Статья материал для дифференцированного зачета по обществознанию. Автор: Гордеев Валерий Вадимович

Автор: Гордеев Валерий Вадимович
Материал предназначен для проведения дифференцированного зачета по обществознанию для студентов 3 курса колледжа.


Автор: Гордеев Валерий Вадимович

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА

(для студентов 3 курса колледжа)

 

Разработчик: преподаватель Старорусского агротехнического колледжа Гордеев В. В

 

 

Задание № 1 (2 балла):

Выберите правильный ответ. Какой из признаков характеризует общество как систему?:

1) постоянное развитие

2) часть материального мира

3) обособление от природы

4) способы взаимодействия людей

Правильный ответ подчеркнуть.

 

Задание № 2 (3 балла):

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано:

(1) В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. (2) Часть философов называла культуру средством закабаления людей. (3) Другой точки зрения придерживались те ученые, которые считали культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества. (4) Это говорит о широте, многомерности содержания понятия «культура».

Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите ниже в строку ответов.

1

2

3

4

 

 

 

 

Ответ ……………………………………………………..

 

Задание № 3 (3 балла):

Установите соответствие между основными сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

УЧРЕЖДЕНИЯ

 

СФЕРЫ ЖИЗНИ

 

(ОРГАНИЗАЦИИ)

/

 

ОБЩЕСТВА

\

А

парламент

1

Социальная сфера

Б

система здравоохранения

2

политическая сфера

В

общественные организации

 

 

Г

правительство

 

 

Д

коммунальные службы

 

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите ниже в строку ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Ответ………………………………………………………

Задание № 4 (1 балл):

Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

/ \

Эволюция …………………………..

 

 

 

Задание № 5 (1 балл):

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс» - социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.

Найдите и укажите ниже термин, не связанный с понятием «прогресс».

 

Ответ ………………………………………………………….

 

 

 

Задание № 6 (2 балла):

Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о последствиях процесса глобализации? :

А. Глобализация способствует целостности мира и его развитию. Б. Глобализация способствует распространению ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

 

Правильный ответ подчеркните.

 

 

 

Задание № 7 (2 балла):

Найдите в приведенном ниже списке глобальные проблемы современности и обведите цифры, под которыми они указаны:

1) проблема образования народных масс

2) демографическая проблема

3) продовольственная проблема

4) торговая проблема

5) проблема использования космоса

6) научная проблема

Обведенные цифры запишите ниже в порядке возрастания.

 

Ответ …………………………………………………………………...

 

 

 

 

Задание № 8 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре?:

 

А. Культура — совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей.

Б. Культура — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

Задание № 9 (4 балла):

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого затем списка те слова, которые необходимо вставить на место пропусков:

 

«Первоначально во взаимодействии инновации и_______(1) в культуре доминирующую роль играет последняя, закрепляющая и удерживающая медленно накапливавшиеся новшества. Причем эта система на ранних стадиях развития общества по необходимости характеризуется крайней жестокостью, не допускает и тени __________(2). Чем глубже в прошлое, тем более мы видим человека запеленутым в речевые и образные штампы и трафареты, в формулы оценок и__________(3), в формулы житейской__________(4), практического___________(5), верований. Он разгружен от необходимости думать: почти на всякий случай жизни, почти на всякий вопрос есть изречение, пословица, цитата, стих, пропись, обобщенный художественный_______(6)».

 

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков:

 

A) образ Е) рассудок

Б) поведение Ж) преемственность

B) демократия З) традиция Г) новаторство И) мудрость Д) искусство

 

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите ниже в строку ответов.

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

Ответ ……………………………………………………..

Задание № 10 (3 балла):

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано:

 

(1) На сегодняшний день пресса, радио и телевидение стали неотъемлемыми атрибутами современной жизни. (2) В советский период в массово-информационной сфере не было такого разнообразия изданий и передач, представляющих весь спектр мнений. (3) Среди исследователей массовой коммуникации существует мнение, утверждающее, что в советское время методы воздействия на аудиторию носили принудительный характер. (4) На наш взгляд, демократическое общество приносит с собой иные модели воздействия на население, поскольку теперь работает не армейская иерархия, а игра на равных.

Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

 

Получившуюся последовательность букв перенесите ниже в строку ответов.

