Мастер-класс Тема: « Технология встречных усилий".

Автор: Крючкова Людмила Борисовна

 Мастер-класс

 

Тема: « Технология встречных усилий на уроках русского языка как

 

средство активизации познавательной и речевой деятельности

 

учащихся».

 

  При современных подходах к обучению заслуживает внимание построение урока, выдержанное в технологии встречных усилий учителя и учащегося. Новизна

 

в том, что ТВУ формирует положительную мотивацию к

 

процессу обучения, повышает культуру умственного труда субъектов

 

обучения, вырабатывает навыки совместных действий, воспитывает

 

осознанное отношение к процессу и результату учебной деятельности.

 

Моя задача как учителя – помочь ребёнку обрести знания, поддержать его,

 

внушить веру в себя, в свой разум, в свои силы, в успех, в конечный

 

результат!

 

  Что такое обучение? Это – процесс познания окружающего мира, это направляемый педагогом и самим учеником путь преодоления незнания, а преодоление требует определенных усилий. Без усилий - эмоционального, интеллектуального, волевого напряжения – невозможны ни активная познавательная деятельность, ни сознательное участие в учебном процессе, ни субъектное взаимодействие учителя и ученика. Субъект – это тот, кто активно, сознательно включается в деятельность, несет ответственность за ее процесс и результат. Если формирующаяся личность окажется неподготовленной к необходимости прилагать усилия в той или иной деятельности, то вряд ли в будущем этот человек сможет достигнуть успеха.

 

  Следовательно, ученик изначально должен быть поставлен в такие условия, чтобы прикладывать определенные усилия в процессе образования. Педагог тоже должен не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперед, но и делать шаг навстречу в умении строить отношения со своими учениками. В этом случае можно говорить о технологии встречных усилий педагога и ученика.

 

  Урок, построенный на технологии встречных усилий, условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, «вызов», «сотворчество» и рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности.

 

Начало урока: введение, «разогрев» учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную «разминку»

 

Приёмы и методы;

 

Отсроченная загадка», «Погружение», «Эпиграф» и др.

 

Содержание первого этапа деятельности: упражнения, связанные с темой урока, цель которых – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Эмоциональная атмосфера  становится той  основой, благодаря которой естественно возникает возможность перейти к  последующим этапам урока.

 

 

 

На столах у вас раздаточный материал, в котором приведены примеры

 

 использования данных приёмов:

 

 

 

No2 «Эпиграф»

 

- Прочитайте эпиграф к уроку, осмыслите его, подумайте, как

 

может быть он связан с темой урока?

 

Ты называешь действия предметов,

 

         Движенье нашей речи придаешь 

 

  В начале урока учащимся предлагается  кроссворд, при решении которого ученики прочтут название изменения глагола и фонетического явления, происходящего при образовании глаголов. Впишите в клетки глаголы в неопределенной форме, соответствующие следующим глаголам 1-го лица единственного рода:

     1.Прошу. 2.Терплю. 3.Соберу. 4.Пойму. 5.Бегу. 6.Тру. 7.Подниму.   8.Ловлю.  9.Берегу

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольно-подготовительный этап урока.

 

Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается  основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Такой подход требует уже не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи.

 

  Этот этап урока начинается с приема «Лови ошибку». Этот прием особенно уместен на повторительно-обобщающих уроках или уроках подготовки к контрольным работам. Здесь можно широко использовать материал тестовых заданий по русскому языку. Учитель называет ряд утверждений по теме «Глагол. Спряжение глагола», при этом в нескольких из них намеренно допускает ошибки, например: « Глаголы вертеть, смотреть относятся  к 1 спряжению», « Глаголы спрягаются в условном наклонении» и т.д.

 

 Среди любимых детьми приемов отмечу  прием «согласен - не согласен». Работа происходит в форме диалога: собеседники обращаются друг к другу с тезисами, которые можно принять или опровергнуть.

 

Попробуем с вами:                                                                            

 

Например: Если «да», показывается   зеленая сигнальная карточка,  «нет»-    красная.

 

  • Текст состоит из предложений.        
  • К тексту нельзя придумать заглавие.
  • Все предложения в тексте имеют границы.        
  • Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.
  • В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.        
  • Текст можно распределить на части.        
  • Каждая часть текста записывается с красной строки.   

 

    Следующим приемом  является «Повторение с расширением».

 

Предлагается тест-таблица на повторение изученного материала.

 

Их задача соединить стрелками термины и их определения

 

  

 

 

СПРЯЖЕНИЕ

 

Глаголы, имеющие суффиксы –ся,(сь)

ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ

Изменение по лицам и числам

ИНФИНИТИВ

Действие происходит

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ

Неизменяемая форма глагола

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Действие происходило после

БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ

Действие будет происходить

 

 

 

         К повторению непосредственно спряжения глагола относится  «скорый диктант». Он называется «Дуэль».

 

Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

 

- Предоставляю Вам право выбора оружия.

 

- Превосходно,- ответил Пруст,- предпочитаю орфографию. Вы убиты.

 

( Что изучает орфография? ( Систему правил написания слов).)

 

Почему так ответил Пруст? Проведем и мы  орфографическую дуэль. Дайте толкование слову дуэль. ( Поединок)

 

Пишем «скорый диктант» .

 

Записываем только окончания слов.

 

1.Качаешь                      8.Владеешь

 

2.Видишь                       9.Гонишь

 

3.Крикнешь                   10.Смотришь

 

4.Возишь                        11.Дышишь

 

5.Разденешься               12.Спросишь

 

6.Обледенеешь             13.Опрокинешь

 

7.Режешь                       14.Вяжешь

 

Проверка осуществляется  через слайд. В зависимости от количества допущенных ошибок выявляем победителей и побежденных. Выставляем оценки.

