Мастер – Класс «Формирование основ экологической культуры участников образовательного процесса через использование экобукваря «Разноцветное слово «Здравствуйте!»» | Мусакова Вера Леонидовна. Работа №210376
Автор: Мусакова Вера Леонидовна
Распространение и передача педагогического опыта в процессе активного общения, обучение методике работы с экобукварем «Разноцветное слово «Здравствуйте!»
МБДОУ «Детский сад № 6» г. Чебоксары
Мастер – Класс
«Формирование основ экологической культуры участников образовательного процесса через использование экобукваря
«Разноцветное слово «Здравствуйте!»»
Подготовила и провела воспитатель
Мусакова В.Л.
Чебоксары-2019 г.
Цель: распространение и передача педагогического опыта в процессе активного общения, обучение методике работы с экобукварем «Разноцветное слово «Здравствуйте!»
Задачи:
познакомить педагогов с инновационными методами работы по формированию у воспитанников ответственного отношения к природе;
дать методические рекомендации педагогам и показать приемы работы с
экобукварем
«Разноцветное слово «Здравствуйте!»» для детей старшего дошкольного возраста.
Краткое описание мастер-класса: В ходе мастер-класса участникам будет продемонстрирован опыт использования практического пособия. Они получат возможность повысить уровень своей профессиональной компетентности по формированию основ экологической культуры дошкольников, практически освоить методы и приемы работы с экобукварем. Смогут познать себя, свое отношение к природе, поставить себя на место цветка, животного, птицы, дерева, ощутить их настроение, понять их состояние.
Необходимое оборудование и материалы для проведения мастер-класса:мультимедийный проектор, ноутбук, столы, стулья, ручки.
Ход мастер — класса
Слайд 1 — Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы приветствуем вас на мастер-классе тема которого «Формирование основ экологической культуры участников образовательного процесса через использование экобукваря «Разноцветное слово «Здравствуйте!»»
Слайд 2 (Ведущий читает акростих «Здравствуй!»)
Здоровья Вам – так понимаем это слово,
Должно быть всем оно знакомо!
Родных, друзей, учителей,
А так же всех знакомых
Встречаем этим словом,
Счастливым, нежным тоном.
Творим добро во благо,
Ведь миру это надо!
Улыбкой встретим мы рассвет
И добротой наполним свет!
Слайд 3 — Детский сад № 6 г. Чебоксары Чувашской Республики представляет учебно — практическое пособие экобукварь «Разноцветное слово «Здравствуйте!».
Почему экобукварь? Работая в рамках инновационной площадки по формированию экологической культуры участников образовательного процесса появилась идея создания экобукваря. Общеизвестно, что букварь — пособие для обучения грамоте.
Экобукварь — это пособие через которое дети постигают искусство общения с себе подобными и природой. Читая вместе со взрослым страницы экобукваря, выполняя его задания, дети учатся экологической грамоте.
Изучив методическую литературу и пособия по экологическому образованию детей, мы убедились, что отсутствует пособие, содержание которого способствует формированию умения ребёнка встать на позицию любого живого существа (цветка, птицы, зверя, насекомого, дерева, человека и всей планеты), позволяет ощутить их настроение и почувствовать их состояние.
Слайд 4 — Существующие экобуквари адресованы учащимся средних и старших классов, и не могут быть применены в работе с детьми дошкольного возраста.
Наш экобукварь предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Является универсальным средством дополнения любой вариативной программы экологического образования.
Слайд 5 — Использование пособия способствует решению задач ФГОС во всех образовательных областях.
Слайд 6 — Экобукварь используется в работе с детьми в разных видах деятельности (игровой, познавательной, исследовательской, проектной).
Слайд 7 — При коллективной и индивидуальной формах обучения с детьми старшего дошкольного возраста, в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности детей со взрослым.
Слайд 8 — Наряду с традиционными методами образования, мы используем инновационные методы, представленные учеными экопсихологии, активно развивающейся в последнее десятилетие.
Слайд 9 — Использование педагогом любого из представленных на слайде методов создает дополнительные возможности в образовательной работе, ориентированной на формирование ответственного отношения к природе.
Слайд 10 — Предлагаем пройти по страницам экобукваря, посмотреть на практике применение некоторых из этих методов. А вам на это время стать детьми.
Слайд 11 — Мы с вами на странице «Здравствуй, друг – Человек!». В очень далекие времена, когда жили пещерные люди, у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь … Как вы думаете, что они чувствовали? (Ответы участников (им было плохо…, грустили… и т.д.)).
Слайд 12 — …И тот, кто был у них вместо врача, сказал им:
– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу … Ответьте, пожалуйста, чего не желали они друг другу (Здоровья). Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.“Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.
Слайд 13 — Открываем страницу «Здравствуй, планета Земля!». (На слайде, по щелчку, последовательно появляются картинка и вопросы к ней.)
