Автор: Ясникова Татьяна Иннокентьевна
Тема урока: М.А.Булгаков. Жизнь, творчество. «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой.
Форма урока: комбинированный урок.
Обучающие задачи: познакомить с особенностями судьбы писателя и человека М.Булгакова, с историей создания романа «Мастер и Маргарита»; выявить особенности жанра и композиционной структуры произведения, очертить круг философских и этических проблем, поднятых в романе; подвести учащихся к решению основного философско - нравственного вопроса об истине через название произведения и эпиграф к нему, к пониманию замысла писателя.
Развивающие задачи: развивать у учащихся умения находить, осваивать новую информацию, развивать навыки познавательной деятельности, связной речи, способности анализировать, обобщать факты, делать выводы, доказывать верность своего мнения.
Воспитательные задачи: уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель; содействовать развитию умения общаться между собой, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Материалы и оборудование: портрет писателя, видеопроектор, фрагмент кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию», репродукция картины Н. Ге «Что есть истина? Пилат и Христос», видеокассета «Библейский сюжет в русской литературе. Ф. Достоевский «Преступление и наказание». Воскрешение Лазаря», фонозапись Ф. Листа «Грезы любви, карточки – задания на соотнесение высказываний об истине с именами персонажей, которым они могли бы принадлежать.
Ожидаемый результат: знание биографии М.Булгакова, истории создания романа «Мастер и Маргарита», особенностей его жанра и композиции; умение ориентироваться в художественном пространстве романа.
Ход урока.
Жизнь, творчество М.Булгакова.
I. Стадия вызова.
Деятельность учителя. Задачи данной фазы. | Деятельность учащихся. | Возможные приемы и методы. |
Нет, наверное, человека в России, который бы не видел этой забавной картины известного режиссера Гайдая и не смеялся, наблюдая за приключениями Ивана Грозного в Москве ХХ века и самозванца Милославского в палатах Московского Кремля времен Ивана Грозного. А ведь это произведение киноискусства поставлено по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич», написанной еще в 30-е годы, но запрещенной для постановки на театральной сцене. Случай с данной пьесой не единичный в творческой судьбе писателя. В чем же особенности личности этого человека и его произведений, которые стали достоянием широкого круга читателей только спустя более 30 лет после написания? Эти вопросы станут основой беседы на сегодняшнем уроке. |
Что вам известно о жизни и творчестве М. А. Булгакова? (систематизация информации) | Демонстрация эпизода из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Составление списка «известной информации» (информация записывается, обсуждается, работа ведется в парах) |
II. Стадия осмысления.
III Стадия рефлексии.
Деятельность учителя. Задачи данной фазы. | Деятельность учащихся. | Возможные приемы и методы. |
Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения. | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. | Установление причинно-следственных связей между блоками информации, |
«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой.
Актуализация на познавательную деятельность.
Слово учителя: «Иисус отвечал: Я на то родился и на то пришел в этот мир, чтобы свидетельствовать об истине, всякий, кто от истины, слушает гласа моего.
Пилат сказал ему: что есть истина…» Евангелие от Иоанна, гл. 18, ст. 37, 38.
- Как вы понимаете эти слова?
(Это слова Иисуса, обращенные к Пилату в сцене допроса).
- А что такое истина, по вашему мнению? (Правда, важное, неоспоримое…).
На вопрос о том, что такое истина, искали ответ и писатели, и философы, и художники. И многие из них обращались к библейским сюжетам. Так, в 1890 году русский художник Н. Ге создает на основе библейского сюжета картину «Что есть истина? Пилат и Христос». Давайте рассмотрим ее.
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
- Кто изображен на ней?
- В чем особенность расположения героев на полотне?
- Как они выглядят?
- Какие чувства вызывают у вас эти персонажи?
- Что, по мнению художника, есть истина? (Истина на стороне Христа, личности отверженной, показано его превосходство, истина - в самопожертвовании во имя великой идеи).
В русской и зарубежной литературе поиск истины героем не нов.
- Вспомните известных вам литературных персонажей, которые ищут истину. (Пьер Безухов, Андрей Болконский, доктор Фауст, Раскольников, Чацкий …)
Однако вещающие об истине во все времена были гонимы, или трагически не поняты своими современниками, или признаны сумасшедшими. Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «Чацкие живут и не переводятся в обществе». И каждое поколение имеет своих Чацких, ищущих истину.