1

2

3

4

 

 

 

 

Ответ ……………………………………………………………..

 

Задание №11 (1 балл):

Запишите слово, пропущенное в схеме:

 

НАУКА

 

Фундаментальная / \ ………………………………

 

Задание № 12 (2 балла):

Найдите в приведенном ниже списке тенденции, характеризующие развитие современного образования, и обведите цифры, под которыми они указаны:

1) сокращение продолжительности образования

2) гуманизация образования

3) усиление сословного характера образования-

4) гуманитаризация образования

5) отказ от преподавания общественных наук

6) создание единой системы образования для разных стран. Обведенные цифры запишите ниже в порядке возрастания.

 

Ответ ……………………………………………………………….

 

Задание № 13 (1 балл):

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «религия»: верование; обряд; магия; знание; политеизм. Найдите и укажите ниже термин, не связанный с понятием «религия».

 

Ответ ……………………………………………………

 

 

 

Задание № 14 (1 балл):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Человек, согласно современным представлениям, есть существо:

1)духовное 2) социальное

3) биологическое

4) биосоциальное

 

 

 

Задание № 15 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Верны ли следующие суждения о бытии человека?

 

А. Индивидуальное бытие человека не зависит от его природных данных.

Б. Индивидуальное бытие человека не зависит от общественно-исторических условий существования.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

 

 

Задание № 16 (1 балл):

Запишите вверху слово, пропущенное в схеме:

 

 

……………………………………………………………………………………………………...

 

/ \ \ \ /

социальные

духовные

экзистенциональные

 

 

 

престижные

 

биологические

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 17 (3 балла):

Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца:

 

ПРОЯВЛЕНИЯ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

A)создание художественных ценностей 1)материальная Б) осуществление научного открытия 2) духовная

B) проведение реформ в обществе

Г) осуществление глобального моделирования

Д) совершенствование технологий производства

 

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в строку ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Ответ ……………………………………………………………..

 

 

 

 

Задание № 18 (1 балл):

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление»: образ; язык; представление; темперамент; знак.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мышление».

 

Ответ ……………………………………………………………………

 

Задание № 19 (3 балла):

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано:

 

(1) Часто можно слышать мнение, что смысл жизни человека заключается в достижении полного и нерушимого счастья.

(2) Все СМИ дружно возводят в культ, на наш взгляд, естественное желание человека быть счастливым. (3) Многие не выдерживают предложенной обществом гонки за призрачными стандартами. (4) Думается, наши обычные, спокойные представления о благополучной и достойной жизни не следует менять на стандарты внешнего облика.

 

Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите ниже в строку ответов.

1

2

3

4

 

 

 

 

Ответ ……………………………………………………..

 

Задание № 20 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Верны ли следующие суждения о самореализации?:

А. Самореализация представляет собой процесс воплощения в материальные предметы и духовные ценности, в саму жизнь человека инженерных и технических замыслов, моральных и художественных норм.

Б. Самореализация неразрывно связана с сознательным творчеством.

 

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

 

Задание № 21 (5 баллов):

Прочитайте текст и выполните задания.

Текст:

«Индивидуальность означает ограниченность, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости Человеческая индивидуальность, отличаясь такими признаками, как целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество, в то же время не только не означает разобщенности человека и общества, но, напротив, создает основу для их более глубокого единства.

Уникальность, неповторимость личностей, взаимодополнение друг друга своими особенностями есть один из факторов успешного развития подлинно гуманного гармоничного общества. Индивидуализация является одним из моментов, связывающих людей. Известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, то, чего ему как таковому не хватаете. Поэтому чем более развита индивидуальность, самостоятельность, инициатива, творчество каждого человека, тем богаче и сильнее общество в целом.

Всякое проявление жизни индивида является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и общественная жизнь не отличны принципиально друг от друга, а выступают как две стороны жизни одного человека. Таким образом, неправомерно толкование индивидуального как только единичного и неповторимого. Определяя индивидуальность, мы делаем лишь акцент на том, что отличает людей друг от друга. Определяя личность, подчеркиваем общие, типические черты.

