Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Мастер-класс "Как написать сказку" | Харькова Оксана Петровна. Работа №360496

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данном мастер-классе содержаться рекомендации по написанию сказок, которые можно использовать в работе с учащимися начальной школы во внеурочной деятельности и в подготовке к творческим конкурсам. В конце статьи размещена конкурсная работа ученика 4 класса Гусева Арсения. Он сочинил легенду о пещере-пропасти Кутук-Сумган, расположенной в республике Башкортостан. 

Сказка - это памятник, которому современная культура должна выказывать полное уважение и благодарность в силу того, что в основе всякой культуры ею заложено первичное понятие человека о сущности добра и зла. Сказка - это живая, неумирающая история народа, правда, являющаяся для на в самых общих чертах, но зато обрисовывающая характерные особенности каждой нации, её взгляды на жизнь, историю, явления природы. 

Сказка традиционна, несмотря на влияние прогресса. В сказке важна структура, то есть функции, о которых говорил В. Я. Пропп, - именно они определяют жанр сказки. К написанию сказки надо подходить осторожно. Необходимо создать нечто новое, а не копировать других. Нужно быть оригинальным в неоригинальном жанре. Очень важно как можно плодотворнее работать на этапе придумывания, фантазирования. Работая над сказкой, вы не можете позволить себе сойти с определённых тропинок  - уйдёте чуть дальше, и сказка перестанет быть сказкой. 

Мастер-класс «Как писать сказку» 

(из опыта работы учителя начальных классов Харьковой О. П.) 

 

  

 Задача данного мастер-класса - понять сказку изнутри, выделить структурные 

особенности, выяснить, как написать сказку, непохожую на другие. 
 
Первым делом нужно: 

1.

 

Выбрать тему, лейтмотив, вокруг которого будет строиться сюжет или который 
стане отправной точкой для его развития. Это может быть вполне заурядное – 
например, отношения между членами семьи или поездка на море. Темой может 
стать и что-то более оригинальное – поиск клада, найденная магическая вещь или 
встреча с волшебником.  

2.

 

Решить, где будут разворачиваться события. В большинстве сказочных 
произведений происходят в выдуманном мире (трилогия о Незнайке) или являются 
частью нашего (мир волшебников в поттериане). Ареной для развития сюжета 
может стать привычная реальность, где начинает происходить нечто небывалое 
(«Приключение жёлтого чемоданчика»).  

3.

 

Придумать ярких действующих лиц – героев и злодеев. Ими могут стать обычные 
люди, с которыми случилось какое-то волшебное событие, говорящие животные, 
магические создания и др.  

4.

 

Сочинить интригующее начало, которое зацепит внимание.  

Структура сказки 

   Учёный-филолог В. Я. Пропп в своём исследовании «Морфология волшебной сказки», 
изучив множество народных сказок, выделил 31 функцию волшебной сказки. Именно 
народная лежит в основе авторской, а потому большинство функций действуют и в ней. 
Остановлюсь только некоторые из функций, без которых сказка не может быть сказкой, 
утрачивает свою сущность. 

 

Функция недостачи. Очень важная функция. Без неё у героя нет мотива ввязываться в 
приключения. Функция недостачи выражается в том, что главному герою что-то не 
хватает для счастья. В народных сказках главному герою не хватает невесты или жениха, 
высокого положения или признания и уважения окружающих. Если герой ребёнок, то 
чаще всего не хватает родительской любви, элементарных бытовых условий. 

(Джоан К. 

Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»)

 

Отсутствие родителей или других значимых взрослых – ещё одна функция - функция 
отлучки. Отлучка бывает обычная (ушли взрослые, уехали ненадолго, удерживаются кем-
то) и усиленная – (смерть родителей или других значимых взрослых). 

