Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи ☼ | Андрианова Лидия Марковна. Работа №305796

Дата публикации:
Автор:
Описание:

У детей в дошкольном возрасте овладение родным языком является важным приобретением для ребенка. Педагоги и родители должны приложить много усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно, к сожалению, в наше время количество детей, которые не могут самостоятельно овладеть речью постоянное увеличивается. Все чаще встречаться дети с общим недоразвитием речи, которое, во-первых, отрицательно влияет на становление всей речевой деятельности, во-вторых, обуславливает вторичные отклонения в психическом развитии, коммуникации и вызывает трудности социализации. Одно из главных условий всестороннего полноценного психического развития ребенка является хорошая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей среды, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем лучше его социализация и коммуникация.

Логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

У детей в дошкольном возрасте овладение родным языком является важным приобретением для ребенка. Педагоги и родители должны приложить много усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно, к сожалению, в наше время количество детей, которые не могут самостоятельно овладеть речью постоянное увеличивается. Все чаще встречаться дети с общим недоразвитием речи, которое, во-первых, отрицательно влияет на становление всей речевой деятельности, во-вторых, обуславливает вторичные отклонения в психическом развитии, коммуникации и вызывает трудности социализации. Одно из главных условий всестороннего полноценного психического развития ребенка является хорошая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей среды, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем лучше его социализация и коммуникация.

Л.Н. Ефименкова отмечает, что особенно связная речь как особая сложная форма коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи «самостоятельно не формируется», и старшим дошкольникам с ОНР требуется систематическая коррекционная помощь со стороны логопеда.

Для успешной и плодотворной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений. Хорошим помощником в этой работе может стать сказка. Сказка в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является логопедическая сказка. Логосказка - это театрализованное представление, в котором знакомые детям персонажи сказок вовлекают маленьких артистов в действие спектакля, стимулируя их произносить звуки, слоги, слова. При помощи игровых действий дети легко вступают в общение со взрослыми и детьми, учатся испытывать различные эмоции: сочувствие, радость, переживание за героев сказки, соотносить движения со словами, различать и передавать интонационную выразительность речи. Логопедическая сказка является наиболее эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения; обогащает кругозор представлений детей, делает обучение более доступным и интересным, способствует более глубокому и качественному усвоению учебного материала, сохранению устойчивого внимания и интереса детей на протяжении всего занятия.

Игра тесно переплетается со всеми сферами жизнедеятельности дошкольников, в игровой деятельности ребенок способен к длительному подчинению своего поведения определенным правилам, тогда как вне игры это представляет для дошкольника сложную задачу.

Используя логосказки, учитель-логопед решает коррекционные задачи:
- создает благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;

– развивает психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
– осуществляет сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг, создает атмосферу взаимопонимания.
- развивает все стороны речевой функциональной системы в интересной и занимательной форме для ребенка.

Существуют разные виды логопедических сказок:

- артикуляционные

- пальчиковые

- фонетические

- лексико-грамматические

- сказки, способствующие формированию связной речи

- сказки по обучению грамоте

Остановимся на тех сказках, которые я применяю в своей работе.

Артикуляционные сказки:

В них используются комплексы артикуляционных упражнений, которые объединяются в виде увлекательных сказок. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие.

Пальчиковые сказки. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы.

Они стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей; совершенствуют психические процессы.

Фонетические сказки:

Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. Попадая в логопедическую сказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков.

Пальчиковые сказки

Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы. Они стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей; совершенствуют психические процессы.

Таким образом, применения логопедических сказок позволяет добиться правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, значительного сокращения сроков формирования правильного звукопроизношения и развития речи.

Не зря выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал:

«Через сказку — верная дорога к сердцу ребенка»

 

Логосказка «Хитрый звук».

По мотивам латышской сказки «Хитрый путник».

Задачи: -выделение первого звука в слове;

-автоматизация звука Л в начале слова.

Ехал звук Л зимой через лес и заблудился. Добрался до какого-то дома, попросился на ночлег. Хозяин пустил, но с условием, всю ночь придумывать ему слова со звуком Л в начале слова.

Ладно, - сказал звук Л, - только уговор, если меня перебьете – иду спать.

