«Медиакультура как средство эстетического воспитания учащихся раннего юношеского возраста» | Скорик Елена Геннадьевна. Работа №239162
Автор: Скорик Елена Геннадьевна
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)
Факультет Педагогики и методики
дошкольного, начального и дополнительного образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Медиакультура как средство эстетического воспитания
учащихся раннего юношеского возраста»
Выполнил (а) студент (ка) гр. МУЗZ-421
Научный руководитель
Дата сдачи курсовой работы:
Дата защиты:
Оценка:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. МЕДИАКУЛЬТУРА: СУЩНОСТЬ И ЕЁ ВИДЫ……………………………5
Сущность и понятие термина «
медиакультура
»
…
………………………………………5
Особенности формирования
медиакультуры
учащихся раннего
юношеского возраста………………………………………………………………………9
ГЛАВА II МЕДИАКУЛЬТУРА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА………………………………………………..13
2.1 Эстетическое воспитание школьников в современных условиях………………………13
2.2 Формы и методы эстетического воспитания учащихся раннего юношеского
возраста посредством медиакультуры………………………………………………….……16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..22
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современный мир отличатся ускоренным ростом информации. Новые информационные технологии (в основе которых лежат электронные средства информации) развиваются наряду с традиционными (книгами, газетами, фото, кино и т.п.), при этом количество информации нарастает. Общество становится «медиатизированным», то есть зависимым от массмедиа.
Авторы исследований по проблемам влияния медиа на школьную аудиторию констатируют, что «общение с произведениями медиакультуры у детей и молодежи находится на одном из первых мест» [19, 14].
Но, чтобы разобраться с влиянием СМИ на подрастающее поколение, необходимо понять: с одной стороны, каков способ их функционирования; а с другой – какие способы восприятия и применения медиаинформации личностью.
Мировой опыт показывает, что без знаний о закономерностях информационного общества и механизмах влияния массмедиа на развитие личности и невозможно построить систему образования и воспитания. Не подлежит сомнению, что средства массовой коммуникации оказывают влияние на формирование культуры личности и его эстетическое воспитание. Медиакультура рассматривается как «часть общей культуры, связанная со средствами массовой коммуникации; в социальном плане (культура общества – медиакультура общества) и в личностном (культура человека – медиакультура человека), когда акцентируется взаимодействие человека с миром медиа» [22, 21].
Достижения научно-технического прогресса в области информатики дают большие возможности для духовного и нравственного воспитания школьника. Мультимедиа-средства позволяют быстро и оперативно доносить до каждого отдельного учащегося самую необходимую информацию, а также ликвидировать дефицит наглядности в процессе духовно-нравственного воспитания.
Следует отметить, что в век «компьютерных и цифровых технологий», когда возрастает общественная и культурная роль мультимедиа, молодые люди, особенно подростки, не только получают знания и черпают необходимую информацию из нового ресурса, но и оказываются под бесконтрольным воздействием средств массовой коммуникации. Впитывая новые и модные концепты, не имеющие какого-либо эстетического, морального или даже позитивного фактора, подростки получают ложные ценностные ориентации. Важно подчеркнуть, что сегодня уровень художественных произведений медиакультуры специально занижается, делая ее почти примитивной, ориентированной на самые широкие слои населения и, конечно, на подростков. Все это находит свое отражение в медиа-конъюнктуре современного общества: многочисленные коммерческие FM-радиостанции, музыкальные телеканалы и огромный рынок аудиопродукции и др. В этой связи необходимо сформировать собственную шкалу ценностей именно в подростковом возрасте, наиболее сензитивном для этого процесса, так как это период формирования ценностей, жизненных приоритетов, становления мировоззренческой позиции учащихся.
Цель работы: исследовать теоретические и практические аспекты медиакультуры в эстетическом воспитании учащихся раннего юношеского возраста.
Объект: эстетическое воспитание подростков в современных условиях
Предмет: медиакультура в эстетическом воспитании учащихся раннего юношеского возраста.
Задачи:
Раскрыть понятие термина «
медиакультура
».
Изучить особенности формирования
медиакультуры
учащихся раннего юношеского возраста.
Рассмотреть вопрос об эстетическом воспитании школьников в современных условиях
Раскрыть формы и методы эстетического воспитания учащихся раннего юношеского возраста посредством
медиакультуры
.
ГЛАВА I. МЕДИАКУЛЬТУРА: СУЩНОСТЬ И ЕЁ ВИДЫ.
Сущность и понятие термина «
медиакультура
».
Что бы определить понятие «медиакультура» рассмотрим определение «культура». Ю.Н.Лотман предлагает следующее определение культуры: «возделанный человеком мир» [15, 5]. Таким образом, культура -это сфера для осуществления интеллектуальных и социальных потребностей, среди которых выделяются стремление к созиданию и общению [15].