Индивидуальность, которая, как уже отмечалось, может свободно развиваться лишь во взаимодействии с другими людьми, когда каждый человек дополняет, продолжает, обогащает благодаря своим особенностям другого человека, ничего общего не имеет с индивидуализмом. Индивидуализм означает противопоставление человека обществу, отношение к другим людям как к средству своего частного существования. Эта разорванность общества и личности, как правило, обращается против самого человека. Таким образом, в индивидуалистической интерпретации другой человек есть «граница для меня», в условиях развитых коллективистских отношений каждый другой есть не граница, а продолжение и дополнение «меня самого» (Спасибенко С. Г. Общее и индивидуальное в социальной структуре человека // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3. С. 98-101.).

 

Задания:

1. Что такое индивидуальность? Каковы ее признаки?

2. Опираясь на текст, укажите, почему индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества.

3. Как автор определяет сущность понятия «личность»? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса три важнейшие характеристики личности.

4. В тексте говорится о двуединстве общего и индивидуального как об одном из внутренних источников формирования личности. Поясните этот вывод одним из примеров.

 

Ответ: ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

Задание № 22 (1 балл):

Найдите в приведенном ниже списке компоненты «сознания» и обведите цифры, под которыми они указаны:

1) влечение 4) память

2) ощущение 5) мышление

3) аффект 6) фантазия

Обведенные цифры запишите ниже в порядке возрастания.

 

Ответ ……………………………………………………………………

 

Задание № 23 (1 балл):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Процесс самопознания не характеризуется:

1) самооценкой

2) формированием отношения к своей внешности

3) познанием общественных норм и ценностей

4) определением своих способностей.

 

Задание № 24 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Верны ли следующие суждения о социальном поведении?:

А. Социальное поведение проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей.

Б. Социальное поведение основывается на принятых в обществе образцах, к которым относятся нравы и обычаи.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны.

 

Задание № 25 (3 балла):

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков:

«Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и ______________(1). Свобода — это специфическое человеческое качество, лежащее в основе формирования его ____________(2). В свободной деятельности человек добивается поставленных________(3) и реализует себя. Проблема свободы чаще сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой________(4), или все его поступки обусловлены внешней_____________(5), под которой понимали предопределение, Божий промысел,______(6), рок».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

A) воля Д) индивид Б) необходимость Е) цель

B) смысл Ж) судьба

Г) индивидуальность 3) ответственность

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в строку ответов.

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

Ответ ……………………………………………………..

 

Задание № 26 (3 балла):

Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца:

 

СУЩНОСТЬ

A) мысль, отражающая общие и существенные свойства пред- метов, явлений, процессов

Б) образ объекта познания, запечатленный в памяти

B) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе

Г) чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств

 

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

1) представление

2) понятие

3) суждение

4) восприятие

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите ниже в строку ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Ответ ……………………………………………………..

 

Задание № 27 (1 балл):

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «истина»: отражение действительности; знание; конкретность; зависимость от человека; процесс.

 

Найдите и укажите ниже термин, не связанный с понятием «истина».

 

Ответ ………………………………………………………………………..

 

Задание № 28 (2 балла):

Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие обыденное знание, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) назидание 4) традиция

2) личный опыт 5) эксперимент

3) образ 6) формализация. Обведенные цифры запишите ниже в порядке возрастания.

 

Ответ ……………………………………………………………

 

Задание № 29 (3 балла):

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков: «Свои выводы наука формулирует в____________(1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего_____________(2) к изучаемым явлениям. Все, что наука делает своим___________(3), она исследует со стороны закономерностей и_______(4). Научное познание опирается на систему__________(5) и вырабатывает свой собственный ___________(6), отличный от обычного».

 

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков: А)вопрос Е) теория

Б) предмет Ж) язык

В) проблема 3) субъект

Г) метод И) причина

Д) схема

В приведенной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите ниже в строку ответов.

 

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

Ответ ……………………………………………………..

 

Задание № 30 (1 балл):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Какая наука является лишней в перечне наук, имеющих своим непосредственным предметом проблему человека?:

1) философская антропология 3) социология

2) экономика 4) социальная психология

 

Задание № 31 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Верны ли следующие суждения о сущности власти?:

 

А. Любая власть означает способность, право и возможность повелевать, распоряжаться и управлять кем-либо или чем-либо. Б. Любая власть — это контроль над экономическими ресурсами.