Звук Л начал:

Лодка, ложка, лампа, лодка, лодка, ложка …

Ну а другого ничего не будет? – спросил хозяин.

Напомнил звук Л про уговор, улегся на лежанке и сладко заснул. И приснился ему сон, что до самого утра развлекает хозяина.

А сколько слов со звуком Л в начале слова может придумать каждый из вас.

Логосказка «Разные братья».

По мотивам сказки аборигенов Австралии «Два брата».

Задачи: дифференциация звуков по мягкости – твердости; дифференциация звуков С - С на слух, в произношении; автоматизация звуков С, С в слогах, в словах.

Жили в одной деревне два брата звук С и С. Звук С был трудолюбив, а звук С - ленив.

Однажды первый брат позвал второго собирать нектар, а тот отказался. Брат С приготовил много меда, но не вернулся к своему ленивому родственнику, потому что устал на него работать. Прошло время, и трудолюбивый брат превратился в пчелу, а ленивый в муху.

Сказка про девочку, которая как – то раз пошла в лес за грибами (экологическая сказка)

Жила – была девочка. Как – то раз пошла она в лес, за грибами.(Упражнение«Грибок»)
Набрала она полную корзину грибов и собралась возвращаться домой. Вдруг пошёл дождь. (Упражнение «Накажи непослушный язычок). Девочка спряталась под дерево. А на дереве сидел дятел. (Упражнение «Дятел») Дождь прошёл. Она понаблюдала за дятлом и пошла по тропинке дальше. Увидела речку. (Упражнение «Трубочка») На берегу речки сидела большая лягушка(Упражнение «Лягушка). Девочка никогда не видела настоящих лягушек. Она хотела посмотреть на неё поближе, но лягушка прыгнула в воду. Девочка посмотрела в воду, но лягушки там не увидела. В воде она увидела рыбок, которые помахали ей своими хвостиками. (Упражнение «Часики») Девочка помахала рукой рыбкам и пошла домой.

Шустрик у бабушки

Домашние животные

Маленькому Шустрику пять лет. Однажды мама сказала Шустрику: «Завтра мы поедем к бабушке». Всю ночь не спал Шустрик, думал, кто же есть у бабушки.

Приехали рано утром. Подошли к бабушкиному дому, видят — ворота открыты. А из ворот выходит «копна, спереди — вилы, сзади — метла» и мычит: «МУУУ, молока кому?»

Догадался Шустрик, кричит: «Мама, это корова!»

Вошел Шустрик во двор, а во дворе «с бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица», а с ним «бегут по дорожке борода да рожки». Как вы думаете, кто бы это мог быть?

Да, козел с козлятами. Испугался Шустрик грозного козла, спрятался за маму. А козел заблеял: «БЭ-Э-Э, не бойся меня».

Видит Шустрик, стоит во дворе сарай, а там кто-то чавкает, хрюкает.

«Рыльце лепешкой, с копытцами рожки, толстое брюшко, хвост, как стружка», а рядышком примостились «замарашки в щетинистой рубашке, хвост крендельками, нос пятачком».

«Это свинья с поросятами», — объясняет Шустрику мама.

Походил Шустрик по сараю и видит жердочка, а на жердочке «хвост с узорами, сапоги со шпорами» и кричит: «КУ-КА-РЕ-КУ, я не будильник, но бужу. Я не артист, а голосист, ночью распеваю, время считаю, цыплят собираю». «Мама, мама, вот петушок, золотой гребешок»,

обрадовался Шустрик и не заметил, как кто-то щиплет за пятки и гогочет, а на нем «одежда белая, а на ножки обуты красные сапожки» и с ним « без команды в строй встают, отправляются на пруд. Кто идет цепочкой длинной, кто так любит дисциплину?»

«Ой, мне страшно»! — закричал Шустрик.

«Не бойся, — сказала мама. Это гусь с гусыней и гусятами».

«Пойдем отсюда!» — воскликнул Шустрик.

А вот и бабушка на крыльце стоит, а рядом с нею «выгнул спину он дугой, замяукал. Кто такой?» Это кот Васька мурлычет, приговаривает: «МУРР-МУР-МУР, иди в дом.». Только Шустрик хотел подбежать к бабушке, а на крыльце «заворчал живой замок, лег у двери поперек» и рычит: «В дом чужого не пущу, я с хозяином дружу и дом сторожу».