Культура является коллективным творением. В культурологической энциклопедии культура определяется как «...Культура представляет собой некий свод «правил игры» коллективного существования, символических обозначений явлений и понятий, сконструированных людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации, знаний, представлений, опыта, идей и т. п.; мир творческих новаций –способов и результатов познания» [13, 336].
То есть культура представляет сферу существования и самореализации людей, который позволяет регулировать социальные взаимодействия и поведение. Все взаимодействия в культуре представляют собой коммуникации. Культурные взаимодействия между людьми-это коммуникации от отправителя сообщения, канал передачи сообщения в пространстве и времени, получатель сообщения.
Как отмечает Н.Б. Кириллова, большая часть исследователей сходятся во мнение, что «культура выполняет различные типы коммуникации: тактильные, устные, письменные, визуальные и аудиовизуальные. В процессе взаимодействия эти средства коммуникации направлены на реализацию психологической потребности аудитории в иллюзорности и динамике. При этом в каждой эпохе преобладают свои культурные формы, которые в наибольшей степени отвечают интересам и потребностям человечества, то есть оказывают наиболее действенное влияние и приемлемы по социальному статусу.» [7, 9]
Понятие «медиакультура» введено сравнительно недавно современной культурологией. Оно обозначает особый тип культуры современного информационного общества. Н.Б.Кириллова отмечает, что для отечественной культурологи и социологии наибольшее употребимыми являются понятия «средства массовой информации», «средства массовой коммуникации», хотя в западных исследованиях превалируют термины «mass culture»,«mass media» [8, 19].
Термин «медиа» происходит от множественного числа латинского слова. medium –средство, посредник. Этот термин был введен в XX веке для обозначения любого проявления феномена «массовой культуры». Наибольшее значение для современной трактовки термина «медиа» сыграл канадский ученый и публицист Г.М.Маклюэн. Он впервые пересмотрел историю культуры с позиций анализа коммуникативных каналов в культуре и изучал каждодневную жизнь человека в информационном обществе. С его подходов началось применение термина «медиа» для обозначения различных средств коммуникации [7].
Начиная с исследований Г.М.Маклюэна и его последователей, медиа стало «восприниматься не только как средство передачи, а как целая среда производящая, эстетизирующая и транслирующая культурные коды. С появлением медиа изменился коммуникационный процесс. Сообщение представляет собой продукт интеллектуальной деятельности человека. Интерпретация -это приобретаемое знание. Коммуникация -это трансляция, передачи» [7].
В отечественной науке термин «медиакультура» впервые был озвучен на международном семинаре по средствам коммуникации и проблемам развития личности ребенка в 1993 году в Звенигороде [11,227].
Традиционное понимание медиакультуры включает в себя все виды аудиовизуальных искусств. Н.Б.Кириллова определяют медиакультуру «как область культуры, которая связана с трансляцией динамических образов, современными техническими устройствами записи и передачи изображения и звука (кино, телевидение, видео, системы мультимедиа)» [7].
Н.Б.Кириллова отмечает специфические особенности медиакультуры, которые определяются «семионтической (знаковой) природой и техническими возможностями средств передачи. Огромной информационной емкостью, легкостью и убедительностью чувственного (образного) восприятия.Преобладанием продуктивных возможностей над репродуктивными, скоростью и широтой трансляции и тиражированием, массовостью и доступностью» [7].
Н.Б.Кириллова соглашается с С.Жижеком, который отмечает, что медиатизация представляет собой процесс превращения реального объекта в искусственный «Тело, которое почти полностью «медиатизировано», функционирует с помощью протезов и говорит искусственным голосом» [7,13]. Подобно тому, как наше тело медиатизируется, сознание тоже изменяется. Таким образом, медиа следует рассматривать не только как систему массовых коммуникаций, это есть система культурно-информационных монополий, главная опора любого государства. Единого общепринятого определения медиакультуры нет.
Н.Б.Кириллова определяет медиакультуру как «совокупность информационно-коммуникационных средств, выработанных человечеством в процессе
культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности. Медиакультура включает в себя культуру производства и передачи информации, а также культуру ее восприятия; медиакультура может выступать и показателем уровня развития личности, способной «читать», анализировать и оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа и т. д.» [7, 14-15].
И.А.Бочарская определяет медиакультуру личности как диалоговый способ взаимодействия с информационной средой, как «необходимого компонента в процессе формировании общественного сознания и социализации личности» [2,10].
Ею предложено еще одно определение медиакультуры -это «механизм взаимодействия со СМИ, ориентированное не только на правильное ее толкование, но содействующее правильному воспитанию и образованию подрастающего поколения с учетом требований, предъявляемых информационным обществом» [2,10].
