Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Мастер – класс по теме: «Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках в рамках технологии проблемного обучения». | Кузьмина Татьяна Ивановна. Работа №238876

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кузьмина Татьяна Ивановна
представить коллегам апробированную модель педагогической деятельности по  созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии  проблемного диалога Е.Л.Мельниковой).

 

МОУ «СОШ р.п. Озинки»

Озинского района Саратовской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер – класс  по  теме:

«Приёмы  создания   проблемных  ситуаций  на  уроках в  рамках  технологии  проблемного  обучения».

 

 

 

 

 

Провела:

Кузьмина Т.И.

учитель физической культуре,

руководитель РМО

учителей физической культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017-2018 учебный год

Цель проведения мастер-класса: представить коллегам апробированную модель педагогической деятельности по  созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии  проблемного диалога Е.Л.Мельниковой).

Задачи:

Обозначить актуальность технологии проблемного диалога на современном этапе образования;

Ознакомить участников мастер-класса с приёмами создания проблемных ситуаций;

Представить участникам мастер-класса опыт использования приёмов создания проблемных ситуаций;

Провести практическую часть мастер-класса по формированию умения распознавать  приёмы создания проблемных ситуаций на уроках;

Провести рефлексию продуктивности мастер-класса.

Структура мастер – класса:

         1.Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса.  Содержание мастер-класса.

        2. Представление   опыта  работы.

Ознакомление  с  постановкой  проблемной  ситуации  с  удивлением  и   затруднением.

        3. Практическая часть.

Создание  проблемных  ситуаций в  рабочих  группах.

       4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность проблемы.

От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и  метапредметных  умений.  В таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов. 
1.Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у школьников комплекс УУД? 
 2.Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь? 
3.Когда дети осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают творческие способности), активно отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу? 
Одной из таких технологий является технология проблемного обучения. 

Ожидаемый результат:

Повышение профессиональной компетенции учителей по созданию проблемных ситуаций на уроках  в  рамках  проблемного  обучения.    

Оборудование:

презентация;

раздаточный материал: приложения.

Форма проведения: беседа, работа в группах, межгрупповое взаимодействие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход   мастер - класса

Вступительная    часть.

-Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса : «Приёмы создания проблемных ситуаций  на  уроках  в  рамках  проблемного  обучения».

- Предлагаю Вам сформулировать и зафиксировать свои цели, которые Вы хотели бы реализовать в течение мастер-класса.

- Те, кто  не  знаком  с  этой  темой…

Узнать приёмы создания проблемной ситуации.

-Если  вы  владеете  информацией  о  проблемном  обучении…

Расширить свои знания о технологии проблемного обучения

- Изучив  приёмы  создания  проблемных  ситуаций…

Применить на практике приёмы (создавать проблемную ситуацию).

   - Я в свою очередь сформулирую свою цель так:

«Поделиться опытом создания проблемных ситуаций на уроках  (по технологии  проблемного диалога Е.Л.Мельниковой).

Что  вызывает  у  детей  проблемная  ситуация?

Проблемная ситуация вызывает у детей удивление или затруднение.

 Поэтому по реакции ПС делятся на 2 типа: с удивлением и с затруднением. 

Представление опыта работы

Приемы создания ПС с удивлением: 
Приём1. Самый простой. Учитель одновременно предъявляет детям противоречивые факты или теории, взаимоисключающие точки зрения.

Тема: "Склонение имен существительных" 

Старая  женщина  волновалась  о  сестре  и  дочери.
Приём 2. Учитель сталкивает мнения детей вопросом или практическим заданием.

Урок математики по теме «Круг и окружность»

Детям предлагаются изображения различных предметов: обруч, ведро, медаль, олимпийские кольца, секундомер, велосипед, лупа, корзина для баскетбола, очки.                                                                                    –Как вы считаете : где круг, а где окружность?

Мнения  расходятся.

Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации. 

