Малоизвестные страницы биографии А.П.Чехова

Автор: Аркалова Нонна Владимировна

           Почти у каждого из нас  есть писатель, который нам  дороже, ближе всех остальных, у которого мы находим ответы на вопросы, так часто возникающие в нашей жизни. Для меня таким человеком стал Антон Павлович Чехов.

           Родился Антон Павлович 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца третьей гильдии. Отец  и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии. Дед Чехова, Егор Михайлович, ценой напряженного труда скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью.

       Самые нежные, теплые ощущения раннего детства связаны у Чехова с матерью. «Мать – добрая, кроткая и разумная женщина, ей я и мои братья обязаны многим», - написал Антон Павлович в одном из своих писем.

     Сострадание к людям, ко всему живому, переданное матерью, повлияло на желание А.П.Чехова стать врачом и писателем. Он всю жизнь лечил и тело, и душу, всегда с готовностью откликался на боль и страдание.

          Отец Чехова, Павел Егорович, будучи уже свободным человеком  завел в Таганроге собственное торговое дело, небольшой магазин по торговле «колониальными товарами». Он  увлекался церковным пением, даже руководил церковным хором, играл на скрипке, неплохо писал красками.

        Способности отца  и матери передались всем детям: Антон и Александр стали писателями, Николай – художником-карикатуристом, Мария – педагогом, Михаил – артистом.

         Но в семейной жизни и в коммерческих делах Павел Чехов был менее удачлив. Вопреки желанию жены, он отдал сыновей в приходскую Цареконстантиновскую школу, откуда детей вскоре пришлось забрать, так как никаких знаний они там не приобрели. Правда, Антон знаниями не блистал и в гимназии: восьмилетний курс прошел за десять лет. Но дело было не в нерадивости. Ему некогда было учиться: мальчик был занят в церковном хоре и отцовской лавке.

      Но все же, не будь в жизни Чехова церковного хора, не было бы и его                                                рассказов «Студент», «Художество» и «Святой ночью». А утомительное

                                                                                                                                  2.

        сидение в лавке дало, по словам И.А.Бунина , «раннее знание людей, сделало его взрослей…», так как в лавке отца собирались таганрогские обыватели.

        В 1876 году Павел Егорович, признав себя несостоятельным должником, перебрался в Москву, куда вскоре переехала и вся семья, остались Иван и Антон.  Через два года Иван, брат Антона, окончив гимназию, последовал за родителями в Москву. Антону  тогда было восемнадцать лет. Самостоятельная, одинокая жизнь давалась ему нелегко: пришлось зарабатывать на жизнь репетиторством и помогать семье. В борьбе с трудностями он становился взрослее, многое начинал понимать глубже, серьезнее. Тяжелые впечатления детства и юности позже найдут отражение в рассказах Чехова о детях «Ванька», «Спать хочется».

        С детьми Антона Павловича связывала глубокая и постоянная дружба, он писал им письма, рисовал смешные картинки, посылал подарки.

         Ранние литературные опыты связаны с рукописным юмористическим ученическим журналом «Заика» и письмами к родным, где он проявил себя как профессиональный критик, рассказывая о прочитанном и увиденном ярко и образно.

        Свое будущее Антон Павлович решил посвятить медицине. В 1879 году, после окончания гимназии, он поступил на медицинский факультет Московского университета. Денег на жизнь не хватало, поэтому Чехов стал активно сотрудничать с журналами: писал небольшие рассказы. В 1880 году в журнале «Стрекоза» появились первые публикации его юмористических рассказов, которые он публиковал под смешными псевдонимами: «Антоша Чехонте», «Врач без пациентов», «Антонсон», «Балдастов», «Брат моего брата», «Человек без селезенки».

         1884 год оказался необычайно удачливым для Чехова. Он уже был автором таких великолепных произведений, как «Хирургия», «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», которые теперь считаются программными. Все эти рассказы выросли из небольших историй, забавных

сценок, анекдотов, превратившись в сатирическое обличение современной Чехову действительности.                                                                                     3.

