Меценат Филиппов

Автор: Васько Софья

                                                                                        Россия! Ты талантами богата,
                                                                                 Но драгоценностям нужна оправа.
                                                                 Был в прошлом меценат Морозов Савва —
                                                  Откликнитесь, потомки мецената!

 

                    Эти строки о меценатах написал Юрий Игнатенко. Последнее предложение в его четверостишии не столько даже восклицательное, сколько вопросительное. Автор будто спрашивает: «Где же теперь потомки Саввы Морозова? Есть ли в современной России люди, имеющие право носить это почетное звание-меценат?»

                 А знаем ли мы, какой он – настоящий меценат? Какая  благотворительность ценилась и почиталась на Руси? В. О. Ключевский пишет: "...древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную, благотворительность, милостыню, подаваемую из рук в руку, притом "отай", тайком не только от стороннего глаза, но и от собственной "шуйцы".  Мысли В. О. Ключевского о принципиальном бескорыстии благотворителя в соответствии с требованиями этики, сложившейся на Руси, очень важны для нас. Во-первых, родство понятий "благотворительность" и "меценатство" позволяют усматривать корни последнего в толще многих столетий. Во-вторых, бескорыстие как обязательное условие истинной благотворительности на Руси позволяет "развести" кажущиеся тождественными понятия: "меценат" и "спонсор". Настоящему меценату (с точки зрения отечественных традиций), истинному благотворителю не нужна в качестве компенсации реклама, позволяющая сегодня с лихвою возместить даруемое. Показательно в этой связи, что Савва Тимофеевич Морозов обещал всестороннюю помощь основателям Художественного театра при непременном условии: его имя не должно упоминаться в газетах. Хорошо известны случаи, когда меценаты по призванию, по зову сердца отказывались от дворянства (например, Бахрушины). Один из представителей этой замечательной династии "профессиональных благотворителей" Алексей Петрович Бахрушин В истории российского меценатства есть много замечательных страниц. Целые династии становились меценатами: Бахрушины, Строгановы, Морозовы, Голицыны, Демидовы, Третьяковы…

          Меценаты основывали заводы, строили железные дороги, открывали школы, больницы, приюты… Чтобы подробно рассказать обо всех, нужен формат не статьи, а целой книги, причем не одной. Мы же остановимся только на некоторых именах.

                   Но сначала о самом термине «меценатство». Русским синонимом является понятие «благотворительность». Но откуда пришло к нам заимствование?

 

                             История термина «меценатство»

            «Меценат – человек, который на безвозмездной основе помогает развитию науки и искусства, оказывает им материальную помощь из личных средств»- пишет Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи»  Отечественное меценатство – уникальное  явление.                              

             Размышляя о меценатстве, сразу хочется рассказать о купце Филиппове.

                                  Династия купцов Филипповых

Династия Филипповых в народной памяти - это высокое мастерство хлебопеков, неустанный труд и поиск. Главное - это вкусный, настоящий русский хлеб.

Основатель будущего хлебного дела, Максим Филиппов, впервые прибыл в Москву из Калужской губернии в начале XVIII века. Сначала в булочном производстве преобладали иностранцы, а потом, когда Филиппов открыл в Петербурге свое отделение, он проложил дорогу русскому производству, и немецкие булочники оказались в меньшинстве. Самая крупная пекарня Филиппова продавала в год булок и хлебов более чем на 1/2 млн рублей. Она производила самые распространенные в России виды булочных изделий: калачи, сайки, бублики и баранки - исконно русские продукты».  Всей семьей Максим Филиппов выпекал и продавал популярные горячие калачи и пироги с разнообразной начинкой. После его смерти дело продолжил сын Иван Максимович Филиппов, будущий знаменитый и обласканный царской милостью пекарь Филиппов.

Росту и процветанию этого дела в значительной степени содействовала умело продуманная связь поле - прилавок. Иван Максимович Филиппов на расспросы, о высоком качестве хлеба охотно пояснял «-Да потому, что хлебушко заботу любит. Выпечка-то выпечкой, а мука-то у меня своя».

