Статья Мастер-класс для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». Автор: Янкина Екатерина Анатольевна

Автор: Янкина Екатерина Анатольевна
Цель:  Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

-Познакомить педагогов с исследовательской деятельностью в ДОУ,  приобрести знания и практические умения в области опытно-экспериментальной деятельности.

- Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.

- Повысить уровень мастерства педагогов.

- Создание положительного эмоционального климата у педагогов.


Автор: Янкина Екатерина Анатольевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 общеразвивающего вида» г. Ухта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации для педагогов в форме мастер-класса «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

Подготовил: Воспитатель Янкина Екатерина Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 г.

Цель:  Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

-Познакомить педагогов с исследовательской деятельностью в ДОУ, приобрести знания и практические умения в области опытно-экспериментальной деятельности.

- Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.

- Повысить уровень мастерства педагогов.

- Создание положительного эмоционального климата у педагогов.

Опыты и эксперименты способствуют развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинноследственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию удетей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности,самостоятельности; обогащению  словарного запаса; воспитанию у воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.)

Усваивается все прочно и на долго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем, когда детям предлагаются готовые инструкции, алгоритм действий. Роль педагога, подготовить ребёнка к исследовательской деятельности, обучить его умению добывать знания самостоятельно и применять их в определённых  жизненных ситуациях.

Уважаемые коллеги, я предлагаю начать наш мастер - класс с игры «ДА-НЕТ».

Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли вы с занятия, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ: Помочь откажетесь мне? (Нет.)

При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, и только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям.

Для исследования нужны тема и содержание деятельности. Зачастую дети сами находят темы для поисковой деятельности. Они способны удивляться каждому явлению, каждому изменению в окружающей действительности. Нам стоит у них этому научиться. Давайте проведем игровое упражнение «Назови тему», кто называет тему последним, получает приз.

Найти тему можно с помощью: появления нового объекта, нового способа, нового материала, новой книги или альбома; события, происходящего в семье (вернулись из отпуска, привезли красивый камень или ракушку); находки на участке детского сада (почему камни разного цвета?, почему лист в воде не тонет?). Темы исследований рядом, наша задача увидеть их.

Этапы организации самостоятельного исследовательского поиска дошкольников:

1  этап – ознакомительныйв процессе которого дети знакомятся с методами исследований: опыты и эксперименты, наблюдения, рассматривание альбомов, чтение литературы, просмотр познавательных передач  и многое другое т.е. поиск информации в различных источниках.

2 этап – организационный, который включает в себя создание ситуации, определяющей тему, проблему исследования, выдвижение гипотезы.

3 этап–практический, на этом этапе происходит выбор воспитанниками методов исследования, практическое решения проблемы, сбор материала и фиксация информации в виде знаков и символов.

4 этап-обобщение полученных данных. Собранные сведения анализируются и обобщаются. На заключительном этапе воспитанники размышляют, устанавливать причинно-следственные связи, формулируют выводы

Примерная структура эксперимента:

1. Выявление проблемы

2. Выбор темы исследования;

3. Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование).

4. Определение задач исследования ( основных шагов направления исследования);

5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом);

6. Составления предварительного плана исследования;

7. Проведение эксперимента (опыта), наблюдения, проверка гипотезы, выводы;

8. Указание возможных путей дальнейшего изучения проблемы

Сейчас я вам тоже предлагаю побыть на месте детей, и провести пару исследований. Тема первого исследования – воздух. Для  начала определим, что мы знаем о воздухе? Мы дышим воздухом, воздух есть везде, он лёгкий и невидимый, движение воздуха - это ветер, его можно увидеть в воде, в виде пузырьков.

Теперь подумаем, чего мы не знаем? Как мы это можем выяснить? С помощью экспериментов.

Можем ли мы воздух потрогать? Как можно это проверить? Какие методы исследования можно использовать?

Методы исследования:

наблюдение, эксперимент;

получение информации из книг;

получение информации у других людей;

получение информации из СМИ  (компьютера, телевизора, радио) и др. (на слайд).

Опыты с воздухом.

Чтобы потрогать воздух, нам понадобятся пакеты. Завяжите пакеты, что вы видите? Пакеты надуты, хотя мы их не надували. Мы поймали воздух. А сейчас сделайте дырочку в пакете – так мы можем ощутить и потрогать воздух.

А в других вещах есть воздух? Как это проверить? Возьмите пластиковые бутылки, которые стоят на столе. Закрутите крышку. Попроуйте надавить на бутылку, что произошло? Она не сдавливается, потому что там воздух.

Но, если вас это не убедило, подойдите к столу. Предлагаю опустить бутылки в емкость с водой. Пузырьки на поверхности воды говорят о том, что из бутылки выходит воздух. Значит, в любом предмете, даже в котором ничего нет, есть воздух.

Возьмите шарики и надуйте их. В шарике у нас – воздух. Опустите шарики в емкости с водой. Что произошло? Наши шарики не утонули. А сейчас возьмем металлическую пластину, и опустим ее в воду – она утонула. Почему это произошло? Воздух легче воды, поэтому предметы, заполненные воздухом, не тонут. Какие предметы действуют по этому принципу? Надувной матрас, нарукавники, спасательный жилет и тд.

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об эффективности опытно- экспериментальной деятельности, и что наш мастер - класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме. Спасибо.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x