Подобный диалог улавливаем мы, обращаясь к классическому литературному наследию. Так, М. А.Булгаков в контексте русской жизни 30-х годов почувствовал взаимосвязь с древними библейскими временами и в своем многоплановом, многожанровом романе «Мастер и Маргарита» дал ответ на вопрос, в чем же заключается истина.
Вызов. Создание проблемной ситуации: формулировка учащимися темы урока
И сегодня цель нашего урока – рассмотреть, как через название романа и эпиграф к нему автор отвечает на главный нравственный, философский вопрос: «Что есть истина?».
- Сформулируйте тему урока и запишите эпиграф. (Эпиграф — слова из Евангелия)
- Итак, кто же из героев романа М. А. Булгакова пытается ответить на вечный вопрос об истине? (Пилат, Мастер, Маргарита, Иван Бездомный и др.)
- Вспомните, что говорят они об истине и соотнесите строчки из романа с именами персонажей, которым они принадлежат?
1. «Злых людей нет на свете».
2. «И настанет царство истины? Оно никогда не настанет».
3. «Я предупредил, а там как хотите! Меня же сейчас более всего интересует Понтий Пилат…»
4. «Ах. Право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет».
5. «… что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»
6. «Я погибаю из-за любви».
7. «Рукописи не горят».
8. «Правду говорить легко и приятно».
9. «Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате. Ах, это был золотой век!»
10. «Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
Маргарита.
Понтий Пилат
Иешуа.
Воланд.
Иван Бездомный.
Мастер.
Итак, многие герои пытаются решить, что есть истина, однако автор почему-то акцентирует наше внимание на двух персонажах, вынося их в название своего романа: «Мастер и Маргарита».
- Какие ассоциации возникают у вас в связи с таким названием? (Название напоминает нам такие произведения, как «Ромео и Джульетта», «Руслан и Людмила», «Тристан и Изольда»…Оно создано по той же модели — «он и она». Автор сразу предупреждает, что в центре повествования будут герои-любовники, что линия любовная - центральная).
Заглавие произведения, как и эпиграф представляет собой один из существеннейших элементов композиции со своей поэтикой, это имя произведения, манифестация его сущности.
- В чем отличие этого названия от традиционной схемы «он и она»? (Имя героя не названо, он обобщенно назван Мастером»)
- Что обозначает слово «мастер»? (Творец, творческая личность, профессионал).
- Какая тема открывается этим первым словом в названии произведения? (Мастер – первое слово романа, им открывается роман в целом, несмотря на то, что сам герой появляется далеко не в начале романа, и открывается тема творчества).
- Но почему Мастер безымянный? И что, по-вашему, человек без имени? (Нет личности - она утрачена, чувства его неопределенны, действия непоследовательны, нет четкости, нет уверенности).
- Что свидетельствует о том, что герой утратил стойкость, веру, потерян? Есть ли в тексте доказательства того, что Мастер – трагическая личность? (Боится, бессилен, сжигает роман, готов отказаться от любимой, чтобы не причинить ей вреда…)
- Что же является истиной для Мастера? (Его роман — свидетельство его мастерства).
- Какой же теме посвящен его роман? (Опять же основному вопросу — что есть истина? Он обращается к библейскому сюжету).
II. ВИДЕОЗАПИСЬ фрагмента фильма «Воскрешение Лазаря. Ф. Достоевский «Преступление и наказание».
Мы говорим о романе Булгакова – а во фрагменте фильма, который мы с вами посмотрели,- речь идет о романе Достоевского. Есть ли связь? (Достоевский обращается к библейскому сюжету, к легенде о воскрешении Лазаря и показывает долгий, трудный путь к истине главного героя Раскольникова, к его воскрешению).
- Проведите параллель между булгаковским героем, героем легенды о Лазаре и героем романа Достоевского. (Мастер воскресает благодаря Маргарите, Раскольников – благодаря Сонечке, герои восстанавливают душевное равновесие, приходят к гармонии с собой и с миром, воскресают).
- Что значит воскресают? (Обретают истину, отрекаются от ложных заблуждений).
Итак. Первое слово в названии романа М. А.Булгакова дает первый ответ на вопрос: «Что есть истина?». Истина – в творчестве.
Учитель на доске (а ученики – в тетрадях) записывает:
ТВОРЧЕСТВО
- Кто помогает мастеру в обретении истины? (Маргарита).
- Давайте послушаем, как он говорит о первой встрече с ней. (Подготовленный ученик наизусть рассказывает монолог Мастера о встрече с Маргаритой, звучит музыка — «Грезы любви» Ф. Листа).