«Шарик, Шарик», — позвал Шустрик.

А бабушка Шарику говорит: «Познакомься с Шустриком, подружись с ним».

Очень понравилось Шустрику у бабушки.

Сказка «Лиса и колобок» (звук Л).

Бежала лиса по лесу. Хвостиком махала. (Язык вправо – влево).

Навстречу ей колобок (надули щёки).

Лиса облизнулась (облизать широким языком верхнюю губу).

И говорит: «Сядь, колобок, ко мне на язычок и спой свою песенку (язык чашечкой). Колобок сел лисе на язычок, а лиса его и проглотила (убрать чашечку в рот).

 

Список Литературы:

Жулина

, Е.В.,

Чеснокова

, Л.С. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции у студентов по профилю Логопедия / Е.В.

Жулина

, Л.С.

Чеснокова

// Современные проблемы науки и образования. – 2016. №4. С. 145.

Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками/ Под ред. Л. Б.

Баряевой

, И. Г. Вечкановой, -

Спб

.: КАРО, 2009 год, 256 с.

Игровые логопедические занятия по мотивам сказок. 5 – 7 лет/ авт. – сост. О. В.

Тырышкина

. – Изд. 2- е,

перераб

. – Волгоград: Учитель. – 224с.

Логосказки

– Быстрова Г.А.,

Сизова

Э.А., Шуйская Т.А.

 

 

 

 

 

ЛОГОСКАЗКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ.

 

 

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка.

 

Методическая работа со сказкой имеет многовековую историю. Впервые термин «сказка» встречается в семнадцатом веке. Сказка являлась «одной забавой», достойная нижних слоёв общества. Позднее на основании исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа была построена современная концепция работы над сказкой.

На современном этапе метод работы со сказкой активно разрабатывают многие известные педагоги и психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, В.А. Гнездилов, Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская, М.А. Поваляева и др.). В институте сказкотерапии, который был открыт в Санкт-Петербурге, разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, которые имеют отклонения в развитии.

К. И. Чуковский отмечал, что взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. По мнению Д. Родари, «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Для обновления и качественного улучшения речевого развития детей педагогу необходимо выбрать наиболее эффективные модели обучения.

Предлагаю опыт по использованию инновационной технологии - логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Материал будет полезен воспитателям и учителям - логопедам дошкольных учреждений.

Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию речевой активности и связной речи, накоплению и активизации словарного запаса, автоматизации звуков, формированию грамматических категорий языка, а также активизации психических процессов.

Логопедические сказки могут эффективно использоваться на логопедических занятиях с детьми, имеющими различные по сложности речевые нарушения. При использовании логосказок в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Сама идея использования логосказок на занятиях логопеда даёт широкий спектр для совместного творчества взрослых и детей. Дети не просто слушают сказку – они становятся участниками действия, проявляя интерес и познавательную активность. Каждая сказка соответствует определённой теме и содержит все структурные компоненты жанра. Текст такой сказки разрабатывается с учётом речевого статуса ребёнка и тематического планирования, что позволяет максимально полно использовать личностно-ориентированный подход.

Учитывая быструю утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятия использовать разнообразные виды наглядности. К сказкам разработаны и изготовлены разнообразные дидактические, наглядные пособия, предназначенные для развития речевой активности, речевого дыхания, артикуляционной моторики, грамматического строя речи, автоматизации звуков. Яркие и доступные материалы создают у детей эмоционально положительный настрой к предлагаемой деятельности и в значительной мере способствуют коррекции речевых нарушений.

Оборудование, необходимое для проведения любой логопедической игры, может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников. Наиболее эффективно сочетание методов наглядного и словесного, то есть показ картинки или серии картинок, дополняемый правильным речевым образцом, который доступен для повторения или подражания.

Методическое обоснование

Логосказки, в содержание которых включены речевые игр, создают сами по себе игровую атмосферу, с помощью которой как по волшебству совершается развитие всех сторон речи. Известно, что если ребёнок проговаривает то, что он делает - его речь развивается лучше.

