Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Мастерская деда мороза" | Цаголова Майя Ибрагимовна. Работа №148534

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Цаголова Майя Ибрагимовна
Открытое внеурочное мероприятие 

 

 

Открытое внеурочное мероприятие «В мастерской Деда Мороза»

на тему:

«История новогодних украшений. Изготовление новогодних украшений».

Цели:

1. Создание условий учащимся для развития творческих способностей, фантазии, креативного мышления в практической деятельности;

2. Знакомство с историей и традициями новогоднего праздника;

3. Научить детей поэтапно изготавливать новогодние украшения из бумаги.

Задачи:

Развивать мелкую моторику пальцев рук, усидчивость и терпение, эстетический вкус;

Развивать пространственное представление;

Расширять кругозор учащихся;

Прививать навыки аккуратности и самостоятельности;

Воспитание бережного отношения к окружающему миру, забота об экологии;

Использование на занятии здоровье сберегающих элементов (физкультминутки,

смена деятельности).

Объект труда: новогодние игрушки.

Материалы: цветной картон, цветная бумага, простой карандаш, клей, ножницы, фломастеры, ватные палочки и ватные диски.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

- приветствие
- отметить отсутствующих;

- проверить подготовку учащихся;

II.Вводное слово учителя.

Добрый день ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Оно связано с праздником. В ночь с 31 декабря на 1 января мы будем праздновать самый волшебный и замечательный праздник Новый год! Конечно, во всех странах мира этот праздник считается особым, потому, что в новогоднюю ночь загадывают желания и дарят друг другу подарки. Новый Год – самый веселый, яркий и радостный праздник, его любят и взрослые, и дети.

Слыша бой часов, мы прислушиваемся, как уходит старый год, с замиранием сердца ждем новый год. Мы все верим, что в новом году все сложится, год будет удачным и счастливым. С большим желанием выбираем подарки близким, готовим вкусные блюда, украшаем наш дом и устраиваем праздник для себя и своих близких.

III. Объявление темы открытого занятия.

И один из моментов подготовки – это оформление и украшение нашего дома.

Как вы, ребята, украшаете свои дома?

Я предлагаю вам узнать и научиться изготавливать новогодние украшения и игрушки из бумаги.

IV. Из истории новогодних украшений.

В незапамятные времена у древних кельтских народов существовал обычай поклонения природным силам. Считалось, что живая природа населена разными сверхъестественными существами, и, чтобы получить их благосклонность и помощь, надо было приносить жертвы, доказывая, таким образом, свое почтение. Верили, что в ветвях деревьев живут духи, от расположения которых зависит урожай и плодородие. Поэтому священное дерево (первоначально таковым считалась яблоня) щедро наряжали, а вокруг него устраивали веселые песни и пляски. Позже ритуальным деревом стала вечнозеленая ель. Видимо, именно к этому кельтскому представлению и восходит европейская традиция украшать новогоднюю ёлку.

В сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» так описывают это событие: «Большая рождественская елка была украшена множеством золотых и серебряных яблок. Засахаренный миндаль, красочные и другие чудесные сладости свисали с каждой ветки, будто бутоны или цветы...»

Итак, первые елочные украшения были исключительно съедобными. Ими стали яблоки, мандарины, апельсины, морковь, картофель, яйца, орехи, вафли, пряники, фигурный сахар и леденцы. Это не случайно. Каждый из них символизировал нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай, яйцо – непрерывную жизнь, орехи – загадочность божественного провидения, вафли – святое благословление... Кроме этого, к ветвям елки прикрепляли дольки цитрусовых, палочки корицы и цукаты. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть. В старину наряженной таким образом елочке приписывали магическую способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, дабы защитить семью от колдовства и привлечь счастье.

Но есть и чисто русские особенности. Так, на Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня.

Согласно легенде, некогда выдался недородный год и яблок было мало. Тогда стеклодувы из городка Лауш в Тюрингии в 1848 году предложили временную замену этому фрукту. Там и были изготовлены первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла. Они сразу же покорили сердца, так что очень скоро их производство стало массовым и прибыльным делом. Вышел указ об использовании серебристых шаров из этого города в качестве рождественских украшений. Со временем талантливые мастера стали выдувать из стекла не только шары, но различные другие фигурки. А немецкие елочные игрушки прославились на весь мир.

Новогодние украшения были довольно дорогими, особенно ценными считались игрушки, для изготовления которых использовались хромолитографические (бумажные) изображения: к «телу» из ткани, кружев, бисера, бумаги, к плотной картонной основе прикреплялось личико прекрасного юного создания.

В начале XX века елки украшались ватными игрушками, бумажными гирляндами, фигурками из папье-маше и. Производство елочных игрушек в России было очень незначительным — в Петербурге и в Клину. Первое в России специализированное стеклянное ёлочное производство открыли под Клином, в имении князя Меньшикова, в начале XIX века.

Ватные игрушки выполняли из скрученного прессованного хлопка, который накручивали на каркасы-скелетики в форме животных и людей. Раскрашенные заготовки покрывали крахмальным клейстером со слюдой, отчего они становились жесткими и чуть блестели. Эти игрушки — фрукты и овощи, сказочные персонажи и зверушки — помещались обычно на нижних ветвях елки — дети могли их трогать и даже играть с ними. Из папье-маше делали маски и игрушки по простой технологии: намоченную бумагу приклеивали слоями на каркас, высохшие изделия разрисовывали.

