Статья Мастер -класс «Знатоки правил безопасности». Автор: Шинкаренко Людмила Пантелеймоновна

Автор: Шинкаренко Людмила Пантелеймоновна
В мастер – классе -  Игра- путешествие в страну «Знатоков правил безопасности», представлены нетрадиционные формы работы с родителями по профилактике дорожно-транспортного травматизма и повышение их педагогической грамотности.


Автор: Шинкаренко Людмила Пантелеймоновна

Шинкаренко Людмила Пантелеймоновна

воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Аленький цветочек»

ЯНАО Тюменской области город Ноябрьск Россия

Мастер – класс «Знатоки правил безопасности»

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

 

Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедиям. Знания по обеспечению собственной безопасности формируются в процессе воспитания с самого раннего возраста ребёнка, следовательно, одной из основных задач по обучению детей самостоятельно обеспечивать личную безопасность - является обучение их правилам дорожного движения и привитие им навыков правильных действий. В решении этой задачи должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.

Ежегодно в годовой план включается план мероприятий по обеспечению безопасности детей на дорогах города. В  детском саду ежегодно, в рамках городского месячника «Внимание - дети!», проводится ряд мероприятий «Моя безопасность» - это тематические занятия в разных возрастных группах, консультации для педагогов и родителей, выставки семейных плакатов «Осторожно, дорога!», родительские собрания, развлечения, викторины, конкурсы, встречи с сотрудником ГИБДД,

то есть всё, через что детей и родителей можно обучить, научить и помочь стать внимательнее на дорогах и улицах города.

Основная задача в работе ДОУ — охрана жизни и здоровья детей, ставит дошкольное учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь.

Значительная роль в этом отводится нам - педагогам ДОУ. Сегодня я хочу остановиться на одном из направлений нашей с вами деятельности по обеспечению безопасного поведения это азбука дорожного движения. А чтобы обучать детей, педагогу самому следует хорошо знать эти правила безопасного поведения и использовать соответствующие методические пособия.

 

Что должен знать педагог о правилах дорожного движения:

 

Каждый педагог должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность. Я надеюсь, что вы хорошо с ними знакомы, но все - таки хочу их напомнить. Сейчас они перед вами появляться на слайде, а еще я предлагаю вам их вот в этих памятках.

 

1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны.
2. Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, по левому краю дороги, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону.

3. Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а на перекрёстках с необозначенными переходами – по линии тротуара.
4. Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.

5. Запрещается выходить из-за транспорта на проезжую часть.
6. В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком).
7. В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота.
8. Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут, взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками.

9. Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь опознавательный знак «Дети».

Работу с детьми по обучению правилам безопасного поведения на дорогах мы осуществляем через:

тематические

занятия

беседы

о правилах поведения на дорогах

чтение

художественной литературы, заучивание стихотворений о транспорте, о правилах

рассматривание

картин, плакатов

обыгрывание

и разбор ситуаций

пальчиковая

гимнастика на тему «Транспорт»

дидактические

, подвижные, сюжетно-ролевые игры

целевые

прогулки

экскурсии

развлечения

конкурсы

рисунков

изготовление

атрибутов для игр.

Уважаемые, педагоги! Мы с вами прекрасно понимаем, как бы мы здесь не старались, самым главным учителем для ребенка является родитель, его собственный наглядный пример. Форма моего выступления мастер-класс, поэтому представляю вам один из вариантов работы с родителями по профилактике дорожно-транспортных происшествий. Я предлагаю вам побыть в роли родителей моих воспитанников. И так, уважаемые родители сегодня вам предстоит прекрасная возможность совершить полезное и познавательное путешествие в страну «Знатоков правил безопасности»

В пути нас ожидает много неожиданностей и препятствий, не так просто справится с ними, не зная правил дорожной азбуки.

 

Если хочешь быть здоровым,

Много хочешь лет прожить,

Эти правила простые

Вы не забывайте учить!

И так! Все готовы?!

I. Чтобы вы могли путешествовать по нашей стране, вам надо пройти испытания (вызывает несколько человек, предлагает с завязанными глазами передвигаться под музыку по залу).

- Что вы испытали, когда двигались? (ответы участников.)

- Как вы думаете, если у пешеходов и водителей транспортных средств будет беспорядочное движение, что произойдёт? (авария).

- А что помогает участникам дорожного движения не попасть в аварию? (знание правил дорожного движения).

Правильно!

Ответив на несложные вопросы, вы справились с первым испытанием.

II. Предлагаю продолжить путь .

У меня в руках «черный ящик».

1730г. – указ гласит: извозчикам и прочим всяких чинов людям, ездить имея лошадей занузданных, со всяким пониманием и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать бить кнутом и ссылать на каторгу.

1742г. – еже ли кто на резвых лошадях ездить будет, тех через полицейские команды ловить и лошадей их отымать, в конюшни государыни отсылать.

Указ Екатерины II – на улицах ямщикам ни в коем разе громко не кричать, не свистеть, не звенеть, не бренчать.

Как вы думаете, что находиться в черном ящике? (Брошюра с правилами дорожного движения).

III. А теперь, предлагаю, приготовиться к следующему заданию: поиграть в игру «Угадай дорожный знак» через телемост с детьми «Всезнайки». а экране, появляются дети, загадывают загадки. При правильном ответе ребёнок переворачивает картинку с изображением загаданного дорожного знака).

Игра - загадки «Угадай дорожный знак»

1.Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то. («Дети» - предупреждающий).


2.Вот разинутая пасть,
Рот зубастый, просто страсть!
Только, странно, в эту пасть
Все стараются попасть!
Что за зубы, что за рот?..
То – … («Подземный переход» - информационный.)