 

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

 

 

 

 

Задание № 32 (1 балл):

Запишите слово, пропущенное в схеме:

 

…………………………………………………………………………………………

/ \ /

Форма правления

Форма государственно-территориального устройства

Политический режим

 

 

 

Задание № 33 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Внутреннее строение государственного аппарата, порядок расположения органов государственной власти, их соотношение называется:

 

1) функциями государственного аппарата

2) компетенцией государственного аппарата

3) полномочиями государственного аппарата

4) структурой государственного аппарата

Задание № 34 (4 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. В многопартийном государстве 7% -ный порог, необходимый для прохождения в 450-местный парламент, преодолели 4 партии со следующими результатами: партия А — 7%; партия В — 10%; партия С — 20%; партия X — 50%. Какая избирательная система установлена в данном государстве?:

1) пропорциональная

2) мажоритарная

3) смешанная

4) недостаточно сведений для определения типа избирательной системы

Задание № 35 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. «Человек сам, лучше любого правительства, знает, что ему нужно» — этот принцип характерен для идеологии:

1) либерализма 3) консерватизма

2) коммунизма 4) фашизма

 

 

Задание № 36 (3 балла):

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано:

 

(1) Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам право на местное самоуправление в пределах установленных законом полномочий. (2) Представляется, что местное самоуправление является важным элементом демократического устройства современного общества. (3) Местное самоуправление организуется в городских и сельских поселениях. (4) Участие населения в местном самоуправлении обычно происходит в формах референдума, муниципальных выборов, собрания граждан для решения вопросов местного значения.

Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений.

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите ниже в строку ответов.

1

2

3

4

 

 

 

 

Ответ ……………………………………………………..

 

 

 

 

Задание № 37 (2 балла):

Найдите в приведенном ниже списке черты гражданского общества и обведите цифры, под которыми они указаны:

1) экономическая самостоятельность граждан

2) господство одной идеологии

3) правовое оформление и государственная защита прав и свобод граждан

4) невмешательство государства в частную жизнь граждан

5) господство государства над обществом

6) реализация принципа федерализма.

 

Обведенные цифры запишите ниже в порядке возрастания.

 

Ответ ………………………………………………………………………………………………

 

Задания № 38 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Основным признаком правового государства является:

1) верховенство закона

2) многопартийность

3) разделение властей

4) защита государственных интересов

 

Задание № 39 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Верны ли следующие суждения о непосредственном политическом участии граждан?:

А. Непосредственное политическое участие граждан проявляется в митингах, демонстрациях.

Б. Непосредственное политическое участие граждан проявляется в обращениях и письмах к представителям власти.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

 

Задание № 40 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Предметом изучения экономики как науки является:

1) обмен продуктами питания

2) оформление трудового договора

3) разработка принципов распределения ресурсов

4) изобретение ресурсосберегающих технологий

 

Задание № 41 (1 балл):

Запишите слово, пропущенное в схеме:

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономические

………………...

 

Экономическое мышление

 

Экономическая направленность

Ответ……………………………………………………..

 

 

Задание № 42 (1 балл):

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «собственность»: владение; аренда; распоряжение; имущество; акция; пользование.

 

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «собственность».

 

Ответ …………………………………………………..

 

 

Задание № 43 (3 балла):

Установите соответствие между типами экономических систем и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца:

 

ПРИЗНАКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ:

А) цены на товары определяются соотношением спроса и предложения; Б) основные средства производства принадлежат государству; В) экономические пропорции устанавливаются централизованно; Г) развитие производства основывается на конкуренции производителей; Д) периодически возникает дефицит товаров.

 

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: 1) командно-плановая экономика

2) рыночная экономика

 

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите ниже в строку ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Ответ ……………………………………………………..

 

Задание № 44 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Верны ли следующие суждения о факторах увеличения предложения?:

А. Фактором увеличения предложения является размер предполагаемой прибыли.

Б. Фактором роста предложения является увеличение цены предлагаемого товара.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

 

Задание № 45 (3 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Верны ли суждения о валовом национальном продукте (ВНП)?:

А. В ВНП включаются продажи только конечных продуктов, исключая продажи промежуточных.

