Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Мастер – Класс «Формирование основ экологической культуры участников образовательного процесса через использование экобукваря «Разноцветное слово «Здравствуйте!»» | Мусакова Вера Леонидовна. Работа №210376

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Мусакова Вера Леонидовна
Распространение и передача педагогического опыта в процессе активного общения, обучение методике работы с экобукварем  «Разноцветное слово «Здравствуйте!»

МБДОУ «Детский сад № 6» г. Чебоксары

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер – Класс

«Формирование основ экологической культуры участников образовательного процесса через использование экобукваря

«Разноцветное слово «Здравствуйте!»»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела воспитатель

Мусакова В.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары-2019 г.

Цель: распространение и передача педагогического опыта в процессе активного общения, обучение методике работы с экобукварем  «Разноцветное слово «Здравствуйте!»

Задачи:

познакомить педагогов с инновационными методами работы по формированию у воспитанников ответственного отношения к природе;

дать методические рекомендации педагогам и показать приемы работы с

экобукварем

«Разноцветное слово «Здравствуйте!»» для детей старшего дошкольного возраста.

Краткое описание мастер-класса: В ходе мастер-класса участникам будет продемонстрирован опыт использования практического пособия. Они получат возможность повысить уровень своей профессиональной компетентности по формированию основ экологической культуры дошкольников, практически освоить методы и приемы работы с экобукварем. Смогут познать себя, свое отношение к природе, поставить себя на место цветка, животного, птицы, дерева, ощутить их настроение, понять их состояние.

Необходимое оборудование и материалы для проведения мастер-класса:мультимедийный проектор, ноутбук, столы, стулья, ручки.

Ход мастер — класса

Слайд 1 — Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы приветствуем вас на мастер-классе тема которого «Формирование основ экологической культуры участников образовательного процесса через использование экобукваря «Разноцветное слово «Здравствуйте!»»

 Слайд 2  (Ведущий читает акростих «Здравствуй!»)

Здоровья Вам  – так понимаем это слово,

Должно быть всем оно знакомо!

Родных, друзей, учителей,

А так же всех знакомых

Встречаем этим словом,

Счастливым, нежным тоном.

Творим добро во благо,

Ведь миру это надо!

Улыбкой встретим мы рассвет

И  добротой наполним свет!

Слайд 3 — Детский сад № 6 г. Чебоксары Чувашской Республики  представляет учебно — практическое пособие экобукварь «Разноцветное слово «Здравствуйте!».

Почему экобукварьРаботая в рамках инновационной площадки  по формированию  экологической  культуры  участников  образовательного  процесса  появилась идея создания экобукваря.  Общеизвестно, что букварь — пособие для обучения грамоте.

Экобукварь  — это пособие через которое  дети постигают искусство общения с  себе подобными и  природой. Читая вместе со взрослым страницы экобукваря, выполняя его задания, дети учатся экологической грамоте.

Изучив методическую литературу и пособия  по экологическому образованию детей, мы убедились, что отсутствует  пособие, содержание которого способствует формированию умения ребёнка встать на позицию любого живого существа (цветка, птицы, зверя, насекомого, дерева, человека и всей планеты), позволяет ощутить их настроение и почувствовать их состояние.

Слайд 4 — Существующие  экобуквари адресованы учащимся средних и старших классов, и не могут быть применены в работе с детьми дошкольного возраста.

Наш экобукварь предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Является универсальным средством дополнения любой вариативной программы экологического образования.

Слайд 5 — Использование пособия способствует решению задач ФГОС во всех образовательных областях.

Слайд 6 — Экобукварь используется в работе с детьми в разных видах деятельности (игровой, познавательной, исследовательской, проектной).

Слайд 7 — При коллективной и индивидуальной формах обучения с  детьми  старшего дошкольного возраста, в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности детей со взрослым.

Слайд 8 — Наряду с традиционными методами образования, мы используем инновационные методы, представленные учеными экопсихологии, активно развивающейся в последнее десятилетие.

Слайд 9 — Использование педагогом любого из представленных на слайде методов создает дополнительные возможности в образовательной работе, ориентированной на формирование ответственного отношения к природе.

Слайд 10 — Предлагаем пройти по страницам экобукваря, посмотреть на практике применение некоторых из этих методов. А вам на это время стать детьми.

Слайд 11 — Мы с вами на странице «Здравствуй, друг – Человек!». В очень далекие времена, когда жили пещерные люди, у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь …  Как вы думаете, что они чувствовали? (Ответы участников (им было плохо…, грустили… и т.д.)).

Слайд 12  — …И тот, кто был у них вместо врача, сказал им:

– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу … Ответьте, пожалуйста, чего не желали они друг другу (Здоровья). Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.“Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.

Слайд 13 —  Открываем страницу «Здравствуй, планета Земля!». (На слайде, по щелчку, последовательно появляются картинка и вопросы к ней.)