На начальном этапе работы нужны небольшие тексты с понятным и интересным для ребёнка содержанием, знакомая лексика и простой синтаксис, с увеличением в дальнейшем их объёма по мере возрастания речевых возможностей ребёнка. Рассказывая детям сказки, стараюсь учить их внимательно слушать обращённую к ним речь. От детей не требуется запоминания самих логосказок (сказку прочитывает взрослый). Отрабатываются названия предметов, действий, признаков, которые запланированы.

Каждое занятие по сказке начинается с организационного момента, подготавливающего ребёнка к дальнейшему восприятию. Его цель - введение в тему занятия, создание положительной мотивации к обучению, включение в работу. Следующий этап – рассказывание сказки, при этом моделирование сюжета повествования с помощью предметного изображения героев. На магнитную доску последовательно выставляются предметные изображения героев сказки. Цель этого этапа - активизация предметного словаря по лексической теме, развитие психических функций, слухового внимания и памяти.

По ходу рассказывания сказки ребёнок вовлекается в совместную деятельность. Например, предлагаются лексико-грамматические игры.

Также, в рамках сказочного сюжета ребёнок отрабатывает целенаправленную воздушную струю, развивает артикуляционную моторику.

Органично вписываются в работу со сказкой и этапы развития произвольной моторики пальцев рук, физкультминутка, пальчиковая игра (импровизация движений в такт стихотворению, координация речи с движением).

Итог занятия содержит вопросы или задания по закреплению содержания сказки. Развитие диалогической речи. Дети дают полный ответ на вопросы педагога. Лексический разбор текста проводится с использованием картинок.

А также оценка работы детей. (Чему сегодня научились? Что больше всего запомнилось?)

Количество, тип и характер дополнительных элементов определяются задачами каждого конкретного занятия. Их введение обусловлено не только темой занятия, но и характером используемых персонажей.

Работа со сказкой проводится один раз в неделю. Структура занятия одновременно может состоять из 5-6 этапов. Планируя работу, логопед учитывает объём, концентрацию внимания ребёнка, состояние активного словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения. В зависимости от этого подбираются языковые, лексико-грамматические средства в соответствии с планом развития ребёнка.

В логопедической работе принимают участие не только логопед и дети, но и родители. Дружная работа улучшает взаимоотношения в семье. Родители понимают и реально оценивают свою роль в коррекционном процессе.

Применение авторских сказок на логопедических занятиях, насыщенность инновационным наглядным материалом вызывают огромный интерес детей к обучению, постоянно поддерживают их положительный настрой, стимулируют мыслительную деятельность.

Цель работы: коррекция нарушений в речевом развитии детей через использование логопедических сказок.

Задачи :

Повышение мотивации и интереса детей к логопедическим занятиям.

Активизация и расширение словарного запаса ребёнка.

Развитие связной речи.

Развитие грамматического строя речи.

Развитие и коррекция звуковой стороны речи.

Развитие творческого воображения, художественно-эстетического

восприятия у детей, памяти, мышления, коммуникативных способностей.

Привлечение родителей к совместной деятельности по коррекции речевых нарушений.


Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования.

Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.

Вся работа с использованием логосказок опирается на общие дидактические принципы:

систематичность и последовательность,

учет возрастных особенностей,

учет индивидуальных особенностей,

учет структуры дефекта,

поэтапность коррекции речи.

Существуют следующие виды логосказок:

1.Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)

2.Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).

3.Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).

4.Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).

5.Сказки, способствующие формированию связной речи.

       6.Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).

Постановка сказок осуществляется разными видами театров:

Пальчиковый театр. Куклы, сшитые или связанные, вырезанные из бумаги надеваются на палец.

Театр би-ба-бо. Куклы надеваются на три пальца руки и действуют на ширме или за столом.

Теневой театр. Плоскостные изображения кукол или изображения теней при помощи рук показывают на освещенном экране.