     Окончив медицинский факультет Московского университета, Чехов еще не знал, кем он  станет - доктором или писателем. На двери его квартиры висела табличка «Доктор Чехов», а в журналах и газетах продолжали появляться его  рассказы: «Палата №6», «Скучная история», «Случай из практики», « Припадок». По ним  можно было понять, что писатель по профессии врач. Критики часто говорили, что в своих рассказах Чехов изображает мрачный и неприглядный мир, в котором нет места «живому человеку»,  будто этот мир, увиденный глазами больного.

             С годами и  опытом Антон Павлович становился все требовательнее к     

        себе: перед новой публикацией  подолгу работал над каждым своим     

        рассказом. В  этот  же период Чехов пишет повести: « Степь», «Мужики»,

       «В  овраге», «Моя  жизнь».

             Позже, в конце 1887 года в Московском театре Корша была поставлена                              

       пьеса  Чехова «Иванов». Написал он ее по просьбе самого Корша и актеров  

       театра. Первые представления вызвали оживленные споры.

            «Учительная пьеса. И все хорошо, и замысел, и типы, и язык – у всех 

   живой, и самое название, обобщающее, самое родовое… К сожалению, слишком много у нас «Ивановых», этих безвольных, слабых людей, роняющих всякое дело, за которое ни возьмутся. Умная пьеса! Большое драматургическое дарование!»- так говорил о пьесе писатель Николай Семенович Лесков.

      Постепенно в творчество Чехова входят новые люди, новые темы. Рас –

 сказы становятся шире, глубже захватывают жизнь. Читатели видят картины нищей, разграбленной помещиками деревни, в провинциальных городах

грубые, невежественные, бесцветные люди. А рядом с ними показывает Чехов других  людей, простых, незаметных тружеников – учителей, врачей, крестьян, самоотверженных ученых.

     Чехов говорил об этих людях с уважением. Он рассказывал, как их 

 унижали, оскорбляли, как им трудно жилось, как часто они погибали.

      Слава Чехова росла, но он все строже и строже относился к своим   

   произведениям.

           Весной 1890 года Антон Павлович решил ехать на Сахалин. В конце

                                                                                                                                  4.

 июля,  уже больной чахоткой, он прибыл на  Сахалин. То, что Чехов увидел    

  на острове, потрясло его. Никогда прежде писателю не приходилось  

  встречаться с такой беспросветной нуждой, дикостью и полнейшим  

  произволом властей. Все свои впечатления он передал в книгах «Из Сибири»   

   и « Остров Сахалин».

        В 1892 году Чехов, оставив врачебную практику, покупает  под Москвой имение Мелихово, куда переехала вся его семья: отец, мать, сестра и брат Николай.

       После тяжелого детства, беготни за трехрублевыми гонорарами, скитаний по квартирам, всяческих лишений Антон Павлович был доволен:

у него был дом, где он мог спокойно работать; он жил среди народа, как и хотел.

      В Мелихово из Петербурга прислали двух щенков. Их назвали Бром и Хина. Чехов любил вести с ними долгие разговоры, от которых домашние помирали со смеху. «Славный народ собаки», - говорил Чехов. Казалось, что он  хорошо знает, о чем они думают, чем живут. Два рассказа «Каштанка» и «Белолобый» написаны им о собаках.      

    В Мелихово на свои средства он построил школу, помогал голодающим,

во время эпидемии холеры работал как участковый санитарный врач. От вознаграждения за свой труд Антон Павлович отказался.

       К этому времени А.П.Чехов уже всероссийский признанный писатель, один за другим выходят его сборники: «Невинные рассказы», «В сумерках». В 1888 году А.П.Чехов стал лауреатом Пушкинской премии, а в 1990 году – почетным академиком.

        Новый этап творчества Чехова связан с увлечением драматургией. Сначала он переделывал свои рассказы в пьесы, однако они  имели не очень большой успех. Одна за другой  выходят одноактные пьесы: «Медведь»,  «Свадьба», «Предложение»…; написана большая пьеса «Чайка».