(Диана Уини Джонс 

«Ходячий замок») 

Важно: отлучка родителей, в отличии от недостачи, не является строго обязательной. 
Сюжет сказки можно построить и без неё, ведь мотивом, движущей силой является 
именно недостача. Родители не должны глубоко вмешиваться в историю, иначе не 
произойдёт инициации героя. Именно поэтому во многих авторских сказках с помощью 
функции отлучки родителей убирают из сюжета. Отлучка родителей добавляет герою 
страданий. Во многих народных сказках родители сами являются причиной страданий 
детей.  

Функция нарушения запрета, посредничества, перемещения - когда герой нарушает 
запрет, к нему является проводник/посредник из волшебного мира и перевозит/переносит 
или перемещает его каким-то способом в волшебный мир. Если в сказке есть два или 
больше сказочных миров/царств, то каким-то образом главный герой должен узнать о 
существовании иного мира и попасть туда. 

(Л. Керролл «Алиса в стране чудес»)

 

Не всегда эти функции используются вместе и в одной и той же последовательности. 
Бывает нарушение запрета и перемещение или проводник и перемещение, или нарушение 
запрета, перемещение и проводник.  

Функция метки (клеймение). В волшебных народных сказках эта функция встречается 
часто. Главный герой получает от любящего человека (невесты, брата, родителя) метку. 
Невеста клеймит жениха кольцом на лбу или щеке. Брат или отец вырезают на спине 
полоску кожи. Делается это для того, чтобы героя можно было воскресить в случае его 
гибели. В ход идёт мёртвая и живая вода. 

(Э. Дрейк «Волшебники») 

В сказке должен быть счастливый конец. Злодей должен быть наказан, зло побеждено, а 
герой вознаграждён. Положение героя должно стать лучше. Для этого используется 
функция спасения, победы, наказания злодея, свадьбы и др.  

Конечно, не все функции нужно использовать в авторской сказке. Достаточно помнить, 
что композиция любого произведения состоит из завязки, кульминации и развязки. 
Именно эти точки композиции обязательно должны включать соответствующие 
сказочные функции и ещё некоторый дополнительный набор косвенных.  

Пространства сказки 

В народных волшебных сказках присутствуют два пространства (два царства) – 
реальность и сказочный мир (тридесятое царство). В авторских сказках к этим двум 
пространствам добавляется третье – психологическое, то есть мир главного героя, его 
мысли и чувства, эмоции, переживания, страдания и т.д. В народных сказках 
психологическое пространство отсутствует, так как герои сказок – это типы, а не 
характеры.  

Итак, реальное пространство сказки. Чаще всего – это наше время и наш мир. Иногда – 
недалёкое прошлое. 

(Н. Гейман «Коралина», Р. Даль «Чарли и шоколадная фабрика») 

 

Фантастическое пространство сказки. В народных сказках фантастическое пространство – 
это сказочный мир, в который попадает главный герой (тридевятое/тридесятое царство, 
остров Буян и т.п.). В литературной сказке фантастическое пространство – выдуманный 
мир, ограниченный фантазией писателя и его чувством целесообразности и меры.        

(Дж. Р. Толкин «Властелин колец», Н. Гейман «Никогде») 

Психологическое пространство сказки. Чувства и эмоции героев народных сказок 
представлены довольно скудно. Мы ничего не знаем о внутреннем мире Иванушки-
дурачка или Царевны-лягушки. В литературной сказке внутреннему миру героев 
уделяется много внимания. Предполагается, что от начала истории и до её финала 
главный герой должен измениться, стать лучше, открыть для себя какие-то важные вещи, 
научиться чему-то важному. В сказке главный герой может и не измениться к финалу! Но 
он должен обязательно проявить какие-то качества своего характера. 

(Диана Уинн Джонс 

«Заговор Мерлина») 

 

Время волшебной сказки 

Как правило, действие волшебных сказок происходит либо «давным-давно», в некоем 
условном прошлом, либо во время, актуальное для читателя (близкое к нему). Если сказка 
начинается в реальном мире, то и время чаще всего – реальное. Главные герои сказки – 
современники читателя.  