Настольный театр. Куклы театра, плоскостные фигуры действуют на столе

 

Логопедические сказки как средство коррекции речевых нарушений

 Актуальность Как сделать занятие по коррекции звукопроизношения интересным, разнообразным для ребенка? Логопеды-практики часто задают себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал. Решить эту задачу можно с помощью логопедической сказки в игровой деятельности. Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и воспитания метод сказкотерапии является одним из широко освещаемых и активно используемых в коррекционной работе с детьми. Всем известно, что для ребенка дошкольного возраста игра — это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Логосказки — целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации всех психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Детям старшего дошкольного возраста с нарушением речи, в силу своих психо — физиологических особенностей, предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям, им требуется больше времени на закрепление полученных навыков. Сказка всегда удивительна и загадочна, дети могут по несколько раз слушать ее, не теряя интерес к происходящему, переживать и даже участвовать в приключениях героев, изменять сюжет. Логопедическая сказка «Братец Кролик и братец Лис» — фонетическая сказка. Предложенная сказка — это интересная, форма дифференциации звуков [Р] и [Л]. Она рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с нарушениями устной речи (звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов) и рекомендуется только после полной автоматизации (ведения в самостоятельную речь ребенка) данных звуков. Цель: создание благоприятного эмоционального состояния для формирования звуковой стороны речи, всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии. Коррекционно-образовательные задачи: Формировать правильное, четкое произношение звуков [Л, ЛЬ, Р, РЬ], умение дифференцировать данные звуки в речи; Совершенствовать речевую моторику. Обогащать и активизировать словарь. Коррекционно — развивающие задачи: Развивать высшие психические функции детей (внимание, память, логическое мышление). Развивать фонематические процессы. Воспитательные: Развивать интерес к занятиям. Воспитывать чувство доброты, желание прийти на помощь, приучать детей заботиться о тех, кто слабее или попал в беду. В ходе чтения сказки взрослый предлагает ребенку выполнить задания, в результате которых дети учатся различать звуки [Р — Л] на слух и в процессе произношения слов, предложений. Происходит уточнение артикуляции звуков [Р] и [Л], формируется фонематический слух, воспитывается умение слушать и четко выполнять инструкции взрослого, формируется контроль за собственной речью, развивается внимание (Игра «Раз, два, три, четыре, пять — будем слово выбирать!», игра «Лабиринт», игра «Урожай», игра «Угощенье» — карточки для заданий содержатся в приложениях). Для улучшения восприятия и повышения интереса к материалу, в содержание сказки, включены задания с опорой на зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы. Данный материал могут использовать логопеды на занятиях, воспитатели в процессе игровой деятельности и родители в домашних условиях. Данную сказку можно использовать в полном объёме как итоговое занятие с целью закрепления полученных знаний и умений. Сюжет логосказки вызывает положительные эмоции, развивает нравственные качества. Уникальная возможность жанра сказки, так любимого всеми детьми, помогают осуществлению реализации коррекционно-образовательной программы в формам, специфических для детей с нарушением речи данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, как ведущего вида деятельности дошкольника, познавательной активности, что способствует творческому воображению и развитию детской речи. Логопедическая сказка «Братец Кролик и Братец Лис» На лесной опушке, в маленьком домике жил Братец Кролик. Братец кролик был озорным весельчаком и хитрым малым. Он любил веселиться, радовался любому празднику, дружил со всеми жителями леса: ежом, бобром, оленем, енотом, глухарём, белкой, медведем, лосем, черепахой, барсуком, вороной. Но не ладил с братцем Волком, а особенно с братцем Лисом, который жил рядом. Братец Лис все время спорил с братцем Кроликом, а Братец Кролик выигрывал. Братец Лис не мог перехитрить братца Кролика и обиделся на него. С тех пор они стали врагами. Игра «Раз, два, три, четыре, пять — будем слово выбирать!» Кролик с Лисом враждовали И картинки выбирали. Кролик брал со звуком [Р], Ну, а Лис со звуком [Л]: рак, ракета и ведро, лак, лошадка и дупло, белка, лайка и баран, кенгуру и барабан, рамка, радуга, кровать - Помоги им выбирать. (Приложение № 1 — карточки со звуком [Р] и звуком [Л]) Братец Лис соревновался с братцем Кроликом по любому поводу и пытался поймать Кролика, но Братцу Кролику всегда удавалось ускользнуть от его лап. Игра «Лабиринт» (Помоги братцу Кролику убежать от братца Лиса. Пройди по лабиринту, четко произнося звук [Р] и звук [Л]в словах-картинках). У братца Кролика был огород, огороженный забором. Возле забора росли подорожники, а возле дома была клумба с тюльпанами и ромашками. В огороде он выращивал баклажаны, лук, помидоры, редиску, картошку, репку, огурцы, капусту, укроп