Статья Мастер-класс для педагогов ДОУ "Кляксография". Автор: Шамина Светлана Владимировна, Таюнда Татьяна Моризовна

Автор: Шамина Светлана Владимировна, Таюнда Татьяна Моризовна
Нетрадиционные техники рисования интересны не только воспитанникам ДОУ, но и педагогам. Данный мастер-класс рассматривает технику кляксографии, её возможности, варианты.  


Автор: Шамина Светлана Владимировна, Таюнда Татьяна Моризовна

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер – класс

для педагогов

по нетрадиционным техникам рисования

«Кляксография»

 

 

 

Подготовили:

педагог дополнительного образования

Т.М.Таюнда;

музыкальный руководитель

С.В. Шамина

 

 

 

 

 

 

г. Пыть-Ях

2018-2019 учебный год

Цель: познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – кляксография и ее вариантами.

 

Задачи:

вызвать интерес к «волшебному» рисованию;

показать разнообразие и выразительные возможности техники при создании рисунка;

развивать интерес к творческой деятельности и

использовании

ее в своей работе.

 

Материалы: альбомные листы А4, гуашь разных цветов, стаканчики с водой, ложечки и трубочки (для коктейля), бумажные и влажные салфетки, ватные палочки, фломастеры.

 

Предварительная работа:

подготовка презентации;

подготовка видео;

подборка фоновой музыки;

изготовление образцов;

подготовка мест для практической работы.

 

ХОД

 

Педагоги располагаются в студии творчества.

 

Педагог:

- Добрый день, коллеги, рада приветствовать вас в студии творчества «Маленькие волшебники».

 

1слайд - видео стихотворения:

«Краска с кисточкой дружила,

Но однажды так случилось:

Что капля на листок упала-

Это клякса прибежала…»

 

 

 

2 слайд:

-Что такое клякса? (ответы) Да, вы правы – это след, пятно оставленное краской. В понимании многих она ассоциируется с неаккуратностью и неряшливостью. А вот одна из нетрадиционных техник рисования может помочь вам увидеть обратное. Она так и называется - кляксография. И вызывает, впрочем, как и любая другая нетрадиционная техника, живой интерес у детей. Так как обычно за кляксы ругают, а здесь, наоборот, хвалят. Поэтому педагог может сделать кляксографию развивающим и обучающим средством в художественно-творческой деятельности детей.

Кляксография - отличный способ весело и с пользой проводить время, экспериментируя с красками и создавая необычные образы. Ведь заранее нельзя предугадать, что случится с кляксами. Очень важно, что делая кляксы и рассматривая их, уже 3-4 летний ребенок сможет видеть детали и образы: «На что это похоже? А что тебе это напоминает?».

3 слайд:

Надо отметить, что сначала нужно использовать один цвет и простые способы растекания капли.

 

 

 

 

 

4 слайд:

 

Постепенно усложняя: добавляем другие цвета и используем способ более сложной техники «монотипии» - складывания листа пополам или накладывания листа одного на другой.

 

 

 

 

 

 

5 слайд:

А затем осваиваем самый сложный способ кляксографии - раздувание капли трубочкой и дорисовывание деталей с помощью других нетрадиционных техник: «пуантилизм», «пальчиковое рисование» и другие. Все это помогает развивать фантазию, воображение, мышление и, конечно, творческие навыки, умения и способности.

 

Педагог предлагает приступить к практической части.

6 слайд - видео стихотворения:

«Краска с кисточкой дружила,

Но однажды так случилось:

Что капля на листок упала-

Это клякса прибежала…

И вокруг заколдовала-

Птиц, деревья и цветы!

Но волшебники же мы!

Все конечно расколдуем-

Ведь чудесно мы рисуем!»

 

- А раз мы с вами волшебники, то нам, конечно, нужны - волшебная палочка и краски. Они нам и помогут освоить технику кляксографии.

 

7 слайд - видео показ выполнения:

1. «Живые кляксы»- способ рисования для детей 4-5лет.

- На лист бумаги наносим капельки одного цвета, с помощью ложечки, (впоследствии можно добавить еще 1-2 цвета). И слегка наклоняем лист в разные стороны – капли растекаются. Можно дать кляксам высохнуть, а можно промокнуть салфеткой.

 

Рассматриваем, что же вышло и продолжаем творчество – дорисовываем личико:

 

«Кляксой капнула гуашь,

Ты себя не перемажь!

Нарисуем кляксе глазки-

Оживет она как в сказке!».