      Первая постановка пьесы «Чайка» стала неудачной. Только Московский художественный театр, оценивший естественность и внутренний подтекст пьесы, смог передать авторскую концепцию (пьеса «Чайка становится символом театра). Чувствовалось стремление писателя  обновить                 5.

 

современную драму. Пьесы «Дядя Ваня», «Вишневый сад»  зрителями  и критикой были встречены восторженно. Вскоре эти пьесы перевели на иностранные языки.

      Чехов – драматург  стремился раскрыть в людях стремление к новой жизни, к обновлению действительности. Он обращался не только к своим героям, а в первую очередь к зрителям, сидящим в зале, или к читателям. Именно в них он хотел добиться пробуждения от серой будничности, от нерешительности, безволия.

       Мечтой о новой, светлой жизни пронизана пьеса «Три сестры». В центре драмы – и об этом говорит ее заглавие – судьба трех сестер. Сестер отличает их вера в жизнь, в лучшее. Отличается от своих сестер брат Андрей Прозоров. Он тоже недоволен жизнью, но боится ее изменить, от чего и страдает. «Знаешь, надень шапку, возьми в руки палку и уходи… уходи и иди, иди без оглядки. И чем дальше уйдешь, тем лучше», как советует ему доктор Королев. «уйти и бежать» нужно , в этом мудрый парадокс жизни. Но те самые условия, которые делают уход невозможным, делают его неизбежным.

    Центральный персонаж пьесы «Дядя Ваня» переосмысливает свою жизнь, которая принесена в жертву профессору Серебрякову, оказавшемуся не гением, как думал Войницкий, а бездарностью. Подлинный конфликт дяди Вани с Серебряковым – это столкновение человека, не способного на решительные действия, хотя и все понимающего, с сильной личностью, которая подавляет его разум и волю.

      Энергичный, самоотверженный и талантливый доктор Астров убежден, что смысл человеческой жизни, главное в мире – это человек. Устами этого героя произносится знаменитая чеховская фраза: « В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». И Астров, и Войницкий

пытались «распрямиться», поняли умом необходимость обновления,

но силы воли оказалось недостаточно. Они не видят настоящего смысла в своей работе, не видят, как говорит Астров, «вдали огонька».

                                                                                                                                  6.

 

      Герои осознают свое место в окружающей их действительности и понимают, что действительность эта страшна, но до изменений, до преобразований не доходят. Пьеса заканчивается, герои остаются со своей серостью и обыденностью.

      В «Вишневом саде» чувствуется  близость обновления, оно не только в мечтах и смутных надеждах людей, но в ходе самой жизни. В «Вишневом саде» Чехов показал историческую смену социальных укладов: кончается период вишневых садов, наступает период Лопахина, и вишневый сад трещит под его топором. Но Лопахин сам понимает, что общий колорит  жизни останется прежним. Его и ему подобных сменят новые люди, такие как Петя Трофимов  и Аня, и это будет следующий шаг истории, приближающий будущее. Мечтательно – тоскливое ожидание перемен, по-

ходившее на веру в невозможное, сменилось радостным убеждением в близости будущего. Люди слышат его шаги.

      В 1901 году Антон Павлович женился на актрисе Московского Художественного театра Ольге Книппер. Однако насладиться творческим успехом и семейным счастьем ему не суждено было: состояние здоровья резко ухудшилось. По совету врачей Антон Павлович отправился на лечение  в курортный городок Баденвейлер. Здесь 2 (15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался.

      Чехов на протяжении всей своей писательской деятельности выполнял роль свидетеля. И как свидетель он был безукоризненно правдив, он приводил точные подробности событий и чувств, достоверные факты, крупные или мелкие, но в каждом из них отражалось подлинное лицо жизни.            

      «Дыхание жизни» и «великое предвидение» Чехов внес не только в свои пьесы, но и во все, им созданное. Смысл Чеховского творчества был поучителен и важен для читателей всего мира и при жизни писателя, и после его смерти, когда началась его всемирная слава. Тогда всем стало ясно,

 

что, говоря о России, Чехов – новеллист и драматург говорил обо всем современном человечестве, о его противоречиях и надеждах, о его настоящем и будущем.                                                                                                             7.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x