 

 

Булочные Филиппова в Москве

В те времена всевластным диктатором Москвы был генерал Закревский, перед которым трепетали все. Каждое утро горячие сайки от Филиппова подавались ему к чаю:

- Э-тто что за мерзость! Подать сюда булочника Филиппова ! - заорал как-то генерал за утренним чаем. Слуги, не понимая, в чем дело, притащили к начальству перепуганного Филиппова. - Э-тто что? Таракан ?! - и властитель сует сайку с запеченным тараканом. - Э-тто что ?! А ? - И очень даже просто, Ваше превосходительство, - поворачивает перед собой сайку находчивый старик. - Что-о:? Что-о:? Просто ?! - Это изюминка-с! И съел кусок с тараканом. - Врешь, мерзавец! Разве сайки с изюмом бывают? Пошел вон! Бегом вбежал в пекарню Филиппов, схватил решето изюма, да и вывалил в саечное тесто, к великому ужасу

пекарей. Через час Филиппов угощал Закревского сайками с изюмом, а через день от покупателей булочной отбоя не было.

- «И очень просто! Все само выходит, поймать сумей», - говорил Филиппов.

Филиппов - меценат

Иван Максимович Филиппов, согласно установившейся традиции, среди русских предпринимателей и купечества, много средств и внимания уделял благотворительности.

Долгие годы он состоял членом совета детских приютов и Сущевского отделения попечительства о бедных в Москве.

Высок был его авторитет и в «Московском купеческом обществе», в Городской Думе, где он состоял, гласным. За заслуги в коммерческих делах был награжден орденом

Св. Анны II степени.

                                                            Булочные Филиппова

Магазины и пекарни, принадлежавшие И.М. Филиппову (182478).Сеть филип-

повских булочных была разбросана по всей России. В Москве наиболее известна его булочнаяна Тверской улице (д. 10), в пекарне которой выпекались «филипповские» сайки и калачи. 

                По воспоминаниям членов семьи Филиппова, «человек он был необычный». Известно, например, что его кабинет был «оклеен денежными купюрами - “катеньками”. По городу филипповских лошадей все узнавали по тому, что они были подкованы чистым серебром, по-царски. Филиппов был разборчив и пользовался не всяким случаем, где можно деньги нажить. У него была своеобразная честность. Там, где другие булочники и за грех не считали мошенничеством деньги наживать, Филиппов поступал иначе».

Славился знаменитый предприниматель и своей благотворительностью. На праздники он выпекал большие партии хлеба по заказам и отправлял эти «хлебные подарки» арестованным в Бутырскую тюрьму. При этом,   свидетельствовал  В. А. Гиляровский,  во-первых, он «никогда не посылал завали арестантам,  а всегда свежие калачи и сайки; во-вторых, у него велся особый счет, по которому видно было, сколько барыша давали эти заказы на подаяние, и этот барыш он целиком отвозил сам в тюрьму и жертвовал на улучшение пищи больным арестантам. И делал все это он “очень просто”. Не ради выгод или медальных или мундирных отличий благотворительных учреждений».

Кроме того, Иван Максимович был «агентом» первого Сущевского отделения попечительства о бедных в Москве, членом Совета московских детских приютов. Известно, что он поставлял хлебобулочные изделия в Николаевский дом призрения бедных вдов и сирот. Всю жизнь И. М. Филиппов состоял в Московском купеческом обществе, а за год до смерти выбирался гласным городской Думы. За свою благотворительную деятельность и заслуги в деле предпринимательства он был награжден орденом св. Анны 2-й степени и стал потомственным почетным гражданином Москвы.

Умер И. М. Филиппов в 1878 г., оставив своим наследникам 4 пекарни-булочные в Москве и 4 - в Санкт-Петербурге. В опубликованном в газетах некрологе говорилось: «Справедливо гордая своей пушкой, из которой не стреляли, и колоколом, в который не звонят, Москва может похвастаться и своим калачом, печеньем чисто местным, национальным, представителем которого был покойный И. М. Филиппов». Популярность в народе знаменитого булочника была настолько велика, что известный московский поэт Шумахер отметил его смерть четверостишием, которое знала вся Москва и в котором был намек на легендарные филипповские сайки с изюмом.

          После смерти И. М. Филиппова дело перешло к его вдове, Татьяне Ивановне, ас 1881 г. его возглавил один из сыновей - Дмитрий.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x