М.В.Кузьмина представляет медиакультуру учащегося «как целостное, динамическое качество личности подростка как субъекта массовой культуры, проявляющееся в критическом отношении к медиаиндустрии, в способности использовать медиа для созидательной и полноценной жизненной практики. По ее мнению, медиакультура объединяет в себе различные умения и навыки, такие как культуру поиска и передачи информации, культуру чтения, культуру восприятия информации, культуру критической оценки и анализа информации, ее осмысления, различные творческие умения» [12,4].
А.В.Елисеев определяет медиакультуру как часть общей культуры, связанную со средствами коммуникации. Для него понимание «медиакультуры существует в двух аспектах: как социально-культурных явлениях, связанных с медиа (миром книг, миром телевидения, миром газет и журналов, миром радио, миром интернет-ресурсов и т.д.) и как взаимодействие человека с миром медиа, его восприятием и творческое самовыражение через коммуникационные средства, которые обеспечивают полноценное включение человека в общество» [6].
По мнению Г.В.Вишневецкой термин «медиакультура» представлен двумя аспектами. «Первый аспект рассматривает медиакультуру как комплекс интеллектуальных ценностей в области медиа, как и исторически определенную систему их воспроизводства и функционирования в социуме. Согласно второму аспекту, медиакультура рассматривается как система уровней развития личности человека, обладающего способностью воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься
медиатворчеством и усваивать новые знания в области медиа» [3].
А.В.Федоров понимает под определением медиакультуры систему уровней развития личности человека, «способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа, является активной участницей этого процесса и включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия» [20, 22].
Н.А.Крюкова считает, что существует «два подхода к пониманию термина «медиакультура». Первый подход рассматривает медиакультуру как собственно культуру, ее всеобщую доступность для человека посредством продукции средств массовой информации. Второй подход основан на понимании медиакультуры как средства коммуникации, ее роли в формировании общественного мнения» [11,227].
Медиакультура присутствует во всех областях жизни современного человека. Она вносит изменения в отношения между людьми, изменяет его сознание.
Н.А.Крюкова считает, что внедрение информационного пространства в социокультурные процессы, вносит изменения в поле культуры. То есть «произведения, созданные на основе и с помощью техники, имеют статус произведений медиакультуры. Объективно установлено влияние медиакультуры на социальную жизнь личности и общества в целом. Медиакультура через средства массовой информации привлекает человека к участию в общественной жизни, позволяет ему самоутвердиться, освоить различные социальные роли, регулирует человеческие поступки, позволяет оценивать действия других, общественную жизнь и социальную пригодностьчеловека и группы» [11].
Н.А.Крюкова считает, что «медиакультура обладает такими базовыми свойствами как системность и целостность в условиях единого медиапространства для всех членов общества. При этом имеются факторы нарушающие ее целостность: неравные возможности в доступе к медиасфере, ведущее к ограниченному участию личности в духовной жизни общества через медиакультурный процесс. Утрата массовых медиакультурных отношений (общенациональных, межрегиональных, внутрирегиональных и т.д.) медиакультура утрачивает способность к консолидации общества в решении социальных задач. Целостность медиакультуры, основанная на информационном взаимодействии всех участников социальной деятельности, организует информационное взаимодействие внутри каждого вида общественной деятельности» [11].
В.А.Возчиков определяет значение медиакультуры в постижении действительности и в познании человека. Он считает, что «медиакультура способна включать в себя все многообразие реальности, которое обеспечивается социальными институтами. Структурные компоненты медиакультуры поддерживаются на техническом и коммуникативном уровне. На техническом уровне медиакультура поддерживается материализацией и распространением медиаконтента во времени и пространстве. На
коммуникативном уровне медиакультура направляется на массовую аудиторию. Воздействие медиакультуры не имеет временных или территориальных границ. Новые информационно-коммуникативные технологии: спутниковое и цифровое ТВ, видео, компьютерная и сотовая связь, Интернет и т.п. видоизменяют медиасреду, оказывают существенное влияние на массовое сознание, на традиционные виды культуры, на организацию деятельности библиотек, кинотеатров, музеев, драматических театров» [4].
Таким образом, медиакультуру как и любую культуру необходимо воспитывать у
детей. Нужно научить их правильно оценивать полученную информацию от СМИ, развивать у детей и воспитывать культуру понимания медиатекстов, критически относиться ко всей медиапродукции, которую они слышат или видят.
Медиакультура естественным образом соединила в себе черты литературы, театра, музыки, изобразительного искусства, обладая при этом огромными возможностями для действий. Всего того, что связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует, оказывает воздействие на оценки, мнения и поведение людей.
По силе воздействия на школьников средства массовой информации в полной мере конкурируют со школой в получении информации. Из этого следует, что современная школа должна воспитывать медиакультуру, критическое отношение к информации.
1.2 Особенности формирования медиакультуры учащихся раннего юношеского возраста.
Особенности формирования медиакультуры современного подростка обусловлены, с одной стороны, существованием в нынешнем информационном пространстве (где СМИ являются неотъемлемой частью жизни человека), с другой - принципом природосообразности, который является одним из базовых личностно-ориентированном образовании, котрое является ключевой образоваительной парадигмой.