Герои сказки 

Одной из целей народной сказки было обобщение архетипов, их систематизация. А вот в 
литературной сказке мы берём архетипы и делаем их более реальными, более живыми, 
более близкими нам.  

Герои-дети. Обычно дети в сказках – либо это жертвы социальной несправедливости, 
либо нарушители запрета взрослых. Реже – искатели. 

1.

 

Если вы пишите волшебную историю, сказку, то определитесь с аудиторией. Дети 
от 6 до 10 лет – это ещё не подростки, им рано проходить инициацию. В этом 
возрасте они отдаляются от взрослых, аккуратно пробуют рамки дозволенного и 
часто нарушают запреты. Для детей данного возраста важна семья, её авторитет 
довольно силён. Если вы считаете, что это ваша аудитория, то постарайтесь не 
разлучать ваших героев надолго с семьёй.  

2.

 

Если ваша аудитория – подростки от 10 до 16 лет, тогда смело разлучайте главного 
героя с семьёй. Есть два пути: традиционный и новаторский. Традиционный путь – 
использование штампа «сирота» (пасынок или падчерица). Тем самым вы навсегда 
решите проблему невмешательства родителей. Но вам необходимо придумать 
интересное, захватывающее начало, чтобы компенсировать использование этого 
штампа. Новаторский же путь состоит в том, чтобы изобрести собственный способ 
исключить влияние семьи на героя-подростка во время его приключений. 

3.

 

Дети-герои не должны меняться от плохого к хорошему за время приключений, 
ибо это неизбежно приведёт к нравоучительству. А любая мораль, поданная прямо 
в лоб, убийственна для детской и подростковой литературы. У детей и подростков 
мало жизненного опыта, а значит и характер пока не сформировался, зато личность 
уже есть. Поэтому, описывая приключения юного героя, важно показать 
становление, раскрытие характера под влиянием личности, а не то, как из 
«плохиша» он становиться хорошим.  

А вот у взрослого героя, наоборот, уже есть характер, а личность погребена под слоем 
комплексов, нажитых привычек, манер, ролей, которые он играет. Поэтому, важно 
показать, как меняется его характер, как проявляется его личность через толщу привычек 
и масок.  

Герои-взрослые. Взрослый герой народной сказки, как правило, искатель. Человек, 
который ищет либо диковину (молодильные яблоки, Жар-птицу), либо невесту, либо 
волшебный артефакт (меч-кладенец). При этом по ходу он борется со злом, вызволяет из 
беды каких-нибудь жертв, добывает могущественное оружие, знакомиться с волшебными 
людьми и существами. Цель героя – повысить социальный статус и добиться лучшей 
жизни. В литературной сказке герои-взрослые – герои второго плана.  

Юных героев окружают взрослые, с которыми у них могут быть либо дружественные 
отношения, либо враждебные. 

1.

 

Взрослые-советчики (помощники, союзники). 

(Ш. Перро «Золушка»)

 

2.

 

Взрослые-друзья. 

(Л. Лагин «СтарикХоттабыч») 

 

3.

 

Взрослые-критики. Под эту категорию попадают все взрослые, которые не 
проявляют к герою враждебности и не чинят препятствий, но так или иначе 
мешают ему, критикуют его. Они не верят в его способности, проявляют 
равнодушие. 

(Диана Уинн Джонс «Девять жизней Кристофера Чанта») 

 

4.

 

Взрослые-враги. Сюда можно отнести как вредителей, так и антагонистов. 
Вредители не вступают с главным героем в открытый конфликт, но они вредят ему 
на его пути.  

