голубые.

В. Маяковский

 

 

10.Ритмо-речевые игры

 «Мы - шофёры» (Авт. А.Е. Алябьева)

Едем, едем на машине, («Держат руль», поворачивая слегка вправо - влево)
Нажимаем на педаль, (Носок правой ноги приподнять вверх и прижать к полу)
Газ включаем, выключаем, (Выставить правую руку, сжатую в кулачок, вперёд, вернуть в исходное положение)
Смотрим пристально мы вдаль, (Правая рука «козырьком»)
Дворники стирают капли, (Руки, согнутые в локтях поднять кверху)
Вправо, влево - чистота, (Покачать вправо - влево - вправо)
Волосы ерошит ветер, (Приподнять волосы)
Мы шофёры - хоть куда! (Большие пальцы кистей 2-й поднять кверху)

Под музыку дети «топотушками» двигаются по залу, образно изображая водителя автомобиля.

 

12.Считалки

Чтоб лететь нам на планету.
Смастерили мы ракету.
Раз, два, три — Полетишь сегодня ты!

*****

Где ты был до сих пор?
Задержал светофор.
Красный – ясно,
Путь опасный.
Жёлтый – то же,
Что и красный,
А зелёный впереди –
Не задерживай, иди!

*****

Ехал поезд по грибы.

Стук – стук – перестук.

Пересчитывал столбы.

Стук – стук – перестук.

У последнего столба

Он увидел два гриба:

Боровик и шампиньон.

Кто не верит,

Выйди вон!

В гараже стоят машины:

Волга, Чайка, Жигули.

От какой берёшь ключи?

 

*****

Ехала машина тёмным лесом

За каким-то интересом.

Стук, звон!

Выйди вон!

Ты найди тот интерес,

Выходи на букву «эс»!

 

Пожалуйста, подождите.
x
×