Так, воспитание должно осуществляться с учетом закономерностей природного развития ребенка, его пола, возраста, особенностей нервных процессов [1].
Исследователи и ученые, занимающиеся изучение возрастной психологии и психологии развития, выделяют ряд особенностей, которые характерны для подростков.
По мнению Пиаже Ж., в подростковом возрасте существует сильная склонность к так называемому юношескому стилю мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями и т.д.
Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Иными словами, подростки готовы часами спорить об отвлеченных предметах.
Однако, такого рода рассуждения являются значимыми для развития личности этих подростков, так как эти отвлеченные рассуждения необходимы и полезны, так как «это новая стадия развития интеллекта, когда абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности (именно поэтому она и не знает никаких ограничений, кроме логических), и изобретение, а затем разрушение универсальных законов становится любимейшей умственной игрой» [10].
Кроме того, «в сравнении мыслительных процессов раннего юношеского возраста и старшеклассника, заметны сдвиги в пользу последнего:
разрыв в определениях конкретных и абстрактных понятий сглаживается;
то же в развитии таких мыслительных операций как сравнение и обобщение. Важный показатель умственной деятельности - способность выделять существенное;
показателем умственного развития является также умение пользоваться рациональными приемами запоминания. Но это количественные изменения, а качественные изменения, по сути, являются - содержательной (о чем мыслят, что воспринимают) и мотивационной стороной познавательной деятельности. Старшеклассников привлекает сам ход анализа, способы доказательства не меньше, чем конкретные сведения.
»
[10].
Важно отметить и тот факт, что интеллектуальное развитие неразрывно связано с развитием творческих способностей, которое предполагает не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.
Так, по мнению Сухомлинского В.А., «без творческой жизни личность не может быть воспитанной, без творчества немыслимы духовные, интеллектуальные, эмоциональные, эстетические взаимоотношения между личностями в коллективе» [18]. Многими педагогами признается положение, по которому творчество является сутью жизни.
Такие свойства активности субъекта как его готовность выходить за пределы ситуативной необходимости и способность к самоизменению, проявляются не только в интеллектуальной, но и в любой другой деятельности (художественное творчество, способность вырабатывать моральное решение, социальная активность и т.д.).
Очевидным является и тот факт, что творческая активность напрямую зависит от осознания индивида себя как личности, своей самооценки, определения своей роли в социальной сфере.
Исследования по возрастной психологии свидетельствуют о том, что период возникновения сознательного «Я» приходится именно на подростковый и ранний юношеский возраст. Практически все психологи указывают на возраст ранней юности как на критический период формирования самосознания и рассматривают его развитие как центральный психический процесс.
Можно говорить о том, что ключевым психологическим приобретением ранней юности является открытие своего внутреннего мира, формирование относительно устойчивого представления о себе. Следствием формирования самосознания является возникновение особого личностного новообразования, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение».
Бесспорно, развитие медиакультуры будет успешно, если оно опирается на творческую активность самой развивающейся личности и учитывает особенности ее жизненного мира и интересов (в нашем случае в области медиакультуры, как важной части жизни современной молодежи).
Основой медиаобразовательной работы является «пробуждение творческого начала личности и включение искусства в ее реальный жизненный мир в мир медиа.» [10],
Особую роль в формировании медиакультуры подростка играет тот факт, что творческие достижения статистически не связаны с учебной успеваемостью в школе, так как (с 60-х гг. прошлого века доказано), что при всей своей значимости учебная деятельность в подростковом периоде перестает играть ведущую роль [21].
Учитывая тот факт, что школьная программа строго регламентирована и ставит подростка в определенные рамки, юношеское творчество гораздо полнее и ярче проявляется вне класса, в научных кружках или в сфере досуга, где оно может приобретать либо игровые формы, либо создавать модель реальной жизни.
Формирование медиакультуры подростка, которое осуществляется на определенной научной основе, неразрывно связано с медиаобразованием и медиапедагогикой.
«Российская педагогическая энциклопедия» определяет медиаобразование как направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, ТВ, радио, кино, видео и др.).
«Основными задачами медиаобразования являются:
подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации;
обучение человека пониманию информации, осознанию последствий ее воздействия на психику;
овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
»
[
9
]
Ряд исследователей, учитывающих современные условия жизни и общества, под медиаобразованием понимают не только определенный компонент школьного или вузовского образования, но и долговременную общественно-просветительскую деятельность, распространяемую на детей и взрослых.
Иными словами, под медиаобразованием понимают, прежде всего, непрерывное развитие личности в обществе. Важность воспитания активных и информированных граждан, формирования новой культуры общения со СМИ, которая способствовала бы органичному вхождению россиян в «информационное общество», возрастает по мере распространения новейших компьютерно-сетевых коммуникаций.