и морковку. Еще там росли крыжовник и малина. А рядом с кустом крыжовника — крапива. Братец Кролик всегда делал запасы на зиму, а братец Лис от него не отставал. Игра «Собери урожай» Кролик с Лисом убирали Урожай в сентябре. И корзины наполняли Рано утром на заре: помидор, укроп, картофель, перец, редька и горох, огурец, морковь и репа - Урожай у них неплох! Но делить решили звери Заготовки по частям. Что возьмёт в корзину Кролик? А что Лис себе припас? Задание: разложить в корзинки овощи. В корзинку братца Кролика овощи, в названии которых звук [Р] — твёрдый, а в корзинку братца Лиса [Р'] — мягкий. (Приложение № 2 — предметные картинки «Овощи», корзинки) Братец Кролик больше всего любил морковку. Радовала морковка всех лесных жителей своей красотой. В такт ветру она развивалась днем и укрывала от росы и холода добрых букашек ночью. Братец Кролик приходил к ней каждый вечер поговорить, укрывал от сильного ветра, гладил ее шуршащие волосы и радовал брызгами воды, когда дождь где-то задерживался. Ни у кого в лесу не было такой морковки. У нее был самый веселый и звонкий хруст, и она придавала сил. Конечно, слух о такой замечательной морковке разлетелся быстро по лесу, и все стали приходить к братцу Кролику. Братец Кролик был добрым и всех встречал с радостью. Только братец Волк и братец Лис не пришли. Они услышали от сестрицы Вороны о волшебной морковке и подумали, что братец Кролик такой хитрый, потому что каждый день ест ее за завтраком. Братец Лис поспорил с братцем Волком: — Я украду у братца Кролика волшебную морковку, съем ее и стану сильным и хитрым. Это очень легко, как воровать кур в деревне. Я могу утащить даже жирного поросёнка. — На тысячу миль в округе не найти ни одного лиса, способного на такое дело — ответил братец Волк. — У меня получится! Братец Кролик сам подарит мне ее! Однажды рано утром Братец Кролик проснулся, улыбнулся, потянулся, умылся, посмотрел в окошко. Решил прогуляться немножко. Но сначала решил позавтракать. Вышел в огород, насобирал моркови: раз морковка, две морковки, три морковки. Помыл, нарезал и украсил стол. После завтрака вышел во двор, прогулялся вокруг дома. Поработал в огороде, и не заметил, как настал вечер. И вдруг за бочкой с холодной водой во дворе он увидел рыжий хвост. — Это же братец Лис прячется. Надо его перехитрить — подумал братец Кролик. И сделал вид, что не заметил братца Лиса. — Как хорошо, что братец Лис не знает о волшебной траве в огороде, которая рядом с кустом крыжовника. Узнал, украл бы, дотронулся до нее и стал самым сильным в лесу — сказал он вслух, чтобы братец Кролик его услышал. — Пойду я прогуляюсь перед сном на лесной полянке. Сделал вид, что убежал, а сам спрятался за забором и стал наблюдать за братцем Лисом. Тем временем Братец Лис размышлял над словами братца Кролика. — Зачем мне морковка, лучше украду волшебную траву, — решил братец Лис. Он осторожно, медленными перебежками пробрался через двор в огород. Стал разглядывать, что там растет и искать волшебную траву. Было темно, и он увидел крапиву рядом с крыжовником и чуть не воскликнул от радости. Со всех сил он разогнался, добежал до крыжовника и сорвал крапиву. Вдруг его руки загорелись, как от уколов иголкой. Старый Лис подумал, что это волшебство на него действует. И побежал в обратную сторону, с огорода во двор. Он так спешил, что не заметил бочку с холодной водой, опрокинул ее и облился. Покатился вниз с горки. А братец Кролик остался доволен. Прибежал братец Лис домой и стал ждать, когда станет самым сильным в лесу. Но не дождался. Заболел. Братец Лис всерьёз заболел, Братец Лис не встаёт с постели. Братец Лис совсем покраснел, И забыл с Волком о споре. Слухи о болезни братца Лиса быстро разнеслись по всему лесу. Дошли и до братца Кролика. Пожалел он братца Лиса, потому был добрым. Спросил у братца Черепахи, чем помочь братцу Лису. Братец Черепаха нашел лечебную травку для него-подорожник. Братец Кролик готовит суп Понаваристей для больного, Чтоб поправился рыжий плут И устроил погоню снова. Сварил братец Кролик суп с подорожником, налил его в термос, взял с собой бутылочку малинового варенья и отправился вместе с лесными жителями к братцу Лису. Накормили его супом из подорожника, напоили чаем с малиновым вареньем. А братец лис угостил всех соком и леденцами. А потом пригласил на пикник. Игра «Угощенье» Приглашает Лис зверят, Накрывает всё подряд: лимонад, желе, малину, пирожок, пюре, калину, торт, зефир, кефир и квас, салат, селёдку, ананас, бутерброды и творог, йогурт, рыбу и сырок. Отгадай, что на пикник Приготовил старый Лис. (Приложение № 3 — предметные картинки со звуками [Р-РЬ-Л-ЛЬ], тарелки). Задание: разложить блюда, в названии которых слышится тот или иной звук по тарелкам. Вот и выздоровел братец Лис, попросил прощение у братца Кролика и понял, что настоящее волшебство делают не морковка, не трава, а друзья. Вот так и стали они не врагами, а друзьями! Литература: Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2015. — 320 с. Харрис, Д. Ч. Сказки дядюшки Римуса [Текст]/Д. Ч. Харис. — М.: АСТ, 2016. -190 с. Основные термины (генерируются автоматически): братец Лис, братец, Кролик, братец Кролика, ребенок, звук, братец Лиса, волшебная трава, игровая деятельность, логопедическая сказка.

