Статья Математическая консультация для педагогов по сенсорному развитию. Автор: Корсун Марина Владимировна

Автор: Корсун Марина Владимировна
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. 


Автор: Корсун Марина Владимировна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад «Голубые дорожки» г. Волгодонска

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов

Тема:

«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

Воспитатели: Галютина Анна Олеговна

Корсун Марина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

2019г.

Слайд 2

Мир входит в сознание человека

лишь через дверь органов внешних чувств.

Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь.

Мир тогда не существует для сознания.

Б.Прейер

 

Цель сенсорного воспитания - формирование сенсорных способностей у детей.

Задачи сенсорного воспитания:

1.     Образовательные:

·        развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

·        учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);

·        развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;

·        обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;

2.     Воспитательные:

·        воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;

·        формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;

3.     Развивающие:

·        развивать познавательные процессы;

·        развивать мелкую моторику.

(Слайд 3)

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.

(Слайд 4)

Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру.

(Слайд 5)

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов: Первый фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т.п. Второй фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь. Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.

(Слайд 6)

Сенсорные эталоны:

6

.

Эталоны формы — геометрические фигуры;

7

.

величины — метрическая система мер.

8.

Эталоны цвета

четыре основных цвета

9.

Слуховые эталоны — это

звуковысотные

отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

10

.

Вкусы мы делим на

сладкий

, соленый, горький и кислый.

11.

Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

(Слайд 12, 13)

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделять практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. Тем не менее, это свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделять объект среди других и запомнить его. Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого, синего.

(Слайд 14)

Знания получаемые во время игры, помогают детям и в жизни.(пришить пуговицу, зашнуровать обувь)

(Слайд 15, 16)

ФОРМА

Геометрические фигуры представляют собой сенсорные эталоны, пользуясь которыми, человек ориентируется в формах окружающего мира. Развитие сенсорных эталонов геометрических фигур осуществляется посредством их свойств, проявляющих себя внутри сказочного сюжета. Например, с Колобком (круглый, катится).

(Слайд1 7)

ВЕЛИЧИНА

Проблема развития представлений о величине – это проблема не только развития мышления, но и восприятия. Ребенок получает представление о предметах и явлениях окружающего мира, в том числе и об их величине, прежде всего, путем их обследования в действии: ощупывают игрушку, проходят расстояние, поднимают предмет, ощущая его вес и т.д.

(Слайд 18)

ЦЕЛОСТНЫЙ ОБРАЗ ПРЕДМЕТА

Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ребенком окружающего мира. Развитие целостного восприятия предмета начинается с узнавания, которое развивается как спонтанно, так и в ходе специальных занятий. Специальные игры и занятия помогают ребенку научиться узнавать знакомый предмет в новой ситуации, на рисунке, выделять его среди других предметов; Специальные игры и занятия помогают ребенку научиться воспринимать предмет с любого ракурса; как совокупность отдельных частей; как один из похожих; воспринимать изображения незнакомых предметов. В раннем возрасте детей учат, прежде всего, узнаванию и различению предметов.

(Слайд 19)

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Слух — это одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки различного происхождения. Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различение и запоминание. При этом развитие слуха у ребенка происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой — восприятие звуков человеческой речи, то есть формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и активно развиваются уже в младенческом возрасте.

(Слайд 20)

РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые.

(Слайд 21)

РАЗВИТИЕ ОБОНЯНИЯ И ВКУСА

Обоняние и вкус также важны для человека, но они не являются доминантными. Обоняние дарит человеку возможность насладиться приятными запахами фруктов, приправ, цветов, парфюмерии, вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов. Однако если вкус и обоняние недостаточно развиты, это не мешает жизни, хотя и значительно обедняет ее.

(Слайд 22)

Консультации для родителей

(Слайд 23)

Наши родители активно принимают участие по изготовлению игр

(Слайд 24)

Дети должны знать на конец года.

Понимание и способность назвать 4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;

Ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать

трехразмерную

матр

ешку;

Умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;

Способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с

плоскими

;

Узнавать геометрические фигуры «круг», «квадрат», «треугольник» находить похожие на них предметы

- В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего, умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития.

 

 

 

ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ЯЩИК ОЩУЩЕНИЙ»

- Сейчас мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребѐнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста. И в итоге вы сможете назвать, что же находится в этом ящике. А так как все мы были когда-то детьми, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x