3.Если ты собрался с папой
В зоопарк или в кино,
Подружиться с этим знаком
Вам придётся всё равно.
Без него не попадётё
Ни в автобус, ни в трамвай!
Значит, вы пешком пойдёте…
Знак дорожный угадай! («Место остановки автобуса (или) троллейбуса, трамвая» - знаки особых предписаний. )


4.Если ты поставил ногу
На проезжую дорогу,
Обрати внимание, друг:
Знак дорожный – красный круг,
Человек, идущий в чёрном,
Красной чёрточкой зачёркнут.
И дорога вроде, но…
Здесь ходить запрещено! («Пешеходное движение запрещено» - запрещающий.)


5.Ни проехать, ни пройти:
Знак дорожный на пути!
Отдаёт приказы стрелка:
Это место обойти!
Хочешь прямо? Что ты, что ты!
Здесь… («Дорожные работы» - предупреждающий).

IV. На нашем пути появился «Дорожный лабиринт». Чтобы с него выйти надо разгадать кроссворд.

1. Место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями - (перекресток).

2. Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу - (пешеход).

3. Лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование - (регулировщик).

4. Устройство для подачи световых сигналов, регулирующих движение на улицах и автомобильных дорогах - (светофор).

5. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством - (водитель).

6. Опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы - (обгон).

7. Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от него газоном - (тротуар).

8. Лицо, кроме водителя находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство - (пассажир).

9. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства - (остановка).

<Object: word/embeddings/______Microsoft_PowerPoint1.sldx>

V. С лабиринта мы вышли на дорогу, она полна обманчивых ситуаций, “ловушек”, когда на первый взгляд кажется: безопасно, а через секунду окажется - нет, опасно! Да поздно. И сейчас я предлагаю разобраться в таких “ловушках”. Воспитатель предлагает вниманию педагогов на карточки с ситуациями“ловушек”, педагоги обсуждают ситуации.

Деловая игра «Ловушки на дорогах».

Ловушка № 1.

РЕБЕНОК ЧАСТО НЕ ПОДОЗРЕВАЕТ, ЧТО ЗА ОДНОЙ МАШИНОЙ МОЖЕТ БЫТЬ СКРЫТА ДРУГАЯ.

Что нужно объяснить ребёнку в данной ситуации?

Комментарий : мальчик спешит. Он подходит к краю тротуара. Слева медленно приближается грузовик. Мальчик видит, что он пять раз успеет перейти на другую часть дороги - и начинает переходить. В этот момент из-за грузовика вылетает обгоняющий его легковой автомобиль, который мальчик не мог видеть раньше. И водитель легкового автомобиля не мог видеть мальчика, скрытого грузовиком. Это “ловушка”! Немало несчастных случаев с детьми на дороге происходит именно так.

Вывод: "Машина медленно идет, успею перебежать", - думает ребенок... и попадает под автомобиль. Показывайте своему ребенку подобные ситуации, объясняйте ему на улице, почему медленно приближающаяся машина может скрывать за собой опасность!

Ловушка № 2.

ОБЫЧНО ДЕТИ, ПРОПУСТИВ МАШИНУ, ТУТ ЖЕ БЕГУТ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ. ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО!

Что нужно объяснить ребёнку в данной ситуации?

Вывод: Впервые мгновения только что проехавший автомобиль нередко закрывает собой встречную машину. Под нее может попасть ребенок, если он, пропустив первый автомобиль, сразу побежит через дорогу. Показывайте ребенку на дороге, как только что проехавшая машина закрыла собой идущую в противоположном направлении, и объясняйте ему, как он должен вести себя в подобных обстоятельствах.

Ловушка № 3.

УЧИТЕ ДЕТЕЙ НАБЛЮДАТЬ ЗА ДОРОГОЙ, ВИДЕТЬ И ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТИ.

Что нужно объяснить ребёнку в данной ситуации?

Комментарий : чем опасна стоящая у дороги машина, когда человек собирается рядом с ней переходить дорогу? Конечно, машина может тронуться, и тогда она толкнет человека. Но большая опасность от стоящей машины заключается в том, что из-за нее может быть не видна другая машина, мчащаяся на высокой скорости.

Вывод: Дети попадают под машину в типичных дорожных "ловушках". Нельзя переходить дорогу, не убедившись в безопасности. Подожди, когда будет полный обзор.

Ловушка № 4.

КОГДА РЕБЕНОК СПЕШИТ НА АВТОБУС, ОН НЕ ВИДИТ НИЧЕГО ВОКРУГ.

Что нужно объяснить ребёнку в данной ситуации?

Вывод: Научите ребенка быть особенно осторожным в этой ситуации.

Вот и закончилась игра, путешествие в страну «Знатоков правил безопасности». Мы закрепили наши знания по ПДД с помощью весёлой, занимательной деловой игры.

Уважаемые педагоги! Вот таким образом я попыталась представить вам одну из нетрадиционных форм работы с родителями по профилактике дорожно-транспортного травматизма, повышение их педагогической грамотности через деловую игру «Родительская школа».

Вокруг столько возможностей, узнать Правила дорожного движения и интересно, и познавательно.

Человек не всемогущ… Друзья, но если вы умеете пользоваться своими знаниями – жизнь ваша будет безопасной.

Всего доброго. Желаю успеха!

Знайте и соблюдайте Правила дорожного движения!

Список литературы:

Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. –Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. – С.-П.: Детство – Пресс, 2008.

Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная пелагогика. 2006. №5

Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и

др. ;

под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -

М. :

ТЦ Сфера, 2008.

Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. –

Волгоград:ИТД

«Корифей»

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x