Логосказки в коррекционной работе логопеда

Описание материала: Предлагаю сообщение из опыта работы учителялогопеда по использованию инновационной технологии - логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Материал будет полезен воспитателям и логопедам дошкольных учреждений. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому логопеду и воспитателю в совместной деятельности необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации. Сказка является хорошим помощником в этой работе. Методическая работа со сказкой имеет многовековую историю. Впервые термин «сказка» встречается в семнадцатом веке. Сказка являлась «одной забавой», достойная нижних слоёв общества. Позднее на основании исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа была построена современная концепция работы над сказкой. На современном этапе метод работы со сказкой активно разрабатывают многие известные педагоги и психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, В.А. Гнездилов, Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская, М.А. Поваляева и др.). В институте сказкотерапии, который был открыт в СанктПетербурге, разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, которые имеют отклонения в развитии. К. И. Чуковский отмечал, что взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. По мнению Д. Родари, «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение». Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии. Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Логосказки могут использовать логопеды и воспитатели в своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования. Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии. Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать. Вся работа с использованием логосказок опирается на общие дидактические принципы: - систематичность и последовательность, - учет возрастных особенностей, - учет индивидуальных особенностей, - учет структуры дефекта, - поэтапность коррекции речи. Необходимо учитывать заинтересованность, радость, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание и память ребенка. Используя логосказки, её сюжетные линии можно решать коррекционные задачи: – создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи; - развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме; – развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов; – осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи. Существуют следующие виды логосказок: 1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику) 2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки). 3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки). 4. Лексико-грамматические (обогащают словарный за¬пас, закрепляют знания грамматических категорий). 5. Сказки, способствующие формированию связной речи. 6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами). Также выделяют: 1. Логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т. д. (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева): - Артикуляционные. - Фонетические. Реклама 12 - Сказки по обучению грамоте. 2. Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») (О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко): - Пальчиковые. 3. Логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями (авторские сказки учителей логопедов Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская) - Лексико-грамматические. 4. Логосказки с моделированным содержанием (Т. А. Ткаченко). - Сказки, способствующие формированию связной речи. Постановка сказок осуществляется разными видами театров: - Пальчиковый театр. Куклы сшитые или связанные, вырезанные из бумаги надеваются на палец. - Театр би-ба-бо. Куклы надеваются на три пальца руки и действуют на ширме или за столом. - Теневой театр. Плоскостные изображения кукол или изображения теней при помощи рук показывают на освещенном экране.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×