Б. Учет продажи только конечных продуктов позволяет исключить двойной счет и завышенную оценку ВНП.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

 

Задание № 46 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Устойчивое увеличение год от года экономических возможностей страны — это:

1) экономический рост

2) экономический цикл

3) научно-техническая революция

4) научно-технический прогресс

 

Задание № 47 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Объединяющую сторону разделения труда обозначает понятие:

1) специализация

2) корпорация

3) кооперация

4) диверсификация

Задание № 48 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Внешнюю торговлю характеризует:

1) импорт

2) экспорт

3) торговый оборот

4) все перечисленное

 

 

 

Задание № 49 (3 балла):

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано:

 

(1) В 1993 г. Россия приняла на себя почти весь долг СССР. (2) По мнению экспертов, это был политический шаг. (3) Представляется, если бы Россия тогда объявила дефолт (отказалась от признания долга), то для нее был бы перекрыт доступ к мировому капиталу и никто не дал бы ей кредитов. (4) Россия нуждалась в иностранном капитале и поэтому подтвердила долг бывшего СССР.

 

Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

Получившуюся последовательность букв перенесите ниже в строку ответов.

1

2

3

4

 

 

 

 

Ответ …………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 50 (4 балла):

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков:

 

«На фондовой__________(1) обращаются две категории ценных бумаг: акции и_________(2). Акция — ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом без установленного срока обращения, удостоверяющая внесение ее владельцем доли в акционерный____________(3) общества и позволяющая получать_____________(4) из прибыли общества. Цена, по которой продаются и покупаются акции, называется _____________ (5) акции. Существенное влияние на него оказывает соотношение___________(6) и предложения акций на рынке».

 

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков:

A) потребитель Е) чек

Б) курс Ж) капитал

B) сертификат 3) облигация Г) дивиденд И) биржа

Д) спрос

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите ниже в строку ответов:

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

Ответ ………………………………………………………

 

 

Задание № 51 ( 2 балла):

Найдите в приведенном ниже списке характеристики, присущие любому налогу, и обведите цифры, под которыми они указаны:

1) обязательность уплаты

2) безвозмездность

3) пропорциональность доходу

4) возвратный характер

5) законодательное установление

Обведенные цифры запишите ниже в порядке возрастания.

 

Ответ …………………………………………………….

 

Задание № 52 (3 балла):

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано:

 

(1) Мировые цены на продовольственные товары за последний год увеличились на 35%. (2) Экономисты полагают, что лавина подорожания вызвана комплексом причин: ростом спроса на продовольствие в сравнительно богатых азиатских странах, рекордно высокими ценами на нефть, использованием пахотных земель и урожаев для получения биотоплива, масштабным неурожаем. (3) Этот процесс повсеместного подорожания продуктов, по мнению главы Международного фонда сельскохозяйственного развития при ООН, уже невозможно обратить вспять. (4) Таким образом, набирает силу продовольственная инфляция, которая также приобретает вид мирового кризиса и уже привела к волнениям в ряде стран.

 

Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

Получившуюся последовательность букв перенесите ниже в строку ответов.

1

2

3

4

 

 

 

 

Ответ ………………………………………………………

 

 

 

Задание № 53 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Верны ли следующие суждения об экономической культуре потребителя?: А. Экономическая культура потребителя состоит в рачительном и бережливом отношении к приобретаемым благам.

Б. Экономическая культура потребителя всегда должна опираться на принцип: «Чем больше товаров приобретается и потребляется, тем лучше».

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

 

Задание № 54 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Экономические затраты — это:

1) явные затраты

2) неявные затраты

3) сумма явных и неявных затрат

4) разница между явными и неявными затратами

 

Задание № 55 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Безработица, которая характеризуется накоплением на предприятиях излишней, неэффективной рабочей силы, что приводит к снижению производительности труда, называется:

1) сезонной 3) скрытой

2) структурной 4) фрикционной

 

Задание №56 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Верны ли следующие суждения о социальных отношениях?: А. Социальные отношения — это отношения национальных, демографических, классовых, профессионально-образовательных, социальных общностей.