— Вы увидели гнездо в траве. Ваши действия:
— Пройду мимо.
— Понаблюдаю.
— Поглажу, покормлю птенцов. (Обсуждение педагогами)
— После похода остался мусор. Ваши действия:
— Закопать в яму.
— Унести домой и выкинуть в мусоропровод.
— Оставлю всё как есть, там и так много мусора. (Обсуждение педагогами)
-Решая предложенные в букваре ситуации, ребенок, осуществляя выбор, может усомниться в его правильности. И в процессе обсуждения открыть для себя истину.
Слайд 14 — Рассмотрим проблемные ситуации, но вопросы будут иными. (На слайде, по щелчку, последовательно появляются картинка и вопросы к ней.)
— Посмотрите на слайд. Дети пришли с воспитателем на поляну. И в изумлении остановились: “Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов”, – предложили дети. Цветы услышали разговор детей…
— Что подумали о детях цветы? (Ответы педагогов)
— Решая данные ситуации, мы доводим до сознания детей мысль о том, что цветы – это тоже живые существа, которым необходима наша любовь, тепло, защита. И тогда они будут нести нам радость.
Слайд 15 — Перейдем к следующей странице букваря. (На слайде, по щелчку, последовательно появляются картинка и вопросы к ней.) В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленького ёжика. Давай его возьмём к себе, чтобы он не заблудился” – сказал один мальчик.
— А Ёжик подумал про мальчика… Предположите, что подумал ежик? (Ответы педагогов)
— Данные вопросы стимулируют осознание воспитанником того, как его поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения природных объектов, «интересы» которых оно затрагивает.
Слайд 16 — На страницах раздела «Здравствуйте, цветы!» предлагаем сравнить строение цветка и человека. Уважаемые коллеги, встаньте, пожалуйста. Сравним себя с прекрасным цветком и выполним упражнение «Цветок».
«Если бы я был цветком, мои ноги бы росли и росли в землю. – Наклониться, провести руками по ногам снизу вверх
Эти длинные ноги были бы так хороши. Они держали бы меня на месте, когда дует ветер. И искали бы мне воду, чтобы пить. Но самое лучшее — мне не нужны были бы ботинки,
потому что мои новые ноги назывались бы… корень. – Покачивание туловищем
Если бы я был цветком, мое туловище стало бы гибким и прочным, как стебель, а руки превратились бы в листья, на верхушке стебля распустилось бы прекрасное соцветие, оно будет привлекать насекомых, кормить их нектаром. – Медленно поднять руки вверх, слегка развести их в стороны, продолжая покачиваться
А весь цветок будет радовать человека. Как это прекрасно – быть цветком!» –Медленно покружиться на месте.
— Можно занимать свои места и продолжать путешествие по экобукварю.
Слайд 17 – Откроем следующую страницу букваря. Как вы считаете, умеют ли цветы думать? Посмотрите на слайд, схожи ли мысли этих цветов? Ответим на вопросы:
— О чем думает срезанный и поставленный в воду цветок?
— О чем думает сорванный человеком цветок?
— О чем думает цветок, растущий на поляне?
— Поиск ответов на данные вопросы способствует формированию чувства сопереживания личности состояния природного объекта, а также сочувствия ему.
Слайд 18 — Посетив страницу из раздела «Здравствуйте, Насекомые!» сравним человека и насекомого.
У человека органами обоняния является …? (нос), а у насекомого…? (усики)
У человека органами вкуса является …? (вкусовые рецепторы в ротовой полости), а у насекомого, например, кузнечика… (лапки)
Органы слуха у человека – это… ? (уши, расположенные на голове), а у насекомого –кузнечика …? (под коленками лапок)
Органы передвижения человека – это …? (ноги), а летающего насекомого — …? (Крылья и лапки)
Ведущий вызывает одного человека (либо нескольких, либо привлечь всех участников мастер-класса), предлагает согнуть назад ногу, держать ее двумя руками, прижимая крепко, не прыгая, попросить передвигаться в любых направлениях.
— Какие вы испытываете ощущения? (ответ участника)
— Проводя такие перевоплощения с детьми, подводим их к пониманию того, что насекомые, оставшись без одного крыла, оказываются еще в более затруднительном положении.
Слайд 19 — Мы с вами на следующей странице букваря.