В 1925 году празднование Нового года в России было запрещено и возобновлено только в 1935-м. Но Новый год сделали советским праздником - соответственно, изменились и новогодние игрушки. Фигурки детей, клоунов, балерин, птиц, животных, фруктов и овощей, конечно, остались. А вместо ангелов появились пионеры, буденовцы, красноармейцы, женщины в красных косынках. Появились игрушки-подвески в форме звезды с серпом и молотом, шары со звездами. Эра воздухоплавания отразилась на елках игрушками-дирижаблями с надписью: «СССР», самолетиками, парашютами с крошечными парашютистами.

К середине XX века ассортимент елочных игрушек стал очень богатым, хотя делали их из менее эффективных материалов, чем сегодня. Зато в них было вложено много фантазии. Из посеребренного картона штамповали разнообразных птичек и зверей.

Стеклянные шары в нашей стране тоже были дорогим удовольствием: в прошлом один шарик стоил, чуть ли не как современный автомобиль. Поэтому в России даже продавали специальные альбомы для создания самодельных игрушек, где по инструкциям вырезали и клеили. К тому же, только у нас изготавливали стеклянные сосульки. Но история отечественных ёлочных украшений – это отдельный, не менее любопытный разговор...

Одним из самых распространенных рождественских украшений был и по сей день остается колокольчик. Издревле он считался мощным оберегом. Своим звонким голосом колокольчик отгоняет темные силы, оберегает дом от несчастий, знаменует начало семейного веселья. Наконец, незаменимый атрибут Рождества у европейцев – венок из еловых ветвей с колокольчиком, горящими свечами и красными бантами, означающими воскрешение Спасителя. В XX веке, в моду вошла сдержанная традиция украшения елки двумя цветами: серебристым и синим, желтым и красным.

К 1960-1970-м годам в производстве праздничной продукции игрушки из стекла заняли основную нишу. Стеклодув выдувал заготовку через стеклянную трубочку, докрасна накаленную на газовой горелке. Когда она достигала нужного размера, один конец запаивали. Затем ее охлаждали, погружали в цветной лак или нитрит серебра, раскрашивали вручную, клеили на нее стразы и блестки и приделывали так называемую «шапочку» с петелькой.

Сегодня в производстве елочных украшений наблюдается отчасти «возврат к истокам». Выпускаются шары с ручной росписью, с удивительно тщательно выписанными пейзажами, картинами русской зимы, а также государственной символикой.

Какие ещё новогодние украшения нам известны?

Ребята, кто мне ответит, что является самым главным украшением и символом новогодних праздников?

Из поколения в поколение, из года в год главным символом Нового года остается новогодняя ёлка!

Свечи являются неотъемлемой частью христианских обрядов, их использовали для освещения помещений, устанавливали и зажигали на праздничных елках. Со временем свечи стали вытесняться гирляндами электрических лампочек. Однако тяга к свечам сохранилась. Огонь, пламя свечи символизирует тепло и любовь, чувство и страсть.

Бенгальский огонь—пиротехника. При поджигании бенгальский огонь медленно горит, разбрасывая яркие, белые или цветные сверкающие искры (догорающие на воздухе частицы металла) изобрели древние пиротехники Бенгалии - части Индии.

Конфетти и серпантин - непременные спутники карнавалов. Они изображались преимущественно на советских новогодних открытках, особенно широко - с начала 80-х годов. Серпантин - это длинная узкая завивающаяся лента из цветной бумаги. Спиральная форма серпантина связывает его с представлением о годовых циклах солнца, раскручиванием жизни, плодородием и созидающими силами.

Конфетти - это разноцветные бумажные кружочки, которыми ради забавы осыпают друг друга на балах и маскарадах.

V.  Изготовление новогодних украшений.

Техника безопасности при работе с ножницами.

1.     Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2.     Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

3.     Не держите ножницы лезвием вверх.

4.     Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

5.     Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

6.      Кладите ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край стола.

7.     Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

8.     Не режьте ножницами на ходу. Не подходите к товарищу во время работы.

Разминка для пальцев перед началом практической работы:

Пальцы эти – все бойцы,

Удалые молодцы.

Два – больших и крепких малых,

И солдат в боях удалых.

Два – гвардейца-храбреца,

Два – умелых молодца,

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два мизинца-коротышки,

Очень славные мальчишки!

VI. Практическая работа: изготовление новогодних игрушек.

Объяснение

Итак, ребята наша работа будет состоять из 5 этапов.

1 этап - материалы. Для изготовления игрушек нам понадобятся различные материалы, одноразовая посуда, цветная бумага, клей и ножницы. Приготовили материал и внимательно слушаем и запоминаем последовательность нашей работы.

2 этап – выбор изделия. Выбираем, что мы будем делать, определяемся с необходимым материалом для данного изделия.

3 этап нашей работы – заготовка.

Теперь нам необходимо вырезать необходимые детали для нашей будущей игрушки. На этом этапе необходимо вспомнить правила работы с ножницами:

1. Не класть на край стола

2. Не делать резких движений

3. Не держать острием вверх

4. Работать аккуратно

5. По окончании работы убрать на место.

6. Брать ножницы в руки только тогда, когда они требуются для выполнения работы.

7. Передавать или подавать ножницы соседу можно только кольцами вперед.

4 этапомсборка.

Работа с клеем, ребята, а как надо работать с клеем:

1.Бери   то   количество   клея, которое   требуется   для выполнения работы на данном этапе.

2. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

Склеить отдельные элементы в единое.

5 этап работы – оформление.

В случае необходимости подбираем элементы, для декоративного оформления игрушки.

Наша игрушка готова!

VII. Итог занятия: 

Анализ творческих работ.

VIII. Рефлексия.

Понравилось ли вам на занятии?

Что узнали нового?

Что было трудно, а что легко?

Чем вам запомнилось наше открытое занятие?

Пусть 2019 год для вас будет счастливым!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×