Следует отметить, что в медиапедагогике существуют различные направления работы:
интеграция с общеобразовательными дисциплинами;
введение специальных самостоятельных учебных курсов;
использование внеурочных видов (работа в виде кружка, факультатива, клуба и т.д.).
Каждый из этих направлений имеет право на существование, если реализуется с учетом возрастной психологии подростка, а также условий жизни современного подростка (Интернет-технологии, СМИ и др.).
Таким образом, формирование медиакультуры современного подростка будет эффективным только в том случае, когда будет учитываться целый комплекс требований, которые определены и возрастной психологией, и медиапедагогикой, и особенностями масс-медиа технологий.
ГЛАВА II МЕДИАКУЛЬТУРА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА.
2.1 Эстетическое воспитание школьников в современных условиях
Формирование творчески мыслящей и действующей личности включает в себя целый комплекс мер воспитательного воздействия. Немаловажное место в этом комплексе отводится эстетическому воспитанию.
Проблеме эстетического воспитания посвящены работы многих учёных, в которых даются различные трактовки понятия «эстетическое воспитание».
Нами было взято определение, которое дал Б.Т. Лихачёв: «Эстетическое воспитание-это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной чувствовать, воспринимать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное
в жизни и в искусстве, жить и творить по законам красоты» [14].
В процессе формирования личности важная роль отводится эстетической позиции.
«Эстетическая позиция– это отношение к прекрасному как базовой ценности, способность
к переживанию красоты, готовность ценить и сохранять прекрасное. Прекрасное как компонент духовной культуры связывает материальные и духовные ценности и является относительно самостоятельным явлением действительности, поэтому становление эстетической позиции признается самостоятельным элементом процесса воспитания. Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляется с помощью системы эстетического воспитания, сердцевиной которой является воздействие средствами искусства и на его основе осуществляется художественное воспитание и развитие учащихся.» [17, 102]
«Художественное воспитание– это целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, любить, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности» [14].
«Художественно-эстетическое восприятие проявляется в способности человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства. Эстетическое чувство– это субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности и искусства » [5, 10].
«Цель эстетического воспитания– формирование у школьников нравственно-эстетического, гуманистического идеала, умения видеть, чувствовать, понимать и творить красоту. Ее достижение обеспечивает художественно-эстетическое развитие детей, становление их подлинно художественного вкуса, продуктивного образного мышления. В художественном образе как форме мышления сосредоточена богатая информация о природе, обществе, общественных отношениях»[14].
Обрушивающийся поток аудиовизуальной, а вместе с ней и антихудожественной информации через СМИ захлестывают современного школьника. Одновременно обнаруживается несоответствие между необходимостью осуществления всеобщего эстетического воспитания и слабостью материальных возможностей школы. Противоречия и несоответствия снимаются в результате всесторонней организации системы эстетического воспитания.
В целях эффективной организации процесса эстетического воспитания школьников необходимо использовать комплексный подход. Его основным принципом является обеспечение взаимодействия различных видов искусств, комплексно влияющих на ребенка. Это взаимодействие осуществляется в результате тесных межпредметных связей в преподавании литературы, музыки, изобразительного искусства. Однако в школьной программе отсутствует учебный предмет, на котором изучался бы художественный кинематограф, хотя кинематограф перешагнул уже свой более вековой рубеж.
Эстетическое воспитание осуществляется комплексно также за счет раскрытия красоты науки, труда, физической культуры, эстетических отношений и быта. Принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности учащихся с жизнью общества и процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников также является основополагающим в системе эстетического воспитания.
Принципом системы является идея сочетания классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия через средства массовой информации.
Взаимосвязь эстетического и общего становления личности учащегося объясняет необходимость принципа единства художественного и общего психического развития детей. Художественно-эстетическая деятельность обеспечивает развитие воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, речи, мышления.
Важнейшим условием формирования личности учащегося является всеобщность эстетического воспитания и художественного образования.
«В основе организации художественно-творческой деятельности учащихся имеются такие принципы как:
комплексный подход ко всему делу эстетического
воспитания, имеющий
двоякое значение.
При этом
схема эстетического воспитания выстраивается так, чтобы различные виды искусства постоянно взаимодействовали в процессе влияния на
школьников, а также
, средства искусства и действительности являются органической частью любого вида воспитания;
принцип связи художественно-творческой деятельности школьников с жизнью, с процессом формирования мировоззрения и нравственности;
идея сочетания классных, внеклассных и внешкольных занятий и
организованного воздействия искусства с помощью медиа (средств
массовой информации);
принцип единства художественного и общего психического развития
детей.
Необходимо научить школьников приводить в движение все
умственные силы – воображение, логическую и образную память;
принцип художественно-творческой деятельности и самостоятельности, причем последняя должна считаться репродуктивной, повторяющей известные образы.