Окружающий мир, 2 класс. 
Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Ученики: Очень мало, почти нет. (Шаг 1.) 
Учитель: 

Посмотрите  видеофрагмент о  цветущей пустыне(смотрят  фрагмент о цветении растений пустыни в апреле –( шаг 2). Обучающиеся испытывают удивление.) 

 

Приемы создания ПС с затруднением: 
 Приём 4 Учитель дает задание, не выполнимое вообще

Урок математики во 2 классе по теме «Метр»

- Какие единицы измерения длины вы знаете? (сантиметр, дециметр)

Задание: Найти периметр школьного коридора, используя данные единицы измерения.

Приём 5: Практическое задание, не сходное с предыдущим

Тема: Письменный  приём   умножения  трёхзначного числа.

3,20,399
- Что это за числа? 
- Умножьте их на 27.

Приём 6  Выполняется в два шага. Учитель  даёт   практическое задание, сходное с предыдущим . Затем  учитель доказывает, что задание не выполнимо. 
Урок русского языка в  старших  классах  по теме «Правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих. Слова-исключения»

-Среди  данных  слов найдите наречия и запишите их в тетрадь:

колюч…, плач.., настеж…, доч…, навзнич…,  рож… ,сплош…, вскач… .

- Прочитайте предложение, записанное на доске:

Нашей     Маше     замуж…     невтерпёж… ..

–Найдите в нём наречия. Как бы вы их записали?

Существует предметная специфика в использовании представленных приемов постановки проблемы на уроке. Для русского языка наиболее характерны приемы 2, 3, 6, содержащие практическое задание "на ошибку", а приемы 1 и 4 используются реже. Для математики типичны проблемные ситуации с затруднением, создаваемые приемами 4, 5, 6, хотя прием 1 тоже встречается. На уроках литературного чтения часто обсуждаются позиции ученых (критиков) и разные мнения учеников с помощью приемов 1 и 2. При изучении окружающего мира, используется прием 3.

Практическая часть

-Сейчас  я  вам  предлагаю  в  ваших  группах  создать  проблемную  ситуацию , которую  можно  использовать  на  вашем  уроке.

Вывод

Заключительное слово:Без сомнения, технология  проблемного  обучения – результативная, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.  Эта технология общепедагогическая, так как она может использоваться в любой образовательной системе, на занятиях по любому предмету.

Я считаю, что мы сегодня хорошо поработали, потому что мои и Ваши ожидания были оправданы. Я могу это доказать на примере нашей совместной работы.

Исходя из этого, я делаю вывод о том, что Вы узнали что-то новое для себя и приобрели навыки, которые могут пригодиться Вам в педагогической деятельности.

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»

Ш. А. Амонашвили

Более подробно о технологии «Проблемно диалогического обучения» вы можете узнать из книги Е. Л. Мельниковой «Проблемный урок или как открывать знания с учениками», а так же на сайте

 

 Рефлексия

Упражнение «А напоследок я скажу…»

Мастер: И последнее задание для Вас. Выберите цифру на экране и продолжите фразу.

Каждый участник выбирает на экране карточку с цифрой. В каждой карточке дается фраза, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки участник должен продолжить и завершить фразу, проанализировать и подвести итоги мастер-класса.

0) "Мне захотелось …"

1) "Сегодня я узнал (а) …"

2) "Было трудно …"

3) "Я приобрел (а) …"

4) "Я выполнял (а) …"

5) "Я попробую …"

6) "Я понял (а) …"

7) "Я научился …"

8) "Меня удивило …"

9) "Я выполнял задание …

 

-Желаю Вам выполнять свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать и подавать пример, и воспитывать в учениках человечность и доброту.

 

 

Список литературы:

1..Е.Л. Мельникова. Проблемный урок, или как открывать знания вместе с учениками. М: 2006

1. А. М. Матюшкин. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 2002

2. Электронные ресурсы: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola, http://www.myshared.ru/

3. Т.В.Кудрявцев  Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.  М.3нание, 2010.

4. И.Я.Лернер  Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях.   Педагогика ,2000.-№ 7.

5. М.И.Махмутов . Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение, 2009

6. М.И.Махмутов . Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 2012.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×