Б. Социальные отношения — это политические и экономические отношения между социальными группами.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

 

 

 

Задание № 57 (3 балла):

Установите соответствие между видом статуса и отдельным статусом личности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца:

ОТДЕЛЬНЫЕ СТАТУСЫ ВИДЫ СТАТУСОВ:

ЛИЧНОСТИ:

A) русский 1) достигаемый

Б) люмпен (приобретаемый)

B) командир полка 2) предписанный Г) мужчина

Д) профессор вуза

 

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите ниже в строку ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Ответ……………………………………………………..

 

Задание № 58 (3 балла):

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано:

 

(1) Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2) Социальная роль — это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Эту роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.

 

Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите ниже в строку ответов.

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Ответ ……………………………………………………..

 

Задание № 59 (3 балла):

Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества, и обведите цифры, под которыми они указаны:

1) уровень доходов

2) место в системе общественного производства

3) отношение к средствам производства

4) основные черты образа жизни

5) роль в общественной организации труда

6) социальный престиж

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

 

Ответ ……………………………………………………..

 

 

 

Задание № 60 (3 балла):

Проанализируйте ситуацию:

После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка.

 

Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

 

Ответ: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

Задание № 61 (2 балла):

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальная норма»: санкция; социальный контроль; девиантное поведение; социальная общность; самоконтроль.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «социальная норма».

 

Ответ ……………………………………………………………………………..

 

Задание № 62 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Новаторство является формой:

1) негативного отклоняющегося поведения

2) позитивного отклоняющегося поведения

3) неправомерного поведения

4) неотклоняющегося поведения

Задание № 63 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Верны ли следующие суждения о функциях социального контроля?: А. Социальный контроль служит достижению и поддержанию социальной стабильности в обществе. Б. Социальный контроль способствует формированию самоконтроля.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

 

Задание № 64 (3 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Верны ли следующие суждения о демографической политике в Российской Федерации?:

 

А. Демографическая политика должна быть направлена на взаимодействие всех субъектов, заинтересованных в преодолении демографического кризиса.

Б. Демографическая политика должна быть направлена на создание социально-психологического и экономического «климата» в обществе, в котором молодежь будет чувствовать себя комфортно и стабильно.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

 

 

 

Задание № 65 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодежи? : А. Для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, друзья.

Б. В юношеском возрасте большее значение приобретает внутренний мир человека, открытие собственного «Я».

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

 

Задание №66 (4 балла):

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков:

«Понятия „________" (1) и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин „этнос" (что точнее). Существуют три типа этноса. Для_______(2) главное основание объединения людей в одну_______(3) — кровнородственные связи и общее______________(4). С возникновением государств появляются__________(5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазных общественно-экономических отношений формируются_______(6) – этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического, территориально-политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы"».

 

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

A) происхождение Е) народность

Б) племя Ж) национальность

B) общность 3) раса

Г) нация И) диаспора

Д) народ

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите ниже в строку ответов.

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

Ответ ……………………………………………………..

 

 

 

Задание № 67 (1 балл): Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальный конфликт»: компромисс; переговоры; арбитраж; реабилитация; свидетели.

Найдите и укажите ниже термин, не связанный с понятием «социальный конфликт».

 

Ответ …………………………………………………………………………………..

 

 

 

Задание № 68 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. В демократическом государстве национальная политика реализуется через:

1) гарантирование прав малочисленных народов

2) конституционное закрепление национального избирательного ценза

3) предоставление прав гражданам по национальному признаку

4) ограничение использования национального языка

 

Задание № 69 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?:

А. Социальные нормы отличаются друг от друга тем, что регулируют различные отношения в обществе. Б. Социальные нормы формализованы в законодательстве.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

 

 

Задание № 70 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Отрасль права, регулирующая управленческие правоотношения:

1) государственное право 3) административное право

2) гражданское право 4) трудовое право

 

 

Задание № 71 (2 балла):

Найдите в приведенном ниже списке источники права и обведите цифры, под которыми они указаны:

1) правовой прецедент

2) норма морали

3) отрасль права

4) договор с нормативным содержанием

5) законопроект

6) правовой обычай

Обведенные цифры запишите ниже в порядке возрастания.

 

Ответ ……………………………………………………………

 

 

 

Задание № 72 (3 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Верны ли следующие суждения о нормативном правовом акте? : А. Нормативный правовой акт — это система общеобязательных формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер.