Воспитателям предлагается самим выполнить рисунок. Педагог по ходу работы дает свои комментарии:

-Можно обратить внимание детей на их настроение, которое они могут передать, рисуя рожицу. Или задать вопрос и поразмышлять о цвете капли: «Как вы думаете, если цвет кляксы яркий, то какая она будет (веселая), а если темный (грустная).

8 слайд – видео показ выполнения:

2. Кляксография-монотипия – способ рисования для детей 5-7лет.

 

- Лист бумаги складываем пополам. На одну половинку наносим капельки одного или нескольких цветов (можно дать детям возможность выбрать цвета самостоятельно и порассуждать о выборе).

 

- Оказывается, что клякса - не всегда плохо. У вас есть чудесная возможность поставить несколько клякс, и никто за это не будет ругать. Но, конечно, вы знаете, что у каждой кляксы есть свое настроение и, наверное, помните, что все нужно делать аккуратно.

- Далее лист закрываем, хорошо приглаживая ладошкой, и разворачиваем. Рассматриваем «на что похоже?» и дорисовываем детали, используя разные художественные материалы, давая возможность ребятам сделать выбор самостоятельно. Возможен более легкий вариант: на один лист наносим капли, а вторым сверху накрываем, разглаживаем и фантазируем.

Педагогам предлагается самим выполнить рисунок.

 

9 слайд – видео показ выполнения:

3.Кляксография с трубочкой или раздувание капли – способ рисования для детей 6-7лет.

 

- На лист наносим каплю и раздуваем трубочкой. Можно использовать два варианта рисования: « Воображение» и «Замысел».

 

«Воображение» - хорошо сопроводить рассказыванием сказки и придумывать их можно каждый раз новые и вместе с детьми.

Берем «волшебную палочку» - трубочку и раздуваем каплю. Рассматриваем, фантазируем и дорисовываем детали, используя различные нетрадиционные техники рисования: пуантилизм, рисование пальчиками и т.д. Здесь также детям можно предоставить возможность выбора техники.

Воспитателям предлагается самим выполнить рисунок. Во время выполнения работы педагог предлагает вариант сказки.

 

«Сказка про кляксу»:

- Однажды с кисточки сорвалась большая капля, упала на бумагу и растеклась. «Фу!- возмутилась бумага. Как меня уродует эта клякса!».

«Ах, какая я несчастная,- подумала клякса. Я не хочу никого огорчать».

«Не грусти, - вдруг услышала она. Я - Волшебник мастер Изображения. Я помогу тебе!».

 

10 слайд - видео показ выполнения:

«Замысел» - прекрасная возможность использования художественного слова. Подбор стихотворений огромен и целиком зависит от педагога. Например, отрывок из стихотворения Н. Алексеевской «О пользе карандаша и кисточки»:

«Кляксу кисточка для смеха

Нам поставит – вот потеха!

Клякса эта очень злится:

-Кляксой быть мне не годится,

Не буду кляксой – это проза,

Буду ромашкой или розой…».

 

- В таком рисовании используем краски определенного именно этим рисунком цвета. Раздуваем капли стараясь представить форму цветов – ромашки и розы. Дорисовываем стебли и листья, с помощью кисти, карандаша, фломастера.

Воспитателям предлагается самим выполнить работу и оформить рисунки для выставки в студии творчества. Педагог читает стихотворение:

«Кляксы – Маляксы» Григорий Златогоров

«В каждой кляксе кто-то есть,

Если в кляксу пальцем влезть.

В этой кляксе – кот с хвостом.

Под хвостом – река с мостом,

Судоходная река для судов и судака.

На мосту – чудак с чудачкой,

Под мостом – судак с судачкой,

И плывут туда-сюда всевозможные суда:

Туда плывут с тудачками,

Сюда плывут с сюдачками.

Отражаются в реке судаки с чудачками,

Чудаки с судачками.

Этой кляксе - конец,

Надо сделать новую.

В ней огромный дворец

И балкон с коровою!»

 

По окончании работы педагоги оформляют выставку «Вернисаж» в студии.

 

- Ну и в итоге. Проявите сами интерес к творческим занятиям и помогите вашим воспитанникам прожить дошкольный период детства, фантазируя и радуясь. И тогда интерес к творчеству будет сопровождать их всю жизнь. А в помощь педагогам в ваших творческих начинаниях и на память о сегодняшней встрече разрешите преподнести вам творческий набор (дидактическая игра, стихотворение, сказка, образцы работ).