— Вы увидели гнездо в траве. Ваши действия:

— Пройду мимо.

— Понаблюдаю.

— Поглажу, покормлю птенцов. (Обсуждение педагогами)

— После похода остался мусор. Ваши действия:

— Закопать в яму.

— Унести домой и выкинуть в мусоропровод.

— Оставлю всё как есть, там и так много мусора. (Обсуждение педагогами)

-Решая предложенные в букваре ситуации, ребенок, осуществляя выбор, может усомниться в его правильности. И в процессе обсуждения открыть для себя истину.

Слайд 14  — Рассмотрим проблемные ситуации, но вопросы будут иными. (На слайде, по щелчку, последовательно появляются картинка и вопросы к ней.)

— Посмотрите на слайд. Дети пришли с воспитателем на поляну. И в изумлении остановились: “Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов”, – предложили дети. Цветы услышали разговор детей…

— Что подумали о детях цветы? (Ответы педагогов)

— Решая данные ситуации, мы доводим до сознания детей мысль о том, что цветы – это тоже живые существа, которым необходима наша любовь, тепло, защита. И тогда они будут нести нам радость.

Слайд 15 — Перейдем к следующей странице букваря. (На слайде, по щелчку, последовательно появляются картинка и вопросы к ней.) В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленького ёжика. Давай его возьмём к себе, чтобы он не заблудился” – сказал один мальчик.

— А Ёжик подумал про мальчика… Предположите, что подумал ежик? (Ответы педагогов)

— Данные вопросы стимулируют осознание воспитанником того, как его поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения природных объектов, «интересы» которых оно затрагивает.

Слайд 16 — На страницах раздела «Здравствуйте, цветы!» предлагаем сравнить строение цветка и человека. Уважаемые коллеги, встаньте, пожалуйста. Сравним себя с прекрасным цветком и выполним упражнение «Цветок».

«Если бы я был цветком, мои ноги бы росли и росли в землю. – Наклониться, провести руками по ногам снизу вверх

Эти длинные ноги были бы так хороши. Они держали бы меня на месте, когда дует ветер. И искали бы мне воду, чтобы пить. Но самое лучшее — мне не нужны были бы ботинки,

потому что мои новые ноги назывались бы… корень. – Покачивание туловищем

Если бы я был цветком, мое туловище стало бы гибким и прочным, как стебель,  а руки превратились бы в листья, на верхушке стебля распустилось бы прекрасное соцветие, оно будет привлекать насекомых, кормить их нектаром. – Медленно поднять руки вверх, слегка развести их в стороны, продолжая покачиваться

А весь цветок будет радовать человека. Как это прекрасно – быть цветком!» Медленно покружиться на месте.

— Можно занимать свои места и продолжать путешествие по экобукварю.

Слайд 17 – Откроем следующую страницу букваря. Как вы считаете, умеют ли цветы  думать? Посмотрите на слайд, схожи ли мысли этих цветов? Ответим на вопросы:

— О чем думает срезанный и поставленный в воду цветок?

— О чем думает сорванный человеком цветок?

— О чем думает цветок, растущий на поляне?

— Поиск ответов на данные вопросы способствует формированию чувства сопереживания личности состояния природного объекта, а также сочувствия ему.

Слайд 18 — Посетив страницу из раздела «Здравствуйте, Насекомые!» сравним человека и насекомого.

У человека органами обоняния является …? (нос), а у насекомого…? (усики)

У человека органами вкуса является …? (вкусовые рецепторы в ротовой полости), а у насекомого, например, кузнечика… (лапки)

Органы слуха у человека – это… ? (уши, расположенные на голове), а у насекомого –кузнечика …? (под коленками лапок)

Органы передвижения человека – это …? (ноги), а летающего насекомого — …? (Крылья и лапки)

Ведущий вызывает одного человека (либо нескольких, либо привлечь всех участников мастер-класса), предлагает согнуть назад ногу, держать ее двумя руками, прижимая крепко, не прыгая, попросить передвигаться в любых направлениях.

— Какие вы испытываете ощущения? (ответ участника)

— Проводя такие перевоплощения с детьми, подводим их к пониманию того, что насекомые, оставшись без одного крыла, оказываются еще в более затруднительном положении.

Слайд 19 —  Мы с вами на следующей странице букваря.

— Предлагаем вам продолжить следующие высказывания (ведущий управляет показом слайдов, картинки появляются по щелчку):

Каждый из нас нуждается в крепкой … семье 

(появление картинки на слайде)

Наши меньшие братья живут … семьей 

(поочередное появление картинки и слова «семья»  на слайде)

Каждая мама заботиться о … здоровье своего ребёнка 

(появление картинки «мама кормит ребенка», оберегает, защищает его (появление картинки «свинья кормит»)

В семье малыш чувствует себя защищённым…

(появление слова «Зашита»)

Они заботятся  и о  внешнем виде своих ближних…  

(появление двух картинок)

Детский сад и школа для нас как вторая большая семья…

 (появление картинки дети, воспитатели)

Есть ли детский сад у наших братьев меньших?… предполагаемые ответы участников мастер-класса. — У них тоже есть « детский сад»…

(появление картинки пингвины)

— С помощью таких упражнений мы подводим детей к пониманию того, что мир человека и мир животных очень схожи. Давайте относиться к нашим братьям меньшим как к самому себе.