Б. Нормативный правовой акт — это официальный документ компетентного правотворческого органа, который издан в особом порядке и содержит конкретные нормы права.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

 

 

Задание № 73 (3 балла):

Установите соответствие между отраслями права и правоотношениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТРАСЛИ ПРАВА:

1) трудовое право

2) административное право

 

ПРАВООТНОШЕНИЯ:

A) задержка выплаты заработной платы Б) участие в управлении производством

B) нарушение производственной дисциплины

Г) объявление выговора за опоздание Д) нарушение правил перевозки грузов

 

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите ниже в строку ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

Ответ ……………………………………………………...

 

Задание № 74 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Основанием для разграничения правонарушений на преступления и проступки является:

1) определение закона

2) количество совершаемых правонарушений данного вида

3) общественный вред правонарушения

4) судебное решение

 

 

 

 

Задание № 75 (3 балла):

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано:

 

(1) Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме в 1993 году, сформировала новую систему государственной власти. (2) Конституция РФ, по мнению специалистов, выполнила основную задачу — способствовала стабилизации положения в российском обществе. (3) Между тем некоторые эксперты считают, что в нынешней Конституции РФ есть декларативные элементы: государство авансом названо правовым, слабо обозначен механизм защиты прав человека и гражданина. (4) Однако могущественна не сама Конституция, а конституционная система, состоящая из отношения общества к Основному закону и из образцов поведения и институтов, взращенных вокруг Конституции.

Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите ниже в строку ответов.

1

2

3

4

 

 

 

 

Ответ ……………………………………………………..

 

 

Задание № 76 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ.

Цель юридической ответственности состоит в том, чтобы:

1) перевоспитать правонарушителя

2) наказать правонарушителя

3) предупредить совершение противоправных действий в будущем

4) все вышеперечисленное

 

Задание № 77 (3 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Верны ли следующие суждения о механизме расторжения брака в судебном порядке? : А. Расторжение брака в судебном порядке происходит при наличии у супругов несовершеннолетних детей. Б. Расторжение брака в судебном порядке происходит при обоюдном согласии сторон.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

 

Задание № 78 (3 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. К международным документам, защищающим права человека, не относится:

 

1) Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод

2) Конвенция ООН о правах ребенка

3) Всеобщая декларация прав человека

4) Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г.

 

 

 

 

 

Задание № 79 (3 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Верны ли следующие суждения об адвокатуре?:

А. Адвокатура оказывает юридическую помощь гражданам и организациям в судебном разбирательстве. Б. Адвокатура оказывает юридическую помощь гражданам и организациям, когда они вступают в какие-либо правоотношения.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

 

 

 

 

Задание № 80 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Принцип конституционного устройства России, реализующийся через признание народа единственным источником власти:

1) суверенитет народа

2) признание человека и его прав высшей ценностью

3) республиканская форма правления

4) ни один из вышеперечисленных

 

Задание № 81 (2 балла):

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «субъект РФ»: край; область; федеральный округ; автономный округ; город федерального значения.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «субъект РФ».

 

Ответ ……………………………………………………………………

 

Задание № 82 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. К компетенции Правительства РФ не относится:

1) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти

2) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики

3) осуществление представительской функции

4) руководство исполнительной властью

 

 

Задание № 83 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. К функциям прокуратуры не относится:

1) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

2) вынесение судебных решений и приговоров

3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

4) участие в рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел

 

Задание № 84 (3 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ.

Верны ли следующие суждения о сущности международных стандартов в области прав человека?: А. Международные стандарты в области прав человека — это международные обязательства государства, которые оно должно соблюдать в ходе военных действий. Б. Международные стандарты в области прав человека — это принятые на себя государствами обязательства в отношении граждан других государств, находящихся на их территории.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

 

 

Задание № 85 (2 балла):

Выберите и подчеркните правильный ответ. Особое социальное явление, характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества, называется:

1) правосознанием

2) законностью

3) правопорядком

4) правовой культурой

 

 

Задание № 86 (2 балла):

 

Запишите слово, пропущенное в схеме:

 

 

ФУНКЦИИ ………........................................

/ \

Репродуктивная

 

Защитная

\

Экономическая

\

Статусно-ролевая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

Социализации

/

Эмоционального удовлетворения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x