В современном мире всё стремительно меняется – всё, кроме сказок. Их сюжеты дошли до 
нас из глубины веков. Они передаются из поколения в поколение и хранят в себе 
коллективный опыт миллионов людей. С помощью универсального языка легенд, сказок и 
мифов мы можем разговаривать с читателем на любые темы. А ещё без лекций и нотаций 
можно объяснить, как лучше повести себя в конфликтной ситуации, почему нельзя 
обманывать и зачем нужно делать уроки. С помощью сказки можно зашифровать любое 
послание для читателя, используя данные рекомендации.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Легенда о пещере-пропасти Кутук-Сумган (сказочный сон 

юного путешественника) 

Вот и закончилось наше недельное путешествие по Мелеузовскому району. Сколько здесь, 
оказывается, интересного и неизвестного! Сколько легенд сложено народом! Я долго не мог 
заснуть, думая о родниках, пещерах и их названиях. Но больше всего меня поразила 
пещерапропасть Кутук

-

Сумган, что с башкирского означает: «сумган» 

«нырнул», «кутук» 

«колодец». Откуда взялось такое странное название?.. Но вот мои глаза смыкаются и я вижу сон. 

. . 

Жил

-

был бай Комагай. Он был жадным и злым, но при этом очень богатым человеком, имел 

целое стадо коров, табун лошадей, бессчётное количество кур и гусей, множество ульев. Батраки 
гнули на него свои спины, но не могли прокормить ни себя, ни свои семьи, потому что Комагай за 
тяжёлую работу платил крохи.

 

 

И вот однажды аксакал из соседнего аула рассказал ему, что в ближайшем урочище скрыты 
несметные богатства. Но попасть туда не может ни один джигит, так как, чтобы добыть эти 
богатства, надо дойти до края зияющей пропасти, которая погубила уже много жизней.

 

Загорелись глаза у ненасытного Комагая. Пять дней он не ел, не спал, всё думал, как же 

завладеть этими богатствами. На шестой день обратился бай к своим батракам с такими словами: 
«Тому, кто найдёт сокровища в урочище, отдам лошадей и всё, что сможете унести. А тому, кто 
откажется идти, 500 ударов плетью».

 

Делать нечего, собрались молодые и здоровые батраки в путь. Долгим и нелёгким был путь. 
Добрались они до пещеры. Когда вошли в неё, то увидели красивое озеро с прозрачной водой. 
Так уютно и хорошо было в пещере! Решили путники остаться здесь навсегда: какая разница, 
где погибать, здесь или дома от ударов плетью.

 

 

Пропило три месяца. Родные пропавших батраков уж и не надеялись увидеть своих 

родственпиков. Возлюбленные джигитов приходили вечерами к большому камню за аулом и 
оплакивали своих женихов. Говорят, с тех пор из-под камня забил родник, который люди 
назвали «Девичьи слезы».

 

А бай Комагай похудел, перестал совсем спать: всё 
ему несметные богатства мерещились. Джигиты всё 
не возвращались. «Нашли, наверное, и присвоили 
себе мои богатства, вот и не возвращаются!» - 
говорил всем бай.

 

Вот наступил день, когда он сам отправился в 

путь. С трудом добрался Комагай до урочища. Стал 
он спускаться в глубокие пещеры, искать 
сокровища. В одной из пещер видит бай, блестит-
переливается чтото в глубине. «О, Аллах! Я нашёл, 
нашёл!» - закричал Комагай и с разбегу прыгнул 
навстречу своему счастью. Да только не золото и 
самоцветные камни блестели во тьме, а ледяное 
убранство пещеры по краям бездонного колодца.

 

Видели джигиты, как несчастный Комагай 

нырнул в бездну. Затаились они, когда бай вошёл в 
пещеру, не выдавали себя. Вернулись джигиты 
домой и обо всём поведали людям. Обрадовался 
народ, что не стало больше злобного и жадного бая. 
Только один старец пожалел глупца Комагая. 
Скатилась скупая слеза по щеке бабая.

 

А урочище с тех пор называют «Кутук-Сумган», что с башкирского означает: «сумган» 

«нырнул», «кутук» - «колодец».

 

А может так всё и было? И это ответ на мои вопросы? Может быть...

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×