МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Автор: Усач Ирина Ивановна

Какие бы не совершались реформы в образовании, урок был и остаётся главной формой обучения. И как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса - учитель и ученик.

 «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию…» (проект ФГОС обучающихся с ОВЗ)

Решению проблемы развивающего обучения современных школьников способствуют межпредметные связи. Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе.

Термин «межпредметная» означает, что сформулированная учебная проблема охватывает содержание ряда учебных предметов и предполагает его использование в процессе ее решения.

Межпредметный урок – эта форма занятий, которая применяется на всех ступенях обучения. Его особенности: изучаемый учебный материал иллюстрируется сведениями из других предметов, обеспечивая при этом синхронность обучения по пересекающимся линиям (темам) нескольких предметов. Межпредметный урок может вести один учитель. Чаще всего эта форма учебных занятий используется на I, II ступенях обучения.

Предметы естественно-политехнического цикла дают учащимся знания о живой и неживой природе, о материальном единстве мира, о природных ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека. Общие учебно-воспитательные задачи этих предметов направлены на всестороннее гармоничное развитие личности. Изучение всех предметов естественно-политехнического цикла тесно связано с математикой.  Она дает учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных предметов.

Для решения этих общих задач является осуществление и развитие межпредметных связей предметов, согласованной работы учителей-предметников.

Для осуществления межпредметных связей необходимо:
1) включение определённого комплекса знаний и умений из разных учебных предметов;
2)осуществление совокупности видов межпредметных связей;
3) решение в комплексе задач образования, развития и воспитания учащихся с помощью межпредметных проблем.

Современный учитель должен уметь творчески осуществлять межпредметные связи на уроках и во внеклассной работе, для этого ему необходимо владеть теоретическими вопросами и осознанно применять методические рекомендации, находя новые пути использования межпредметных связей в обучении с учетом новых программ и требований реформы школы.

На уроке математики   при решении задач на движение помогают  знания по географии и физики, а при решении уравнений – учащиеся расширяют свои  знания по биологии; полученные на уроках математики и биологии знания  учащиеся применяют  по теме  «Световые явления» на уроке физики; чтобы найти нужное соотношение продуктов в кулинарии на уроке технологии также ребята решают простые математические задачи, при закреплении знаний и умений на уроке математике  по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» ученики  расширяют кругозор знаний  по зоологии и биологии.

На уроках учителя могут организовывать  работу в парах, коллективные и групповые, индивидуальные и самостоятельные  виды работ. Такие виды работ обеспечивают межличностное общение в учебном процессе, повышают мотивацию путём включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении.

В образовании обучающихся с ОВЗ особое значение должно придаваться развитию их жизненной компетенции. Соотношение компонентов «жизненной компетенции» и «академического» отражает степень активности и независимости жизни, к которой мы готовим обучающегося с ОВЗ, исходя из представлений о его возможностях и ограничениях (проект ФГОС обучающихся с ОВЗ).

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x