Должен решаться комплекс задач, таких, как художественно-эстетическое и нравственное воспитание; общение, умения и навыки, обеспечивающие вовлечение детей в активную художественно-творческую деятельность; развитие сущностных сил и творческих способностей учеников.» [17, 105-106]
Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленное формирование эстетического отношения человека к искусству и деятельности. Источниками художественно-эстетического воспитания являются такие искусства как литература, музыка, живопись, театр, хореография, кино, архитектура.
Формирование эстетического сознания: восприятие, чувства, суждения, стремление к художественному творчеству, идеалов осуществляется в процессе труда и эстетического творчества, в процессе общественных отношений, средствами природы, посредством средств массовой коммуникации, в процессе овладения искусствами, средствами художественной самодеятельности.
В учебно-воспитательном процессе система эстетического воспитания школьников реализуется как на уроках, так и во внеклассной работе. Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. В этом процессе своеобразна и ничем не заменима роль предметов художественного цикла – литературы, музыки, изобразительного искусства. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие, нравственное и эстетическое воспитание школьников, объединяют в себе элементы искусства, науки и навыки практической деятельности. Учебный процесс закладывает основы понимания детьми
красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни.
Далее творческая художественная деятельность учащихся получает развитие в процессе внеклассной работы в школе и в учреждениях дополнительного образования. В процессе внеклассной деятельности, на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у школьников эстетического отношения к искусству и действительности; духовное обогащение их личности; организация свободного времени; регулирование восприятия влияний средств массовой информации. Учреждениями дополнительного образования, осуществляющими эстетическое воспитание учащихся, являются дома детского творчества, музыкальные и художественные школы, центры внешкольной работы.
Также существуют различные кружки и студии: хоровые, хореографические, музыкальные, театральные, художественного слова, живописи, графики, бальных танцев, вышивки и вязания, фотографии и т. д. Основной целью педагогов на этих занятиях является научить школьников любить и понимать искусство, развить их художественные способности и вкус, дать знания об искусстве, расширить художественный кругозор.
2.2 Формы и методы эстетического воспитания учащихся раннего юношеского возраста посредством медиакультуры.
Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что приобщение современного школьника к вопросам художественной культуры в начале XXI века происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего «фона» системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен
быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является включение средств медиакультуры в систему художественно-творческой деятельности.
«Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в«электронную среду», ориентироваться в ней, приобретать навыки «чтения», переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.» [17, 107]
В этих условиях весьма важной становится задача определения путей целенаправленного формирования образовательной среды, которая позволяет использовать современные педагогические технологии и способствует реализации предельной самостоятельности учащегося на уроке, а также использование современного программно-методического обеспечения в процессе организации художественно-творческой деятельности детей.
Очень важным является использование мультимедиа на занятиях кружков художественного творчества в учреждениях дополнительного образования (изобразительной деятельности, народных ремесел, литературного творчества, журналистики и пр.): компьютерная графика, фотофильмы, фото-выставки, видеофильмы, репортажи, выполненные школьниками, ролевые игры «Юнпресс» «Живое слово», «Мастера пера» (для кружков журналистики) и т. д.
Однако пока еще мало распространены в нашей стране, как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования формы организации эстетического воспитания учащихся на медиаматериале: видеокружки, кинофакультативы, киноклубы, конкурсы, детские кинофестивали, фестивали детской прессы, (видеофильмы, снятые самими детьми), кинофестивали фильмов для детей в учреждениях дополнительного образования, в детских летних оздоровительных центрах и др.
В современной социокультурной ситуации огромную роль играют медийные искусства. Искусство экрана (кинематограф, телевидение, видео), определило новый тип восприятия, прошло несколько революционных этапов технологических преобразований (появление кинематографа в конце XIX века; в XX веке – звук, цвет, телевидение, видео, DVD и т. д.).
Экранные искусства можно назвать «машиной времени», которой доступны любые перемещения – десятилетия, века, эпохи, путешествия в пространстве. Этот большой потенциал надо использовать в эстетическом воспитании детей. [17, 110]
Восприятие информации через экран формировалось через искусство художественного кинематографа и в этой связи имеет свою специфику.
Эстетическое развитие личности по отношению к экранным искусствам, как и к искусству, вообще, зависит от уровня художественного восприятия и умения оценить произведение искусства. «Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств» [16, 195].
«Восприятие обладает определенными свойствами. Избирательность как свойство восприятия характеризуется тем, что из огромного числа воздействий человек лишь некоторые выделяет с большой отчетливостью и осознанностью. В избирательности раскрывается активность процесса восприятия как проявление отражательной деятельности личности. Избирательность восприятия зависит от интересов, установок, потребностей личности. Отношение человека к воспринимаемому определяет организацию и протекание процесса восприятия» [16, 201].
