Статья МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Автор: Горькова Анна Игоревна

Автор: Горькова Анна Игоревна
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Автор: Горькова Анна Игоревна

межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Горькова Анна Игоревна

студентка 4-го курса группы 521251з

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого»

(ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого»)

, направление обучения «Специальное(дефектологическое) образование», профиль «Дошкольная дефектология»

 

Аннотация. В данной статье рассмотренны особенности межличностного общения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Рассмотренны различные причины нарушения общения при различных видах (дезонотогенеза) ЗПР. Представленны основные направления для развития общения детей с ЗПР.

Abstract. In this article features of interpersonal communication of children with [delayed mental development (DMD)/ psychological development delay (PDD)/ mental retardation] are considered, reviewed diferent types of mental dysontogeny with various causes of impairment of communication skills. Here are presented the main directions for development of communication of children with DMD.

 

Ключевые слова: межличностное общение, дети с ЗПР, развитие общения, совместная работа.

Keywords: interpersonal communication, children with DMD, communication development, collaboration

 

В современном мире проблеме задержки психического развития посвящено множество исследований. Термин «Задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой в 1959 году. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают замедленный темп созревания тех или иных функций психики человека, по сравнению с принятыми возрастными нормами.

У детей с ЗПР все психические функции развиваются медленней. Общение – одна из важнейших психических функций, его определяют, как особый вид деятельности, при которой удовлетворяется потребности в коммуникациях. Оно служит источником развития человека, его духовной жизни и социальных возможностей. В общении человек способен понять себя и дифференцировать эмоции – радость, восхищение, грусть, недовольство. Часто дети не имеют примера построения речевых конструкций, что вызывает сложности при формировании спонтанной и диалоговой речи – это, в итоге, приводит к недоразвитию связанной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР. В случае нарушения фонематического слуха возникают проблемы во время обучения в общеобразовательных учреждениях. Взаимосвязанными являются уровень сформированности речи и уровень мышления человека.

У детей с ЗПР речь, как и другие психические процессы формируется в замедленном темпе, также отсутствует самостоятельность в речевом творчестве, наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, бедность словарного запаса, в речи преобладают имена существительные, понижена речевая активность.

Дети с ЗПР испытывают трудности при налаживании межличностных отношений, это связано с тем, что усвоенные речевые средства не применяются ребенком для удовлетворения потребности в общении, не зависимо от развития словарного запаса [3]. Ребёнок с ЗПР имеет низкий уровень потребности в общении, а основным мотивом общения ребёнка с ЗПР является удовлетворение физиологических потребностей. В возрасте 5-7 лет, когда дети с нормативным развитием с большим желанием играют и за счёт этого реализуют совместную деятельность с окружающими людьми, дети с ЗПР не испытывают потребности социального взаимодействия; это может привести к тому, что ребёнок, к младшему школьному возрасту, или овладевает средствами речевого общения на низком уровне, или не овладевает вовсе.

Общение детей дошкольного возраста с ЗПР характеризуется низким уровнем речевой активности [2]. Они могут редко и робко проявлять инициативу в общении – это объясняется тем, что у них снижен познавательный интерес. У детей с ЗПР наблюдается гендерность в общении, из-за чего снижается круг общения. По причине высокой пресыщаемости детей с ЗПР длительность установленного межличностного контакта длится от 5 до 7 минут.

В зависимости от характера происхождения нарушения сложности могут возникать из-за: у детей с ЗПР конституционального вида – поверхностности представлений об окружающим мире, легкой внушаемости, нарушением эмоционально-волевой сферы и др. Самостоятельно общение формируется на низком уровне, что вызывает трудности в дальнейшем обучении [6]. У детей с ЗПР соматогенного происхождения трудности в формировании речи и общения возникают в связи с частыми заболеваниями, которые вызывают слабость, вялость, недомогание в организме ребенка как в физическом, так и в психическом плане. Таким детям свойственно бояться, стесняться, быть неуверенному в себе, что приводит к неуверенному общению, снижению количественного показателя в общении. Дети с ЗПР психогенного характера имеют сложности при развитии межличностных отношений связанные с расстройством психического состояния ребенка, вызванное психотравмирующими факторами в окружающей среде, такие как гипоопека, гиперопека, авторитарное воспитание, семейное неблагополучие [5]. Из-за нарушения психического равновесия у детей снижается познавательный интерес, интерес в общении со взрослыми, так как чувствует в этом опасность, что приводит к снижению уровня развития речи и мышления. Дети, имеющие ЗПР церебрально-органического происхождения, имеют самые тяжелые проявления в недоразвитии межличностного общения [7]. Стойкие нарушения в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности, вызванные токсикозами матери во время беременности, инфекционными заболеваниями, травмами, приводят к снижению интереса ребенка к окружающему миру.

И так, общие характеристики трудностей детей с ЗПР в общении заключаются в неумении детей выстраивать дружественные отношения, неумении задавать вопроса взрослым, неумении адекватно оценить ситуацию и принять верное решение, в следствии чего возникают сложности при выполнении совместной работы. При возникновении конфликтной ситуации, например, одна игрушка у двоих, дети либо избегают общения, уходят от решения данной проблемы, либо решают ее путем агрессии, реже самоагрессии.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x