Слайд 20 — Через упражнения пособия  развивается речь дошкольника. Выполнимупражнение «Назови семью».

В заданной на слайде последовательности (мама, папа, детеныш), с появлением картинок (по щелчку), участники их называют, в конце называют всю семья (например, волчья).

— Скажите, пожалуйста, на решение каких речевых задач направлено данное упражнение? (расширение словарного запаса, упражнение в словообразовании, образование притяжательных прилагательных).

Слайд 21 — Часто качества человека сравнивают с качествами животных. Предлагаем выполним следующее упражнение экобукваря. Продолжите предложение… (на слайде, по щелчку, появляется выражение «хитер, как…», участники высказывают варианты, по щелчку появляется картинка-ответ, и так со всеми высказываниями «упрям как…», «голоден как», «преданный как…», «труслив как…», «силен как…»)

— Данное упражнение подводит к пониманию того, что человек и животное близки.

Слайд 22 — И мы, и животные испытывают чувства. Представьте себя на месте собаки, лежащей у пустой миски. Выскажите вслух ее мысли?

— Какие чувства они вызывают у человека? – варианты участников мастер-класса  (жалость желание приласкать, помочь, приютить)

— Данное упражнение способствует формированию чувства сопереживания, сострадания, желания помочь, защитить.

Слайд 23  — Один из разделов экобукваря посвящен птицам. Откроем одну из его страниц. Могут ли быть у людей сомнения в выборе корма для птиц? Что предложить синице, воробью? Какой корм запрещен, но люди об этом не знают? Какой корм подходит любой птице? (обсуждение и ответы участников).

— В экобукваре представлена научная информация, формирующая экологическую грамотность не только детей, но и взрослых.

Слайд 24 — Специально подобранный в пособии литературный материал  несет экологическую смысловую нагрузку не только природоведческой, но и социальной направленности. Позволяет наиболее полно сформировать субъектно-этический аспект отношений к природе.

Слайд 25 — Наряду с инновационными методами в экобукваре, в разделе «Здравствуй, друг – Человек!», представлены и традиционные приемы. К примеру,  прием драматизации. Представим себя на месте сказочных героев. Поздоровайтесь как…(участники через прием драматизации выполняют упражнение, представленное на слайде)

— Перевоплощаясь,  дети выбирают приемлемые и неприемлемые интонации приветствия.

— Вернемся к инновационным методам. Предлагаем вам, определить какой метод был использован в том или ином задании

Слайд 26 —  Назовите задание, соответствующие методу экологической ассоциации.

 (ответ – «Мы очень похожи»)

Слайд 27 —  Выберите из предложенных заданий подходящее к методу экологической идентификации.

(ответ – Сравнение человека и насекомого)

Слайд 28 —  Какое  задание подходит к методу экологической лабилизации?

(ответ – Проблемные ситуации)

Слайд 29 —  С помощью какого задания реализуется метод экологической эмпатии?

(ответ – «О чем они думают…»)

Слайд 30 —  Назовите задание, соответствующее методу экологическая рефлексия.

(ответ — Проблемные ситуации)

Слайд 31 —  Какое  задание подходит к методу художественной репрезентации природных объектов?  (ответ — экологические стихи)

Слайд 32 —  Сегодня мы представили вам  элементы методов и приемов работы с  нашим пособием.

 — Коллектив нашего детского сада небольшой. Доброе дело имеет начало. Девизом нашей работы стали слова Н.Рериха «Для всякого начала нужно малое семя. Учить можно и в малом деле. Творить можно и в тесном углу. Охранять можно и в самых скромных доспехах”. Чем раньше мы пробудим в детях заботу об охране природы, тем успешней выполним величайшую задачу современности – оберегать жизнь Земли, умножать её богатства…

— Главный результат использования экобукваря – изменение позиции детей к субъектам окружающего мира, умение понять, ощутить их настроение.

— В завершении нашего мастер-класса мы используем метод интерпретации. И на языке жестов говорим вам – (показ ведущего – прикладывает последовательно ладонь правой руки ко лбу, рту, сердцу)

— Вы догадались, что мы хотели вам сказать? В переводе с языка жестов это значит: я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя.

Слайд 33 — Мы благодарим вас за работу, но не говорим до свидания, а произносим вновь слово здравствуйте – желаем вам здравствовать — здоровья вам!

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×