— Предлагаем вам продолжить следующие высказывания (ведущий управляет показом слайдов, картинки появляются по щелчку):
Каждый из нас нуждается в крепкой … семье
(появление картинки на слайде)
Наши меньшие братья живут … семьей
(поочередное появление картинки и слова «семья» на слайде)
Каждая мама заботиться о … здоровье своего ребёнка
(появление картинки «мама кормит ребенка», оберегает, защищает его (появление картинки «свинья кормит»)
В семье малыш чувствует себя защищённым…
(появление слова «Зашита»)
Они заботятся и о внешнем виде своих ближних…
(появление двух картинок)
Детский сад и школа для нас как вторая большая семья…
(появление картинки дети, воспитатели)
Есть ли детский сад у наших братьев меньших?… предполагаемые ответы участников мастер-класса. — У них тоже есть « детский сад»…
(появление картинки пингвины)
— С помощью таких упражнений мы подводим детей к пониманию того, что мир человека и мир животных очень схожи. Давайте относиться к нашим братьям меньшим как к самому себе.
Слайд 20 — Через упражнения пособия развивается речь дошкольника. Выполнимупражнение «Назови семью».
В заданной на слайде последовательности (мама, папа, детеныш), с появлением картинок (по щелчку), участники их называют, в конце называют всю семья (например, волчья).
— Скажите, пожалуйста, на решение каких речевых задач направлено данное упражнение? (расширение словарного запаса, упражнение в словообразовании, образование притяжательных прилагательных).
Слайд 21 — Часто качества человека сравнивают с качествами животных. Предлагаем выполним следующее упражнение экобукваря. Продолжите предложение… (на слайде, по щелчку, появляется выражение «хитер, как…», участники высказывают варианты, по щелчку появляется картинка-ответ, и так со всеми высказываниями «упрям как…», «голоден как», «преданный как…», «труслив как…», «силен как…»)
— Данное упражнение подводит к пониманию того, что человек и животное близки.
Слайд 22 — И мы, и животные испытывают чувства. Представьте себя на месте собаки, лежащей у пустой миски. Выскажите вслух ее мысли?
— Какие чувства они вызывают у человека? – варианты участников мастер-класса (жалость желание приласкать, помочь, приютить)
— Данное упражнение способствует формированию чувства сопереживания, сострадания, желания помочь, защитить.
Слайд 23 — Один из разделов экобукваря посвящен птицам. Откроем одну из его страниц. Могут ли быть у людей сомнения в выборе корма для птиц? Что предложить синице, воробью? Какой корм запрещен, но люди об этом не знают? Какой корм подходит любой птице? (обсуждение и ответы участников).
— В экобукваре представлена научная информация, формирующая экологическую грамотность не только детей, но и взрослых.
Слайд 24 — Специально подобранный в пособии литературный материал несет экологическую смысловую нагрузку не только природоведческой, но и социальной направленности. Позволяет наиболее полно сформировать субъектно-этический аспект отношений к природе.
Слайд 25 — Наряду с инновационными методами в экобукваре, в разделе «Здравствуй, друг – Человек!», представлены и традиционные приемы. К примеру, прием драматизации. Представим себя на месте сказочных героев. Поздоровайтесь как…(участники через прием драматизации выполняют упражнение, представленное на слайде)
— Перевоплощаясь, дети выбирают приемлемые и неприемлемые интонации приветствия.
— Вернемся к инновационным методам. Предлагаем вам, определить какой метод был использован в том или ином задании
Слайд 26 — Назовите задание, соответствующие методу экологической ассоциации.
(ответ – «Мы очень похожи»)
Слайд 27 — Выберите из предложенных заданий подходящее к методу экологической идентификации.
(ответ – Сравнение человека и насекомого)
Слайд 28 — Какое задание подходит к методу экологической лабилизации?
(ответ – Проблемные ситуации)
Слайд 29 — С помощью какого задания реализуется метод экологической эмпатии?
(ответ – «О чем они думают…»)
Слайд 30 — Назовите задание, соответствующее методу экологическая рефлексия.
(ответ — Проблемные ситуации)
Слайд 31 — Какое задание подходит к методу художественной репрезентации природных объектов? (ответ — экологические стихи)
Слайд 32 — Сегодня мы представили вам элементы методов и приемов работы с нашим пособием.
— Коллектив нашего детского сада небольшой. Доброе дело имеет начало. Девизом нашей работы стали слова Н.Рериха «Для всякого начала нужно малое семя. Учить можно и в малом деле. Творить можно и в тесном углу. Охранять можно и в самых скромных доспехах”. Чем раньше мы пробудим в детях заботу об охране природы, тем успешней выполним величайшую задачу современности – оберегать жизнь Земли, умножать её богатства…
— Главный результат использования экобукваря – изменение позиции детей к субъектам окружающего мира, умение понять, ощутить их настроение.
— В завершении нашего мастер-класса мы используем метод интерпретации. И на языке жестов говорим вам – (показ ведущего – прикладывает последовательно ладонь правой руки ко лбу, рту, сердцу)
— Вы догадались, что мы хотели вам сказать? В переводе с языка жестов это значит: я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя.
Слайд 33 — Мы благодарим вас за работу, но не говорим до свидания, а произносим вновь слово здравствуйте – желаем вам здравствовать — здоровья вам!