По этой причине очень важно в процессе использования средств медиакультуры в воспитании подростков учитывать их интересы и потребности и давать определенные установки, нацеливать учащихся на общение с тем или иным произведением экранных искусств.
Как известно, «от восприятия вообще в значительной мере отличается эстетическое восприятие, которое связано с отбором среди огромного множества воздействий внешнего мира таких впечатлений, которые отвечают представлениям человека о красоте, гармонии, совершенстве и целесообразности, соответствуют его ценностным ориентациям и сложившемуся в процессе опережающего отражения образ желаемого будущего» [23, 44].
Медиапедагогами разработана система «литературно-имитационных» медиаобразовательных занятий. «Методика занятий реализуется в игровой форме. Аудитории предлагается мысленно идентифицировать себя со сценаристами медиатекстов и написать:
заявку на оригинальный сценарий (сценарный план) произведения
медиакультуры
любого вида и жанра;
сценарную разработку – «экранизацию» эпизода известного литературного произведения;
сценарную разработку эпизода из собственной заявки на оригинальный сценарий;
оригинальный
минисценарий
произведения
медиакультуры;
по написанному литературному
минисценарию
(или сценарной
разработке эпизода) подготовить «режиссерский сценарий» произведения
медиакультуры
(фильм, телепередача, компьютерная анимация и т. д.): с наметкой системы планов, ракурсов, движения камеры, монтажных принципов;
оригинальный текст (статья, репортаж, интервью и пр.) для газеты,
журнала, интернетного сайта.
Таким образом, выполняя творческие «литературно-имитационные» задания, школьники на практике осваивает такие важнейшие понятия языка медиа как «идея», «тема» и др. [17, 114]
В работе также можно использовать так называемую «методику изобразительно-имитационных» занятий, которая рассчитана на игровые, ролевые возможности воспитательного процесса. В полном соответствии с логикой этапов создания и выпуска в свет реальных произведений медиакультуры (после работы над минисценариями и «монтажно-тонировочного периода») аудитория подходит к фазе, когда готовые медиатексты надо рекламировать, «продавать» на «рынке», «прокатывать» и т. д.
«Этим целям и подчиняются конкретные творческие задания, развивающие воображение, фантазию, ассоциативное мышление, невербальное восприятие школьников:
создание рекламных афиш
медиатекста
с помощью фотоколлажа с
дорисовками, либо основанных на оригинальных собственных рисунках;
создание рисунков и коллажей на тему российских и зарубежных
произведений
медиакультуры;
создание рисованных «комиксов» по мотивам тех или иных
медиатекстов
, рассчитанных на определенную возрастную аудиторию.
» [
17,
115]
После выполнения вышеупомянутых творческих заданий проводится конкурс афиш, коллажей, рисунков, комиксов – обсуждаются их достоинства и недостатки, авторы творческих работ имеют возможность публичной защиты своих произведений, отвечают на вопросы педагога и аудитории и т. д.
Медиатехнологии в эстетическом воспитании учащихся нацелены на развитие восприятия системы звукозрительных образов, эстетического чувства, эстетического вкуса школьников в результате познавательной и творческой деятельности, самостоятельности эстетических суждений, оценок. Для этого медиапедагоги предлагают знакомить школьников с понятиями «содержание и форма», «герой», «автор», «композиция», «драматический конфликт», «тема», «фабула и сюжет»; с особенностью синтетической природы художественного образа в экранных искусствах; с законами монтажного мышления (линейное повествование, ассоциативное повествование, полифоническое повествование).
В процессе эстетического воспитания детей можно использовать различные медиаматериалы на занятиях музыкальных, хореографических, вокальных кружков и хобби-классов, саундтреки, видеоклипы, осуществлять съемку собственных видеоклипов о репетициях, выступлениях, концертах, караоки, компьютерные аранжировки и др.
Большим потенциалом обладает использование разнообразных медиатекстов на занятиях искусствоведческих кружков в школах и в учреждениях дополнительного образования (видеофильмы о художниках, скульпторах, архитектурных ансамблях, Интернет-путешествие по музеям мира), а также создание детьми собственных видеофильмов о художниках, памятных местах, артефактах в процессе экскурсий в музеи, картинные галереи, на выставки и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка.
Средства массовой информации занимают огромное место в жизни отдельного человека и общества в целом. Телевидение, радио, печать, Интернет стали основными источниками информации, формирующими внутренний мир человека. Если всего столетие назад внутренний мир людей формировался на основе их личного общения, профессиональной деятельности, путешествий, то сегодня совсем не нужно быть очень активным человеком, чтобы узнать новости с другой стороны планеты, незачем выходить из дома для общения с людьми.
Процесс воспитания современных школьников представляет собой специально организованную деятельность, направленную на формирование определённых качеств человека под влиянием разнообразных факторов социальной жизни.