- Какие ассоциации вызывает у вас музыка? Какая она? О чем она? Подчеркивает ли она чувства героев? Какие чувства эта музыка вызывает у вас?
- Давайте проанализируем этот фрагмент текста.
Примерный план лингвистического анализа эпизода.
1. Тема отрывка.
2. Лингвистический анализ художественно доминирующих элементов текста. Какие уровни языка участвуют в формировании эстетического начала текста? Анализ лексики, синтаксиса, стилистики отрывка. Параллельно с общехудожественным разбором выявляются индивидуальные черты, свойственные стилю данного писателя.
3. Функция отрывка; какую идейную, композиционную нагрузку несет данный отрывок, какую роль играет этот отрывок в формировании образа (системы образов)?
Учащиеся анализируют отрывок текста.
- Каково эмоциональное состояние главного героя в данном эпизоде?
- Какова его роль?
(Он показывает, что даже в сумасшедшем доме герой не утратил своего мастерства, он проникновенный лирик, чуткий, нежный. Отрывок знакомит нас с возлюбленной мастера - Маргаритой ).
Итак, Маргарита - возлюбленная Мастера.
- Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим именем? (Цветок маргаритка …)
- Проанализируем звуковое наполнение имен и сопоставим:
МАСТЕР — МАРГАРИТА
- Поставьте ударение в именах, подчеркните повторяющиеся буквы.
- Какие звуки повторяются, о чем это говорит? (О сходстве, о родстве героев).
- О чем говорит ударение? (В слове «Мастер» ударный звук [а] – энергичный, полновесный, в слове «Маргарита» ударный [и] – подчеркивает женственность, нежность)
Двойное присутствие звука [р] и тройное [а] по цветовой классификации соответствует красному цвету.
- Что символизирует красный цвет? (Любовь, страсть, но трагическое – кровь).
Итак, имя героини более выраженное, целеустремленное.
- Что же является истиной для этой целеустремленной женщины? (Любовь).
- На что готова она ради любви?
На доске и в тетрадях продолжаем нашу запись:
ЛЮБОВЬ
Высшей степенью самопожертвования ради истины-любви является сделка с дьяволом! Душу погубила!
- Когда появляется дьявол впервые на страницах романа? (уже в эпиграфе)
- Прочитайте эпиграф к роману. Как вы понимаете слова Гете? (Показана противоречивость этого образа: ищет зла, совершает благо)
- Ищет ли Воланд истину? Что является истиной для него? (Он уравновешивает понятия ДОБРО – ЗЛО).
Запись на доске ив тетрадях:
ДОБРО — ЗЛО
Вывод:
- Какие ответы дает на вопрос «Что есть истина?» М. А. Булгаков названием своего романа и эпиграфом к нему? (Истина - в творчестве, в любви и в добре, в вечной борьбе добра и зла и торжестве добра).
Итак, вопрос об истине, вечный вопрос, волновал, волнует и будет волновать всех и каждого, и для каждого – свой поиск истины, у каждого – свой путь к истине. Герои Булгакова – тому доказательство. Мы увидели сегодня на уроке, что и название романа, и эпиграф к нему приводят читателя к выводу: истинно вечное, непреходящее:
ЛЮБОВЬ, ТВОРЧЕСТВО, ДОБРО.
Учитель: 12 лет упорного труда и разочарований, 8 редакций романа, почти 50 лет забвения. Этот «невозможный» роман. Давайте попробуем разобраться в нём. Начнём с определения жанра. Без помощи литературоведов нам будет трудно. Трудно и самим литературоведам. Вокруг жанра романа и сейчас идёт полемика. Начнём с мнения литературных «авторитетов».
(Учащиеся приводят мнения литературоведов о жанре романа, затем высказывают свои наблюдения и приводят аргументы в их пользу.)
Вывод учителя: Безусловно, «Мастер и Маргарита» - это роман-миф. К такому мнению приходят многие литературоведы. Но его можно назвать
и бытовым,
и фантастическим,
и философским,
и автобиографическим,и любовно-лирическим,
и сатирическим.
Роман многожанров и многопланов. Всё тесно переплетено, как в жизни.
– Каковы особенности композиции романа?
Композиция романа многоплановая: это «роман в романе». В рамках одного произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.
– Когда и где происходит действие романа?
Время действия романа относится сразу к двум эпохам, разделённым почти двумя
тысячелетиями. Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) -перекликаются друг с другом, соединяясь на разных повествовательных уровнях текста. Давнее прошлое не ушло безвозвратно, а существует параллельно с современностью.
