«Мелкая моторика рук и ее влияние на развитие речи». | Хасанова Галия Хакимьяновна. Работа №232459
Автор: Хасанова Галия Хакимьяновна
Значение развития мелкой моторики ребенка и правила проведения игр и упражнений для развития мелкой моторики и речи
«Мелкая моторика рук и ее влияние на развитие речи».
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.
Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.
Ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", – заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", – писал Кант.
В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры и упражнения.
Пальчиковая гимнастика
(театр на руке, теневой театр, игры с пальцами)
.
Использование различных приспособлений
(массажные мячики, валики, ёжики, скалочки, семена)
.
Игры с мелкими предметами
(косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки)
.
Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
Игры с нитками
(наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение)
.
Работа с бумагой
(складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров)
.
Работа с карандашом
(обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант)
.
Игры в сухом бассейне, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:
Нахождение заданных предметов,
Угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
Использование методики Су
Джок
(работа с различными семенами)
:
Сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.
Проводить занятия, упражнения регулярно, учитывать индивидуальные особенности ребенка; игры и упражнения для развития мелкой моторики (пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков).
При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать определенным правилам:
1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).
3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.
4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.
9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.