Особое беспокойство вызывает факт воздействия современных средств массовой информации на молодое поколение. То, что оно, это воздействие, сегодня во многом негативно, уже не оспаривает никто. Это подтверждается и существующими исследованиями и в целом ситуацией в обществе. Волна насилия, захлестнувшая общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров, снижение порога чувствительности - все это не в последнюю очередь обусловлено современным состоянием средств массовой коммуникации.
Социальные, нравственные качества молодёжи формируются по образу и подобию всего того, что они слышат и видят, сознают и переживают, погружаясь в конкретную социально-культурную среду. Поэтому одной из острых проблем в России является эстетическое воспитание подростков на фоне интенсивного развития средств массовой информации, которые, к нашему общему сожалению, не всегда представляют человеку лучшие образцы массовой культуры.
Ведущую позицию в развитие личности подростка занимают телевидение и современные компьютерные технологии. Поступающая с экранов информация представлена разнообразным спектром развлекательных и телевизионных передач, а так же проектов, телесериалов, кинофильмов всех имеющихся в современной киноиндустрии жанров.
Информационные потребности и тематические интересы подростков зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально - психологических факторов: таких, как популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц и явлений.
Педагоги и психологи нашей страны отмечают наличие воспитательного потенциала телепродукции, представляющего систему ценностных отношений с различными объектами и явлениями мира, такими как, человек, родина, природа, труд, семья, познание, любовь и соответствие их общечеловеческим ценностям, а так же характер и сила эмоционального воздействия на зрителей.
СМИ в условиях рынка утратили свои некогда важнейшие функции воспитания человека, формирования личности, просвещения. Сегодняшние СМИ - это бизнес, главная цель которого, извлечение прибыли. На пути к достижению этой цели используются все средства, позволяющие привлечь массовую аудиторию. Не поднимать человека в его лучших проявлениях, а удовлетворять его сиюминутные запросы, не гражданский институт, а сфера услуг - таким образом, сместился центр тяжести.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бондаревская
Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. –
Ростов
- на-Дону: Феникс, 2009. - 352 с.
Бочарская И.А. Развитие
медиакультуры
старшеклассников средствами информационно-просветительских и игровых технологий:
автореферат
диссертации.канд
.пед.наук
, Москва, 2013. 23 с.
Вишневецкая
Г. В. Способы формирования
медиакультуры
учащихся на уроках литературы в средней общеобразовательной школе. [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 3. С. 2701–2705. URL:
http://e-koncept.ru/2013/53543.htm
.
Возчиков В. А. Философия образования и
медиакультура
информационного общества
[Электронный ресурс] / В. А. Возчиков. Режим доступа:
http
://
www
.
dslib
.
net
/
soc
-
filosofia
/
filosofija
-
obrazovanija
-
i
-
mediakultura
-
informacionnogo
-
obwestva
.
Герасимов, С. А. Система эстетического воспитания школьников / С. А. Герасимов. – М.: Знание, 1983.
Елисеев А.
В.
Медиакультура
и
медиаобразование в современном обществе. [Электронный ресурс].
URL:
http://edu.of.ru/attach/17/40063.doc. 2010
.
Кириллова Н. Б.
Медиакультура
и основы
медиаменеджмента
. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. 184 с.
Кириллова Н. Б. Что такое
медиакультура
? //
ТелеЦЕНТР
. 2005. №4(12). С.19-21.
Кириллова Н.Б.
Медиакультура
: теория, история, практика. - М.: Академический проект, 2009. - 496 с.
Кон И.С. Психология юношеской возраста (проблемы формирования личности). - М.: Просвещение, 1979. - 175 с
Крюкова Н.А.
Медиакультура
и ее роль в современном информационном
обществе./
/ Омский научный вестник. 2013. Выпуск
No
5 (122). С.226 –228
Кузьмина М.В. Формирование
медиакультуры
учащихся в процессе создания ими образовательных видеоматериалов: автореферат
диссертации.канд
.пед.наук
, Москва, 2014. 26 с.
Культурология. XX век: энциклопедия: в 2-х т. Т. I. СПб.: Университет. книга, 1998. 447 с
Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников /Б. Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 1992.
Лотман Ю. Н. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство, 1994. 390 с.
Общая психология / под ред. В. В. Богословского и др. – М.: Просвещение,1981. – 383 с.
Рыжих Н. П. Использование медиаобразования в воспитании детей. Под редакцией А. В. Федорова. Таганрог.
Издательство ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова» 2011. 232 с.
Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория, методика. –
Ростов
на
Дону
:
Изд
во
ЦВВР, 2001.–708 с.
Федоров А.В. Развитие
медиакомпетентности
и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 c.
Фельдштейн
Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. - М.: Инфра-М, 2011. - 432 с.
Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. – М.:
Изд
во
Академии педагогических наук СССР, 1990.–65 с
Юдина, Е. Н. Медиапространство как культурная и социальная система /Е. Н. Юдина. – М.: Прометей, 2005. – 160 с.