В романе о Понтии Пилате время точно рассчитано. События начинаются «ранним утром 14 числа весеннего месяца..», заканчиваются в субботу, на рассвете 15. В Москве действие происходит «однажды весною» в течение 4 дней. И «один миг» о полуночи – бал у Воланда.
– Чем определяется система образов романа?
Система образов романа определяется сюжетными линиями романа. (Сообщения учащихся о героях романа).
- Сколько сюжетных линий в романе? (3: ершалаимские главы - первая; история любви Мастера и Маргариты - вторая; похождения Воланда и его свиты в Москве – третья). Представлены 3 мира: древний, московский и потусторонний. Многие персонажи московского мира имеют двойников в мире древнем. В свою очередь, наблюдается параллелизм между образами потустороннего мира и мира древнего, а отчасти и московского; более того, созданы триады образов.
Работа учащихся по группам.
Г е р о и р о м а н а : Мастер, Маргарита, Понтий Пилат, Иешуа, Крысобой, Наташа, Гелла, Низа. Кровьев-Фагот, кот Бегемот, Азазелло, Воланд, Афраний, Иуда, Алоизий Могарыч, Левий Матвей, Иван Бездомный (Понырёв) и др.
Три сюжетные линии – три мира – триады героев
Древний ершалаимский мир | Мир Воланда (связка) | Современный московский мир | Функция героя |
Пилат | Воланд | Пр. Стравинский | тиран |
Афраний | Коровьев-Фагот | Врач Федор Васильевич | 1-ый помощник |
Марк Крысобой | Азазелло | Арчибальд Арчибальдович | помощник |
Банга | Бегемот | Тузбубен | животные |
Низа (агент Афрания) | Гелла | Наташа | служанки |
- Кто из героев не имеет двойника? Почему? (Маргарита. Её образ неповторим. Она любит самозабвенно, до самопожертвования, она продаёт душу дьяволу, она решает разделить с возлюбленным даже смерть.)
- Как же вводится роман Мастера в московские события? (2 гл. – рассказывает Волан Берлиозу и Бездомному; 16 гл.- видит во сне Иван Бездомный, находясь в сумасшедшем доме; 25-26 гл. – читает Маргарита воскресшие рукописи сожжённого романа.)
Почему роман «Мастер и Маргарита» называют романом-лабиринтом?
«Мастер и Маргарита»— роман - лабиринт. Скорее даже — три романа, три лабиринта, временами пересекающиеся, но достаточно автономные. Действие романа охватывает время от античности до начала XX столетия. Оно разворачивается на огромном пространстве — от древней Иудеи, минуя европейские скалистые вершины, до Москвы. Читая книгу Булгакова, мы долго идём к конечному смыслу, протягивая ариаднину нить, чтобы не заблудиться, все время сопоставляя его образы. Вот тащат на крест Голгофы бродягу, а вот Воланд творит зрелище сценических переодеваний. Вот идет представление в московском театре "Варьете". И вдруг мы вместе с черными всадниками мчимся по воздуху! А чего стоят чудеса в ресторане МАССОЛИТА, в подвале, в квартире Лиходеева?! Так что, как говорил Шекспир, «весь мир — театр».
Но все-таки можно выделить три плана этого произведения: исторический, реальный и фантастический. Они примыкают друг к другу, но иногда, как в калейдоскопе, меняются местами.
Подведение итогов.– Какие выводы можно сделать по итогам урока?
Исследователями неоднократно отмечалось, что роман «Мастер и Маргарита» двойной роман. Он состоит из романа Мастера о Понтии Пилате и романа о судьбе самого Мастера. Эти романы, во-первых, противопоставлены, а во-вторых, образуют такое органическое единство, которое и выводит «Мастера и Маргариту» за пределы собственно романного жанра. Это двуединое произведение посвящено не судьбе отдельного человека, семьи или хотя бы группы людей, как-то между собой особенно связанных, а рассматривает судьбы всего человечества в его историческом развитии, судьбу человеческой личности как составляющей человечество.
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» – это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь; о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти…
Такие рукописи действительно не горят!..
–Прочитайте стихотворение А.А.Ахматовой «Памяти М.А.Булгакова». Каким словом А.Ахматова передает психологическое, душевное состояние писателя именно в тот период, когда он работал над романом «Мастер и Маргарита»?
Рефлексия.
Своей работой я:
- доволен;
- не совсем доволен;
- я недоволен, потому что..
Домашнее задание.
Заполните в блоге таблицу «Давайте обменяемся мнениями…»:
-Что есть истина?
- Что такое добро и зло?
comments powered by HyperComments