 

Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».

 

Цель вызова заключается в создании ситуации преодоления: учитель или ученик сознательно ставит себе, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участия в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т.е. формирует реальную субъектную позицию в учении и обучении.

 

На этом этапе ученикам предлагается работа с текстом.

 

Заунывный ветер гонит

 

Стаю туч на край небес,

 

Ель надломленная стонет,

 

Глухо шепчет темный лес.

 

 

 

1. Чтение отрывка из стихотворения учителем.

 

Какую часть речи в строках Н.А.Некрасова можно считать символом осеннего настроения?

 

2. Прочитайте, выделите грамматические основы, расставьте знаки препинания.

 

- Какое это предложение? ( БСП)

 

- Почему? (отсутствие союзов, средство связи – интонация)

 

- Составьте схему.

 

3. Найдите глаголы, определите спряжение. 

 

- Что придают глаголы этому отрывку? ( Динамику, быструю смену картин осенней природы).

 

Такая комплексная  работа с текстом позволяет проверить знания не только по русскому языку, но и по литературе, приобщает шестиклассников к литературоведческому анализу. 

 

Сотворчество как этап урока.

 

Главное здесь – поддержка активности, интереса, усилий, возникших на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий и информационных находок в совокупное знание по изучаемому предмету. Деятельность учителя должна складываться из организационных и  координирующих функций. Возникают условия для конструирования  материала или информации, что развивает креативность восприятия.

 

  На этом этапе ученикам предлагается игра «Собери пословицу».

 

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

 

Пословица не на ветер молвится.

 

Без пословицы не проживешь.

 

Хороша пословица в лад да в масть.

 

Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

 

Пословица – народная мудрость. Недаром народ создал столько пословиц о пословицах, отмечая меткость и выразительность русского слова. 

 

Ваша задача собрать рассыпавшиеся пословицы и решить орфографические задачи. (Безударная гласная в личных окончаниях глаголов).

 

Доска.

 

Слово не воробей,                 и камень растопишь.

 

Слово с языка                        до сердца доходит.

 

Сердечное слово                   вылетит, не поймаешь.

 

Ласковым словом                сорвётся, не удержишь.

 

Язык голубит,                       язык и губит. 

 

Прокомментируйте орфограмму «Безударные  гласные в личных окончаниях глаголов».

 

  Пословицы записывается  в тетрадь, выделяются  морфемы в словах.

 

Еще один прием на данном этапе урока «Кластер».

 

 Понятия группируются вокруг ключевого слова. Создается коллективный опорный сигнал по теме. На этом этапе урока срабатывает принцип отношения части и целого, где целое – то системное знание, которое должно быть освоено ребенком в ходе работы.

 

Шестиклассникам предлагается создать Кластер На доске коллективно создается схема «морфологический портрет глагола»

 

 

 

                                            Постоянные признаки               

 

                                   Вид                                            Спряжение

   Глагол 

 

 

 

Наклонение             Время                         Число           Лицо              Род

 

Непостоянные признаки 

 

                    

 

                                       Рефлексивный этап урока.

 

Основное его содержание – осмысление результатов работы.

 

  • Учитель возвращает учащихся к теме урока, записанной на доске: «Спряжение глагола. Окончание не бывает случайным!» Подводится итог, почему окончание не бывает случайным.
  •  Процесс содержательного обобщения трансформируется в подведение итогов. Опрос-итог – в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие ученика к рефлексии урока.
  • Отсроченная отгадка – необходимо не забыть возвратиться к вопросу, поставленному  перед учащимися в начале урока .
  • «Эссе» - пятиминутное сочинение, в котором учащиеся дают оценку своим знаниям по изучаемой теме, что дает учителю представление о восприятии темы школьниками.
  • «Синквейн»

 

  В заключение урока учащимся предлагается сочинить «Синквейн» - пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой теме «Глагол». По форме синквейн представляет собой последовательную «лесенку» из пяти строк : 1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.

 

2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.

 

3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.

 

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

 

5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

 

: Глагол:

 

Ты  - речь,

 

Ты называешь действия предметов,

 

Движенье нашей речи придаешь!

 

Глаголь!

 

Это  задание целесообразно предложить в качестве творческого задания.

 

 

 

 Предлагаю Вам сочинить синквейн на тему «Наш мастер класс» .Приводим пример такого пятистишия:

 

 

 

Важный аспект этого этапа урока – определение домашнего задания.

 

Слайд .   Еще одним из принципов технологии встречных усилий является свободный выбор разноуровневых домашних заданий:

 

 1-ый уровень соответствует обязательным результатам обучения;

 

2-ой - предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника;  Укажите …….

 

3-й - задание творческого характера.  Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. 

 

          Я считаю, что каждый ученик по-своему талантлив и должен иметь возможность реализовать свои способности. Задача учителя помочь ему в этом. Уверена, что ученик должен не получать знания в готовом виде, а добывать значительную их часть самостоятельно, и  согласна с древнекитайской мудростью, которая гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь».

 

Древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем же учить с горькими слезами тому, чему можно научиться с улыбкой? Главное – дарить всё время что-то хорошее и ценное (хотя бы интересный урок!)

 

Слайд  . Нам не дано предугадать,

 

                     Как слово наше отзовется,

 

                     Посеять в души благодать,

 

                    Увы, не всякий раз дается.

 

                                                     Но мы обязаны творить,

 

                   Забыв все тяготы земные,

 

                             Чтоб светлые истины заложить

 

                   В сердца и души молодые!

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x